Релаксация. Мотивационный уровень саморегуляции. Индивидуально- личностные факторы. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой.
Релаксация. Релаксация позволяет уравновесить процессы психоэмоциональной регуляции и способствует активации репаративно-метаболических процессов в организме. Мотивационный уровень саморегуляции Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации. В психологическом плане можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в мотивационной саморегуляции людей. 1. Индивидуально-личностные факторы. 2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой. 3. Смыслообразующие факторы.
Индивидуально- личностные факторы. 1. Сила мотивации, т. е. заинтересованность человека, в чем либо, проявляющаяся в психической энергии определенной интенсивности. 2. Осознанность мотивационных тенденций. В той или иной степени каждый человек осознает свои хорошие или дурные привычки и влечения, отдает себе отчет, насколько они устойчивы и в какой степени захватывают его внутреннюю сущность. Но человек может и не осознавать свои истинные жизненные потребности и стремления. В нашей мотивационной сфере немало неявных побуждений и стремлений, часто неосознанных, но оказывающих свое активизирующее действие. Некоторые привязанности, побуждения, мотивы настолько захватывают личность, что она не может взглянуть на них со стороны и осознать их смысл. 3. Смысловая насыщенность мотивации характеризует индивидуальный смысл содержательной стороны жизни личности. Человек ведет либо содержательную, насыщенную жизнь, либо не имеет долговременной цели в жизни, часто занимается бессмысленном делом, «убивает время». 4. Целостность мотивационных тенденций - характеристика направленности интересов личности степени ее социально – психологической устойчивости. Недостаточное развитие данного свойства проявляется в виде разобщенности жизненных планов и стремлений, их неувязанности друг с другом.
5. Реалистичность мотивации. Четкость представления себе, когда и каким способом следует добиваться поставленных целей. Поведение, в данном случае, мало расходится с истинными намерениями. В противном случае человек будет часто наталкиваться на непредвиденные обстоятельства, затрудняющие осуществление его планов. 6. Эмоциональная устойчивость мотивации. Человек с эмоциональной устойчивостью мотивации не склонен менять свои установки и намерения в зависимости от настроения. Постоянная импульсивность намерений и действий, неспособность долго заниматься каким- либо делом, периодическое увлечение второстепенными задачами – показатель неразвитости эмоциональной устойчивости. 7. Ситуационная независимость мотивации, то есть устойчивость мотивации во времени, когда на повседневное поведение человека оказывает решающее влияние перспективные цели. Ситуационная зависимость предполагает, что человек легко проявляет импульсивность, на его поведение оказывают сильное влияние обстоятельства и внешняя обстановка.
Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой. 1. Депрессивность потребностей - мало осознаваемое смутное переживание неудовлетворенности своим жизненным положением. 2. Кризис принятия мотивов – состояние, которое характеризуется тем, что человек не может сделать окончательный выбор в данной ситуации. 3. Кризис реализации мотивов – обусловлен расстройством собственных планов, целей, надежд. Может сопровождаться отрицательными переживаниями, вплоть до общего снижения интереса к жизни.
Смыслообразующие факторы.
1. Внешне опосредованная регуляция. Для саморегуляции используются не прямые способы самовоздействия (самоубеждение, самоприказ и т. п. ) а какое-то необязательное, отвлекающее занятие, хобби, прогулки, путешествия, общение с искусством, людьми. 2. Активная смысловая регуляция. Требует прямых интеллектуальных усилий, переосмысления сложившийся ситуации, попыток с иных позиций взглянуть на свои желания и побуждения, открыть для себя новое видение жизни. 3. Резервная мотивация. Необходимость в резервной мотивации возникает, когда требуются дополнительные побудительные ресурсы. Примером может быть выполнение нужной, но неинтересной работы.
Методы непосредственной мотивационной саморегуляции. 1. Аутогенная тренировка. АТ как метод саморегуляции позволяет дополнительно использовать в качестве приема своеобразный диалог с собой, по результатам которого можно судить о прочности закрепления необходимого психического образования. Использование диалога повышает эффективность субъективного контроля психологической готовности человека к предстоящей деятельности. 2. Самопрограммирование. Это целая система общения с собой, состоящая из трех стадий: · «Ревизия» своих мотивов. Человек мысленно смотрит на себя со стороны, оценивает свои желания, стремления, моральную чистоту своих жизненных целей. В результате выявляются слабые места. Человек корректирует систему мотивов, обновляет внутренние установки, приобретает смысл. · Беседа с самим собой. Внятно и осмысленно резюмируются результаты пересмотра и переоценки своих мотиваций и ценностей. На данном этапе себе могут быть заданы уточняющие вопросы, на которые должны быть даны четкие, откровенные ответы. · Действия. Стадия первоначальной реализации мотивов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|