Технологическая карта преподавателя
Технологическая карта дисциплины первого этапа учебной практики «Процесс обучения и воспитания в начальной школе»
Преподаватель (-и) к.п.н., доцент Мурзина Н.П., к.пс.н., доцент Рассказова И.Н., к.пс.н., доцент Ожогова Е.Г., к.п.н., доцент Шилова И.М.
(уч. степень, уч. звание, должность, Ф.И.О)
Уровень / ступень
образования _____ бакалавриат ___________________________________________
С указанием
шифра, названия Психолого-педагогическое образование ________________________
Направления
И профиля,
магистерской программы _ Психология и педагогика начального образования
Наименование
дисциплины / курса Учебная практика «Процесс обучения в начальной школе» _______
Количество зачетных
единиц / кредитов ___12_______
№
| Коды компетенций, формируемых элементами курса
| Виды учебной
деятельности студентов
| Продукт текущей аттестации
| Баллы
(макси-мум)
| Сроки сдачи
|
Текущая аттестация первого этапа
|
| ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5,ППК 4
| Установочная конференция
| Своевременное распределение по ОУ и получение пакета методических материалов для практики.
Составление плана практики.
|
| 1 неделя до практики
|
|
| Изучение учебно-методической документации (РУП по предмету, контрольно-измерительные материалы, система оценки и контроля).
| Анализ по алгоритму РУП по предмету, контрольно-измерительных материалов, технологической карты или сценарий урока
|
| В течение практики
|
3.
|
| Наблюдение и педагогический анализ уроков учителя, за формированием УУД на уроке, оценкой предметных результатов
| Аналитический материал, карта наблюдения
|
| В течение практики
|
| | Психолого-педагогическая диагностика сформированности учебной деятельности (УД) у младшего школьника, аналитический материал по результатам диагностики УД, наблюдений на уроке за формированием других УУД (коммуникативных, познавательных, личностных)
| Таблица с результатами диагностики учебной деятельности (УД), выводы об уровне сформированности компонентов УД, таблица анализа эффективности технологий формирования УУД на уроке, общий вывод о деятельности учителя по формированию УУД, реализации деятельностного подхода
|
| |
|
| Подготовка отчетной документации по практике.
|
Отчетная документация
|
| 1-я неделя после
практики
|
|
| Выступление на итоговой конференции по результатам первого этапа
| Выступление и презентация
|
| 1-я неделя после
практики
|
Всего в ходе текущей аттестации по первому этапу:
|
|
|
Текущая аттестация второго этапа
|
| ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5,
| Наблюдение за процессом проведения педагогом одного воспитательного мероприятия
| аналитический материал
|
| В течение практики
|
|
| Разработка программы м проведение психологического исследования какого-либо психологического явления на основе разработанной программы, обработка, описание, анализ результатов
| Аналитический материал в соответствии с требованиями
|
| В течение практики
|
|
| Проведение анкетирования педагогов начальной школы
|
|
| Последняя неделя
|
|
| Подготовка отчетной документации по практике.
| Отчетная документация
|
| 1-я неделя после
практики
|
|
| Выступление на итоговой конференции по результатам второго этапа
| Выступление и презентация
|
| 1-я неделя после
практики
|
| Всего в ходе текущей аттестации по второму этапу:
|
|
|
Премиальные баллы
|
|
| Участие в методическом объединении учителей начальных классов, педагогическом совете
|
|
| В течение учебной практики
|
|
| Участие в мероприятиях кафедры, факультета
|
|
| В течение
учебной практики
|
|
| Проведение анкетирования педагогов начальной школы
|
|
| |
Всего премиальных баллов:
| (10)
|
|
Промежуточная аттестация
|
Зачет по накопительной системе
|
|
|
Итого по дисциплине:
|
|
|
Карта баз практик
№
| Место проведения практики (маршруты практики)
| Реквизиты и сроки действия договоров (номер, сроки действия; организация, с которой заключён договор)
|
1.
| По Договорам индивидуального прохождения практики
|
|
2.
|
|
3.
|
|
Методические рекомендации (материалы) для студента. Методическое сопровождение и обеспечение практики
Задание 1. Подготовка индивидуального плана выполнения программы практики
Определить виды деятельности в соответствии с технологической картой и сроки выполнения по схеме:
Виды деятельности
| Сроки выполнения
| Отметка о
выполнении
руководителя практики
|
Задание 2. Изучение и анализ учебно-методической документации (РУП по предмету(1 на выбор), включая тематический план и систему оценки образовательных результатов, конспекты уроков по предмету).
При выполнении данного задания студенту необходимо основываться на приведенный ниже алгоритм:
Алгоритм анализа учебно-методической документации
1. Проанализируйте особенности учебного процесса в данном классе
(реализуемая образовательная программа; УМК; применяемые технологии обучения, их направленность на формирование УУД у младших школьников, технологии контроля и оценки образовательных результатов).
2. Определите вид документа, который анализируете (РУП по предмету (1 на
выбор), включая тематический план и систему оценки предметных результатов), соответствуют ли документы требованиям ФГОС, структура, компоненты, полнота описания, выдержана последовательность, если нет, то что не соответствует, что необходимо учителю корректировать:
Анализ РУПов по предметам начальной школы по структуре программы:
• титульный лист;
• пояснительная записка;
• общая характеристика учебного предмета;
• описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
• описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
• личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
• содержание учебного предмета, курса;
• тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся (выбирается один из вариантов, предложенных в Примерных программах начального общего образования);
• описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
3. Опишите систему оценки учителя: текущая оценка и контроль – методы и
формы; промежуточная и итоговая - методы и формы; приемы работы по формированию самооценки обучающихся, комплексная оценка.
4. Опишите как учитель ежедневно составляет планы уроков по предмету (1 на
выбор).
Задание 3. Наблюдение и педагогический анализ уроков учителя
Выполняя данное задание, студенту необходимо опираться на предложенную ниже карту, перед таблицей написать, как была сформулирована тема и цели(планируемые результаты), определены ли педагогические задачи, затем провести анализ в карте и написать комментарии по каждому параметру, внизу под таблицей сделать вывод о реализации учителем деятельностного подхода или его отсутствии, выбранные баллы выделить:
Карта оценки урока
(адаптированная схема Миронова А. В.)
| Параметры оценки
| Критерии оценки
| Баллы
| Комментарии
|
| Тема урока
| Соответствует ли рабочей программе
|
|
|
| Обозначение целей
урока (планируемые результаты для учеников)
| Обозначены лишь предметные знания
|
|
|
Отражены или предметные знания и умения, или отражены универсальные учебные действия
|
|
|
Отражены и предметные знания, умения, и универсальные учебные действия
|
|
|
| Обозначение педагогических задач
| Не обозначены педагогические задачи
|
|
|
Обозначены для формирования предметных результатов
|
|
|
Обозначены и для формирования предметных знаний, умений, и для - универсальные учебные действия
|
|
|
| Формулирование целей урока
| Момент целеполагания не зафиксирован
|
|
|
Целеполагание осуществляется только учителем
|
|
|
В определении учебной цели принимают участие школьники (показано, как это делается)
|
|
|
| Оценка достигнутых
результатов в конце урока
| Оценка достигнутых школьниками результатов не осуществляется ни в какой форме
|
|
|
Оценка результатов осуществляется только учителем
|
|
|
Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и самими школьниками (самооценка); показано, как это делать
|
|
|
| Структурированность
урока
| Этапы урока не обозначены
|
|
|
Этапы урока обозначены, но не отражают реализацию технологий деятельностного подхода
|
|
|
Этапы урока обозначены и отражают реализацию технологий деятельностного подхода
|
|
|
| Постановка учебной
задачи (проблемы)
| Учебная задача (проблема) не обозначена
|
|
|
Учебная задача (проблема) обозначена, но не показано, как она будет решаться
|
|
|
Учебная задача (проблема) обозначена; показано, как она будет решаться
|
|
|
| Дифференцирован-
ный
подход
| Дифференцированный подход не обозначен либо обозначен, но не показано, как будет осуществляться
|
|
|
Представлены задания (приёмы, формы работы) для разных групп учащихся
|
|
|
| Развитие информациионных умений
| Задания на развитие информационных умений отсутствуют или представлена только работа с учебником
|
|
|
Представлены задания на самостоятельный поиск (кроме информации из учебника) и (или) обработку информации
|
|
|
| Развитие
коммуникативных
умений
| Формирование коммуникативных умений не отражено
|
|
|
Отражены задания, предполагающие работу в парах, группах, вовлечение школьников в коллективное обсуждение рассматриваемых вопросов (диспут) и т.п.
|
|
|
| Знаково-
символическое
моделирование
| Знаково-символическое моделирование отсутствует или используется только самим учителем
|
|
|
Моделирование осуществляется с участием учащихся
|
|
|
| Использование
приёма
«классификация»
| Не отражено или используется только учителем
|
|
|
К использованию приёма привлекаются школьники
|
|
|
| Осуществление
межпредметных
связей
| Реализация межпредметных связей не предусмотрена
|
|
|
Реализация межпредметных связей предусмотрена, показано, с какой дисциплиной и как она будет осуществляться
|
|
|
| Использование
дополнительных
приёмов
мотивирования
учеников
| Дополнительные приёмы повышения мотивации не использовались или использовались приёмы, носящие «внешний», «развлекательный» характер (загадки, ребусы и т.п.)
|
|
|
Использовались приёмы, действительно способствующие освоению изучаемого материала (создание ситуаций успеха, формулирование проблемы, затруднения, выдвижение гипотез, дифференцированное оценивание, постановка опытов, связь с практикой и пр.)
|
|
|
Общие выводы:
1.Написать тему урока, соответствует ли она в тематическом плане РУП.
2. Цель сформулирована, как планируемые результаты, соответствует теме урока или нет.
3.Учащиеся продемонстрировали на уроке планируемые результаты, включая УУД.
4.Насколько удачно были определены учителем педагогические задачи для достижения планируемых результатов?
5.Технология, методы и приемы обучения способствовали достижению планируемых результатов, включая УУД. Какие виды УУД младших школьников формировались (по ФГОС начального общего образования), какие технологии, использовал для этого учитель на уроке. Какие информационные ресурсы и ИКТ использовал учитель, насколько эффективно?
6. Наблюдали ли взаимодействие на уроке: между учителем и учениками, между самими учениками. Насколько оно было эффективным?
7. Как осуществлялся процесс целеполагания, планирования достижения цели урока, самоконтроль и самооценка планируемых результатов вконце выполнения заданий и в конце урока.
8. Какие технологии оценки образовательных результатов были использованы в процессе урока?
9.Как учитель реагировал на неожиданные учебные ситуации, был ли гибким или старался, прежде всего, реализовать план урока?
10. Какие рекомендации можно предложить учителю?
Воспользуйтесь поиском по сайту: