М.Ю. Лермонтов и социально-политическая обстановка в России
Бывают совпадения, называемыероковыми, от словарок - по словарю В.И. Даля - «судьба, предопределение, участь, неминучее, суженое». Совпадения, предопределенные самой судьбой человека. Трагические и неизбежные. Именно такое, роковое стечение обстоятельств и стало, вероятно, причиной того, что в русской литературе появился удивительный, странный гений - певец страдания и отчаяния. Его звали Михаил Лермонтов. Трагическая судьба человечества стала личной судьбой поэта. Вся его взрослая жизнь приходится на десятилетия, называемые обычнониколаевской эпохой - по имени царя Николая I. В 1825 году, когда тот взошел на престол, М.Ю. Лермонтову было одиннадцать. Через шестнадцать лет, в 1841-м, поэт погиб на дуэли. Николаю I предстояло править Россией еще полтора десятилетия: он умер в 1855-м. Жизнь М.Ю. Лермонтовасовпала с Николаевским временем. Характер поэта - с атмосферой эпохи. Царь, чье правление началось с подавления мятежа декабристов, был мало похож на своего предшественника и старшего брата - Александра I. Если тот всю жизнь провел в сомнениях и метаниях, был подвержен тем, чтобы повесить пятерых зачинщиков, пятерых дворян-аристократов в стране, где смертная казнь в исключительно редких случаях применялась к лицам благородного звания. Потрясенный случившимся, А.С.Пушкин, искал утешения в исторических аналогиях: В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни. Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой... Николай I тоже был намерен «укротить нравы». Но его надежды были связаны в первую очередь не с милосердием и просвещением. Он молился иным богам. Военный не только по воспитанию и званию (все русские цари в XIX веке носили офицерский мундир), но и по натуре, он уповал на порядок и дисциплину. Образцом для него служила армия, и он стремился утвердить в России сильную власть, основанную на беспрекословном подчинении «низших» «высшим».
Главным орудием, с помощью которого император наводил в обществе порядок, был страх. Страх, порожденный и самим выступлением 14 декабря, и тем, какая участь ожидала мятежников. Страх, подобный тому, который сковывал мысль и волю российского дворянства при Павле. Страх, связанный с ожиданием репрессий. Писатель и революционер А.И. Герцен, который провел годы в ссылках, а затем, в 1847 году, навсегда покинул Россию, через много лет вспоминал о начале николаевского царствования: «Тон общества менялся наглазно; быстрое нравственное падение служило печальным доказательством, как мало развито было между русскими аристократами чувство личного достоинства. Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, являлись дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже - бескорыстно» [ 1, ]. В годы, когда жил М.Ю. Лермонтов, гроза не раз разражалась именно над литераторами, осмелившимися писать, публиковать, а порой и просто говорить, подразумевать что-либо не вполне верноподданное [ 1, ]. Неслучайно известный реакционный деятель С.С. Уваров, тогда еще помощник министра народного просвещения, в своем отчете 1832 года призывал строить «умственные плотины», препятствующие «порывам к чужеземному, к неизвестному, к отвлеченному в туманной области политики и философии». Мыслебоязнь так глубоко проникла в общественное сознание, что литературное творчество само по себе казалось опасным делом. Духовные завоевания, вызванные освободительным движением, просветили самосознание передовых слоев русского дворянства, но, омраченные поражением декабризма и торжеством реакции, они приводили также к общественному разочарованию. Образованное общество, из которого был вытравлен героический дух и вера в высокие освободительные идеалы, общество, скованное реакцией, пропитанное пошлостью, раздробленное «борьбой эгоизмов», и, прежде всего, среднее и высшее дворянское общество, представляло собой более чем неприглядную картину.
За конкретно-историческими причинами трагедии современного человека, которые были близки и понятны многим читателям М.Ю. Лермонтова 1830-х - 1840-х г., писатель прозревал нечто большее - страшную и величественную силу мирового зла, притягательного и опасного для человека и его души [2, ]. Одним из самых важных источников, питавших мировоззрение М.Ю. Лермонтова и укреплявших его стойкость в годы безвременья, являлась идейная традиция декабризма и полные героической поэзии рассказы о декабристах. Эти рассказы доходили до М.Ю. Лермонтова еще в отрочестве, в то время, когда он жил в пензенском поместье своей бабушки - Тарханах. Он был окружен ими в Москве, в подмосковном имении его родственников - Средникове, в Благородном пансионе и в Московском университете, в котором учился в 1830 и 1831 годах, одновременно с Герценом и Огаревым. Разогретая оппозиционной политической мыслью атмосфера университета, культ декабризма и поэзии декабристов, который установился в передовой студенческой среде, не подчинив себе М.Ю. Лермонтова целиком, сильно на него повлияли. Можно сказать, что декабристы разбудили не только Герцена, но отчасти и М.Ю. Лермонтова. Политическая и моральная культура декабризма, декабристские представления о должном, об идеале помогли М.Ю. Лермонтову увидеть современное ему общество таким, каким он его увидел, и оценить так, как он его оценил. Нет сомнения, что с влиянием на М.Ю. Лермонтова декабристской идеологии совпадало и непосредственное воздействие на него процессов, происходящих в жизни и сознании народа. Из того, что русский народ не принимал участия в идейном движении других классов, писал Герцен, имея в виду 30-е годы, вовсе не следует, «что ничего не произошло в его душе. Русский народ дышит тяжелее, чем прежде, глядит печальней; несправедливость крепостничества и грабеж чиновников становятся для него все более невыносимей» [3, ].
Количество крестьянских восстаний, поджогов, убийств помещиков за это время неуклонно возрастало. Холерные бунты 1830-1831 годов явились лишь наиболее ярким выражением всеобщего народного недовольства. И М.Ю. Лермонтов, проведший в деревне всю первую половину своей жизни, реагировал на эти явления с большой чуткостью и страстью (повесть «Вадим» и другие). Таковы предпосылки столкновения М.Ю. Лермонтова с окружавшей его действительностью. Так возникло в нем сознание ущемленности, жгучего оскорбления, неизгладимой обиды, которую наносят человеку люди и даже, как казалось М.Ю. Лермонтову, сам закон мироздания. Хотя и неповторимая поэтическая индивидуальность поэта, конечно, не определяется целиком этими предпосылками, но они глубочайшим образом способствовали ее формированию. Горячий и горький лиризм обиды пронизывает творчество М.Ю. Лермонтова, особенно раннее. Разнообразно варьируемый образ «гонимого миром странника» проходит через все произведения поэта. Поэзия М.Ю. Лермонтова уже в ранние годы ее развития до конца его жизни имела не только непосредственно-созерцательный, но и аналитический характер. Это была не только поэзия чувства, но и поэзия мысли. «Если б сказали М.Ю. Лермонтову, - писал Белинский в 1844 году, - о значении его направления и идей, он, вероятно, многому удивился бы и даже не всему поверил; и не мудрено: его направление, его идеи были - он сам, его собственная личность, и потому он часто высказывал великое чувство, высокую мысль в полной уверенности, что он не сказал ничего особенного » [4, ]. Поэт, образ которого возникает в тексте или за текстом каждого из лермонтовских произведений, это - человек с твердой и страстной волей. «Каждое слово его, - писал о М.Ю. Лермонтове Лев Толстой, - было словом человека, власть имеющего» [5, ]. «Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал», - провозглашает лирический герой М.Ю. Лермонтова («1831-го июня 11 дня»). Но воля к действию у М.Ю. Лермонтова и лермонтовского героя не могла привести в реакционной обстановке 30-х годов к совместному общественно ценному делу.
Отсутствие социальной почвы, на которую он мог бы опереться, его сомнение в плодотворности своих усилий ставили его в трагическое положение и формировали его трагическое отношение к миру. Мировоззрение М.Ю. Лермонтова, склонного к скепсису и трезвости и еще не созревшего до веры в исторический прогресс, в своей основе всегда оставалось трагическим. Знаменитая формула Белинского, относящаяся к стихам М.Ю. Лермонтова, характеризует их следующим образом: «...в них... нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни...» [6, ]. Критикам правильно представлялось, что трагичность, разочарованность М.Ю. Лермонтова, в сущности, являются одной из форм его протеста. М.Ю. Лермонтов мог бы повторить слова Чаадаева в «Апологии сумасшедшего» (1837): «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы, прежде всего, обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете... Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия...» [7, ]. М.Ю. Лермонтов понимал людей и эпоху, в которой ему приходилось жить, глубже, чем его современники, и его скорбь была результатом этого понимания. Облик Лермонтова-поэта отражал основные свойства личности живого М.Ю. Лермонтова. Здесь проявлялся закон поэтического отбора, приводящий к выделению важного и отсеиванию второстепенного. Так, из произведений М.Ю. Лермонтова очень немногое можно узнать о Лермонтове-студенте или о его жизни в домашнем кругу. «Гусарская стать» М.Ю. Лермонтова, без которой было бы невозможно представить его биографически, образ М.Ю. Лермонтова - проказника и неугомонного выдумщика, всегда готового на шалость, коновода в различных затеях, любителя карточной игры и цыган, поющего песни «во все горло и до потери дыхания», умеющего хохотать, веселиться и веселить собеседников, воспринимается как бы на периферии его поэзии, неполно, в немногочисленных стихотворениях «на случай».
И вместе с тем думы М.Ю. Лермонтова, его судьба, решающие события его жизни органически вошли в его поэзию. Даже внешний его образ современники воспринимали в единстве с его внутренним миром, не отделяя «поэзию» от человека. «В наружности Лермонтова, - вспоминал И. С. Тургенев, - было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски-нежных и выдававшихся губ» [ 8, ]. Таким образом, эпоха М.Ю. Лермонтова - царствование Николая I - исторический промежуток между вольнодумством, тайными обществами и проектами спасения России, когда М.Ю. Лермонтов «яркой кометой» (В.Е. Красовский) мелькнул на небосклоне русской литературы, часто называли эпохой «безвременья», общественного бездействия. Однако, как нам кажется, не следует упрощать духовное содержание десятилетия: шло подведение итогов предшествующего исторического развития - это была эпоха «мысли и разума». М.Ю. Лермонтов стал для людей своего поколения поэтом мысли. А.С. Герцен, относивший М.Ю. Лермонтова к последекабристской оппозиции, заметил, в 1851 г.: «Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела, - она пробивается во всех его стихотворениях. То не была отвлеченная мысль, стремившая украсится цветами поэзии, нет, рефлексия Лермонтова - это его поэзия, его мучение, его сила» [2, ]. Сравнивая лермонтовское творчество с пушкинским, Белинский утверждал: «Да, очевидно, что Лермонтов - поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем иное звено в цепи исторического развития нашего общества» [6, ]. Поэт прожил необычно короткую даже по меркам XIX века жизнь. Он был убит, когда ему не исполнилось и 27 лет. Всего четыре года, с 1837-го по 1841-й, на глазах изумленных современников развивалось зрелое творчество М.Ю. Лермонтова. Однако эти годы ознаменовали особый, лермонтовский период русской литературы. И мало кто знал, что этому предшествовало: с 1828 по 1837 г., поэтом было создано свыше 300 стихотворений, 20 поэм, 6 драм, 3 романа - и, по сути, ничего не опубликовано: требовательность к себе беспримерная. М.Ю. Лермонтов - создатель трагической концепции человека, обреченного жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, эпохой, мирозданием и, что самое страшное, в разладе с самим собой. Человек в творчестве М.Ю. Лермонтова несет в себе, в своей душе, драматические черты времени. Познавая человека, М.Ю. Лермонтов познавал свое поколение, свой «век». В понимании М.Ю. Лермонтова, человек - это узел, в котором сходятся, причудливо переплетаясь, все основные противоречия исторического времени и «проклятые», философские вопросы, над которыми бьется человечество. Таким образом, резкая черта отделяет эмоционально-идейную обстановку, которая воцарилась в обществе после поражения восстания декабристов и в которой происходило становление лермонтовской индивидуальности, от атмосферы первых двух десятилетия XIX века, когда формировался гений Пушкина. Поражение декабристов. Переживаемое в околодекабристских кругах как свое собственное, отчаяние одних, мучительные раздумья о путях и закономерностях истории других, ощущение распавшейся связи времен, невозможность общественной деятельности в условиях политической несвободы и невозможность мириться с этой несвободой, утверждение безграничных прав личности и утрата веры в осуществимость идеалов - все это предопределяет характер лермонтовской лирики, ее трагически-протестующие, вопрошающие и сомневающиеся интонации. Современники остро чувствовали ее отличие от гармоничного, утверждающего слова Пушкина, они ощущали, что в русскую литературу вслед за Пушкиным вошел новый, неизвестный, «странный» талант со своей самобытной художественной системой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|