Темы семинарских занятий, тематических дискуссий
ТЕМА 2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности Основные вопросы 1. Понятие природных ресурсов, их роль в жизни общества. Экономическая, экологическая и природная классификации природных ресурсов. При рассмотрении первого вопроса студентам следует знать определение понятия “природные ресурсы” – тела и силы природы, ее качества, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности. Необходимо рассмотреть принципы разделения всех элементов природы на два класса: природные ресурсы и природные условия. Следует рассмотреть различные классификации природных ресурсов: а) Экономическая (принимается во внимание хозяйственная роль ресурсов, направление и формы их использования); б) Экологическая (по принципу исчерпаемости ресурсов); в) Природная (за основу принимается признак принадлежности ресурсов к тому или иному элементу природы). 2. Минеральные природные ресурсы мира: запасы, особенности размещения и потребления, страны, обладающие крупнейшими запасами. При ответе на второй вопрос рекомендуется начать с подразделения минеральных природных ресурсов по направлению их использования на топливные, металлорудные и неметаллические. Далее следует обратить внимание на основные закономерности образования и размещения различных типов минеральных природных ресурсов. Установлено, что основными местами скопления топливных, химических и строительных полезных ископаемых являются платформы с толщами осадочных пород и их краевые прогибы, а местами образования большинства видов рудных ископаемых - подвижные складчатые области и щиты. Данные закономерности следует проиллюстрировать примерами размещения различных полезных ископаемых мира.
3. Земельные природные ресурсы мира: обеспеченность стран и регионов земельными ресурсами, их размещение и использование. Изучение третьего вопроса советуем начать с определения (к земельным ресурсам относят земли, систематически используемые или пригодные к использованию в хозяйственных целях и отличающиеся по природно-историческим признакам). Земельные ресурсы планеты, ограниченные самими ее размерами, характеризуются сочетанием самых разнообразных категорий земель – от интенсивно используемых промышленных и сельскохозяйственных до не пригодных для хозяйственных целей ледников и пустынь. Пригодные для хозяйственного использования земельные резервы планеты уже практически на исходе. Остаются в основном земли, освоение которых требует огромных затрат. Их общая величина довольно высока – около половины площади всей суши, в том числе разнообразные неудобья (болота, тундры, полярные и высокогорные пустыни, карстовые районы), удаленные от центров цивилизации и не используемые в хозяйстве леса, выведенные из хозяйственного использования земли (водно-эрозионный бедленд, подвижные пески, солончаки, заброшенные карьеры и отвалы горных пород и т. д.). В настоящее время в мире на пашни приходится около 11% всей площади суши (1350 млн. га) и 24% суши (3335 млн. га) – используются в животноводстве (это пастбища). В среднем по миру площадь пашни составляет 0, 25 га на человека. По отношению к среднемировому показателю обеспеченность России пахотными землями достаточно высока (0,8 га). Еще большая разница наблюдается в сравнении с некоторыми наименее землеобеспеченными странами мира: Китай – 0,09 га, Египет – 0,05 га.
Далее следует остановиться на различиях в обеспеченности земельными ресурсами (в том числе сельскохозяйственными землями) и их использовании в различных регионах мира. 4. Водные ресурсы мира: запасы, особенности размещения и потребления. При рассмотрении четвертого вопроса нужно охарактеризовать элементы природы, относящиеся к классу водных ресурсов: поверхностный сток (реки, озера и другие водоемы), подземный сток (подземные и грунтовые воды), воды ледников, атмосферные осадки, которые являются источниками воды для удовлетворения хозяйственных и бытовых потребностей. Большая часть воды сосредоточена в Мировом океане, занимающем ѕ поверхности Земли. Значительная масса водного резерва планеты заключена в ледниках. Если бы весь лед растаял, то уровень океана повысился бы на 64 м, существенно сократив при этом площадь особо важной для человека суши. Объем воды в реках мира, оценивается в 1200 м3. Общий объем пресных вод гидросферы составляет всего 2% от ее общего объема, а за вычетом практически недоступных для использования вод, законсервированных в полярных ледниках, – всего 0,3% объема гидросферы. Далее рекомендуется раскрыть региональные различия в обеспеченности водными ресурсами. 5. Лесные ресурсы мира: запасы, особенности размещения и потребления. В пятом вопросе необходимо отметить, что мировые лесные ресурсы характеризуются двумя главными показателями: размерами лесной площади (4 млрд. га) и запасами древесины на корню (350 млрд. м3), которые благодаря постоянному приросту ежегодно увеличиваются на 5,5 млрд. м3. Однако леса вырубают под пашни и плантации, под строительство. К тому же древесина широко используется в деревообрабатывающей промышленности, а менее ценная идет на дрова. В результате обезлесивание приобрело угрожающие масштабы. Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается, как минимум, на 25 млн. га, а мировая заготовка в 2000 г. достигла 5 млрд. м3. Это означает, что ее ежегодный годовой прирост будет использован полностью. Распределение лесных ресурсов по различным регионам планеты представлено в табл. 1.
Таблица 4 Распределение лесных ресурсов по регионам планеты
Источник: [11] Далее следует назвать страны, обладающие наибольшими и наименьшими объемами лесных ресурсов и наибольшей и наименьшей лесистостью. Тематическая дискуссия В рамках дискуссии следует оценить изменение значимости различных факторов размещения производства на разных ступенях развития общества. Особо следует отметить ослабление зависимости размещения промышленного производства от природных условий и ресурсов в эпоху научно-технической революции и обосновать причины этого явления. Литература: [1, 2, 4, 5, 6, 14, 16] ТЕМА 3. Население и трудовые ресурсы мира Основные вопросы 1. Демографическая ситуация в мире. Динамика численности населения. Основные демографические показатели и методы их расчета. При ответе на первый вопрос студентам следует знать, что по данным ООН население Земли в 2005 г. составляло около 6,5 млрд. человек. Предполагается, что в 2020 г. численность населения мира превысит 8 млрд. человек, в середине 21 века – 10,5 млрд. человек. Далее следует показать изменения численности населения мира в динамике. Население мира распределено по территории Земли крайне неравномерно. При средней плотности населения 45 человек на кв. км, более половины его проживает не далее 200 км от океанического побережья и на высотах, не превышающих 200 м над уровнем моря, лишь менее 10% человечества населяет горы (свыше 1000 м над уровнем моря) и внутриконтинентальные пространства (больше 1000 км от побережья). Наибольшая плотность населения наблюдается в Азии – 114 человек на кв. км, наименьшая – в Австралии – 0,03 человека на кв. км (не считая Антарктиды, где постоянного населения вообще нет). Студентам следует выделить 4 наиболее заселенных региона, где плотность населения составляет свыше 100 человек на кв. км, наиболее населенные страны, страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения.
2. Естественное и механическое движение населения. При рассмотрении второго вопроса обратите внимание на то, что в основе динамики населения лежит его естественный прирост, измеряемый в промилле, т. е. Увеличение населения в расчете на 1000 жителей. Он рассчитывается как разница между рождаемостью и смертностью. Характер соотношения рождаемости и смертности определяет тип воспроизводства населения. Согласно модели демографического перехода выделяют 4 этапа этого процесса (следует охарактеризовать). Другим важным фактором, определяющим динамику населения, его размещение, демографическую (половозрастную) структуру, является миграция. Миграция – это перемещение населения, связанное со сменой постоянного места жительства. Миграции бывают внешние и внутренние. По определенным причинам выделяют экономические и политические миграции. По форме выделяют добровольные миграции (стихийные и организованные) и вынужденные. Далее необходима характеристика характера и направления основных миграционных потоков. 3. Мировой процесс урбанизации. Закономерности размещения городов в условиях рыночной экономики: модель центральных мест В. Кристаллера, модель Кольба. Для полного раскрытия третьего вопроса следует знать определение понятия «урбанизация» это исторический процесс повышения роли города в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производства и, прежде всего, в расселении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т. д. В более узком, демографо-статистическом, понимании урбанизация – это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире. Урбанизация является своеобразным символом XX века. Если в начале века в городах проживало около 10% населения планеты, в середине – 30, то к концу века население городов достигло 50%. Однако за формальным равенством городского и сельского населения скрываются колоссальные географические различия. В то время как в Европе, Америке и Австралии с Океанией доля городского населения превышает 70%, в Азии и Африке она лишь около 30%. Существенно различаются и механизмы урбанизации. В индустриально развитых странах рост городов сопровождал индустриальную фазу развития, а наблюдающийся ныне процесс распространения городского образа жизни на сельскую местность и связанное с этим формальное уменьшение доли горожан (реурбанизация) связаны уже с постиндустриальным этапом. В развивающихся странах рост городов, особенно крупных и крупнейших, в основном является следствием аграрного перенаселения и деградации сельской местности в целом, что выталкивает десятки миллионов людей в города даже при отсутствии в них необходимого числа рабочих мест. В результате именно в развивающихся странах сконцентрирована основная часть крупнейших городов мира.
Смещение процесса урбанизации в страны «третьего мира» привело к тому, что большинство крупнейших городских центров сегодня находится в Азии и Латинской Америке: более 10 млн. жителей в таких городах, как Шанхай, Чунцин и Пекин в Китае, Бомбей и Калькутта в Индии, а также Сеул и Джакарта в Азии, Мехико, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес в Латинской Америке, Каир в Африке. За пределами этих стран остаются традиционные центры «северных» стран – Нью-Йорк и Лос-Анджелес в США, Токио и Осака в Японии, Москва, Лондон и Париж в Европе. В индустриально развитых странах процесс урбанизации привел к преобладанию агломерационных (взаимосвязанных систем городов) форм расселения, которые в ряде регионов, в свою очередь, образуют территориальные системы более высокого порядка, получившие название мегалополисы (сверхгорода). Далее следует перечислить 6 крупнейших мегалополисов, выделяемых специалистами и немного остановиться на урбанизации в России. 4. Состояние рабочей силы, положение на рынке труда, производительность труда. При рассмотрении четвертого вопроса следует отметить, что главной производительной силой общественного производства выступает та часть населения, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться. Трудоспособное население – это часть населения, ограниченная определенными возрастными рамками. Границы трудоспособного возраста подвижны и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека. Решающую роль в формировании границ трудоспособного возраста населения играют социально-экономические условия. Максимальная возрастная граница соответствует физиологическому пределу участия старших возрастов в трудовой деятельности, предусмотренному законом о пенсионном обеспечении. Начальная группа определяется физиологическим развитием молодежи, ее знаниями, уровнем образования, продолжительности обучения. Далее студентам следует рассказать об установленных рамках трудоспособного населения, количестве трудовых ресурсов в различных странах и сравнить их с Россией. Экономически активное население включает работающих и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, так как остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством или служит в вооруженных силах и т.д. Литература: [1–4, 10, 16].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|