4. Меры профилактики для сохранения психического и соматического здоровья педагогических работников.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Несомненно, проблема сохранения соматического и психического здоровья педагогических работников становится первостепенной задачей на современном этапе. Всё чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в профессиональной педагогической деятельности, актуализации саногенного потенциала личности педагога. При этом, понятие «саногенный» может рассматриваться как «здоровьесберегающий» потенциал – то есть система ценностей, мотиваций и поступков личности, нацеленных на сохранение психосоматического здоровья. Здоровые педагоги производительно работают, предрасположены к творчеству, обладают способностью к саморегуляции своей жизнедеятельности. Сохранению и восстановлению психосоматического и психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т. е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения. Позитивное восприятие педагогом самого себя – это важнейший фактор эффективности его деятельности. Отсюда – необходимость психологической работы по развитию адекватной Я-концепции и уверенности в себе, что повысит степень самоуважения как важнейшего ресурса жизнестойкости. Высокий уровень самопринятия (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями, недостатками) обусловливает положительное отношение к другим. Педагог, принимающий себя как личность, индивидуальность, стремится к самореализации. Она предполагает определение своих положительных качеств и перспектив, осознание себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей профессионального самосовершенствования. А это также – важнейшее условие сохранения психосоматического равновесия и здоровья.
Следующее условие здорового функционирования – это личностная адаптивность. Значительное число напряженных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия порождает консерватизм, шаблонность поведения педагога, которые постепенно переходят в черты характера и отражаются на мыслительных процессах, порождая ригидность. Ригидность мышления и поведения – это то, что мешает педагогу работать творчески, изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации, находить нестандартные решения сложных педагогических ситуаций. Слово ригидность означает затрудненность в изменении субъективной программы деятельности человека в условиях, объективно требующих ее перестройки. Поэтому для избегания выраженного переживания стресса необходимо развитие гибкости и пластичности мышления. Многие авторы для обозначения интеллектуальной гибкости используют разные термины: одни называют ее «переключаемостью», другие «подвижностью», третьи «нешаблонностью, нестереотипностью, нестандартностью мышления». Проявлениями педагогической гибкости считаются: способность создавать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, менять освоенные способы (стратегии) выполнения задания, способность видеть объект под новым углом зрения, умение свободно переносить и трансформировать приобретенный опыт в новые ситуации. Гибкость ума проявляется в использовании предлагаемых идей, даже если они противоположны собственным, в нахождении выхода даже из безвыходных ситуаций. Огромную роль в сохранении психосоматического здоровья играет развитие навыков психологической саморегуляции; повышение стрессоустойчивости личности. Этому могут помочь дыхательные и релаксационные упражнения, занятия арттерапией, разумное чередование режимов психоэмоциональной нагрузки и отдыха.
В целом, для укрепления здоровья педагогических работников, как указывает исследователь Семенова Е. М., необходима программа профессионального психологического самосохранения, которая может иметь следующие пункты: 1. активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде; 2. готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок, которую наблюдают у многих долгожителей; 3. укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах); 4. создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах; 5. поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств; 6. внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье; 7. способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни; 8. умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней; 9. установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»); 10. владение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок, нормализации уровня работоспособности; 11. исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости. Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять психоэмоциональное равновесие и в целом – здоровье, работоспособность и удовлетворенность професиональной деятельностью.
Литература:
1. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья // Интегративные исследования в клинической психологии: наука и практика. Юбилейный сборник научных и методических работ сотрудников кафедры клинической психологии РГПУ им. А. И. Герцена / под ред. В. А. Ананьева, С. А. Кулакова. СПб.: Издательство ПП «Стратегия будущего», 2006.
2. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. 3. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 1998. – 200 с. 4. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С. М. Косенок, В. М. Карлышев, А. П. Исаев, С. А. Кабанов // Педагогика. – 1998. – №4. – С. 118 – 119. 5. Семенова Е. М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова; под ред. проф. Е. А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174с. 6. Семенова Е. М. Психологическое здоровье педагога: возможности его сохранения и укрепления // Электронный ресурс. Режим доступа: https: //www. sites. google. com/site/zdoroviepedagoga/3-sekcia/semenova.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|