Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень практических занятий




 

Наименование темы час Литература Текущий контроль, балл
Предмет и задачи курса «Профессиональный русский язык».Профессиональный русский язык как учебная дисциплина. Основные единицы речевого общения.Аспекты речи: нормативный, коммуникативный, этический. «Язык профессии. Архитектура и дизайн. История возникновения науки»     Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. – М.: Русский язык, 1983. - 168 с. 50/100
Язык как система. Языковые уровни. Системные отношения языковых единиц. Язык как знаковая система. Основные функции языка. «Профессиональные качества архитектора и дизайнера»   Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. – М.: Русский язык, 1983. - 168 с. 50/100
Язык как система. Языковые уровни. Системные отношения языковых единиц. Формально-семантические отношения между словами в языке: полисемия, омонимия, синонимия, антонимия. Использование лексических средств в тексте. «Из истории архиректуры. Великие архиректоры мира». Известные архитекторы Казхахстана.   О.Г.Каменская, Р.А.Кан, Е.Т.Стрекалова, М.Н.Запорожец Русский язык и культура речи (Учебное пособие для студентов) – Тольятти, 2005. 50/100
Профессиональная терминология на русском языке. Научный текст как способ общения между специалистами. Специфика языка научных текстов. Первичные и вторичные тексты. Законы компрессии как основа построения вторичных текстов. «Научные открытия в области архитектуры»   Альбекова А.Ш. Русский язык. Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов.– Алматы: Триумф «Т», 2007. 2. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К. – Алматы, Қазақ университеті, 2008. 50/100
Профессиональная терминология на русском языке. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов по специальности. Толкование (дефиниция) терминов. «Научные открытия в области архитектуры и дизайна»     Альбекова А.Ш. Русский язык. Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов.– Алматы: Триумф «Т», 2007. 2.Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К. – Алматы, Қазақ университеті, 2008. 50/100
Специальный и профессионально-ориентированный материал и его использование в заданных профессиональных ситуациях. Письменная деловая коммуникация. Язык деловых документов. Требования к составлению и оформлению документов: стандартизация, унификация, клишированность. «Из истории дизайна. Великие дизайнеры мира». Известные дизайнеры Казахстана.   Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г. 50/100
Специальный и профессионально-ориентированный материал и его использование в заданных профессиональных ситуациях. Классификация деловых документов по назначению, по характеру. Жанры деловой документации и правила их составления. Речевой этикет делового письма. «Научные открытия в области дизайна». Дизайнерская стилистика.   1. Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г. 2. Альбекова А.Ш. Русский язык. Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов.– Алматы: Триумф «Т», 2007. 50/100
Рейтинговый контроль 1     50/100
Культура речи делового человека как показатель профессионализма. Два уровня владения литературным языком. Знание и соблюдение императивных норм. «Профессиональные качества архитектора»   Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. – М.: Русский язык, 1983. - 168 с.   50/100
Устная публичная речь. Виды и жанры. Учебная риторика. Требования к педагогической речи. Подготовка речи: выбор темы, цель и задачи. Поиск материала. Начало, завершение и развертывание речи. «Проблемы вузовского архитектурного образования на страницах газет»   1. Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н. Культура речи. Астана, 2005 г. 2. Туксаитова Р.О. Учебное пособие по культуре речи. Астана, 2001 г. 50/100
Основные виды аргументов. Способы словесного оформления публичного выступления. Жанры публичной речи: лекция, доклад, выступление. Принципы ведения научной дискуссии. «Проблемы дизайнерского мастерства на страницах газет»   1. Бархударов Л.С. Язык и перевод. – М.: Международ­ные отношения, 1975. 2. Рецкер Я.И. Теория перевода и переводческая прак­тика. – М.: Международные отношения, 1974. 3. Марчук Ю.Н. Проблемы машинного перевода. – Москва «Наука», 1983. 50/100
Этические нормы речевой культуры. Понятие «речевой этикет. Формулы речевого этикета и их группы. «Из истории развития речевого этикета»     1. Альбекова А.Ш. Русский язык. Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов.– Алматы: Триумф «Т», 2007. 2. О.Д. Митрофанова. Научный стиль речи: проблемы обучения. М., 1985 г. 50/100
Этические нормы речевой культуры. История обращения людей друг к другу в различных жизненных ситуациях. «Из истории развития речевого этикета»   1. Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н. Культура речи. Астана, 2005 г. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1984 50/100
Современный деловой этикет и протокол.Этикет как социокультурное явление. Основные правила современного делового этикета «Этические нормы поведения в обществе»   1. Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н. Культура речи. Астана, 2005 г. 2.Туксаитова Р.О. Учебное пособие по культуре речи. Астана, 2001 г. 50/100
Национальные особенности делового общения и их учет при организации деловых контактов с зарубежными партнерами.Этикет делового общения: формы обращения. Представления и приветствия. «Национальная специфика речевого поведения»   Гиздатов Г.Г. Культура письменной речи юриста (Учебное пособие). – Алматы: Центр деловой книги, Глобус, 1999. 50/100
Национальные особенности делового общения и их учет при организации деловых контактов с зарубежными партнерами.Этикет делового общения: формы обращения. Представления и приветствия. «Национальная специфика речевого поведения»   О.Г.Каменская, Р.А.Кан, Русский язык и культура речи (Учебное пособие для студентов) – Тольятти, 2005. 50/100

7. График выполнения и сдачи заданий (СРС) по дисциплине "Профессиональный русский язык"

Тема занятия Задания СРС, цель и содержание задания Рекомендуемая литература Форма контроля Срок сдачи Оценоч-ные баллы
  Тема 1.Язык специальности как средство достижения профессионального мастерства. Беседа о языке специальности как средстве достижения профессионального мастерства. Основные типы словарей. Работа со словарями.   Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессианальной деятельности. – СПб.: Знание, 2004. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. Гойхмана О.Я. – М.: ИНФРА – М, 2005. Беседа по теме «Язык как средство достижения профессионального успеха»     1 неделя   50/100
  Тема 2.Практические аспекты профессиональной речи. Создать условия для: - понимания студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии; - самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития.   Жаналина Л.К., Крыкбаева Т.М. Практи­ческий курс русского языка.- Алма-Ата,1992 Подготовка и демонстрация модели «Портрет современного специалиста АПК»; - подготовка домашнего задания по выбору студента: 1) эссе «Специалисты сегодня нужны!?...» или 2) самопрезентации «Я и идеал современного специалиста АПК». 2 неделя 50/100
4. Тема 3.Текст. Особенности построениясловосочетания, предложения, текста на материале языка специальности. Определение темы основной мысли и четкой композиционной структуры текста. Письменное составление научного текста по специальности с учетом изученных признаков текста. Федосюк М.Ю., Ла­дыженская Т.А.. Русский язык для студентов-нефило­логов.- М.: Флинта: Наука, 2000 Подбор текстов по специальности с выделением основной мысли и четкой композиционной структуры. 3 неделя 50/100
  Тема 4.Научная речь как составляющая профессиональной культуры специалиста. Углубление базовых понятий о стилистике, что позволяет расширить лингвистический кругозор студентов, а с другой – в совершенствовании общеучебных коммуникативных умений и навыков, необходимых для общей и профессиональной культуры. Альбекова А.Ш. Русский язык. Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов.– Алматы: Триумф «Т», 2007. О.Д. Митрофанова Научный стиль речи: проблемы обучения. М., 1985 г. Работа с текстами по специальности: комментированное чтение, терминологический комментарий текста, стилистический анализ текста, составление реферата. Сочинение-повествование на тему «Роль науки в жизни современного общества». неделя 50/100
  Тема 5.Общеупотребительная, общенаучная лексика. Терминологический минимум в рамках речевой темы. Составление высказываний-текстов научных жанров в рамках будущей профессиональной деятельности (сообщение, доклад, рецензия, отзыв, аннотация, статья, реферат, научный проект, курсовая работа, дипломный проект, отчет в научном и публицистическом стилях, резюме и др.). Альбекова А.Ш. Русский язык. Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов.– Алматы: Триумф «Т», 2007. О.Д. Митрофанова Научный стиль речи: проблемы обучения. М., 1985 г. Подготовить доклад по теме «Энергообеспечение сельского хозяйства».Выписать узкоспециальные термины и общенаучные слова из текстов по специальности (не менее 5 слов на каждую группу). неделя 50/100
  Тема 6.Система условных сокращений. Аббревиатура. Смысловая идентичность при переводе словосочетаний. Соблюдение стилистического единства. Развитие устной речи студента, умение правильно составлять предложения и тексты, умение логично излагать мысли.   Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г.   Устное собеседование. Определить значение сокращений и аббревиатур в лексике современного русского языка и рассмотреть их влияние на систему языка в целом. неделя 50/100
  Тема 7.Жанры учебно-профессиональной письменной речи: план, тезисы, конспект Формирование и развитие умений и навыков использования научной литературы по специальности с целью получения информации.   Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г. Составить вопросный, назывной, сложный план и тезис на научную статью по специальности. Подобрать в специальном научном журнале статью об интересующей проблеме. Кратко написать основные положения. неделя 50/100
9. Тема 8. Лексические и синтаксические трансформации при переводе текста. Практическая грамматика технического текста. Термины и их применение. Развитие устной и письменной речи студентов, умение правильно переводить тексты научно-технического характера, умение логично излагать мысли. Овладение минимумом основной технической терминологической лексики, необходимой для профессионального общения. Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г. Толкование значения терминов по специальности. Составление словаря узкоспециальных терминов и устойчивых словосочетаний.   неделя 50/100
. Тема 9.Виды и приемы перевода. Сложности научно-технического перевода. Ознакомление студентов с теоретическими основами переводческой практики и выработка навыков и умений перевода. Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г. Работа с терминологическим словарем. Составить терминологический минимум в рамках речевых тем «Профессия инженера сельскохозяйственной отрасли». неделя 50/100
  Тема 10.Машинный перевод. Особенности применения в процессе перевода. Ознакомление студентов с машинным переводом, с особенностями применения в процессе перевода.       Бархударов Л.С. Язык и перевод. – М.: Международ­ные отношения, 1975. Марчук Ю.Н. Проблемы машинного перевода. – Москва «Наука», 1983. Подготовить краткое сообщение в форме монолога с использованием языковых средств, свойственных научному стилю. Составление научных текстов по опорным словам. неделя 50/100
. Тема11.Особенности научно-технического текста. Лексико- грамматические особенности научно-технических текстов. Особенности перевода фразеологизмов в научно-техническом тексте. Анализ текста с выделением лексики научно-технического текста. Определение заимствованных слов и их запись в словари. Умение находить общеупотребительные слова, слова с обобщённым и отвлечённым значением, слова иноязычного происхождения. Составление словарей по специальности. Чтение текстов по специальности. Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г. Выявление словообразовательных элементов, интернациональных терминов. Чтение, пересказ научно-технического текста. Объяснить лексико- грамматические особенности научно-технических текстов. неделя 50/100
  Тема12. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи. Совершенствование этики речевого поведения Анализ лексико-стилистических ошибок в работе над произведениями научного стиля и жанра. Наиболее распространенные из них: 1) многословие (или употребление «лишних слов»); 2) канцелярит; 3) неоправд анное использование заимствованной лексики.   Альбекова А.Ш. Русский язык. Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов.– Алматы: Триумф «Т», 2007.   Подготовка краткого сообщения в форме монолога с использованием языковых средств норм культуры речи. Работа над текстами различных стилей, анализ, выделение основной мысли – устное собеседование. неделя 50/100
  Тема13. Качество хорошей речи. Правильность речи. Точность речи. Речевой этикет. Познакомить студентов с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации. Альбекова А.Ш., Муратбекова А.М. Cтили речи: тексты, упражнения, контрольные задания. – Астана: КАТУ им.С.Сейфуллина, 2014. - 102с. Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н. Культура речи. Астана, 2005 г. Выучить пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации речевого воздействия на собеседника (например: гордым быть – глупым слыть). Сформулируйте идеальную модель общения на основе русских поговорок. неделя 50/100
  Тема 14. Культура общения. Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Особенности речи специалиста.   Иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете; знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи; владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения. О.Д. Митрофанова Научный стиль речи: проблемы обучения. М., 1985 г.   О.Г.Каменская, Р.А.Кан и др. Русский язык и культура речи (Учебное пособие для студентов) – Тольятти, 2005. Ролевые игры, инсценировки, речевые ситуативные этюды, Составление текстов праздничных поздравлений, обращений, адресов, писем и т.п.   неделя 50/100
. Тема 15. Особенности делового общения. Формы делового общения.   Рассмотреть деловой разговор в сфере профессиональной деятельности; на основе отечественного и зарубежного опыта дать основные формы его реализации (деловая беседа, коммерческие переговоры, деловые совещания); повысить культуру деловой устной речи; закрепление знаний правил поведения участниками деловых приемов. Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н. Культура речи. Астана, 2005 г. О.Г.Каменская, Р.А.Кан и др. Русский язык и культура речи (Учебное пособие для студентов) – Тольятти, 2005. Подготовка деловых переговоров, пресс-конференций в форме деловых игр. неделя 50/100

План занятий СРС

Наименование тем Количество часов
  Конспектирование работ по изучаемой теме  
  Составление словаря научных терминов по специальности  
  Подготовка и оформление деловых документов  
  Сбор материалов о выдающихся архиректорах древности  
  Подготовка сообщения о выдающемся архитекторе (дизайнере)  
  Подготовка сообщения о выдающемся дизайнере (архитекторе)  
  Запись основных формул речевого этикета  
  Подготовка к устному выступлению в дискуссии  
  Подготовка к устному выступлению перед аудиторией  
  Подготовка и проведение диспута на тему «Проблемы дизайнерских направлений в Казахстане»  
  Подготовка к устному выступлению в дискуссии  
  Подготовка к устному выступлению перед аудиторией  
  Подготовка и проведение диспута на тему «Дизайнеры Казахстана: отличительная черта»  
  Подготовка и проведение диспута на тему «Архитектурный облик Астаны: стили и направления»  
  Подготовка к устному выступлению в дискуссии  
ВСЕГО:    

 

Список литературы

8.1 Основная литература

1. Абдыкулова К.Е., Ким Г.В., Павленко В.К. Русский язык. Практический курс (Учебное пособие) – Алматы: Санат, 1995 – 208 с.

2. Альбекова А.Ш., Муратбекова А.М. Cтили речи: тексты, упражнения, контрольные задания. – Астана: КАТУ им.С.Сейфуллина, 2014. - 102с.

3. Бекишева Р.И., Мусатаева М.М. Пособие по научному стилю русской речи (юридический цикл) – Алматы, 2001. - 146 с.

4. Жаналина Л.К., Сарбаева Т.М. Практический курс русского языка. - Алма-Ата: Рауан. 1992. – 173 с.

5. Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. – Алматы, 2007.

6. Карымсакова Р.Д., Жаппарова К.З., Айкенова Р.А. Пособие по русскому языку для студентов-юристов. – Алматы: КазГНУ, 2000.

7. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Қазақ университеті, 2006.

8. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. – М.: Русский язык, 1983. - 168 с.

9. Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика. – Алматы: Раритет. 2004.

10. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К. – Алматы, Қазақ университеті, 2008.

11. Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи. - Алматы: Ана тілі, 1993. – 143 с.

12. Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н. Культура речи. Астана, 2005 г.

13. Туксаитова Р.О. Учебное пособие по культуре речи. Астана, 2001 г.

14. Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат)./Под ред. К.Ахмедьярова, Ш.Жаркынбековой. – Алматы, 1999.

15. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для бакалавров и магистрантов. Издание 32-ое. Ростов-на Дону. 2014. – 539 с.

16. Салагаев В. Студенческие научные работы. Академическая риторика: Учебное пособие. Алматы,2004.

17. Русский язык для студентов-нефилологов. Учебное пособие/М.Ю. Федосюк, Т.А., Ладыженская и др. –М.: Флинта:Наука, 2004.

18. Филиппова Л.С., Филппов В.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2009.

19. Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учебное пособие.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Флинта: Наука, 2008.

8.2 Дополнительная литература

1. Троянская Е.С. Обучение чтению научной литературы. Москва: Наука, 1989.

2. Пособие по обучению профессиональной научной речи. Москва: Высшая школа, 1984.

3. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. Москва: Высшая школа, 1984.

4. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1984

5. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М., 1981 г.

6. Пособие по научному стилю. Для вузов технического профиля/под ред. И.Г. Проскуряковой. – Москва:2004.-230 с.

7. Сопер, Поль. Основы культуры речи.- М.: Прогресс, 1992.\

8. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. М., 2000.

9. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие 10-11 кл. М., 1993.

10. Имангалиева Г.С. Русский язык для студентов гуманитарных вузов: учебное пособие. – А., 2006. – 156 с.

11. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие для бизнесменов. М., 2000.- 240 с.

12. Гиздатов Г.Г. Русский язык для юристов: Учебное пособие. – Алматы: Жеты жаргы, 2005. – 232 с.

 

Политика курса

· Не опаздывать на занятия

· Не разговаривать во время занятий, отключать сотовый телефон

· Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни, предоставить справку

· Пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время

· В случае невыполнения заданий, итоговая оценка снижается

· Активно участвовать в учебном процессе

· Старательно выполнять домашние задания

· Быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям

· Конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях

· Быть пунктуальными и обязательными

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...