ТЕМА 6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы (семинарское занятие)
Основные вопросы 1. География агропромышленного комплекса мира: понятие, состав, структура. При изучении первого вопроса следует начать с характеристики Агропромышленного комплекса (АПК) как совокупности отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя. В составе АПК выделяют 3 основных звена, каждое из которых выполняет определенную функцию: первое звено обеспечивает АПК техникой, удобрениями и т. д., второе звено – сельское хозяйство, третье звено составляют перерабатывающие отрасли. Далее студент должен охарактеризовать пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями АПК в различных странах. В России, например, самое мощное звено в нем составляет сельское хозяйство – 45% продукции АПК. В то же время в АПК США доля сельского хозяйства составляет 13%. Зато доля обслуживающего и перерабатывающего звеньев в США в 2 раза выше российских показателей. 2. География сельскохозяйственного производства (земледелие и животноводство). При ответе на второй вопрос нужно отметить, что современное сельское хозяйство включает две макроотрасли – растениеводство (земледелие) и животноводство. В структуре мирового аграрного сектора их доли примерно равны, но животноводство является ведущей отраслью в индустриально развитых и некоторых развивающихся странах, где природно-климатические условия не позволяют обрабатывать землю, а растениеводство распространено в основном в развивающихся странах, большинство из которых расположено в пределах тропических и субтропических поясов. Традиционно растениеводство делят на несколько агрегированных отраслей: зерновое хозяйство, выращивание технических культур, кормопроизводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство и картофелеводство.
Ведущей отраслью животноводства является скотоводство, второй по значению – свиноводство, овцеводство является отраслью с наиболее широкой географией. Кроме этих отраслей в состав животноводства входят коневодство, птицеводство. Далее следует дать характеристику всех отраслей сельского хозяйства с указанием ведущих стран производителей, стран-экспортеров и импортеров. Тематическая дискуссия При обсуждении следует учесть, что обеспечение пищей растущего населения планеты представляет собой проблему, которая в наибольшей степени беспокоит тех, кто задумывается над дальнейшей судьбой не только каждой страны, но и всего человечества. Количество голодающих в мире возросло с 460 млн. в 1970 г. до 550 млн. в 1990 г. и, вероятно сейчас уже достигло 600-650 млн. чел. Однако можно сказать, что в целом в производстве продукции, в выработке продовольствия на душу населения на Земле наблюдается тенденция к некоторому повышению. В то же время во многих развивающихся странах сотни миллионов людей испытывают острую нехватку продовольствия, а местами голод. Производство по темпам роста опережает численность населения, однако оно неравномерно по всему миру и больше растет в развитых странах, а люди на планете испытывают недостаток продуктов питания. Расчеты, проведенные ФАО, показали, что если бы к настоящему времени прогресс в сельхозпроизводстве был распространен на все страны земного шара, это позволило бы полностью удовлетворить потребности в пище, не только нынешнего населения Земли, но и примерно в 2 раза большего, т. е. свыше 10 млрд. человек. Литература: [1–4, 9, 10, 12, 16 ] ТЕМА 7. Роль мировых коммуникаций и транспорта
Основные вопросы 1. География связи. Ответ на первый вопрос следует начать с того, что связь – одна из самых географичных отраслей хозяйства. Создание, развитие и функционирование отдельных ее видов (возникновение почтовых трактов, но особенно прокладка линий электросвязи – телеграфа, телефона, радиорелейных магистралей и т.д.) все еще во многом определяется географическим положением и местными особенностями тех или иных территорий или акваторий планеты. Выход за ее пределы, благодаря освоению космического пространства спутниками связи, придает этой отрасли народного хозяйства мобильный и глобальный характер. Однако и системы космической связи обслуживают разные регионы земного шара пока еще очень избирательно. Задачи и роль связи в эпоху НТР неизмеримо возросли. В огромной степени возросло ее значение в передаче больших массивов самой разнообразной информации, которая все чаще становится товаром. Объемы такой информации в обществе удваиваются каждые 5-10 лет и имеют тенденцию к ускорению. Уже сейчас темпы увеличения ее в 2-3 раза опережают темпы роста промышленности – одной из самых динамичных отраслей хозяйства. Поэтому связь как средство передачи информации стала во все большей мере отражать уровень экономического развития государств: в число важнейших показателей уровня (размеров ВВП или ВНП на душу населения, детской смертности, автомобилизации и др.) в настоящее время включают и степень телефонизации отдельных стран. Исключительно повысилось значение связи в хозяйстве государств мира: она обеспечивает дальнейшее углубление международного разделения труда, его интернационализацию, усиление процессов интеграции. Растущая специализация производства в отдельных странах и регионах возлагает на связь особые задачи по их взаимодействию. Свободное преодоление большинством видов связи национальных границ отдельных государств при передаче информации способствует созданию единого мирового информационного хозяйства, приобретающего глобальный характер. Связь – самостоятельная отрасль народного хозяйства, его сферы услуг. Она вводит в свои системы разнообразную информацию, обеспечивает ее передачу, распределение в пространстве и доставку потребителю.
Далее студентам следует охарактеризовать этапы и периоды формирования современной системы связи и региональные особенности мировой электросвязи. Нужно выделить три типа регионов, которые отражают главные территориальные различия телекоммуникаций мира. 2. Информационные технологии и телекоммуникации. При ответе на второй вопрос можно начать с того, что Интернет – это крупнейшая компьютерная телекоммуникационная система мира, служащая средством доставки информации. Ее возникновение и развитие пришлось на вторую половину XX века, когда сложились необходимые предпосылки для создания системы (перечислить эти предпосылки). Начало создания всемирной компьютерной сети Интернет относится к 1969 г., когда в США агентство АРПА, выполнявшее заказ Пентагона, объединило линиями связи четыре мощных компьютера, организовав экспериментальную межрегиональную сеть, получившую название «Арпанет». Предназначалась она исключительно для военных целей и должна была надежно функционировать в случае атомной войны: при выходе части узлов (компьютеров) или каналов из строя продолжали бы работать оставшиеся, обеспечивая все условия связи. Эксплуатация чрезвычайно дорогих компьютеров и связывающих их сетей, которые оставались слабо загруженными, обходилась военному ведомству США очень дорого. Было принято решение присоединить к Арпанету на коммерческой основе локальные специализированные компьютерные сети многих университетов, научных центров и лабораторий в разных штатах США. До начала 80-х гг. Арпанет оставалась преимущественно специализированной научно-исследовательской и учебной компьютерной сетью США. Обмен разнообразной информацией между научными центрами рос очень быстро и достиг внушительных размеров. Поэтому потребовалась коренная модернизация линий связи, объединявших компьютеры 1500 таких центров страны. После ее завершения скорости передачи информации по ним увеличились в 30 раз. Возникла проблема выделения научной компьютерной сети в самостоятельную узкоспециализированную и вывода ее из Арпанета. Такая сеть – CSNET – для ученых-компьютерщиков была создана. В 1983 г. Арпанет, полностью конверсированная и превращенная в коммерческую сеть, получила название Интернет. Широкие международные функции Интернет стал выполнять после того, как в Европейском центре ядерных исследований в Женеве была разработана система World Wide Web, или WWW – «Всемирная паутина». Благодаря WWW, Интернет был подключен к целому ряду национальных специализированных и универсальных сетей. Стало быстро расти число пользователей Интернета не только в США, но и во всем мире. Далее следует рассказать о региональной структуре Интернета.
3. География мирового транспорта В третьем вопросе необходимо охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру мирового транспорта. Литература: [1–4, 7, 8, 9, 10, 16]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|