Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Ромен Роллан о Первой мировой войне. Взгляд со стороны




 

Нельзя не сказать и о творчестве писателей, которые не были на фронте в силу своего возраста. Самым ярким их представителем являлся зрелый мастер слова Ромен Роллан. В отличие от писателей "потерянного поколения", он имел мудрость зрелого ума, сильно развитое чувство истории, умел критически осмыслить действительность. И хотя недостаток боевого опыта делал изображение войны в его произведениях достаточно отстраненным, произведения были сильны категоричными оценками и теми способами выхода из войны, которые им предлагались.

Первая мировая война застала Роллана в Швейцарии. С августа 1914 он стал систематически выступать в печати как антивоенный публицист. Его статьи объединены в сборниках "Над схваткой" (1915) и "Предтечи" (1919). Роллан апеллировал к разуму и совести "убиваемых народов", обличал капиталистических магнатов как виновников всемирного побоища, не призывая, однако, к революционному действию. Антивоенные воззрения Роллана по-разному преломились в драматической сатире "Лилюли" (1919) и в лирической повести "Пьер и Люс" (1920). Еще 31 июля, когда солнечным парижским днем в кафе "Круассан" был предательски застрелен пламенный трибун мира Жан Жорес, Роллан записал в "Военном дневнике": "Утром узнали об убийстве Жореса. Великий ум, благородное сердце". События неслись с головокружительной быстротой.

августа 16-я пехотная дивизия восьмого корпуса германской армии, перейдя р. Саар, вступила на территорию герцогства Люксембург. Утром 4 августа немецкие войска нарушили бельгийскую границу и обстреляли форты Льежа. Тогда же, 4 августа, автор "Жана Кристофа" с содроганием отметил: "Эта европейская война - самая великая катастрофа из всех, пережитых за несколько веков истории, это крушение нашей самой святой веры в человеческое братство".22-23 августа бои разгорались уже в Арденнах - война пришла во Францию.

Записи в дневнике Роллана этих дней - обвинительный документ национализму, отравившему сознание народов. Пока идеологи воюющих стран обвиняли врагов в вандализме и варварстве, в дыму боев гибли ценнейшие исторические памятники. Куча пепла осталась от старинного бельгийского города музеев Лувена; чудо искусства средневековых французских мастеров - Реймский собор служил прицелом для немецкой артиллерии. Для Роллана, всю жизнь мечтавшего о всеобщем единении народов, мировая война была жестоким ударом. 23 сентября 1914 года в статье "Над схваткой" ("Журналь де Женев") Роллан призвал художников, писателей, мыслителей всех стран выступить на спасение достижений человеческого духа, будущего мирового братства, подняться над несправедливостью и ненавистью наций. Раздумья Роллана в годы войны были полны противоречий. Он искренне хотел, чтобы люди уничтожили войну, и не понимал, что нельзя примирить "буржуазные отечества". Он участвовал в работе всевозможных пацифистских организаций и не осознавал того, о чем так четко сказал Ленин в июле 1915 года:

"Война войне" есть пошлая фраза без революции против своего правительства". Он желал быть "над схваткой", но течение событий вскоре вовлекло его в схватку. Роллан стал совестью Европы, честным и чистым ее голосом. Он обличал фальшь и ложь современного общества, развязавшего войну. Он увидел вину не только немецкого, но и французского империализма. Он начал догадываться, что война - это общеевропейское преступление. Зрелище агонии "убиваемых народов" убедило его в необходимости социального обновления, путей к которому он еще не знал. Его пацифизм был осуждением настоящего.

Различные публицистические статьи военных лет были изданы двумя известными сборниками - "Над схваткой" (1915) и "Предтечи" (1919). Годы войны сделали Роллана страстным публицистом. Даже его художественные произведения этих лет наполнены фактами и мыслями "Дневника", особенно роман "Клерамбо" (1916-1920), трагический по своей атмосфере.

На войне убивают юношу. Это заставляет стать пацифистом его отца, буржуазного интеллигента Клерамбо, которому еще недавно были дороги идеалы "защиты отечества". Клерамбо гибнет не только потому, что враждебен официальной политике, но и потому, что питает недоверие к массе - он "один против всех". Роллан симпатизирует своему герою, хотя и чувствует несостоятельность его индивидуализма.

Печальна история двух влюбленных, погибающих при бомбардировке Парижа ("Пьер и Люс", 1918). Смехом и язвительной иронией полна острая сатира на империалистическую войну - "Лилюли" (1919) - "фарс в духе Аристофана". Народы вовсе не желают награждать друг друга тумаками, утверждает здесь Роллан. Но их толкают в пропасть банкиры и пушечные короли, дипломаты и журналисты, богиня Общественное мнение, обманчивая иллюзия Лилюли и сам бог - господин жуликоватого вида, который держит под стражей связанную Истину.

Все эти произведения Роллана, различные по теме и исполнению, были направлены против войны и воспевали ценность жизни в то жестокое время, когда для многих на Западе Завтра умерло. Но в противоположность автору "Огня" А. Барбюсу Роллан к революции не призывал.

"Десять мирных лет, рожденных войной, родивших войну", - так характеризовал Роллан десятилетие 20-х годов в стихотворном посвящении к "Очарованной душе".


Заключение

 

Сложность проблемы "война и литература" заключается в двусторонности, двусоставности понятия "война": она является объектом эстетического исследования и историческим фактом в жизни страны. В то же время, сама литература как часть культуры военного времени находилась по отношению к войне в сложном положении. Существует точка зрения, согласно которой, искусство, прославляющее героев войны, воспевающее их подвиги, участвует в войне.

Данная курсовая работа в заданных рамках предлагает ответы на проблемы культурно-исторических аспектов изображения войны в литературе.

В исследовании культурно-исторических аспектов проблемы "война и литература" совместное внимание историков и литературоведов к поэзии и прозе военных лет позволило бы дать ответы на вопросы о том, как происходило гуманитарное падение в обществе и где та точка замерзания, разрушения человеческого, после которой стало невозможным возвращение к прежним этическим ценностям.

Первая мировая война выявила широкий спектр психологических эффектов, связанных с отражением одного и того же события в исторической памяти разных стран, социумов, народов, социальных и иных слоев. Она выявила большую зависимость "официальной" исторической памяти от идеологии и политики и в то же время определенную автономность "стихийной" памяти массового сознания, питаемой непосредственным опытом широких слоев и отдельных личностей. Наконец, выявилась очень значимая роль "культурной фиксации" военного опыта в произведениях литературы, мемуаристики и т.д. Относительно кратковременная историческая память о Первой мировой войне - в масштабах поколения ее участников и современников - стала важным фактором дальнейшего развития мировой истории, повлияв на мотивацию реваншизма в потерпевших поражения странах, на реакцию "избегания" и нерешительности в отношении потенциального агрессора среди элит "западных демократий" накануне Второй мировой войны, вылившуюся в политику "умиротворения" Гитлера и Мюнхенский сговор. Более поздняя, "отсроченная" память о Первой мировой, безусловно, в массовом сознании была вытеснена более масштабными, значимыми, кровавыми событиями новой мировой войны, а в официальной исторической памяти - в политике, идеологии, системе образования и т.д. - фиксировалась в соответствии с интерпретацией властных элит конкретных стран, в том числе и для обеспечения их текущих интересов и соответственно международной конъюнктуре.

И, наконец, нельзя не сказать о значении произведений о Первой мировой войне для современного читателя.

Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер. В акте восприятия диалектически объединены целое и части, анализ и синтез, чувственное и рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и объективное, репродуктивное и продуктивное. Когда же речь идет о восприятии произведений искусства, то важно учитывать, что оно дает воспринимающему целостную картину мира, суждение писателя, художника об окружающей действительности. Кроме того, познавая заключенную в нем картину человеческой жизни, читатель или зритель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ как отражение образа авторского.

Таким образом, художественные произведения о Первой мировой войне являются необходимой составляющей исторической памяти любого человека.


Список используемой литературы

 

1. Анисимов, И.И. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты / И.И. Анисимов. - М.: "Худож. лит.", 1977. - 335с.

. Безелянский, Ю.Н. Знаменитые писатели Запада: 55 портретов / Ю.Н. Безелянский. - М.: Эксмо, 2008. - 688 с.: ил.

. Гиленсон, Б.А. Эрнест Хемингуэй / Б.А. Гиленсон. М.: Просвещение, 1998. - 192 с.

. Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов / Под ред.Л.Г. Андреева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 559 с.

. Зарубежная литература ХХ века (1871 - 1917): Учебник для студентов вузов / Под ред. Богословского. - М.: Просвещение, 1999. - 351 с.

. Засурский, Я.Н. Американская литература ХХ века / Я.Н. Засурский. - М.: МГУ, 1984. - 335 с.

. Ивашева, В.В. Литература Великобритании ХХ века / В.В. Ивашева. - М., 1984. - 231 с.

. История зарубежной литературы: Учеб. пособие / Под ред.Р.С. Осеевой - М.: Прогресс, 1993. - 237 с.

. История немецкой литературы. / Под ред.Д.Ю. Доронина. - М.: Просвещение, 1986. - 386 с.

. История французской литературы: В 4 т. - М.: Изд-во АН СССР, Зарубежная литература XX века. - М., 1999.

. Ковалева, Т.В. История зарубежной литературы (вторая половина XIX - начало XX веков): Учеб. пособие / Т.В. Ковалева. - Минск: Завигар, 1997. - 336 с.

. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф.А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 600 с.: ил. цв.

. Мировая художественная культура: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б.А. Эренгросс. - М.: Высш. шк., 2001.767 с.

. Моруа, А. Литературные портреты / А. Моруа. - М.: Прогресс, 1970. - 455 с.

. Никитич, Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Л.А. Никитич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 559 с.

. Самарин, Р.М. Зарубежная литература ХХ в. / Р.М. Самарин. - М.: Высш. шк., 1991. - 368 с.

. Урнов, М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы / М.В. Урнов. - М., 1970. - 187 с.

. Федоров, А.А. Зарубежная литература XIX-XX веков / А.А. Федоров. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 257 с.

. Хемингуэй в воспоминаниях современников / Под ред.Н. Балашова. - М.: ТЕРРА, 1994. - 543 с.

. Хрестоматия по зарубежной литературе. / Под общ. ред. П.А. Аникеева. - М.: Литература, 1991. - 652 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...