Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 3. Пишем сочинение-рассуждение по тексту




Художественного стиля

 

Текст К.Паустовского

(1) Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (2) Вода булькала, позванивала, журчала. (3) Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. (4) Так курлыкали журавли.

(5) Я поднял голову. (6) Большие косяки журавлей тянули один за другим к югу. (7) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.

(8) Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. (9) По береговой проселочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. (10) Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

(11) - Счастливо, друзья! - крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

(12) Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, чтобы не заглушить затихающий небесный звон. (13) Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. (14) И все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.

(15) За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном. (17) Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(20) Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился воздух, отдающий вином. (22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(24) Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. (25) Этим искусством владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.

Примерный план сочинения-рассуждения

1) Впечатления от первого прочтения, мысли, ассоциации, вызванные текстом.

2) Тема (тематика) текста (выделить предмет (предметы) изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему).

3) Цель автора текста. К какой читательской аудитории обращается автор текста? Для чего написан этот текст?

4) Проблема (проблематика) текста (сформулировать проблему (проблемы),

поставленную (поставленные) автором, показать, как автор решает ее (их).

5) Идея (отразить основную мысль (мысли) текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).

6) Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).

Домашнее задание к уроку

1) повторить (или выписать из словаря) понятия: риторический вопрос, эпитет, сравнение, метафора, риторическое восклицание, олицетворение. (Олицетворение - стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью;

риторическое восклицание - стилистическая фигура, играющая роль усиления эмоционального восприятия;

метафора - скрытое сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов;

сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета;

эпитет - образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного (Школьный поэтический словарь. Авт. А.П. Квятковский);

2) выяснить значение слов: киноварь, чернь.

(Для справок: Киноварь - минерал красного цвета (сернистая ртуть), сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала;

Чернь -

1. Гравировка на металле (серебре, золоте), штрихи которой заполнены черным металлическим сплавом.;

2. Изделия (преимущественно серебро) с такой гравировкой (Словарь русского языка. Авт. С.И. Ожегов).

Работа с текстом

- Прежде чем приступать к анализу текста, вспомним, что такое тема, проблема, идея текста. (Тема - предмет речи; проблема - вопрос, требующий исследования; идея -основная мысль текста).

- Теперь прочитаем текст К.Паустовского.

Какая картина вам представляется в процессе чтения? Озвучена ли эта картина? (Осень, ясная солнечная погода, золотые деревья, журавли, медленно летящие по небу. Картина озвучена: читатель слышит тонкие переливчатые звуки, заполняющие все пространство).

Клише, которые будут использовать учащиеся, создавая текст сочинения-

рассуждения:

Когда читаешь текст К.Паустовского, сразу представляешь себе...

... Такую картину рисует К. Паустовский...

- Какова тема текста? (Этот текст о шедеврах природы.)

Клише, помогающие сформулировать тему:

Этот текст о...

Как часто мы видим..., слышим..., находим... Этот текст автор посвятил совершенным произведениям природы.

- Какую проблему ставит автор текста? (Что можно считать настоящим шедевром?)

Клише, которые будут использовать учащиеся при формулировке проблемы:

... Над этой проблемой задумывается автор...

Автор привлекает читателя к размышлению над вопросом......

- Какова цель автора текста? К какому стилю речи можно отнести этот текст? (Перед нами художественный текст. Цель автора - создать художественные образы осени, журавлиного полета и с помощью этих образов убедить читателя в том, что шедевры бывают не только в искусстве, но и в природе).

- Как автор создает образы? Какие они (зрительные, звуковые, обонятельные, осязательные)? Какие языковые средства помогают создать эти образы? (С самого начала автор заставляет читателя услышать неожиданные звуки и посмотреть на небо. Курлыканье журавлей напоминает звон воды, наливаемой в сосуд из тонкого стекла. Мелодия, которую слышит рассказчик, не монотонна: глаголами булькала, позванивала, журчала и отглагольными существительными плеск, переливы передается все разнообразие звуков, доносящихся до повествователя.

Метафорой затихающий небесный звон автор выражает восторг, вызванный божественно великолепным пением улетающих на юг птиц.

Рассказчик не описывает самих журавлей, но глаголы шли, тянули, летели помогают читателю представить плавное, мерное движение птиц. И эпитет величавый, которым автор определяет перелет журавлей, усиливает это представление.

Рисуя осень, автор обращает внимание читателя на зрительные образы. Достаточно одной метафоры (солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки), чтобы мы увидели, как осеннее солнце отражается в широких заливах реки, как легкий ветерок создает рябь на воде. Чтобы убедить читателя в том, что природа тоже может создавать совершенные творения, автор сравнивает осенний лист с тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. Это сравнение помогает читателю увидеть цвета осени: золотой, бронзовый, темно-красный, черный. Прилагательным превосходной степени тончайший подчеркивается мастерство природы, создавшей осенний лист.

Но читатель не только видит осенние листья, слышит прекрасные звуки - он вдыхает отдающий вином осенний воздух. Благодаря созданным образам читатель воспринимает картину целостно.

Предлагаем учащимся такие клише:

Цель автора - с помощью созданных им образов убедить читателя...

Сочетание образов помогает читателю воспринять картину целостно...

Глаголы и отглагольные существительные передают разнообразие звуков...

Метафорой автор выражает восторг...

Глаголы помогают читателю представить...

Эпитетом определяется...

С помощью метафоры автор создает образ...

Осенний лист сравнивается...

Прилагательным превосходной степени подчеркивается...

- Как автор решает проблему? Какова идея текста? В каком предложении выражена главная мысль текста? (По мнению автора, шедевром можно считать то, что совершенно и безукоризненно, то, что вызывает восхищение. К.Паустовский прибегает к лексическому повтору слова смотрел в третьем и пятом абзацах (предложения 8, 10,13), для того чтобы показать, что величавый полет и курлыканье журавлей одинаково завораживающе действуют и на рассказчика, и на шофера грузовика. На риторический вопрос автора (Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным

дорогам?) любой читатель ответит утвердительно. Природа тоже может создавать шедевры - в этом убеждает нас Паустовский. Эта мысль выражена в предложении 18. Прибегая к олицетворению, автор одушевляет природу, наделяет ее чертами искусного мастера, равнодушного к восторгам и похвалам. Но творения природы все равно вызывают наше восхищение, и это чувство автор передает риторическим восклицанием Да что говорить!)

Клише, которые помогут сформулировать главную мысль текста: Автор считает, что...

 

 

По мнению автора...

В этом предложении выражена главная мысль текста.

В этом убеждает нас Паустовский.

Чтобы показать завораживающее действие, Паустовский прибегает к лексическому повтору...

На риторический вопрос можно ответить только утвердительно. Автор прибегает к олицетворению, наделяя природу чертами... Восторженное отношение автора к... передается риторическим восклицанием... - Каково ваше отношение к позиции автора?

Слушая высказывания учеников, обращаем внимание на корректность и доказательность этих высказываний.

Клише, которые помогут перейти к формулировке собственного мнения:

С автором текста трудно спорить...

Автор текста прав в..., однако мысль о... вызывает сомнение...

С автором можно согласиться лишь частично:...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...