Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Контуры многополярного мира




4. Контуры многополярного мира

Означает ли конец двухполюсности установление единополярного мира во главе с США?

Конец «холодной войны» поставил на повестку дня вопрос о новой конфигурации геополитических сил, призванной заменить биполярную структуру мирового порядка. Поскольку с международно-политической авансцены исчезла одна из двух сверхдержав, то напрашивается вывод о формировании единополярного мирового порядка во главе с другой сверхдержавой – США. Однако нельзя забывать, что в результате происшедших изменений существенно меняются геополитические позиции не только России, но и США. Привычные мерки периода «холодной войны» не подходят к новым условиям. Каждому государству в том числе России и США, также пришлось искать место и роль, соответствующие их новому положению в мировом геополитическом пространстве.

Часть правящих кругов Запада в целом осознают тот факт, что в новых условиях США уже не способны, да им это и не нужно, играть роль единственной сверхдержавы, призванной единолично определять положение вещей в мире. Но для другой части признание этого факта оказалось сопряженным с большими трудностями. Представители этой части политической элиты предпринимают большие усилия по сохранению за США роли единоличного лидера мирового сообщества. В качестве одного из важнейших инструментов реализации подобных устремлений американские руководители избрали НАТО.

НАТО была создана прежде всего как военно-политический союз, образующий один из двух полюсов биполярного мира. С окончанием «холодной войны» и распадом Советского Союза исчезли главные причины создания НАТО. Однако руководители западных стран, прежде всего США, реализуют планы дальнейшего расширения и укрепления этого военно-политического блока, возрастания его роли в обеспечении международной безопасности.

Притязания США на лидирующую роль в мире, увеличение сферы их прямого военно-политического влияния за счет расширения НАТО, жесткая позиция американского руководства в отношениях с международными организациями вызывают большую тревогу правительств тех стран, которые выступают за сбалансированное развитие системы мировой политики и рассматривают подобную позицию как наследие «холодной войны». Однако большое значение «американского фактора» в современной политике определяется еще одним важным обстоятельством. Для многих поколений людей во всех уголках земного шара Америка служила в качестве притягательного маяка, указывающего путь к освобождению от материальных тягот и политической несвободы. Быстрые успехи в освоении громадного Северо-американского континента, стремительное развитие передовой индустрии и сельского хозяйства, невиданное в истории повышение материального благосостояния большинства населения способствовали формированию убеждения в особой ее судьбе, отличной от судеб других стран и народов. Сама мысль о том, что Америка рано или поздно может разделить судьбу прежних великих держав и стать равной среди других наций, для нее была неприемлема.

Как и любая другая идея, американская идея также имеет свои периоды восхождения и апогея (или звездного часа), после прохождения которых она не может не клониться к закату. Таким звездным часом для нее стал период «холодной войны». Поэтому Вашингтону весьма трудно учиться на уроках истории и делать соответствующие выводы, и раздаются голоса, требующие предпринять срочные меры для закрепления за США лидирующих позиций и статуса единственной сверхдержавы в неком единополярном мире. Идеологическую базу под эту позицию подвел известный политолог С. Хантингтон, который писал: «Двадцатый век был американским веком. Двадцать первый век тоже будет американским веком».

Разумеется, для такого соблазна у американцев есть на первый взгляд веские и достаточные основания материального, идеологического, психологического и геополитического характера. Бывший главный противник в лице СССР потерпел крах и пребывает на пепелище истории, а сама Америка, казалось бы, достигла пика своего могущества. Она является самой мощной экономической и военно-политической державой мира, таковой она останется и в обозримом будущем. Однако анализ реального положения показывает, что в современных условиях одна держава, какой бы мощной она ни была, в отдельности не способна руководить сложным, многообразным и наполненным проблемами миром. Существует множество фактов, свидетельствующих о том, что в последние десятилетия уменьшаются возможности США единолично контролировать события в мире. Более того, можно говорить о фактическом исчезновении самого феномена сверхдержавности в традиционном его понимании.

5. Предпосылки многополярного миропорядка

В сложившихся реальностях альтернативой двухполюсного миропорядка не может стать и предлагаемая некоторыми государственными деятелями и теоретиками треугольная конфигурация геополитических сил, опирающаяся на три центра силы – США, Западную Европу и Японию. Экономические или иные противоречия и конфликты между этими центрами индустриального мира нельзя назвать новым явлением. Но с окончанием «холодной войны» они приобретают новое измерение и новое качество. Это вытекает из самой природы формирующегося многополюсного миропорядка. Намечается тенденция к переходу от традиционной для периода «холодной войны» иерархической структуры государств, группировавшихся вокруг двух полюсов в лице США и СССР, к качественно новой конфигурации. В чем же ее суть?

Произошли качественные изменения в отношениях США с их союзниками. Последние постепенно освобождаются от комплекса «младшего брата» по отношению к Америке, которая на протяжении всего послевоенного периода выступала гарантом от действительной, а порой и воображаемой советской угрозы. В момент, когда идеологический и межсистемный конфликт между Востоком и Западом исчерпал себя, во многом ослабла значимость военно-силового и военно-политического факторов определения реального веса и влияния того или иного государства.

Главными показателями мощи, потенциала и величия государства становятся скорее экономические, научные и технологические, нежели военные возможности. Показательно, что в этих сферах Соединенные Штаты нередко проигрывают состязание с наиболее динамично развивающимися индустриальными странами-членами ЕЭС и Японией. Американской идее все в большей степени бросают вызов европейская идея, которая ныне как бы переживает второе рождение, японская и китайская модели, модель новых индустриальных стран («маленькие драконы» Юго-Восточной Азии) и др.

Основой для усиления роли Европы в мировой политике стали успехи интеграционного процесса в этом регионе, а также уверенное наращивание общего экономического и научно-технологического потенциала. Если в 70-е гг., в интеллектуальных кругах Запада был весьма популярен тезис об упадке и закате Европы, американском вызове и т. д., то уже в 1990 г. Европейское сообщество с населением 344, 6 млн человек произвело товаров и услуг на 5, 53 трлн долл., т. е. больше, чем США (5, 47 трлн долл. ). С начала 80-х гг. все увереннее стали говорить о возрождении Европы как особой геополитической и духовной силы, о новой европейской идентичности – общем самосознании европейских народов, о новом европейском динамизме. Это дало основание начать пересмотр прежних отношений с США, перейти от взаимосвязей между «старшим» и «младшими братьями» к отношениям равновеликих партнеров.

Такая «европеизация» политики европейских стран, их стремление к приобретению большей самостоятельности стала очевидной уже с начала 80-х гг., когда наметилось некоторое противостояние стран Европы жесткому курсу американцев в отношении Советского Союза, попытки расширения собственного диалога с ним. С окончанием «холодной войны» эта тенденция усилилась. Европейцы все откровеннее высказывают желание выйти из-под единоначалия Вашингтона. Они выражают готовность нести большую нагрузку и ответственность при урегулировании конфликтов и, соответственно, увеличить свою роль в НАТО и на международной арене. Все более растущая роль в данном контексте отводится Западноевропейскому союзу (ЗЕС), являющемуся военно-политическим альянсом стран Западной Европы. Разрабатываются планы создания автономной командной структуры ЗЕС. При таком развитии событий НАТО может стать не единственной, а одной из двух опор европейской безопасности.

Распад СССР и изменение политической карты Европейского континента привели к превращению Европейского союза в центр тяготения для постсоциалистических стран. Страны Центральной и Восточной Европы в буквальном смысле слова воссоединились с Европой. Сами понятия «Восточная Европа» и «Центральная Европа» снова приобрели свое первоначальное политико-географическое и геополитическое значение. Для народов, переживших крах тоталитарной системы, «единая Европа» стала «градом на холме», на роль которого в течение многих поколений единолично претендовали Соединенные Штаты.

Помимо европейского центра, огромное влияние на судьбы современного мира оказывает Азиатско-Тихоокеанский регион. Еще в конце XIX в. тогдашний государственный секретарь США Дж. Хей сформулировал тезис: «Средиземное море – океан прошлого, Атлантический океан – океан настоящего, Тихий океан – океан будущего».

Восходящая Азия (главным образом Восточная) охватывает громадный треугольник, простирающийся от российского Дальнего Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии на юге и Пакистана на западе. В этом треугольнике проживает примерно половина населения планеты и находятся многие страны – Япония, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур и др., для которых характерны наиболее быстрые темпы развития экономики на протяжении всего XX в. Если в 1960 г. суммарный валовый национальный продукт стран данного региона, за исключением Соединенных Штатов, составлял 7, 8 % от мирового ВНП, то к 1982 г. он удвоился, составив 16, 4 %. К 2000 г. эта цифра достигла 20 % мирового ВНП, что равняется доле США или Европы. Таким образом, Азиатско-Тихоокеанский регион реально превращается в один из главных центров мировой экономической мощи.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе интенсивно разворачивается процесс интеграции. Созданы такие влиятельные организации, как АРЕС – Межправительственная конференция по азиатско-тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (форум, организованный в 1989 г. странами Азии и Северной Америки); РЕСС – Тихоокеанский совет экономического сотрудничества; РВЕС – Экономический совет бассейна Тихого океана, АТЭС (Азиатско-Тихоокеанский экономический совет) и др. Все более растущие вес и влияние приобретает Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – субрегиональная политико-экономическая организация, созданная в 1967 г. В ее состав первоначально входили Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Главными целями этой организации провозглашены развитие экономического, социального, культурного и других видов сотрудничества стран-членов, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. Она сыграла немаловажную роль в социальном и экономическом развитии этих стран, способствовала возрастанию их политического влияния в регионе. В последнее время наметилась тенденция к активизации АСЕАН.

Все отчетливее прослеживается тенденция к оздоровлению политического климата в этом регионе. Имеет место улучшение российско-китайских и китайско-индийских, китайско-вьетнамских отношений, все активнее развертывается диалог между корейскими государствами. Наметилась тенденция к сближению стран АСЕАН с Вьетнамом.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе конец «холодной войны» и распад Советского Союза совпали с усилением веса, влияния и роли Японии и Китая, а также восхождением целого ряда новых индустриальных стран, способных оказывать заметное влияние на политическую ситуацию в регионе. К окончанию «холодной войны» Япония превратилась в экономическую супердержаву, превосходящую любую европейскую страну и способную на равных соперничать в сфере экономики с США. Показательно, что ее заграничные капиталы вскоре превысят отметку в 1 трлн долл., т. е. значительно превосходят аналогичные показатели США.

Вслед за Японией на авансцену выступили новые индустриальные страны, которые претендуют на место на мировых рынках и уже добились впечатляющих успехов. Впечатляющие результаты имеют экономические реформы в Китае, которые заставили говорить об этой стране как о серьезной экономической и политической силе. Китай обладает огромными людскими, природными и экономическими ресурсами, а также технологическим и военно-стратегическим потенциалом, чтобы стать самостоятельным центром силы, способным притянуть к себе целый ряд родственных стран и народов Восточной и Юго-Восточной Азии. В этом качестве Китай уже играет важную роль в формировании облика и контуров всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Идет довольно интенсивный процесс образования так называемого «Большого Китая», включающего собственно Китай, Гонконг, Макао, Тайвань, Сингапур. Их совместный экспортный потенциал превышает японский. Согласно прогнозу Мирового банка, в 2002 г. частный импорт Китая вместе с Гонконгом и Тайванем составит 639 млрд долл. против 521 млрд долл. Японии. Предполагается, что в том же году ВНП Китая с Гонконгом и Тайванем достигнет цифры 9, 8 трлн долл. по сравнению с 9, 7 трлн долл. ВНП США.

Ощутимого прогресса добился Китай также в военной сфере. Вполне вероятно, что Китай в ближайшей перспективе превратится в ядерную сверхдержаву с достаточно мощным экономическим и военным потенциалом, а также практически неограниченными людскими ресурсами. Это позволяет сделать прогноз о том, что Китай может стать не просто еще одним полюсом международного влияния, но и самым крупным полюсом. Сами китайцы отнюдь не скрывают, что они стремятся именно к этой цели, полагая, что XXI в. будет «веком китайской цивилизации».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...