Лекция № 2. Центростремительные тенденции в мировой политике.
Лекция № 2. Центростремительные тенденции в мировой политике. 1. Интеграционные процессы Для второй половины XX в. была характерна тенденция к росту экономической и политической интеграции. Она проявлялась прежде всего в образовании множества международных межгосударственных и неправительственных организаций. Если до Второй мировой войны в мире их насчитывалось несколько десятков, то в настоящее время число организаций первого типа составляет уже несколько сотен, а второго – около 2, 5 тыс. В течение непродолжительного периода после окончания Второй мировой войны были созданы ООН, НАТО, ГАТТ, МВФ, Мировой банк, заложены основы Европейского союза и ОЭСР, ныне прекратившие существование СЭВ и Варшавский пакт. Важную роль в современном мире играют группы государств, всемирные и региональные организации, Европейский союз (ЕС), Организация американских государств (ОАГ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др. Начался процесс формирования Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), включающей США, Канаду, Мексику. В 1989 г. организован Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АПЕК). Успешно действуют Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатский банк развития (АзБР) и другие союзы и объединения. Число таких организаций постоянно растет, функции существующих организаций расширяются. Все большие масштабы приобретает транснациональное сотрудничество политических партий разных стран. Руководители партий сходной идеологической ориентации предпринимают усилия по их консолидации и координации на международном уровне, придания партиям наднационального характера. Об этом свидетельствует, например, то, что еще в 1961 г. был основан Всемирный христианско-демократический союз, в состав которого вошли центристские партии разных стран. В 1983 г. создан Международный демократический союз, объединяющий консервативные партии Западной Европы, республиканскую партию США, либерально-демократическую партию Японии, а также австралийских консерваторов.
Важным фактором современной мировой политики стали также ежегодные совещания так называемой «Большой семерки» – глав семи наиболее индустриально-развитых стран – США, ФРГ, Франции, Великобритании, Японии, Италии и Канады – по важнейшим экономическим и внешнеполитическим вопросам. Главное внимание на совещаниях «семерки», как правило, уделяется решению таких вопросов, как обеспечение экономического роста, сглаживание несбалансированности внешнеэкономических связей, инфляции, безработицы и т. д. Немаловажное значение имеют также военно-стратегические и внешнеполитические вопросы и т. д. Наиболее успешно интеграционные процессы шли в Европе. Уже в марте 1948 г. был заключен так называемый Брюссельский пакт Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга («Западный союз») – договор о сотрудничестве в военной, экономической, политической и культурной сферах. В мае того же года прошел Гаагский конгресс движений за объединение Европы. В 1949 г. произошло образование Европейского совета, призванного способствовать защите прав человека, парламентской демократии и главенства закона на Европейском континенте, развитию договорных отношений между странами Европы, содействовать становлению «общеевропейского сознания». Впоследствии Великобритания на длительное время отдалилась от процесса европейской интеграции, но в него активно включилась ФРГ. Политическая направленность западноевропейской интеграции сменилась приоритетом экономических связей. В апреле 1951 г. по инициативе французского министра иностранных дел Шумана было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), объединившее Францию, ФРГ, Италию и страны Бенилюкса. ЕОУС сформировало общий рынок сырья и продукции этой стратегической отрасли. В рамках этой организации произошла апробация наднационального механизма управления. В 1957 г. «шестерка» заключила Римские соглашения о создании на базе ЕОУС Европейского экономического сообщества, ориентированного на интеграцию всей экономической системы стран-участниц. В рамках ЕЭС сформировались наднациональные институты – Совет (на уровне министров – как высший орган по координации с правом вето любого участника), Комиссия (основной исполнительный орган), Ассамблея (консультативный орган, формируемый на представительной основе и названный впоследствии Европарламентом), Суд (высший арбитражный орган).
Первоначально в рамках ЕЭС полностью сохранялся политический суверенитет стран-участниц, а главным направлением интеграции стало постепенное снятие таможенных пошлин, унификация финансового законодательства, проведение единой аграрной политики. Эти задачи в целом были выполнены к 1968 г. С конца 60-х гг. начинается второй этап западноевропейского интеграционного процесса. По инициативе французского президента Ж. Помпиду Гаагское совещание лидеров «шестерки» выдвинуло в 1969 г. программу «завершения, углубления и расширения» интеграции. В рамках этого решения в 1972 г. было осуществлено расширение ЕЭС. В состав этого сообщества вошли Великобритания, Ирландия, Дания. Впоследствии в ЕЭС вошли Испания, Португалия, Греция. С 1 января 1995 г. к ним присоединились Австрия, Швеция и Финляндия. С начала 70-х гг. разрабатывались и программы создания валютного союза, тесной политической интеграции стран ЕЭС. Экономический кризис 1974 г. и последовавшая за ним глубокая трансформация всего экономического и технологического механизма стран Запада заставили отказаться от форсирования интеграции. Тем не менее в 70-х гг. удалось добиться укрепления основ сельскохозяйственной политики ЕЭС (программа «Зеленая Европа»), ввести единую европейскую расчетную единицу – ЭКЮ и практику координации колебания курсов национальных валют («валютная змея»). На рубеже 70–80-х гг. значительно расширилось технологическое сотрудничество стран ЕЭС. Реализация программ ФАСТ (в области прогнозирования технического развития), ЭСПРИТ (в области информационных систем), «Эврика» (по комплексной интеграции технологического развития основных отраслей экономики) позволила превратить Западную Европу в один из ведущих мировых центров инновационного развития экономики.
В сфере политической интеграции с конца 70-х гг. также произошли важные изменения. Значительно выросла роль Совета ЕЭС, участие в работе которого чаще стали принимать главы правительств и государств сообщества. С 1978 г. начали проводиться прямые выборы в Европарламент, повысившие статус и этого наднационального института. Эти меры позволили перейти в первой половине 80-х гг. к разработке планов принципиально нового этапа интеграции – создания Европейского союза. Сложность и неоднозначность последствий предстоявшей масштабной перестройки сообщества потребовала большой предварительной работы. Лишь в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. Европейский союз стал реальностью. Основная цель Маастрихтских соглашений – создание единого экономического, социального, правового, информационного и культурного пространства. Уже с 1 января 1993 г. 350 млн европейцев, проживающих на территории стран ЕС, получили право свободного передвижения. Сформировался единый рынок капиталов, товаров и услуг. Правительства приступили к поэтапной унификации законодательства. Было запланировано полное объединение в будущем валютных систем, создание единого института гражданства Евросоюза, проведение мер по укреплению системы безопасности и дальнейшему военно-политическому сближению европейских стран. Маастрихт определил магистральное направление в развитии европейского общества на последующие годы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|