2. Деятельность Организации Объединенных Наций
2. Деятельность Организации Объединенных Наций Для расширения и укрепления международного сотрудничества большую роль сыграла ООН, ставшая одним из центральных элементов созданной после Второй мировой войны международной системы. Уже в разгар войны возник вопрос о создании международной организации, которая заменила бы Лигу Наций и занималась бы обеспечением мира и международной безопасности в послевоенный период. Этот вопрос получил окончательное решение на конференции в Сан-Франциско, состоявшейся в апреле 1945 г. На ней было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН) и ее Устав. На протяжении всего послевоенного периода создавались все новые специализированные подразделения, которые довольно успешно действовали в различных сферах международной жизни. В 1948 г. была создана специальная организация ООН – ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития культуры и науки. В 1972 г. создана еще одна специальная организация ООН – ЮНЕП, в задачу которой входит разработка и осуществление мер по сохранению среды обитания. Важную роль играют международные организации в решении проблем сырья и энергетики. Среди них особое место занимает Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), призванное предотвратить распространение ядерного оружия и сохранить развитие атомной энергии в мирных целях. Благодаря усилиям ООН одним из основополагающих аспектов международной политики в современном мире стала защита прав человека. Разумеется, сама концепция защиты прав человека отнюдь не нова. В той или иной форме ее реализации добивались многие социальные и политические движения и организации на протяжении всего XX столетия. Эта борьба нашла свое логическое воплощение во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Но все же в силу комплекса причин эпицентром политической борьбы проблема прав человека стала в последние десятилетия XX в. Значительное внимание ООН уделяет решению экономических проблем развивающихся стран. В 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию и Программу действий по установлению нового международного экономического порядка.
Особенно велика была роль ООН в разрешении и улаживании ряда межгосударственных конфликтов. С 1948 по 1991 г. было проведено 23 операции ООН по поддержанию мира. У генерального секретаря ООН в распоряжении танки, грузовики, спутниковая связь, т. е. такие силы и средства, которым позавидовали бы многие главы государств. Сегодня службы ООН способны развернуть в любом уголке земного шара лагерь в 50 тыс. палаток или накормить 1 млн беженцев. Ее продовольственная программа в состоянии поддержать жизнь населения целых стран. Однако продовольственная помощь слаборазвитым странам в рамках ООН неизмеримо мала по сравнению с объемами и масштабами проблем, которые эта международная организация должна решать. Одной из главных причин, ограничивающих деятельность ООН в этой сфере, являются финансовые трудности. В 90-е гг. усиление миротворческой роли ООН особенно отчетливо проявилось при урегулировании конфликтов в Персидском заливе и Намибии. В 1990 г. Совет Безопасности ООН санкционировал применение многонациональных сил против Ирака, который напал на Кувейт. Намибийский конфликт был разрешен с минимальными осложнениями путем привлечения в процесс переговоров всех конфликтующих сторон. ООН успешно справилась со взятой на себя ответственностью за управление страной в переходный период, сохранение мирной обстановки на всей ее территории, контролем за проведением свободных выборов и выводом иностранных войск из Намибии и Анголы.
Но вместе с тем в Либерии, Сомали, Руанде и других конфликтных зонах ООН продемонстрировала свое бессилие. ООН, как правило, может более или менее эффективно действовать, когда руководство берут на себя великие державы. Но если между ними нет согласия, всякое мероприятие, как правило, кончается неудачей. Нередко крупные военные акции, санкционированные ООН, осуществлялись не под ее командой, а под командой Соединенных Штатов: в Корее (1950–1953), Ираке (1990–1991), Сомали (1992–1993), Югославии (1999). 3. Конец «холодной войны» Вторая половина 80-х – начало 90-х гг. ознаменовались распадом социалистического лагеря и СССР, что, в свою очередь, привело к окончанию «холодной войны» и двухполюсного миропорядка. Невозможно отрицать, что США и Запад в целом вышли победителями в историческом соревновании с СССР. Но вместе с тем было бы не совсем корректно рассуждать о том, что СССР сдался на милость своего противника в результате его военного устрашения. Запад не столько одержал победу, сколько она пришла к нему вследствие того, что Советский Союз, по сути дела, совершил самоубийство. По удачному выражению корреспондента французской газеты «Монд», падение Берлинской стены – это «заочная победа капитализма над коммунизмом». Именно заочная, поскольку неизвестно, сколько еще потребовалось бы сил и ресурсов, если бы руководители самого Советского Союза, встав на путь реформирования, не подписали ему смертный приговор. «Холодная война» пришла к своему естественному концу в условиях, когда устарели породившие ее факторы, радикально изменилась геополитическая ситуация в мире. «Заслугу» в развязывании «холодной войны» разделяли США и СССР. Обе стороны внесли свой вклад и в завершение «холодной войны». Ее окончание превратилось в некотором роде в кульминационный момент тех тенденций в их взаимоотношениях, которые наметились уже с начала 60-х гг. К тому времени со всей очевидностью выявились и те сдвиги в расстановке сил и влияния государств на международной арене, которые неуклонно накапливались в течение 70–80-х гг., в эпоху глубокой трансформации всей экономической и технологической базы общества.
Как и всякая другая историческая эпоха, ядерно-космический век имеет специфические для него закономерности. Их суть состоит в том, что соревнование и противоборство стран и народов сочетаются с объективной тенденцией их растущей взаимозависимости. Научно-технический прогресс привел к качественному изменению самих географических факторов жизни большинства стран и народов планеты. Он внес существенные поправки в традиционное понимание национально-государственной безопасности. Появление наступательных ядерных вооружений и средств их доставки в любую точку земного шара, по сути дела, ликвидировало фактор неуязвимости той или иной страны в силу ее географической удаленности или изолированности горными массивами, акваторией или иными физическими преградами. Атлантический и Тихий океаны перестали играть роль своеобразных гигантских естественных рвов, ограждающих США, да и все Западное полушарие от опасностей военного вторжения со стороны стран Старого света. Тем самым они утратили геополитическую неуязвимость, которая была характерна для них в прежнюю эпоху. Линия фронта в традиционном понимании потеряла свою значимость. Например, если во время Первой и Второй мировой войн для американцев, непосредственно не вовлеченных в военные действия, она проходила где-то в далекой Европе и Азии, то теперь, уже в первые часы или даже минуты после возможного начала войны, обширные внутренние районы Американского континента могут оказаться объектом поражения ядерными боеголовками. Ракетно-ядерное оружие как бы выравнивает силу владеющих им государств, независимо от их удаленности друг от друга, географического положения, численности населения, климатических особенностей и т. д. В современном мире воздушное пространство и космос с военно-политической точки зрения играют не меньшую, если не большую роль, чем суша и море. Кардинально изменяется соотношение между центром и периферией, внутренними районами и побережьем, морскими и континентальными народами или странами. Появляются новые транснациональные формы экономического, технологического, информационного контроля. Сила проникновения современных технологий такова, что они делают несостоятельными почти любые барьеры, заграждения, стены, занавесы, границы.
Основополагающие экономические, национальные или иные интересы всех без исключения народов оказались вплетенными в единый узел с общечеловеческими интересами. Страны и народы уже не могут жить и развиваться без многообразных взаимосвязей, которые пронизывают экономическую, общественно-политическую, культурную сферы. Скажем, такие «традиционные» болезни, как холера, тиф и даже чума, при принятии соответствующих мер можно было локализовать национально-государственными границами, а «чуму XX века» СПИД – нельзя. Радиация, убивающая незаметно, не знает национально-государственных границ или иных преград. Эти и другие феномены настоятельно требовали осознания сущностного единства человечества. Однако характер взаимоотношений между государствами во многом зависит от того, как они видят и воспринимают друг друга. От этого зависят обострение или ослабление международной напряженности, успех или неуспех переговоров об ограничении гонки вооружений и предотвращения войны. В значительной степени гонка вооружений, характерная для послевоенного периода, была обусловлена политическими и идеологическими конфликтами и противоречиями, питающими недоверие и неприязнь народов друг к другу. Поэтому важнейшим условием преодоления военно-политического противоборства и гонки вооружений, перевода отношений между Востоком и Западом на рельсы конструктивного диалога и сотрудничества стало культивирование взаимного доверия между двумя сторонами, демонтаж образа врага, замена языка угроз конфронтации и конфликтов языком компромисса и диалога. В течение всей истории человечества военно-политическая стратегия того или иного государства строилась на идее, согласно которой уровень безопасности государства, его авторитет и влияние прямо пропорциональны количеству и качеству вооружений, которыми оно располагает. Более того, существовала тенденция к героизации и обожествлению войны. Ядерное оружие, особенно в условиях военно-стратегического паритета, эти постулаты перечеркнуло. Войны – результат политических решений для достижения политических целей с помощью вооруженной силы. Раньше на войну смотрели как на вполне рациональное средство политики. Как считал знаменитый прусский военный теоретик XIX в. Клаузевиц, война есть продолжение политики другими средствами. Ракетно-ядерное оружие в определенной степени разорвало связь между политикой и войной, поскольку разумная политика, призванная реализовать на международной арене национальные интересы, не может допустить применения ядерного оружия, способного уничтожить все человечество.
В период «холодной войны» ядерное оружие, выполняя роль эффективного инструмента взаимного сдерживания двух сверхдержав, продемонстрировало ограниченность своих возможностей. Так, сразу после Второй мировой войны, обладая монополией на атомное оружие, США не сумели вынудить Советский Союз изменить его политическую стратегию, в том числе и в сфере внешней политики. Более того, в 1945–1949 гг. наблюдалось беспрецедентное расширение влияния СССР и Китая, а США со своей атомной бомбой не смогли помешать этому. Ядерное оружие оказалось не способно внести какие бы то ни было серьезные коррективы в ход и результаты корейской и вьетнамской войн. В конце 50-х – начале 60-х гг. Франция вынуждена была уйти из Алжира несмотря на то, что к тому времени она уже обладала ядерным оружием. То же самое произошло с США во Вьетнаме. В 1982 г. Аргентина начала войну против Великобритании, игнорируя тот факт, что эта страна обладает ядерным оружием. В афганской войне Советский Союз вел себя так, будто он вообще ничего не знает о ядерном оружии. Оно также не стало гарантией от распада Варшавского пакта и самого Советского Союза. Все это объясняется утверждением своеобразного ядерного табу в отношениях между двумя сверхдержавами и военно-политическими блоками. Уже в 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о запрещении применения ядерного оружия на том основании, что оно чревато неоправданными жертвами среди мирного населения и тем самым противоречит международному праву и общепринятым нормам человечности. Постепенно зрело осознание руководителями как западного, так и восточного блоков возможности и необходимости избежать ядерной войны. Не кто иной, как известный своими воинственными заявлениями президент США Р. Рейган, в своем ежегодном послании конгрессу «О положении страны» 25 января 1984 г. заявил, что «войну нельзя выиграть и она никогда не должна быть развязана». Что касается Советского Союза, то он с самого начала ядерного века, во всяком случае в своих официальных декларациях, выступал за полное его запрещение. Ведь еще Н. С. Хрущев, который предупреждал капиталистов, что «мы вас похороним», был однозначно и категорически против применения ядерного оружия. Он, в частности, заявлял, что, если ядерная война будет развязана, «живые станут завидовать мертвым». Иначе говоря, стало очевидно, что с созданием ядерного оружия речь уже идет не просто о совершенствовании средств ведения войны, не просто об увеличении военной мощи, а о качественно новом факторе, коренным образом меняющем принципы и нормы военного искусства, факторе, способном сделать реальностью легенду об апокалиптическом конце человечества. Поэтому ни один здравомыслящий политический деятель не может вынашивать замыслы, ради которых можно было бы рисковать самим существованием человечества. В этом контексте соперничающие державы являются одновременно партнерами по выживанию, по спасению жизни на земле, а мирное сосуществование, не означая всеобщей и полной гармонии, диктуется императивами выживания человечества. Это не означает, что ядерное оружие вообще не пригодно для решения политических проблем. Сохраняется его политическая значимость как очевидного показателя мощи государства. Оно не отменяет сам принцип использования или угрозы использования силы для достижения политических целей. Но ядерное оружие сузило цели, для достижения которых может быть использована стратегическая мощь. Это прежде всего сдерживание угрозы противника жизненным интересам страны. Отчасти в силу того, что стратегическое ядерное оружие служит именно этой и никакой иной цели, мир воцарился в центре международной политики в течение пяти послевоенных десятилетий, в то время как войны часто бушевали на периферии. По-видимому, ракетный кризис, разразившийся осенью 1962 г. между СССР и США, можно считать поворотным пунктом в истории современного мира. Он способствовал осознанию обеими противоборствующими сторонами возможных катастрофических последствий применения ядерного оружия и необходимости предотвращения всемирной катастрофы. Поэтому со значительной долей уверенности можно сказать, что именно этот кризис положил начало тем процессам, которые стали известны под названием разрядки международной напряженности. Вехой в ходе развития событий в этом направлении стало подписание в августе 1963 г. СССР, США и Великобританией Договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах – в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерных вооружений. К числу 62 государств, первоначально поставивших свои подписи под текстом договора, в дальнейшем присоединились еще несколько десятков стран. Возникла идея создания безъядерных зон, призванных уменьшить возможности возникновения ядерного конфликта и укрепления безопасности входящих в него стран. Одна из важнейших целей создания безъядерных зон состоит в содействии реализации целей Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Такие зоны предусматривают полное и безусловное запрещение ядерного оружия на ее территории. Ядерные государства берут на себя обязательства не передавать странам-участницам зоны ядерного оружия, не помогать им в обзаведении таким оружием и не применять его против этих стран. Еще до заключения данного договора, в 1959 г., район Антарктики был исключен из сферы распространения ядерного оружия и, по сути дела, стал безъядерной зоной. В соответствии с Договором о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (договор Тлателолко) и I и II протоколами к нему 1967 г. Латинская Америка была объявлена безъядерной зоной. В конце 60-х гг. начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений, а затем и советско-западно-германские переговоры о нормализации отношений между двумя государствами. С позиции укрепления международной безопасности в Европе и во всем мире большое значение имели сближение мнений СССР и ФРГ. Это нашло практическое воплощение в заключении между двумя странами в 1970 г. межгосударственного договора, согласно которому Западная Германия отказывалась от реваншистских притязаний на изменение послевоенных границ в Европе. В результате этих изменений стало возможным заключение в 1971 г. четырехстороннего соглашения между СССР, США, Великобританией и Францией по Берлину, а также договоров между ФРГ и ГДР. Особо важное значение имело заключение между Советским Союзом и Соединенными Штатами договора о противоракетной обороне в 1972 г. За ним последовали договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые привели к разрядке напряженности в отношениях между двумя странами. Рубежным событием в процессе укрепления международной безопасности стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое состоялось 30 июля – 1 августа 1975 г. в Хельсинки. В его работе участвовали 35 государств (33 европейских, США и Канада). Заключительный акт, принятый Совещанием, провозгласил нерушимость послевоенных границ в Европе, мирное урегулирование спорных вопросов, уважение основных прав и свобод человека и другие принципы. Кардинальные изменения в системе международных отношений произошли со сменой руководства в СССР в 1985 г. Кульминационным пунктом этой трансформации стала встреча М. С. Горбачева и Дж. Буша на Мальте в 1989 г., на которой де-факто был зафиксирован окончательный конец «холодной войны». Далее события развивались буквально с калейдоскопической быстротой: до конца 1991 г. пала Берлинская стена – этот зримый символ «железного занавеса», разделившего мир на два враждебных лагеря, распались Варшавский пакт, социалистическое содружество, СЭВ, перестал существовать сам Советский Союз, в результате так называемых «бархатных революций» восточноевропейские страны покончили с коммунистическими режимами, объединилась Германия, распалась Югославия и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|