Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню освоения дисциплины.




ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал

Кафедра социологии управления

Составитель:

Н.В. Коваленко,

Кандидат политических наук, доцент

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности «СОЦИОЛОГИЯ»

БАКАЛАВРИАТ

БкС-200

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

 

Протокол № …… от «…..»………………201 г.

 

 

Подпись заведующего кафедрой

 

………………………………………………

 

 

Волгоград 2012

 

 

Содержание

Наименование раздела Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины  
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Социальная статистика»  
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины  
1.4. Тематический план учебной дисциплины  
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины: программа курса (лекции и семинарские занятия)  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.  
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.3. Рекомендации по работе с литературой  
2.4. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям  
2.5. Рекомендации по работе с тестами  
2.6.Советы по подготовке к экзамену Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций  
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) 82 Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ 88 Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях 91  
   

РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования образовательного стандарта

По учебной дисциплине «СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА»

Структура аккредитационных педагогических измерительных материалов

(дидактические единицы) по курсу

№ ДЕ Наименование дидактической единицы ГОС № задания Тема задания
  Основы социальной статистики. Методы измерения в социальной статистике   Введение в основные понятия и методы общей теории статистики. Социальная статистика как отрасль статистики.
  Статистическое наблюдение
  Сводка и группировка статистических данных. Ряды динамики
  Абсолютные и относительные статистические показатели
  Метод средних величин и вариационный анализ
  Анализ рядов динамики
  Индексный метод в статистике
  Выборочные методы в статистике
  Статистика населения, рабочей силы, занятости и безработицы.   Статистика численности, состава и движения населения  
  Статистика рынка труда, рабочей силы, занятости и безработицы  
  Статистика доходов, уровня и качества жизни. Статистика потребления и социального обеспечения населения   Статистика уровня и качества жизни  
  Статистика доходов  
  Статистика потребления материальных благ и услуг. Статистика социального обеспечения
  Статистика ЖКХ, транспорта, социально-бытовой инфраструктуры
4. Статистика сфер социальной жизни. 1. Статистика здоровья населения и здравоохранения
2. Статистика образования
  Статистика культуры, искусства, туризма, досуга
  Моральная и правовая статистика.
  Статистика политической и общественной жизни. Статистика общественного мнения

Цели и задачи учебной дисциплины

 

Дисциплина «Социальная статистика» является обязательной составляющей федерального компонента блока ОПД государственного стандарта для специальности «Социология» - бакалавриат. В соответствие со стандартом она ориентирована на получение знаний и представлений студентов о важной роли статистики в механизме управления различными подсистемами современного общества (экономикой, социальной сферой и т.д.). Статистическая «грамотность», умение пользоваться статистическими методами исследования, позволяющими обнаружить различные статистические закономерности, становится неотъемлемой частью современного образования, обучения специалистов в разных отраслях знаний. Эти знания являются составным элементом общей управленческой культуры будущих специалистов и будут необходимы им для дальнейшей работы по специальности в различных областях жизнедеятельности государства.

Основная цель курса «Социальная статистика» - дать студентам теоретические знания о принципах, правилах и методах статистического анализа, и на их основе сформировать целостное научно-обоснованное представление о возможностях изучаемой науки и ее практическом применении; привить студентам умения и навыки работы со статистическими данными, то есть обучить их «языку цифр», отображающих общественную жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Основными задачами учебного курса «Социальная статистика» являются:

- формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете, методологии сбора и анализа статистической информации и системе статистических показателей, используемых в различных отраслях жизни общества;

- системное изучение основных методов статистического исследования, их комплексного применения в анализе элементов рыночной экономики и общественной жизни;

- выработка навыков самостоятельного статистического анализа социально-экономических фактов, событий, явлений, процессов;

- освоение студентами современных методов прикладного статистического анализа складывающихся в общественной жизни закономерностей, обобщения тенденций развития социальных и экономических процессов и их взаимосвязей при решении конкретных актуальных социально-экономических проблем.

 

Курс статистики состоит из двух частей и изучается в течение двух семестров. В первой части курса в первом семестре студенты знакомятся с приемами и методами сбора, обработки и анализа статистических данных с целью их обобщения и выявления статистических закономерностей, особенностей распределения, вариации, динамики и взаимосвязей. В ходе практических занятий отрабатывается умение рассчитывать различные показатели, решать задачи, проводить теоретический и графический анализ. Во второй части курса – во втором семестре - слушатели изучают проблемы ряда отраслевых статистик - статистики населения и трудовых ресурсов, занятости и безработицы. Особенности изучения различных аспектов социальной жизни страны раскрываются при изучении тем, связанных со статистическим описанием уровня жизни, доходов и расходов россиян, систем образования и здравоохранения, культуры, досуга. Вырабатывается умение пользоваться статистическими методами при работе с реальной экономической и социальной информацией по России и Волгоградской области.

 

Требования к уровню освоения дисциплины.

 

Студент, успешно прошедший курс обучения, должен знать:

- Сущность статистики как науки, ее предмет, объект, метод, основные теоретические подходы к статистическому изучению общества и его различных подсистем;

- Источники, методы и проблемы организации получения статистической информации, создания единой системы ее классификации и кодирования (на примере ЕГРПО);

- Методику расчетов и содержание основных групп показателей статистики;

- Статистические подходы к изучению населения и трудовых ресурсов, систему показателей статистики населения, рынка труда, занятости и безработицы;

- Основные показатели уровня жизни, доходов и потребления населения, его социального обеспечения и защиты, направления государственной политики доходов;

- Основные показатели статистики социально-бытовой инфраструктуры - ЖКХ, связи, транспорта, бытового обслуживания, а также статистики культуры, науки, образования, здравоохранения, политической и общественной жизни страны.

 

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

- рассчитывать основные показатели и системы показателей в различных разделах статистики;

- применять различные методы статистики (ряды распределения и динамики, индексы, относительные и средние величины) для анализа и характеристики процессов, происходящих в обществе;

- определять тенденции изменения исследуемых явлений во времени и пространстве на основы анализа системы числовых показателей.

 

Студент, успешно прошедший курс обучения должен овладеть следующими практическими навыками:

ò сбор и анализ статистической информации по проблемам экономического и социального развития страны;

ò умение разобраться в сущности полученной информации, оценить ее теоретическую и практическую значимость, сделать самостоятельные выводы;

ò навыки расчетов статистических показателей, составления таблиц и графиков.

 

Студент должен обладать такими общекультурными компетенциями (ОК), как:

- способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК – 10);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК – 13);

 

Он также должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

- умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

- способностью адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-23);

- умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...