Глава I . Поэт и его судьба
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание Введение Глава I. Жизненный путь М.Ю. Лермонтова . М.Ю. Лермонтов и социально-политическая обстановка в России в период правления Александра I. 1.2. Боевая судьба М.Ю. Лермонтова . Первая и вторая ссылки М.Ю. Лермонтова на Кавказ Вывод по I главе Глава II. Влияние кавказской темы на творчество М.Ю. Лермонтова . Кавказская тема в художественном творчестве М.Ю. Лермонтова . Кавказ в живописи М.Ю. Лермонтова Библиографический список Введение
С давних пор Кавказ привлекал к себе внимание русских поэтов. М.В. Ломоносов и М.М. Херасков, Г.Р. Державин и В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.И. Полежаев и многие другие авторы в разное время стремились отдать поэтическую дань этому прекрасному и неизведанному краю. Воспел Кавказ и А.С. Пушкин. И не успели еще утихнуть споры, вызванные его творением, как о Кавказе заговорил другой поэт: Я видел горные хребты, причудливые, как мечты. Когда в час утренней зари курилися, как алтари. Их выси в небе голубом…
Это был голос М.Ю. Лермонтова, чья жизнь и смерть тесно связаны с Кавказом. Детские поездки на лошадях через всю Россию, рассказы о набегах горцев, знакомство с казачьими и горскими легендами - все это оставило след в богатом творческом воображении поэта и во многом определило содержание его ранних романтических произведений: «Черкесы», «Калла», «Измаил-бей», «Хаджи-Абрек», «Кавказский пленник», «Аул Бастунджи», «Синие горы Кавказа приветствуют вас…». Именно здесь, на Кавказе, тесно переплелись нити личной и творческой судьбы поэта, и, наверное, поэтому, даже покинув этот край, М.Ю. Лермонтов ощущал, что образ Кавказа неотступно сопровождал его, волновал его чувства и воображение. Он брал в руки перо, и в который раз, снова и снова, как далекому другу обращался к Кавказу со словами горячей любви и восхищения: «Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный…»
Нет в русской литературе другого такого поэта, кто сумел бы так полно, так талантливо и многогранно описать Кавказ. Тема эта родилась еще в юношеских произведениях поэта. Тех, кто любит и знает творчество Михаила Юрьевича, удивляет, как велико отличие юношеских произведений поэта от тех вещей, которые он создавал в ту пору, когда голос его слышала вся Россия. Рос, мужал талант, поэт ощущал ответственность перед читателями, которая легла на его плечи после гибели А.С. Пушкина. Многое зависело также оттого, что раздвинулся тесный жизненный круг, поэт снова увидел то, что еще в детстве так поразило его - свободный, сражающийся Кавказ, героический мир, рождавший могучие характеры и трагические конфликты. Жизнь предстала уже перед ним во всем своем социальном многообразии: степные русские помещики и лихие чеченские наездники, терские казаки и аристократы гвардейцы, мирные горцы и великосветская знать, контрабандисты и участники декабрьского восстания - вот этот новый круг людей, с которыми сводила его судьба во время странствий по Кавказу. Он и определял темы и стиль новых произведений. Появились такие поэтические шедевры, как «Демон», «Дары Терека», «Мцыри», «Казачья колыбельная песня», «Прощание», «Кинжал», «Черкешенка», «Крест на скале», «Валерик», «Спор», «Завещание», «Герой нашего времени». При всем многообразии и изменчивости критических оценок поэзии М.Ю. Лермонтова, в русской критике выделились две различные концепции лермонтовского творчества: одна рассматривала М.Ю. Лермонтова как непримиримого протестанта и бунтаря, другая признавала наиболее значительными у М.Ю. Лермонтова мотивы примиренности, гармонии, религиозности и видела в нем поэта, пришедшего к смирению.
Каждое новое время выдвигает своих «искателей» творчества М.Ю. Лермонтова. Таких как: Н.А. Полевой, В.Г. Белинский, С.П. Шевырев, П.А. Висковатов, И.Л. Андроников, Н.Л. Бродский, Э.Г. Герштейн, Б.Т. Удодов, И.П. Щеблыкин. Актуальность темы обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление творческой личности М.Ю. Лермонтова. Там были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника. Именно на Ставрополье особо популярно творчество великого русского поэта. Интерес к нему не ослабевает и по сей день. Свидетельством тому служат конференции, круглые столы, чтения, которые проводятся ежегодно в Ставропольском крае. Объектом исследования является художественное пространство творчества М.Ю. Лермонтова (произведения М.Ю. Лермонтова о Кавказе: «Мцыри», «Демон», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», произведения М.Ю. Лермонтова, написанные им во время его пребывания на Кавказе: «Бородино», «Песня про... купца Калашникова», «Тамбовская казначейша»). Предмет курсовой работы - отражение кавказской темы в литературном и художественном творчестве М.Ю. Лермонтова. Цель работы изучить художественное своеобразие произведений М.Ю. Лермонтова о Кавказе. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: Рассмотреть: жизненный путь М.Ю. Лермонтова и социально-политическую обстановку в России; -боевую судьбу М.Ю. Лермонтова; - первую и вторую ссылки М.Ю. Лермонтова на Кавказ; - кавказскую тему в творчестве М.Ю. Лермонтова; - Кавказ в живописи М.Ю. Лермонтова; -проанализировать произведения М.Ю. Лермонтова, написанные на Кавказе; Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Во введении раскрываются актуальность исследования, объект и предмет, основные задачи исследования, цель и практическое значение данной работы. В I главе рассматривается общее значение Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. II глава посвящена исследованию художественных произведений, написанных на Кавказе и ему посвященных. В конце каждой главы приведены выводы. В заключении подводится общий итог по всем главам.
Методы исследования - литературоведческий анализ избранной темы определил комплексный подход, включающий в себя элементы сравнительно-типологического, историко-литературного, системно-аналитического, описательного подходов, методов анализа и синтеза художественного произведения. Теоретико-методологической основой работы явились труды следующих исследователей: Н.А. Полевой, В.Г. Белинского, П.А. Висковатова, Н.Л. Бродского, Э.Г. Герштейна, Б.Т. Удодова, И.П. Щеблыкина, И.Л. Андроникова, С.П. Шевырева. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в существенном дополнении тех работ, которые отражают затронутую тему. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам литературного процесса ХIХ века, а также на уроках русской литературы в старших классах специальных и общеобразовательных учебных заведений, на уроках истории и литературы Ставрополья, на внеклассных занятиях. Глава I. Поэт и его судьба
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|