Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения государственного социального обеспечения в России и его развитие




ВВЕДЕНИЕ

 

Трудовая пенсия по старости предусмотрена частью 1 статьи 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.


 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

История возникновения государственного социального обеспечения в России и его развитие

 

В докапиталистический период основными социально-правовыми формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных выступали:

право на содержание как привилегия, предоставляемая государственным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или в связи с ранением, контузией, увечьем, полученными на войне;

опека и попечительство;

гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений;

государственное призрение для беднейших слоев населения;

коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и некоторые другие.

Инициатива принятия законодательства о социальном страховании принадлежала Германии (закон о страхования от несчастных случаев на производстве 1884 г., закон о государственном страховании на случай болезни 1883 г. и другие). За Германией последовали другие страны Европы, в том числе и Россия.

В 1901 году в России были утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность. В 1903 году был принят закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев. Назначаемая в связи с трудовым увечьем компенсация называлась пенсией.

К концу 60-х годов в стране завершилось формирование следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

) государственное социальное страхование рабочих, служащих, членов кооперативов и некоторых других лиц;

) социальное страхование колхозников;

) социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников;

) социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета;

) обеспечение за счет специальных фондов общественных организаций (художественного, литературного, музыкального фондов и фонда Союза.

Конституция СССР 1977 года определила, что в стране созданы государственные системы здравоохранения и социального обеспечения. которыми являются самостоятельными и решают тесно связанные между собой задачи. В Конституции говорилось о социальном обеспечении в различных формах, равенстве прав мужчин и женщин (ст.35), праве граждан СССР на охрану здоровья (ст.43), заботе государства о семье (ст.53).

В целях преодоления указанных негативных тенденций была проведена пенсионная реформа, которая получила законодательное воплощение в Законе РФ “О государственных пенсиях в РФ” от 20 ноября 1990 года.

Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции РФ. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Во-первых, была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно-полезной деятельности. Она охватила лиц, работающих по трудовому договору, членов колхоза и других кооперативных организаций, индивидуальных предпринимателей и другие категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию. Во-вторых, была предпринята попытка преодолеть остаточный принцип финансирования пенсий с помощью учреждения Пенсионного Фонда РФ, средства которого были отделены от федерального бюджета и не подлежали изъятию. В-третьих, закон был направлен на повышение уровня пенсий и ликвидацию уравнительного подхода. В этих целях в законе закреплены механизмы: осовременивания заработка, из которого была исчислена пенсия; диффренциации размера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа (увеличение пенсии на 1% за каждый год стажа сверх требуемого, но не более чем на 20%; исчисления пенсий из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности, индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации впервые была утверждена постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 года. Позднее, постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 года одобрена Программа пенсионной реформы, содержащая ряд существенных отличий от первоначальной Концепции.

И Концепция, и Программа предусматривают создание трехуровневой пенсионной системы, в которой первый уровень образует базовая пенсия. Согласно Концепции 1995 года она должна выплачиваться всем пенсионерам в размере прожиточного минимума. По Программе 1998 года первый уровень займет социальная пенсия, которая будет предоставляться лишь после обязательной проверки нуждаемости тем лицам, которые не смогли накопить достаточных средств для страховой пенсии, и не имеют никаких источников средств существования. Второй, основной уровень, будет составлять трудовая (страховая) пенсия. Третий уровень системы отводится негосударственным пенсиям. Большое значение для преобразования и дальнейшего развития государственной системы социального обеспечения имеет принятие Федеральных Законов “Об основах обязательного социального страхования” от 16 июля 1999 года и “О государственной социальной помощи” от 17 июля 1999 года.

Таким образом, хочется отметить, что современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению. Думаю, что он направлен на поэтапное и комплексное преобразование системы социального обеспечения и повышения благосостояния пенсионеров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...