Тема: психосоматическое здоровье педагогических работников и пути его сохранения
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ Тема: ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ПУТИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ План: 1. Актуальность исследования соматического и психического здоровья педагогических работников. 2. Понятия «норма и патология», «здоровье и болезнь» – общие определения. 3. Факторы риска для состояния здоровья педагога. 4. Патогенез психосоматических расстройств. 5. Роль психической саморегуляции в поддержании и развитии здоровья личности. 6. Меры профилактики для сохранения психического и соматического здоровья педагогических работников.
1. Актуальность исследования соматического и психического здоровья педагогических работников.
Современный мир предъявляет к человеку довольно жёсткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил. Профессия педагога имеет высокий стрессогенный потенциал. По некоторым данным, по степени напряженности нагрузка педагогических работников в среднем больше, чем у банкиров и менеджеров, генеральных директоров и других специалистов, работающих с людьми. К неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60 % педагогов. Работа педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. И такие заболевания, как гипертония, сердечно-сосудистая патология, в том числе – инфаркты и стенокардия, язва желудка, «синдром хронической усталости» и многочисленные невротические реакции, все чаще регистрируются у педагогических работников. Очень часто у педагогов в условиях напряженной и ненормированной профессиональной деятельности развивается синдром эмоционального выгорания, который чреват не только чисто эмоциональными проблемами, но и их так называемой «соматизацией» – то есть развитием на этом фоне вышеуказанных заболеваний и патологий.
Информационный стресс, большие объемы работы при жестком лимите времени на их выполнение создают все большую нагрузку на нервную систему педагогических работников и требуют безотлагательных мер по сохранению их психического и соматического здоровья. Можно утверждать, что сохранение психосоматического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка. Здоровье педагога – незаменимый ресурс эффективности его профессиональной деятельности, а, следовательно – залог психического здоровья учеников. Таким образом, задача сохранения и укрепления соматического, психического и профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных. И важнейшей задачей на этом пути становится актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности.
2. Понятия «норма и патология», «здоровье и болезнь» – общие определения.
По данным многочисленных исследований, состояние здоровья человека оказывается теснейшим образом связано с его психологическим статусом. В последние годы активно развиваются такие психологические отрасли, как психология здоровья и психосоматика, в рамках которых рассматриваются важнейшие аспекты и механизмы взаимосвязи психологического и соматического в сохранении состояния здоровья личности. Показано, что серьезные психологические проблемы и длительное психоэмоциональное напряжение приводят к снижению общей сопротивляемости организма и в дальнейшем – способствуют развитию различных патологических состояний и соматических заболеваний.
В этом контексте очень важно кратко рассмотреть основные понятия и дефиниции, такие, как: норма, патология, расстройство, здоровье и болезнь. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь. Слово «болезнь» в обыденном языке используется для характеристики таких состояний, которые не кажутся нам «нормальными», «такими, как это обычно бывает», и поэтому требуют особого объяснения. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь. Слово «болезнь» в обыденном языке используется для характеристики таких состояний, которые не кажутся нам «нормальными», «такими, как это обычно бывает», и поэтому требуют особого объяснения. Итак, норма – это термин, вкоторый может вкладываться два основных содержания. Первое – статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве и это – статистически нормально. Второе – оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы – субъективного, произвольно устанавливаемого норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов: например, специалистов, лидеров группы или общества и т. п. В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения и унификации многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, тогда как другие оказываются за гранью допустимого, приемлемого уровня функционирования.
В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы. Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач). Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу. Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Другими словами, индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида, а не доминирующей социальной группы или ближайшего окружения состояние, учитывающее работоспособность и возможности самореализации конкретного человека. Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология. В медицинском лексиконе под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Однако в психологии в содержание понятия «патология» также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов (отсюда вполне возможно и правомерно употребление терминов «патологическая личность» или «патологическое развитие личности»).
У одного и того же психического состояния может быть не одна, а несколько порой противоположных причин различного происхождения – не только биологического, но и социального. Например, депрессии могут быть обусловлены нейрохимическими нарушениями (пониженная активность биогенных аминов – серотонина, норадреналина, дофамина), нейрогормональными изменениями, вызванными гиперактивностью системы «гипоталамус – гипофиз – надпочечники» (повышенное выделение кортизола). Но депрессии с такой же вероятностью могут также вызываться жизненной ситуацией (не только текущими условиями жизни, но и культурными, эпохальными, политическими и т. д. ), а также мотивационно обусловленными особенностями когнитивной переработки информации (интерпретации событий). Расстройство означает отсутствие или нарушение существовавшего ранее обычного для человека состояния. Употребление термина «расстройство» не предполагает обязательного наличия для того или иного отклонения от нормы однозначных причинно-следственных связей его возникновения. Расстройства могут вызываться взаимодействием ряда факторов биологического, психологического и социального уровня, причем в каждом конкретном случае тот или иной фактор может оказаться ведущим в начале, развитии или исходе нарушения. На социальном уровне функционирования человека норма и патология (расстройство) выступают в качестве состояний здоровья и болезни. Негативное определение здоровья рассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология – болезни. Однако понятия нормы ипатологии более широкие, чем понятия здоровья иболезни. Позитивное определение здоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание. Общее определение здоровья, которое было предложено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором: 1) сохранены структурные и функциональные характеристики организма; 2) имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде; 3) сохраняется эмоциональное и социальное благополучие. Критерии психического здоровья по определению ВОЗ: 1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»; 2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях; 3) критичность к себе и к результатам своей деятельности; 4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий; 5) способность управления своим поведением в соответствии собщепринятыми нормами;
6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы; 7) способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств. Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей. В определении болезни существуют две точки зрения: 1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом; 2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным. В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. Но по поводу многих болезней люди не обращаются к профессионалам, да и объективных стандартов функционирования человека не существует (во многих случаях профессионалы не могут прийти к единому пониманию болезненного состояния). Второй подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает проблемы пациента, а не само расстройство. Учитывая тесное взаимодействие телесного (соматического) и психического аспектов здоровья, необходимо также дать общее определение понятию «психосоматика». Психосоматика – междисциплинарное научное направление, в котором изучаются психологические, социальные и культурные факторы возникновения телесных заболеваний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|