Эллинизм. Архитектура эллинизма
ЭЛЛИНИЗМ Собственно эллинистическим искусством называется искусство Материковой Греции и прилегающих к ней островов Эгейского архипелага, Малой Азии (главным образом Пергамского царства), Родоса, Сирии (западная часть государства Селевкидов) и Египта. При несомненных и очень существенных чертах общности искусство каждой из этих областей отмечено также чертами своеобразия. Это своеобразие определялось особенностями экономического, политического и культурного развития каждого из государств, а также значением местной художественной традиции. Процесс образования отдельных местных художественных школ проходил при наличии теснейших культурных связей между ними, чему способствовали, например, частые переезды художников из одного государства в другое. Сходство социальных условий в сочетании с художественными связями было причиной того, что при всей своей сложности и многогранности культура эллинистического мира отмечена чертами целостности, поскольку она отражала специфические черты определенного периода в развитии античного рабовладельческого общества. АРХИТЕКТУРА ЭЛЛИНИЗМА В эллинистическую эпоху были разработаны принципы парковой архитектуры. Создавались общественные и административные сооружения с обширным внутренним пространством, способные вместить значительное число людей, например, Булевтерий в Милете. Для эллинистического зодчества показательно не только увеличение размеров общественных сооружений, но и существенное изменение самого характера архитектурных решений. Так, например, в строительстве храмов наряду с периптером широкое распространение получил более пышный и торжественный диптер. В связи с общими тенденциями эллинистической архитектуры и появлением новых типов сооружений характер и функции ордера во многом изменились. Если в сооружениях V в. до н. э. двухъярусная колоннада применялась только внутри храмовых целл, то в эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире, - например, святилище Афины в Пергаме окружено двухъярусным портиком. Важную роль в эллинистических сооружениях стала играть стена. В связи с этим элементы ордера начали утрачивать свое конструктивное значение и использовались в качестве элементов архитектонического членения стены, плоскость которой разбивалась нишами, окнами и пилястрами (или полуколоннами).
· Алтарь Зевса в Пергаме (180—159 гг. до н. э. ). Выдающийся памятник монументальной архитектуры эллинистического периода древнегреческого зодчества. Построен был в столице Пергамского царства на Акрополе по заказу Эвмена II в ознаменование победы над галлатами отца Эвмена - Аттала I Сотера Галатоника. Алтарь достигал высоты 9 м. На широком, почти квадратном пятиступенчатом стилобате (размер 36, 44*34, 2 м) возвышался высокий цоколь. С трех сторон на высоте 1, 8 м цоколь охватывал грандиозный скульптурный фриз высотой 2, 3 м, и общей длиной 120 м, изображавший битву богов с гигантами. С четвертой стороны цоколь был прорезан лестницей из 28 ступеней, ведущей на второй ярус алтаря. Верх цоколя снаружи обрамлен был портиком ионического ордера, украшеным статуями. Другая колоннада из двойных ионических колонн, окружала жертвенник, который, находясь на верхней площадке алтаря, представлял собой прямоугольную трибуну 3-4 м высотой. К жертвеннику вели две симметрично расположенные лестницы. На внутренней стороне стен второго яруса алтаря находился фриз, представлявший в рельефах историю Телефа - сына Геракла (к Телефу возводили свой род Атталиды). Стены жертвенной площадки и портики были увенчаны статуями тритонов, Зевса, Афины, Посейдона и др. Главный вход на территорию святилища находился с восточной стороны алтаря, ориентированного на запад. Сооружение ансамбля Акрополя в Пергаме в ту эпоху, когда Афинский Акрополь захвачен турками и разорен, символически свидетельствует о том, что покровительница Афин богиня Афина покинула Афинский Акрополь обратила свой взор на Пергам, защищая и оберегая его.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|