Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура поздней классики




В этот период поздней классики зодчество развивалось в условиях  кризиса греческого рабовладельческого полиса. Оно в некоторой мере  утратило героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных образов.

Если во второй половине V в. до н. э. первенствующее место в эллин- ском зодчестве принадлежало Аттике, то в IV в. до н. э. эта роль перешла к Пелопоннесу и Малой Азии.

Зодчество этого времени характеризуется большим разнообразием

архитектурных сооружений. Храмы в IV в. до н. э. уже не занимают  исключительного положения, как в период ранней и высокой классики. Зато возрастает архитектурное и религиозное значение открытых театров, булевтериев, одейонов (от греч. ω δ ε ι ο ν – «песня», круглое или эллипсовидное в плане крытое здание, предназначенное для музыкальных представлений, состязаний певцов и декламаторов). Своеобразным иразвитым типом сооружений становятся гимнастии, палестры и стадионы. На Пелопоннесе распространяются круглые в плане ордерные постройки.

В монументальной архитектуре периода поздней классики (IV в. до н. э. ) появляются сооружения, посвященные возвеличиванию личности монархов-самодержцев и отличающиеся роскошью убранства. Серьезные изменения происходят в использовании художественно-выразительных средств архитектуры. Уже со второй четверти IV в. до н. э. сооружения чистого дорического ордера (без вкрапления ионических элементов) становятся исключениями. На рубеже IV-III вв. до н. э. ионика становится доминирующей ордерной системой. Ионический ордер распространяется не только в Малой Азии и Аттике, но проникает и в зодчество Пелопоннеса. Коринфский ордер все чаще появляется в сочетании с ионическим и дорическим ордерами. Причем применение трех ордерных систем одновременно в одной постройке становится характерно для всех областей Греции. В самой дорике наблюдаются следующие изменения:  очертания деталей становятся суше, антаблемент легче, триглифы декоративнее, энтазис незаметнее, широко применяются пилястры и полуколонны.

В IV в. до н. э. повышается интерес к деталям архитектуры и их отделке. Например, в дорических постройках становится нормой использование пластического (резного), а не живописного орнамента, что было характерно только для ионики.

Для архитектуры IV в. до н. э. характерна все возрастающая свобода в применении традиционных форм с одновременной индивидуализацией архитектурного образа каждого сооружения. Становится в IV в. до н. э. возможным говорить об индивидуальном творческом почерке нескольких мастеров - Скопас, Поликлет Младший, Пифей.

В целом архитектура поздней классики и эллинизма при всем блистательном разнообразии и завершенности усложнившихся композиций,

а также тонкости исполнения утрачивает внутреннюю значительность,  строгость, величие и силу своих образов и обнаруживает тенденцию к   роскоши и изысканности.

Возникновение театральных зданий в Древней Греции тесно связано с культом бога виноделия - Диониса. Игрища в честь Диониса (хороводы, песнопения, пляски) стали тем ядром, из которого выросла греческая драма, потребовавшая специальных театральных сооружений.

Вначале праздники Диониса носили скромный характер. Поскольку одним из важнейших элементов ритуала, посвященного Дионису, был хоровод, то площадка для хоровода - орхестра приобрела круглую форму. Хоровод жителей, исполняя песнопения, двигался по кругу. Постепенно отделение партии запевалы и обмен репликами между запевалой и хором приводит к выделению сначала одного, а затем двух, трех и более актеров. Все персонажи священнодействия, включая самих актеров, верили, что в ритуале участвует не человек, исполняющий роль, а бог, вселившийся в данного человека на время ритуала.

Архитектура театрального сооружения развивалась вместе с развитием греческой драмы. Основными элементами древнейших театров VI в. до н. э. были круглая площадка (ОРХЕСТРА), по которой двигался хор, около нее - палатка (СКЕНА) для переодевания актера. Напротив палатки находились места для зрителей (ТЕАТРОН), обычно располагавшиеся полукругом по склону холма, около которого размещалась орхестра, чтобы создать лучшую акустику и видимость.

Греческие театры были рассчитаны на то, чтобы в них собиралась вся гражданская община. Отсюда и размеры театров были внушительные - во много раз больше современных театров.

Греческий климат и особенности культа Диониса, а также наличие большой массы зрителей препятствовали сооружению закрытых театров.

Первые театральные сооружения в Греции носили временный характер. Они строились в основном из дерева и каждый раз заново. Постепенно появились каменные скамьи для зрителей, воздвигнутые по склону холма, которому придавались правильные очертания в виде полуворонки. Постоянные театры появились в Греции в V в. до н. э.

В первых рядах театрона находились постоянные почетные места для особо уважаемых граждан - ПРОЭДРИИ. Орхестра, служившая (как в трагедиях, так и в комедиях) местом действия хора, отделялась каменным бортом и утрамбовывалась или мостилась каменными плитами. На площадке воздвигался алтарь Дионису.

Сценические постройки в V-IV вв. до н. э. были в большинстве своем деревянные. Каменными их стали делать лишь в III в. до н. э.

Скена представляла собой прямоугольное, обычно двухэтажное сооружение. Два прохода на орхестру (ПАРОДЫ) отделяли скену от АНАЛЕММ - подпорных стенок, которыми завершался театрон.

Во второй половине IV в. до н. э. появился ПРОСКЕНИЙ- невысокая при- стройка перед скеной, представлявшая собой ряд столбов, обработанных полуколоннами, или иногда ряд столбов (колонн), поставленных на низком стилобате с отступом от передней стены скены и соединенных с ней деревянными горизонтальными перекрытиями. Высота проскения была от 2, 5 до 3, 5 м и перекрытие было на одном уровне с основным этажом скены. Это перекрытие (ЛОГЕЙОН) было, начиная с середины II в. до н. э., основным местом действия актеров. В IV же в. до н. э. на орхестре выступал и хор, и актеры, а проскений был для них фоном. Логейон же служил сценой лишь в исключительных случаях.

Действующими лицами в греческой драме были актеры (не более трех) и хор (в трагедии 12-15, а в комедии 24 человека). Хор во время представления находился в орхестре.

Театры имели ряд приспособлений. Это были и вышки, с которых говорили боги во время представления, и подъемные машины, позволявшие богам «летать» над скеной и орхестрой и др. Занавес в греческих театрах, как правило, отсутствовал. Декорации выполнялись на съемных щитах, которыми закрывались проемы в стене скены и между полуколоннами проскения. Иногда по бокам скены располагались ПЕРИАКТЫ - треугольные вращающиеся призмы, на сторонах которых изображались особые декорации (пинаки).

· Театр в Эпидавре (архитектор ПоликлетМладший; середина IV в. до н. э. ) Прекрасное расположение, замечательные акустические свойства и совершенство выполнения делают театр в Эпидавре самым лучшим примером открытых греческих театральных сооружений. Театр состоял из трех частей: скены, орхестры и зрительного зала (театрона). Орхестра театра в Эпидавре, как и во всех театрах классической эпохи, представляла собой полную окружность. Поверхность орхестры была земляной. Диаметр орхестры - 12 м. Орхестру полукругом схватывал зрительный зал, поднимавшийся уступами по склонам горы и заключавший пятьдесят пять рядов для зрителей. Ряды были разделены лестницами, тринадцатью в нижней и двадцатью в верхней части зрительного зала. Верхний ряд зрительских мест находился на расстоянии 59 м от орхестры и был на 22, 5 м выше ее.

· Мавзолей в Галикарнасе (архитекторы Пифей и Сатир, скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис, Леохар; около 353 гг. до н. э. )) Постройка Мавзолея была начата самим правителем Мавсолом и завершена после его смерти его вдовой - Артемисией. Здание Мавзолея представляло собой в плане слегка вытянутый прямоугольник размером 66*77, 5 м. Первый, цокольный, этаж служил усыпальницей Мавсола и Артемисии. Квадровая кладка увенчивалась сплошным рельефным фризом, над которым проходил карниз. Потолок помещения нижнего яруса поддерживали пятнадцать расположенных в три ряда столбов дорического ордера. Над первым этажом Мавзолея возвышалась колоннада второго яруса. Принято считать, что на коротких сторонах колоннады было по девять, а на более длинных - по одиннадцать колонн ионического ордера. Формакапителей этих колонн повторяет старую ионическую форму. Вынос волют незначителен, глазки лишь слегка выступают за линию ствола колонны, что придает капители компактный и сжатый вид. В интерколумниях второго яруса стояли мраморные статуи. Колонны второго яруса поддерживали антаблемент с фризом, покрытым сплошными барельефами. За колоннадой второго яруса находилось обнесенное стеной прямоугольное помещение, предназначенное для заупокойного культа обожествленных правителей. Потолок помещения опирался на 15 коринфских колонн, стоявших в таком же порядке, что и столбы первого этажа. Над вторым ярусом возвышалась ступенчатая пирамида, служившая крышей Мавзолея. Очертания крыши реконструируются по-разному. Известно, что пирамиду венчали колоссальные мраморные статуи Мавсола и Артемисии, стоявших в колеснице, запряженной четверкой коней. У подножия грандиозного сооружения располагались статуи львов и скачущих всадников. Рельефные фризы с изображением амазономахии, опоясывавшие Мавзолей, отличались напряженным движением и пафосом борьбы. Получается, что в Мавзолее совмещались элементы всех трех ордеров Древней Греции, что было характерно в целом для архитектуры IV в. до н. э. Применение ступенчатой пирамиды было свойственно архитектуре Востока, а высокий цокольный этаж был характерен для надгробных сооружений Малой Азии. Будучи греческим памятником по ряду своих деталей (ордер, скульптура), Мавзолей своими необычными размерами и назначением роднится с монументально-грандиозными гробницами древневосточных деспотий.

· Памятник Лисикрата (335-334 гг. до н.. э. )

Сооружен памятник одним из богатых афинских граждан в память победы на дионисийских празднествах хора мальчиков, подготовленного на его средства. Такого рода хорегические монументы украшали в свое время в Афинах целую улицу. Памятник трактован как монументальная постройка высотой 11 м, являясь постаментом для полученного в качестве приза треножника. Постройка состоит из квадратного в плане цоколя и украшенного шестью коринфскими полуколоннами цилиндра.

Слегка конусообразная, покрытая черепицей и украшенная антефиксами кровля была увенчана пышным акротерием, на котором был водружен треножник. Антаблемент памятника трехчастный и совмещает скульптурный фриз с зубчиками под карнизной плитой. Вся крыша памятника вместе с карнизом состоит из одного большого камня, обработанного изнутри в виде свода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...