Задания для самостоятельной работы студентов
В соответствии с учебным планом для самостоятельной работы студентов при изучении данной дисциплины предусмотрен объем самостоятельной работы в 36 часов. В рамках самостоятельной работы по изучению курса предлагается проработка тематического материала по основным его темам. По каждой теме студентам предлагаются таблицы со статистическими данными из различных национальных и международных первоисточников информации. По данным таблицам сформулированы типовые задания и контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов. Также по каждой теме студентам предлагаются тестовые задания для самоконтроля. Эти задания не только помогут студенту проверить знания и закрепить их, но и дадут возможность еще раз взглянуть на проблему в новом ракурсе. Целями самостоятельной работы являются: • обучение студентов обработке первоисточников статистической информации; • проведение расчетов различных показателей, характеризующих состояние отраслей мирового хозяйства; • выработка навыка анализа актуальных проблем развития мирового хозяйства; • закрепление знаний, полученных на лекционных и практических занятиях. Задания к теме № 1 Ситуации для обсуждения 1.Человечество все чаще сталкивается с проблемой исчерпания основных видов природных ресурсов. Единственный континент, где они еще практически не разрабатывались – Антарктида. В то же время установлено, что ледовый континент играет важнейшую роль в сохранении природы Земли. Представьте, что двое ученых ведут дискуссию о будущем Антарктиды. Первый выступает за ее скорейшее хозяйственное освоение, а другой требует сохранить континент в первозданном состоянии.
Постарайтесь изложить основные аргументы каждой из сторон. Приведите также контраргументы, которыми могут воспользоваться спорящие для доказательства ошибочности позиции оппонента. Какую сторону в этом споре приняли бы вы? 2. На реках Иртыш и Обь совместно с зарубежными фирмами запланировано строительство крупных нефтехимических комплексов. Это вызывает большую дискуссию. Изложите ваши доводы за проект и против него. Задания к теме № 2 Упражнения Для самостоятельной работы предлагаются следующие задания по определению обеспеченности основными энергетическими ресурсами: Упражнение 1: опираясь на данные табл. 1, 2, 3, определите (на примере стран ОПЕК, США, России и других стран и регионов): • процент изменения достоверных запасов нефти и ее добычи в 2004 г. по сравнению с запасами и добычей в 1990 г.; • долю страны или группы стран в мировых запасах и мировой добыче нефти за эти же годы; • на сколько лет достоверные запасы обеспечивали фактический уровень добычи в 1990 и 2004 гг. • процент изменения достоверных запасов газа и его добычи в 2004 г. по сравнению с запасами в 1990 г.; • долю страны или группы стран в мировых запасах и мировой добыче газа за эти же годы; • на сколько лет достоверные запасы обеспечивали фактический уровень добычи в 1990 и 2004 гг. • процент изменения достоверных запасов угля и его добычи в 2004 г. по сравнению с запасами в 1990 г.; • долю страны или группы стран в мировых запасах и мировой добыче угля за эти же годы; • на сколько лет достоверные запасы угля обеспечивали фактический уровень добычи в 1990 и 2004 гг.
Достоверные запасы и добыча нефти, млн. т Таблица 1
Источник: Мировой рынок нефти в 2000 г.//БИКИ,2001, №104, BP – статистический обзор мировой энергетики – июнь 2005 Достоверные запасы и добыча природного газа, млрд. куб. м Таблица 2
Источник: Басова Т. Е. Практикум по курсу «Мировая экономика». – М.: Финансы и статистика, 2001, BP – статистический обзор мировой энергетики – июнь 2005
Достоверные запасы и добыча каменного угля, млн. т Таблица 3
* Россия, Казахстан и Украина Источник: Басова Т. Е. Практикум по курсу «Мировая экономика». – М.: Финансы и статистика, 2001, BP – статистический обзор мировой энергетики – июнь 2005
Тесты для самоконтроля Множественный выбор Ресурсообеспеченность – это: А) Соотношение между величиной запасов и размерами использования данного вида ресурсов. Б) Объем достоверных запасов данного вида ресурсов. В) Масштабы проведения геологоразведочных работ. Выберите единственную правильную характеристику топливных полезных ископаемых: А) среди топливных полезных ископаемых наиболее велики мировые запасы нефти; Б) основная часть запасов угля находится в южном полушарии; В) почти все топливные полезные ископаемые относятся к категории возобновимых; Г) угольные и нефтегазоносные бассейны имеют осадочное происхождение; Д) большая часть запасов нефти приходится на развитые страны. Выделите 4 государства, обладающие крупнейшими в мире запасами нефти: А) Саудовская Аравия Е) Нигерия Б) Ирак Ж) Габон В) Кувейт З) Ливия Г) Иран И) США Д) ОАЭ К) Мексика Выберите верное утверждение: А) Большая часть запасов нефти сосредоточена на территории развивающихся стран
Б) АСЕАН является международной организацией стран-экспортеров нефти В) Все страны Латинской Америки являются импортерами нефти Г) В настоящее время 2/3 нефти в мире добываются на шельфе Мирового океана Отметьте, где сосредоточены основные разведанные запасы природного газа: А) в Восточной Европе Б) в Африке В) в Северной Америке Г) в Южной Америке Д) на Ближнем и Среднем Востоке Е) в России Ж) в Австралии и Океании З) в Западной Европе Укажите из перечисленных 5 государств, имеющие крупные запасы природного газа: А) Туркмения Е) Парагвай Б) Нидерланды Ж) Египет В) Норвегия З) Алжир Г) Швеция И) Вьетнам Д) Россия Укажите 4 государства, обладающие крупнейшими в мире запасами угля: А) Китай Е) Польша Б) Россия Ж) ЮАР В) США З) Индия Г) Австралия И) Монголия Д) ФРГ К) Колумбия Выберите единственную пару, в которой правильно сочетаются страна и экспортируемый из этой страны вид минеральных ресурсов: А) Бразилия – медь; Б) Турция – нефть; В) Малайзия – олово; Г) Египет – железная руда; Д) Перу – газ.
Укажите 4 государства, которые занимают ведущие места по запасам железной руды: А)Австралия Д) Россия Б) Бразилия Е) США В) Канада Ж) Алжир Г) Инидия З) Франция
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|