Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что же такое проблема текста и как её сформулировать?




Работа над проблематикой текста при написании сочинения

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Именно так формулируется задание части С, и вот тут-то каждый начинает творить, порой забывая, что каждое сочинение проверяется двумя экспертами. При оценке работы эксперты учитывают:

• насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста;

• проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте:

• насколько ясно и убедительно изложена позиция и, если она не совпадает с авторской, вежливо ли, корректно обоснована точка зрения экзаменуемого:

• проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации;

• хороша ли, богата, выразительна речь, уместно ли использованы ее выразительные средства.

Таким образом, для успешного выполнения задания части С ключевыми понятиями являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. Незнание этих терминов приводит к тому, что задание понимается неверно и выполняется неправильно.

Довольно часто в заданий С выпускники не могут определить проблему, тему текста, не знают, в каких словах заключается авторская позиция.

На мой взгляд, только методом проб и ошибок учащиеся смогут видеть главное в тексте.

Итак, два вопроса ставим перед первым прочтением предложенного текста: «о чём этот текст?» - это тема;

«почему, с какой целью текст написан автором?» - это идея. Адекватное понимание исходного текста - важнейшее условие успешного

выполнения задания с развёрнутым ответом. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринимать проблематику текста (о чём говорится? Какие вопросы ставятся?), позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ на поставленный вопрос, основные аргументы).

Рассмотрим каждое из этих понятий.

Что же такое проблема текста и как её сформулировать?

Проблема текста - это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? В то же время проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, например, проблема «отцов» и «детей».

Выявление проблематики исходного текста - важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.

Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная... проблема

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность...какой-либо проблемы. Точка зрения на какую-либо проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой думать, работать.

Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Как видим, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

1. проблема чего: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»;

В тексте поднимается проблема одиночества;

Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;

2. формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Например, автор текста рассказывает о жизни ученого Алексея Федоровича Лосева, который прошел суровую жизненную школу: был арестован, выжил в нечеловеческих условиях лагеря, работал на стройке Беломор-Балтийского канала, практически потерял зрение, - однако не утратил оптимизма и воли к жизни, продолжал научную работу и добился мирового признания.

Прочитав такой текст, стоит задуматься о том, что многим людям пришлось преодолевать трудности. Достаточно вспомнить биографию А.И. Солженицына, рассказавшего всему миру правду о сталинских лагерях. Итак, проблема данного текста может быть сформулирована следующим образом: Что может помочь человеку выжить в нечеловеческих условиях и не потерять человеческого достоинства?

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. В этом случае выбор проблемы, которая будет положена в основу сочинения, определяется как минимум двумя факторами:

1) следует сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;

2) необходимо выбрать ту проблему, которая дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п.

В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном - в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении - от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае от ученика требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:

· Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (социальный -человек и общество; политический - человек и государственная власть, экологический -человек и окружающая среда; нравственный (этический) -взаимоотношения людей, нравственные ценности).

· Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся?

· Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (сострадание, милосердие, благородство/ грубость, эгоизм, жестокость и т.п.).

· Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции (клише). Например:

Автор поднимает проблему...

Автор затрагивает важную проблему...

Автора текста волнует проблема...

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова...

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...

Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой….

Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин.

Проблема, поднимаемая В. Солоухиным, - это...

Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...

Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.

Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?)

Эту важную проблему поднимает автор.

Следует осторожно использовать, подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста.

Ошибки при определении проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует авторские метафоры, не замечает иронии и т.п.

Например, довольно часто ученики пытаются сформулировать проблему, опираясь только на первый абзац (а то и первое предложение), в котором содержится вводная информация, мало связанная с основной проблемой. Таким образом, текст требует вдумчивого чтения, выделения в нем смысловых частей, которые обычно отражены в абзацном членении.

Как показывает наш опыт подготовки к сочинению на ЕГЭ, ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему необходимо знать историю?

Проанализируем некоторые типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста:

· У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни..

(Как справедливо отмечает Л.Л. Соколова, «важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой»).

· Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека...

(Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка - нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека).

· Главная проблема этого текста - это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше: автор поднимает проблему сострадания или как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?).

· Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер... (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: ...автор поднимает важную социальную проблему...).

· Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью.

(Вместо проблемы формулируется позиция автора).

· В прочитанном, мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема - это не одно и то же).

· Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)

 

 

Следующий критерий оценки - К2 - касается комментария.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...