В результате изучения дисциплины специалист должен:
• знать теоретические основы экономической географии;
• иметь представления о территориальных пропорциях мирового хозяйства, специфике экономического развития макрорегионов и различных стран;
• усвоить основные факторы и принципы размещения производительных сил;
• знать региональные и страновые особенности размещения отраслей экономики;
• уметь анализировать географическую информацию, ориентироваться в экономико-географической литературе, экономически оценивать социальные нормы и гарантии, прогнозировать социально-экономическую ситуацию в странах и регионах;
• приобрести и закрепить практические навыки по анализу и оценке социально-экономической ситуации в регионах и странах;
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Количество часов по специальностям
080102 Мировая экономика
080502 Эконом и упр. на предпр. (торговли)
080109 Бух.учет
080401 Товаровед. и экспертиза товаров
080107 Налоги и налогообл.
032401 Реклама
080111 Маркетинг
080801 Прикл информ. (в экономике)
№ семестра
Аудиторные занятия:
34
34
36
34
34
34
51
34
Лекции
семинарские занятия
Самостоятельная работа
41
41
34
41
41
26
49
36
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
75
75
70
75
75
60
100
70
Вид итогового контроля
Экз.
Зачет 1
Зачет 1
Зачет 1
Зачет 3
Зачет 1
Зачет 2
Зачет 1
Очно-заочная форма обучения
Вид учебной работы
Количество часов по специальностям
080102 Мировая экономика
080111 Маркетинг
080502 Экономика и упр. на предприятии (торговли)
080107 Налоги и налогообл.
№ семестра
Аудиторные занятия:
Лекции
семинарские занятия
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Вид итогового контроля
Экзамен 1
Зачет 2
Зачет 2
Зачет 4
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Количество часов по специальностям
080301 Коммерция
080105 Финансы и кредит
080111 Маркетинг
080502 Экономика и упр. на предпр. (торговли)
080109 Бух.учет, анализ, аудит
курс
Аудиторные занятия:
Лекции
семинарские занятия
–
–
–
–
–
Самостоятельная работа
52
62
92
67
62
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
60
70
100
75
70
Текущий контроль
Контр. раб. 1
Контр раб. 1
Контр. раб. 1
Контр. раб. 1
Контр. раб.
Вид итогового контроля
Зачет 1
Зачет 1
Зачет 1
Зачет 1
Зачет 1
Очная форма обучения (сокращенная)
Вид учебной работы
Количество часов по специальностям
080107 Налоги и налогообл.
080105 финансы и кредит
080301 коммерция
курс
Аудиторные занятия:
Лекции
семинарские занятия
–
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
75
70
60
Вид итогового контроля
2 зачет
1 зачет
1 зачет
Заочная форма обучения (сокращенная)
Вид учебной работы
Количество часов по специальностям
080107 Налоги и налогообл. (ср. эконом. обр.)
080107 Налоги и налогообл. (ср.проф. обр.)
080105 Финан и кредит
080401 Товаров. и экспертиза товаров
080111 Маркетинг
080502 Экономика и упр. на предпр. (торговли)
080109 Бух. учет, анализ, аудит
курс
Аудиторные занятия:
Лекции
семинарские занятия
Самостоятельная работа
67
69
62
67
92
67
130
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
75
75
70
75
100
75
140
Текущий контроль
Контр. раб. 1
Контр. раб. 1
Контр. раб. 1
Контр. раб. 1
Контр. раб. 1
Контр. раб. 1
Контр. раб.
Вид итогового контроля
Зачет 1
Зачет 1
Зачет 1
Зачет 1
Зачет 1
Зачет 1
Зачет 1
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Очная форма обучения
(Мировая экономика, Экономика и управление на предприятии (торг), товароведение, Налоги и налогообложение, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Прикладная информатика).
Наименование тем
Всего часов по учебному плану
Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, из них
Самосто-ятельная работа
Лекции
Семинарс-кие занятия
Темати-ческие дискуссии, деловые игры
1. Понятие географической среды, взаимодействие общества и географической среды, пути рационального природопользования Экологическая проблема и мировое хозяйство
4/2
2/1
–
–
2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов
14/13
4/4
3/3
3. Население и трудовые ресурсы мира
7/6
2/2
1/1
–
4. Факторы размещения производства в эпоху НТР
7/6
2/1
1/1
–
5. География промышленности мира
20/20
6/6
1/2
6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы
7/7
4/4
1/1
–
7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда
6/6
2/2
1/1
–
8. География сферы услуг
6/6
2/2
1/1
–
9.Туризм как специфическая форма торговли услугами
4/4
2/2
–/1
–
ИТОГО:
75/70
26/24
9/11
38/33
Очно-заочная форма обучения
(Мировая экономика, Экономика и управление на предприятии (торговли), Налоги и налогообложение/Маркетинг)
Наименование тем
Всего часов по учебному плану
Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, из них
Самостоя-тельная работа
Лекции
Семинарские занятия
1. Понятие географической среды, взаимодействие общества и географической среды, пути рационального природопользования Экологическая проблема и мировое хозяйство
5/5
1,1,1/1
1,-,1/-
3,4,4/4
2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов
12/17
2,1,1/1
2,1,1/1
8,10,10/10
3. Население и трудовые ресурсы мира
7/10
2,1,1/1
1,1,1/1
4,5,5/5
4. Факторы размещения производства в эпоху НТР
7/9
1,1,1/1
1,1,-/1
5,5,6/5
5. География промышленности мира
20/25
4,2,2/2
4,2,2/2
12,16,16/16
6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы
7/10
1,1,1/1
1,1,1/1
5,5,5/5
7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда
7/10
1,1,1/1
1,1,1/1
5,5,5/5
8. География сферы услуг
6/10
1,1,1/1
1,1,1/1
4,4,4/7
9.Туризм как специфическая форма торговли услугами
4/4
1,-,1/-
-,-,-/-
3,4,3/8
ИТОГО:
75/100
14,9,10/9
12,8,/8
49,58,58/83
Заочная форма обучения
(Финансы и кредит, Бухгалтерский учет, анализ, аудит/Коммерция)
Наименование тем
Всего часов по учебному плану
Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, из них
Самостоя-тельная работа
Лекции
1. Понятие географической среды, взаимодействие общества и географической среды, пути рационального природопользования. Экологическая проблема и мировое хозяйство
4/4
–
4/4
2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов
12/10
1/1
11/9
3. Население и трудовые ресурсы мира
6/6
1/1
5/5
4. Факторы размещения производства в эпоху НТР
6/6
1/1
5/5
5. География промышленности мира
20/16
1/1
19/15
6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы
6/4
1/1
5/3
7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда
6/4
1/1
5/3
8. География сферы услуг
6/6
1/1
5/5
9.Туризм как специфическая форма торговли услугами
4/4
1/1
3/3
ИТОГО:
70/60
8/8
62/52
(Маркетинг/Экономика и управление на предприятии (торговли))
Наименование тем
Всего часов по учебному плану
Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, из них
Самостоя-тельная работа
Лекции
1. Понятие географической среды, взаимодействие общества и географической среды, пути рационального природопользования Экологическая проблема и мировое хозяйство
5/5
5/5
2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов
17/12
1/1
16/11
3. Население и трудовые ресурсы мира
10/7
1/1
9/6
4. Факторы размещения производства в эпоху НТР
9/7
1/1
8/6
5. География промышленности мира
25/20
1/1
24/19
6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы
10/7
1/1
9/6
7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда
10/7
1/1
9/6
8. География сферы услуг
10/6
1/1
9/5
9.Туризм как специфическая форма торговли услугами
4/4
1/1
3/3
ИТОГО:
100/75
8/8
92/67
Содержание курса
1. Темы и их краткое содержание
Тема 1. Понятие географической среды, взаимодействие общества и географической среды, пути рационального природопользования. Экологическая проблема и мировое хозяйство
Понятие о географической (окружающей) среде, как о той части земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.
Качественно новый этап во взаимодействии природы и общества. Международная экологическая безопасность на современном этапе. Концепция «устойчивого развития».
Рациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды как две взаимосвязанные проблемы.