Скульптура эллинизма. Скульптура материковой Греции и островов эгейского архипелага
СКУЛЬПТУРА ЭЛЛИНИЗМА Скульптура эллинизма (конец IV-I вв. до н. э. ) включает в свой состав художественные школы Материковой Греции с островами Эгейского архипелага, Малой Азии (главным образом, Пергамского царства), острова Родос, Сирии (западная часть государства Селевкидов) и Египта. Это те области и государства, в искусстве которых греческие традиции, получив отчасти национальную окраску, имели преобладающее значение. Среди отдельных жанров скульптуры наибольшее значение в пору эллинизма получила монументальная пластика, бывшая необходимым элементом архитектурных ансамблей. Кроме колоссальных статуй здесь культивировались многофигурные статуарные группы и огромные рельефные композиции, созданные как не мифологические, так и на исторические сюжеты. Большое распространение получил скульптурный портрет. Сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, мастера эллинистического портрета умели передавать не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного состояния модели. Популярностью пользовалась скульптура жанрового характера со склонностью к натурализации. Новым видом пластики стала садовая декоративная скульптура, широко применявшаяся для украшения садов и парков. Эллинистические мастера, расширив арсенал художественных средств скульптуры, открыли возможности конкретной передачи натуры, нашли приемы показа различных эмоций, разработали новые композиционные приемы демонстрации движения в его сложных и разнообразных формах, продолжили поиски трехмерности скульптуры и построения статуи с учетом множественности точек зрения. Скульптура материковой Греции и островов Эгейского архипелага
· «Ника Самофракийская». Статуя была поставлена на острове Самофракия в память победы, одержанной в 306 г. до н. э. Деметрием Полиоркетом над флотом египетского правителя Птолемея. Ника, как об этом свидетельствуют монеты, была изображена трубящей в боевую трубу (сохранилась без головы и рук). Статуя стояла в специально вырубленной в скале открытой нише, размером 10*15 м, над бассейном, на постаменте, который изображал нос боевого корабля. Статуя входила в ансамбль, объе- динявший скульптуру, архитектуру и реальный пейзаж. Одежда Ники развевается за ее спиной морским ветром. Разметавшиеся позади богини складки ее драпировки свидетельствуют о стремлении художника передать воздушную стихию. С передней стороны промокшая от морских брызг одежда плотно прилипла к телу Ники и рельефно обрисовывает ее крепкие формы. Игра складок насыщена динамикой. Никогда до создания статуи Ники элементы пейзажа не вводились в контекст скульптуры с таким размахом. Взят целый кусок морского пейзажа и подчеркнут окружающий корабль морской воздух. В основу композиции статуи положен винтообразный изгиб тела богини, усиливающий объемный характер скульптуры. Статуя характерна для эллинизма. При частых войнах постоянно возводились памятники с целью увековечить победы правителей. Чувство победы гипертрофировано. · «Демосфен» (Скульптор Полиевкт; ок. 260 г. до н. э.; римская копия; бронза). Статуя была воздвигнута в Афинах по распоряжению Горгия всоответствии с решением народа. На цоколе статуи была сделана надпись: " Если бы мощь, Демосфен ты имел такую, как разум, власть бы в Элладе не смог взять македонский Арес", т. е. статуя должна была напоминать об антимакедонской деятельности оратора. Демосфен изображен погруженным в раздумья. Статуя Демосфена знаменует собой переход к изображению отдельной индивидуальности, хотя при этом портрет содержит в себе глубокую оценку одного из выдающихся деятелей Греции. Склоненная голова, согнутые плечи, сжатые опущенные руки, изборожденный морщинами лоб, запавшие глаза, впалые щеки, слабое худое тело. Одежда - плащ, небрежно скомканный и переброшенный через плечо. Облик Демосфена выражает сознание бессилия, горечь и разочарование, чувство трагической безысходности. Это образ человека, исчерпавшего все свои силы в бесплодной борьбе.
· «Афродита Милосская» (скульптор Александр (или Агесандр); III-II вв. до н. э.; мрамор). Статуя сохранилась без обеих рук. Художественному образу статуи Афродиты свойственны движение и развитие. Если статуи классической поры все целиком и каждой деталью были пронизаны единым содержанием, то здесь чувство красоты вызревает постепенно. Нижний ярус скульптуры представляет собой многообразные по ритму, спутанные складки драпировки богини, теплые, желтоватые по цвету. Из складок вырастает ясно счерченный, мягко изогнутый торс Афродиты, более холодный по тону. Что касается лица богини, то оно безупречно правильно, бесстрастно и неподвижно. Мрамор здесь чистого белого оттенка. Это олицетворение вечной разумной гармонии, возвышающейся над случайностями и изменчивостями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|