Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что значит «прокомментировать» проблему?




Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Следовательно, здесь требуются ваши мысли по поводу сформулированной проблемы текста.

Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких

ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой: если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

Следует отметить, что здесь также возможны как минимум два способа изложения материала:

1. от частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы. Например:

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы;

2. от формулировки проблемы к комментарию. Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В. Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».

 

Комментарий к сформулированной проблеме - это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста.

Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь, обозначая те её стороны, которые интересовали автора. Именно комментарий, выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание.

В идеале мысль автора и мысль выпускника должны бы совпадать. Но

подобное не может произойти: писатель и читатель имеют разный лингвистический уровень – понять друг друга им сложно. Хотя возможна «условная эквивалентность» восприятия, то есть эквивалентность в большей или меньшей степени.

Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер. Он может быть текстуальным, т.е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблем. Другой вид комментария - концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

Комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иначе говоря, комментирование проблемы должно показать, насколько правильно экзаменуемый понял текст.

Можно выделить два типа комментария:

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

· Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

· На чем заостряет внимание? Почему?

· Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

· Какие эмоции автора выражены в тексте?

· Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

· Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Можно порекомендовать ученикам найти ответы на следующие вопросы:

· К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская,

экологическая, нравственная и т.п.)

· Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

· Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

· Почему эта проблема привлекла внимание автора?

· Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

· К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

Типичные ошибки при комментировании проблемы:

· комментарий подменяется пересказом;

· излишне подробно цитируется исходный текст;

· формулируется одна проблема, а комментируется другая:

· при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».

Следует обратить особое внимание учащихся на разграничение понятий «автор» и «рассказчик». Как отмечает А.И Горшков, «автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции словесного произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика. Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании - всегда «я» рассказчика, но не автора».

Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.

Таким образом, целенаправленная работа с учащимися по определению проблематики текста и формированию навыков комментирования поможет избежать типичных ошибок и существенно повысит эффективность подготовки учеников к итоговой аттестации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...