Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Факторы риска для состояния здоровья педагога.




3. Факторы риска для состояния здоровья педагога.

 

Педагогическая деятельность – это «работа сердца и нервов», по определению В. А. Сухомлинского, где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил.

Исследование педагогической деятельности показали, что она потенциально эмоциогенна. Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т. д.

Анализируя причины профессиональной дезадаптации учителей, Л. С. Шафранова сформулировала основные характеристики учительского труда: это -  постоянно присущее рабочим ситуациям состояние новизны; специфика трудового процесса определяющаяся не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями и свойствами самого «производителя»; необходимость постоянного саморазвития, работы над собой; эмоциональная насыщенность межличностных контактов; ответственность за учеников; постоянное включение в деятельность волевых процессов.

Большая часть рабочего времени педагога протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за учеников. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость и  разного рода недомогания. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет себя в агрессивной форме (окрики, проявление гнева, раздражительности). Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния.

Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на психосоматическом здоровье. Но наряду с этим такие качества, как выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм во многом обусловлены состоянием здоровья в целом.

Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведёт педагога к эмоциональному выгоранию. Противопоставить этому можно только осознание несовершенства и готовность к изменениям.

Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы и обостряются при наличии заниженной самооценки.

Итак, мы можем выделить основные факторы риска для психосоматического здоровья педагогических работников. Это все те факторы, которые вызывают глубокий психологический дискомфорт и ведут к развитию состояния хронического стресса, а в дальнейшем – к возникновению различных нарушений здоровья.

Эти факторы могут быть разделены на объективные и субъективные.

Объективные факторы:  

– физическая и психологическая напряжённость труда;

– необходимость общения с большим количеством людей;

– постоянная концентрация внимания и напряженность эмоционально-волевых процессов;

– ненормированный рабочий день (необходимость работать дома, во внеурочное время);

– постоянное оценивание со стороны различных людей;

– высокий уровень ответственности;

– тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и воспитанников;

–  авторитарный стиль управления педагогическими кадрами.

Субъективными причинами являются:

– фрустрации основных потребностей педагога: в уважении, одобрении плодов деятельности;

– недостаток психологической поддержки;

– недостаточная развитость коммуникативной компетентности личности;

– длительно переживаемые эмоциональные состояния риска (тревога, депрессия, страх, стрессовое напряжение);

– отсутствие навыков психоэмоциональной саморегуляции. Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении педагога с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии, что негативно сказывается также на психоэмоциональном состоянии учеников.

4. Патогенез психосоматических расстройств.

Изменения в психосоматической регуляции лежат в основе возникновения психосоматических болезней, или психосоматозов. В общем виде механизм возникновения психосоматозов может быть представлен следующим образом: психический стрессовый фактор вызывает аффективное напряжение, активизирующее нейроэндокринную и вегетативную нервную систему с последующими изменениями в сосудистой системе и во внутренних органах.

Первоначально эти изменения носят функциональный характер, однако при продолжительном и частом повторении они могут стать органическими, необратимыми.

Схема патогенеза психосоматических заболеваний включает следующие элементы:

1. Личностные особенности, неадекватный способ реагирования на стресс.

2. Эмоциональные нарушения, хроническое аффективное напряжение.

3. Психовегетативный синдром.

4. Психосоматические расстройства.

5. Органическая недостаточность мозговых систем, невротические

изменения личности.

6. Изменение реактивности органа-мишени.

7. Психосоматическое заболевание.

 

1. Среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению заболеваний в результате внешних воздействий, выделяют темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций делают человека (а особенно ребенка) очень чувствительным к стрессам.

Среди заболевших после перенесенных стрессов преобладают те личности, которые отличаются большим нигилизмом, чувством бессилия, отчужденностью, непредприимчивостью.

Активность увеличивает шанс благоприятного исхода после воздействия стресса, отказ от поиска выхода из ситуации делает организм уязвимым к возникновению заболеваний.

Уменьшают патогенное воздействие агрессоров чувство собственной значимости, энергичная позиция в отношении окружения, способность принимать на себя большие обязательства, уверенность в возможности контролировать события.

2. Хронические отрицательные эмоции приводят к изменению функционирования организма. Неотреагированный гнев, подавленная агрессия, реализуясь через симпатическую нервную систему, приводят к гипертонической

болезни, артритам, мигрени, гипертиреозу, диабету. Неутоленные стремления к зависимости, признанию, удовлетворению сексуальных потребностей посредством парасимпатической нервной системы преобразуются в язвенную болезнь, язвенный колит, бронхиальную астму.

3. Ведущим фактором, вызывающим психовегативный синдром, являются психогенные заболевания, следовательно очевидна ведущая роль острого или хронического эмоционального стресса. Клиника этого синдрома состоит из: пароксизмальных вегетативных расстройств (колебания АД, нарушение сердечного ритма, ощущение нехватки воздуха, одышка, нарушение деятельности ЖКТ, гипергидроз, терморегуляционные расстройства, расстройства мочеиспускания и др. ), эндокринных нарушений (незначительные тиреотоксические проявления, колебания уровня сахара, дисменорея), эмоциональных нарушений (тревога, страх, сниженное настроение, повышенная утомляемость, нарушенный сон). Внутри психовегетативного синдрома сохраняются взаимоотношения между нарушенной мотивационно – эмоциональной системой и неадекватным (избыточным или недостаточным) вегетативным сопровождением. Степень психовегетативных расстройств хорошо отражает уровень нарушения адаптивной, приспособительной деятельности, обеспечиваемой головным мозгом, и особенно, лимбико-ретикулярным комплексом.

5. При психосоматических состояниях функциональные и органические нарушения в органах и системах в большинстве случаев параклинически верифицированы. Гомеостаз, который определялся на основе данных кардиоинтервалографии, был нарушен у 92% обследованных. Почти 70% больных с психосоматическими расстройствами имели нарушения гомеостаза с преобладанием тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что параклинически подтверждает наличие эмоциональных нарушений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...