Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Всеобщая история 2 страница




Шарашана, из дома Санасара, Вахаршак назначает великим бдешхом и правителем юго-восточной части 18 на самой границе Ассирии на берегу реки Тигра, дав ему об-{24}ласть Арзĕ н 19 со всеми прилежащими странами вместе с горою Тавром, т. е. Симом.

Нашед в Мокской области мужа, имевшего под своим начальством многочисленную шайку разбойников, царь утверждает его в достоинстве нахарара, назвав его Мокаци; он то же делает с Кордцами, Андцевцами и Акейцами, получившими свои наименования от своих областей. Я нашел, что Рĕ штуник’ и Гохтĕ нцы действительно происходят от Сисакана 20.

После всего этого Вахаршак построил мехьян в Армавире и поставил в нем изображения Солнца и Луны 21. Он увещевал еврея Шамбата Багарата, венцеполагателя и аспé та, отречься от еврейской веры и поклониться идолам; Багарат не согласился, а царь Вахаршак не стал принуждать его более. — Он назначил двух докладчиков, обязанных письменно доносить обо всем: один — о добрых делах, другой — о воздаяниях. Докладчику о добрых делах он приказывает в минуты плена напоминать ему о справедливости и милосердии.

Вахаршак постановил закон: одного из царевичей оставлять при царе для наследования престола, а прочих отправлять [на жительство] в страны Хаштианк’ские. На этом основании он оставил при себе сына своего, Аршака, с сыном последнего, Арташесом, а прочих детей своих отправил в Хаштенк’. — Вахаршак умер в Мĕ цбине после 22-летнего царствования (См. Моис. Хорен. кн. II, гл. VIII, стр. 83—87).

После воцарился в Армении сын его, Аршак, 13 лет. Во время войны с понтийцами на берегу великого моря знаком своей победы он оставил свое копье с округленным концом, напитанное, говорят, змеиною кровью; Аршак {25} спешившись, бросил это копье и глубоко всадил в высокий каменный памятник, воздвигнутый им на берегу моря. Понтийцы долгое время с уважением смотрели на этот памятник, как на дело рук богов: его бросили в море понтийцы, когда Арташес вторично пошел на них войною.

Аршак принуждал поклоняться идолам сыновей Багарата, из которых двое мужественно погибли под мечом, подобно последователям Анании и Елеазара [М. Хор. кн. II, гл. IX].

После этого в Армении заступил место отца своего Аршака, Арташес, на 21-м году Аршакана, царя парсийского. После многих подвигов Арташес отказывается от второго места и домогается старшинства 22; он бил монету с своим изображением [М. Хор. кн. II, гл. XI].

Арташес собрал такое войско, которому он не знал счету, и приказал, чтобы на местах, по которым он пройдет или будет иметь стоянку, каждый воин бросал в кучу по камню, дабы можно было судить о его многочисленности. Он пошел войною на запад, полонил Креза, царя лидийского 23 и, покорив всю сушу между двумя морями, наполнил океан множеством кораблей, желая поработить весь запад. Я не могу сказать — вследствие чего именно возмутившиеся многочисленные его войска начали истреблять друг друга. Как говорят, Арташес, желая искать себе спасения в бегстве, погибает от своих же воинов после 25-летнего царствования. — В Елладе Арташес, взяв изображения Дия, Артемиды, Афины, Гефеста, Афродиты, приказывает отвести их в Армению 24. Не успели еще внести их в сердце нашей страны, как узнали {26} весть о смерти Арташеса, и потому [сопровождавшие эти изображения] поспешно бросились в крепость Ани [М. Хор. кн. II, гл. XII].

После Арташеса I воцарился сын его, Тигран, на 19-м году Аршакана, царя парсийского. Он пошел против греческих войск, которые по смерти отца его Арташеса и рассеяния войска последнего, шли на нашу землю: Тигран, встретившись с ними, останавливает и опрокидывает их. Зятю своему, Михрдату, вверяет Мажак и управление Средиземными странами и, оставив ему большое войско, сам возвращается в нашу страну. Потом отправляется в Палестину и с множеством евреев, взятых в плен 25, возвращается домой [М. Хор. кн. II, гл. XIV].

В то время римский военачальник, Помпей, с многочисленным войском является в Средиземные страны 26 и, не нашед Тиграна, дает сражение Михрдату, который ищет спасения в Понте. Помпей, взяв город Мажак, берет в плен сына его, Михрдата, и спешит проникнуть в Иудею [М. Хор. кн. II, гл. XV]. Но царь армянский Тигран, услышав это, идет в Сирию на римские войска. Ему навстречу идет римский полководец, Габиний; ибо Помпей [в то время] возвратился уже в Рим. Но Габиний не решился дать сражение Тиграну, и потому тайно заключив с ним мир, возвратил ему племянника его [по сестре], юного Михрдата [М. Хор. кн. II, гл. XVI]. Римляне, усомнившись в Габиние, сменяют его и на место его отправляют Красса, который, захватив все сокровища храма божия в Иерусалиме, пошел на Тиграна. Но перешедши Евфрат, он со всем своим войском понес жестокое поражение в сражении с Тиграном, который, захватив все его сокровища, возвратился в Армению [М. Хор. кн. II, гл. XVII].

В это время юный Михрдат, отложившись от своего дяди, Тиграна, переходит к кесарю, от которого получив в управление город Пергу, приступает к перестройке Мажака {27} в более обширном виде и, украсив его великолепными зданиями, называет его Кесариею в честь кесаря. С тех пор прекращается владычество армян в этом городе [М. Хор. кн. II, гл. XVIII]. Тигран, получив себе в помощь войско от Арташеса, царя парсийского и, назначив главнокомандующим как над ним, так равно и над армянскими войсками, Барзапрана, родоначальника Рĕ штуник’, отправляет его в Иерусалим. Войска армянские берут еврейского первосвященника Гиркана, вступают в Иерусалим, захватывают все имущества, стоющие с лишком 300 талантов и, завладев Самаритянским городом, ставят царем Антигона; Гиркана в оковах приводят к Тиграну, который приказывает поселить его вместе с прочими пленными в городе Шамирами. После этого по прошествии 2 лет 27 умирает Тигран, царствовав 33 года [М. Хор. кн. II, гл. XIX].

По прибытии своем во главе римского войска в Шамшат 28, Антоний узнает о смерти Тиграна; он берет этот город и возвращается в Египет. [Сосий] убивает Антигона и ставит Ирода царем всей Иудеи и Галилеи [М. Хор. кн. II, гл. XXI].

В Армении воцарился Артавазд, сын Тиграна. Он отдает в наследственное владение братьям своим и сестрам области: Ахиовит и Арберани на том же основании, на каком прочие аршакиды были поселены в Хаштепк’е и Дцоре 29 [М. Хор. кн. II, гл. XXXII]. Собрав несколько десятков тысяч войска из области Атĕ рпатакана, из жителей горы Кавказской, вместе с ахванами и иверийцами, он пошел в Месопотамию и изгнал оттуда римские войска [М. Хор. кн. II, гл. XXII]. Антоний зарычал как лев и во главе многочисленного вой-{28}ска пошел на Артавазда: явился в Месопотамию, нанес жестокое поражение армянским войскам, взял Артавазда в плен и по возвращении в Египет предложил его Клеопатре вместе с богатой добычей [М. Хор. кн. II, гл. XXIII].

В последние дни 20-го года царствования Арташеса [Аршеза] воцарился в Армении Арджам, он же Аршам, сын Арташеса, брата Тиграна, отца Абгаря. Но в том же году скончался Арташес [Аршез] и на парсийский престол вступил младенец Аршавир; поэтому и некому было помочь Аршаму, который [вынужденным нашелся] заключить мир с римлянами, обязавшись платить им дань с Месопотамии и стран кесарийских: с этих пор часть Армении становится данницею Рима [М. Хор. кн. II, гл. XXIV].

Ирод после совершения многих подвигов мужества принимается за благоустройство: воздвигает много зданий во многих городах, начиная от Рима до Дамаска. Он просит у Арджама множество простых работников; Арджам отказывает ему в том и собирает войско против Ирода; потом отправляет послов в Рим, прося освободить его от зависимости Ирода. Император не только Арджама, но и все Средиземные страны подчиняет Ироду. Тогда Арджам покоряется Ироду и дает ему требуемых им работников, при помощи которых Ирод, наполнив антиохийские площади на протяжении 20 стадий, вымащивает их плитами белого мрамора. Арджам умирает после 20-летнего царствования [М. Хор. кн. II, гл. XXV].

На 25-м году 30 царствования Аршавира, царя парсийского, вступает на престол Абгарь, сын Арджама. На третьем году 31 его царствования вся Армения становится данницею Рима. В те дни вышло повеление сделать перепись по всей земле, как говорится в евангелии св. Луки [гл. II]; присланные также и в Армению римские комиссары ставили во всех местах изображение Августа. В это время родился Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, вечно благословенный. Ирод приказал поставить [также] свое изображение в армянских храмах, на что не согласился Абгарь. {29}

Тогда Ирод собрал войско и под начальством племянника своего (по сестре) отправил его в Месопотамию, где он встретился с Абгарем, стоявшим лагерем в области Бугнане; дал ему сражение, на котором он погиб, а войско его обратилось в бегство. Вскоре после того умер и сам Ирод; Август назначил филархом еврейского народа сына его, Архилая [М. Хор. кн. II, гл. XXVI].

Немного спустя умирает император Август, место которого заступает Тиверий. Абгарь приступает к построению города на месте, где прежде стоял обсервационный корпус армянский, защищавший Евфрат от набегов Кария 32 и называет его Эдессою. Туда переносит он из Мĕ цбина свой дворец, свои кумиры и книги храмовых училищ. — После этого умирает Аршавир и царствует над парсами сын его, Арташес [М. Хор. кн. II, гл. XXVII].

Абгарь, отправившись на восток, восстанавливает мир и согласие в Парсии, ибо Арташес думал воцариться с тем, чтобы право на наследство парсийского престола оставалось в его роде; братья его, Карé н, Сурé н и сестра его Кошм, восстали против него; Арташес окружил их; возникли раздоры и несогласия в парсийском войске. Абгарь убедил их помириться, постановив между ними следующее: Арташесу царствовать со всем своим родом; братьям его по имени их города и названию обширной и плодоносной страны именоваться Пахлавами и, как лица царского происхождения, считаться первыми между всеми парсийскими сатрапами; Абгарь закрепил все это клятвенными между ними обещаниями, что в случае пресечения рода Арташеса в мужском колене они вступают на престол, и что кроме царствующего рода [Арташеса] братья его должны быть разделены на три рода с следующими тремя наименованиями: Карé н-пахлав, Сурé н-пахлав и сестра их Аспаханет-пахлав, названная так по сану мужа ее; ибо она была женою главнокомандующего всеми арийскими войсками. — Говорят, что св. Григорий происходит от Сурé на-пахлава, а Камсараканы — от Карé на-пахлава [М. Хор. кн. II, гл. XXVIII]. {30}

Абгарь возвратился с востока [т. е. из Парсии] в свой город Эдессу, заключил союз с царем Петрийским [Аретом] дал ему в помощь войско в войне, которую вел последний с Иродом за оскорбление своей дочери. В сильной сече войско Ирода понесло жестокое поражение вследствие помощи, оказанной мужественными армянами. Казалось, Провидению божию угодно было отмстить за убиение Крестителя [М. Хор. кн. II, гл. XXI]

В то время был назначен от императора правителем Финикии, Сирии и Месопотамии Марин, сын Сторога, к которому Абгарь отправил двух вельмож своих: Мар-Ихаба, бдé шха ахдцник’ского и Шамшаграма, родоначальника апахуник’ского, равно как и приближенного своего, Анана, в Бехкубин [Беткубин] для объяснения ему причины путешествия Абгаря на восток [в Парсию], имеющего целью водворение мира между Арташесом и его братьями. Посланные застали Марина в Елевтерополе, который, сделав им почетный прием, дал следующий ответ: «пусть Абгарь за это не опасается императора». — Оттуда они отправились в Иерусалим видеть Спасителя нашего Христа, привлеченные молвою о чудесах, Им совершаемых, о которых они, как очевидцы, поведали Абгарю. Абгарь, удивленный этим, уверовал, что Он есть истинный Сын Божий. Он отправил к Спасителю письмо, в котором просил Его придти и исцелить его недуги, от которых он не находил исцеления у людей [М. Хор. кн. II, гл. III]. Этому свидетельствует и евангельское слово, говоря: «из пришедших к Нему были некоторые язычники» 33. Спаситель приказал апостолу Фоме написать ответ, который принес Абгарю гонец его, Анан, вместе с изображением лика Спасителя, существовавшим в городе Эдессе, в Урхе, [М. Хор. кн. II, гл. XXXI] до времени греческого императора Никифора, приказавшего митрополиту Аврааму, перенести его в Константинополь.

После вознесения Спасителя нашего Фаддей, один из семидесяти учеников, по приказанию апостола Фомы пришел к {31} Абгарю и исцелил его: он и весь город Эдесса уверовали в Бога живого. После 38-летнего царствования Абгарь умирает [М. Хор. кн. II, гл. XXXIII].

Сын его, Ананун, воцарившись в Эдессе, приказал назначенному апостолом Фаддеем на свое место в городе Эдессе, Аддею, отсечь ноги в то самое время, когда тот сидел на учительском стуле. Апостол Фаддей, пришед к Санатруку, принял от него мученическую смерть в Артазской области. Армения выпала в удел апостолу Фоме и Варфоломею, принявшему мученичество у нас в городе Арабионе 34 [М. Хор. кн. II, гл. XXXIV].

Сыну Абгаря было отомщено за убиение Аддея тем, что мраморная колонна, упав, раздробила ему ноги и тем положила конец его жизни. — Вскоре Урхою завладевает Санатрук, племянник [по сестре] Абгаря, бывший царем армянским [М. Хор. кн. II, гл. XXXV]. Он разрушил город Мĕ цбин, сильно поврежденный землетрясением, выстроил его снова в великолепном виде и обвел его двойною стеною. Он воцарился на 12-м году царя парсийского, Арташеса; жил 30 лет и умер, пораженный кем-то стрелою в живот, как бы в воздаяние за мучения, которым он подверг святую дочь свою [М. Хор. кн. II, гл. XXXVI].

По смерти Санатрука вступает на престол Армении Еруанд на 7-м году 35 Дарé ха последнего, царя парсийского. Он истребил всех детей Санатрука, кроме младенца Арташеса, которого кормилица его и воспитатель Сĕ мбат взяв, перешли ко двору царя парсийского, Дарé ха, где он и был воспитан [М. Хор. кн. II, гл. XXXVII]. Устрашенным этим, Еруанд уступает Месопотамию Веспасиану и Титу и получает себе на помощь римские войска. С этого времени прекращается владычество армян в Месопотамии и Еруанд начинает платить еще большую дань с Армении. Римские комиссары великолепно возобновив город Эдессу, назначают в нем место сбора податей, сосредоточивают в ней {32} все архивы и учреждают две школы: одну для сирийского, другую для греческого языков [М. Хор. кн. II, гл. XXXVIII]. Во дни Еруанда царский дворец из Армавира переносится на запад на скалистый холм, кругом которого извиваясь протекает Ерасх по противоположной стороне реки Ахуриана 36 [М. Хор. кн. II, гл. XXXIX]. Он переносит туда из Армавира все кроме кумиров, которые перевел он в небольшой город, вновь построенный им на реке Ахуриане на расстоянии 10 стадий от Армавира и названный Багараном. Здесь он поставил жертвенник и брата своего Еруаза назначил главным жрецом [М. Хор. кн. II, гл. XL]. Когда младенец Арташес достиг совершеннолетия, Сĕ мбат выпросил у царя парсийского войско, при содействии которого он мог бы возвести на армянский престол Арташеса [М. Хор. кн. II, гл. XLIII]. Услышав это, Еруанд собирает около себя войска армянские и иверийские [М. Хор. кн. II, гл. XLIV], дает сражение на месте, называемом Марац-марг’ом 37 недалеко от реки Ахуриана, и находящемся на расстоянии 300 стадий от города Еруанда. Побежденный царь, обратившись в бегство, искал спасения в своем городе Еруандак’аре. Арташес во главе своего войска не переставал преследовать Еруанда, пока не убил его в собственной его крепости [М. Хор. кн. II, гл. XLVI.

Арташес вступает на престол на 29-м году царя парсийского Дарé ха [М. Хор. кн. II, гл. XLVIII] и отправившись на место, где сливаются Ерасх и Метцамор 38, встречает красивый холм, на котором он построил город, назвав его по своему имени Арташатом. При этом река Ерасх большую оказывала ему помощь доставкою соснового леса. Все украшения города Еруанда, перемещенные туда из Армавира, он переносит в Арташат [М. Хор. кн. II, гл. XLIX]. Арташес приказал размежевать деревни и поля по причине увеличения народонаселения Армении введением в нее многих иноземных колонистов, которых водворял он на горах и {33} на равнинах. Он утвердил знаки для границ следующим образом: приказал обтесать четырехугольные камни, выдолбить в средине их круглое углубление, зарыть их в землю и утвердить на них четырехугольные башенки, слегка возвышающиеся над землею. — Арташир, сын Сасана, позавидовал этому, и потому приказал воздвигать подобные межи и в земле парсийской и называть их арташирскими [межами], дабы имя Арташеса было забыто. Говорят, что при Арташесе не было клочка невозделанной земли в Армении ни на горах, ни на полях [М. Хор. кн. II гл. LVI]. В его царствование введено было разделение времени на недели, месяцы и годы; начинается судоходство по озерам, являются орудия для рыболовства, строются мосты [на реках]. До него земледелие не повсеместно было распространено, и у нас по примеру северян питались сырым мясом [М. Хор. кн. II, гл. LIX]. Арташес умер после 41 [21 по Моис. Хоренск. ] года царствования.

На престол армянский вступает сын его, Артавазд, который вскоре по воцарении своем, отправляясь на охоту на кабанов и онагров, при переезде через мост, что в городе Арташате, впал в помешательство; в этом состоянии он долго носился на коне, пока наконец брошенный в глубокую пропасть не исчез бесследно [М. Хор. кн. II, гл. LXI].

На третьем году парсийского царя, Пероза I, воцарился Тиран, сын Арташеса. У него было два коня, легкостью и чрезмерной быстротой превосходивших Пегаса, которые, как полагали, не касаясь земли, носились по воздуху. Во время путешествия своего по странам Екехиаца, застигнутый снеговым обвалом, погиб он на дороге, царствовав 21 год [М. Хор. кн. II, гл. LXII],

Место Тирана заступает брат его, Тигран последний, на 24 году Пероза, царя парсийского. Он умирает после долгой! (! ) сорокадвухлетней жизни [М. Хор. кн. II, гл. LXIV].

Воцарился Вахарш, сын Тиграна, на 30-м году 39 соименника своего царя парсийского, Вахарша. Он выстроил не-{34}большой город в басенской области, где сливаются Мурц 40 и Ерасх, назвав его по своему имени Вахарш-аван’ом, ибо на этом месте родила его мать, когда отправлялась зимовать в Айрарате. Он обвел стеною большое селение Вардгеса, что на реке Касахе 41. Вардгес этот был зять Еруанда I Кратковечного из поколения Хайка: он-то и построил это селение. Теперь Вахарш обвел его стеною и большим валом, назвав его Вахаршапат’ом, он же Нор-к’ах’ак [Новый-город]. Он умер после 20-летнего царствования. Об нем можно сказать, что он и после смерти оставил по себе доброе имя, ставившее его выше изнеженных царей. В его время толпы северян, т. е. хазиров и барсилов 42, соединившись, перешли Врата Тчора 43, под предводительством царя своего Внасепа-Сурхана и, переправившись через реку Кур, рассыпались по сю сторону ее. Им навстречу пошел Вахарш во главе многочисленных воителей и стал лагерем; потом преследуя, гнал их перед собою далеко за ущелье Тчора. Здесь неприятели снова устроили чело своего войска, и хотя храбрые армяне, опрокинув их, обратили в бегство, однако Вахарш пал от руки мощных луконосцев. Пре-{35}стол армянский занял сын его Хосров на третьем году парсийского царя, Артавана. Хосров немедленно собирает армянское войско, переходит великую гору, чтобы отмстить за смерть своего отца. Мечом и дротом разогнав эти сильные племена, он взял из каждой их сотни по одному заложнику и в знак владычества своего поставил памятник с гелленской надписью [М. Хор. кн. II, гл. LXV].

В это время Арташир, сын Сасана, убив парсийского царя Артавана, воцарился сам [М. Хор. кн. II, гл. LXVII]. Хосров, услышав это, известил о том императора римского Филиппа, прося у него помощи [М. Хор. кн. II, гл. LXXI]. Император дал ему в помощь многочисленное войско, находившееся отчасти в Египте, отчасти на пространстве между пустыней и берегом Понтийского моря. Во главе этого войска Хосров пошел на Арташира, дал ему сражение, обратил в бегство, отняв у него Ассирию с прочими царственными городами [М. Хор. кн. II, гл. LXXII]. Арташир, обращенный в бегство и преследуемый Хосровом до самых пределов Индии, делает большие обещания своим сатрапам, говоря, «если кто-нибудь избавит его от Хосрова посредством яда, или меча, в таком случае он не пожалеет никаких даров; он поделится с таким человеком всею Ариею и назначит его вторым по себе». Польстившись на это, Анак из рода Сурé на-пахлава, вызвался убить Хосрова. Анак под предлогом, что отложился от Арташира, ушел от него и явился к Хосрову. Пришед на равнину Артазскую, случайным образом привелось ему ночевать близ могилы апостола Фаддея, которая приходилась к самой внутренней части шатра, составлявшей опочивальню Анака. Говорят, что здесь было зачатие святого и великого нашего Просветителя. По прошествии двух лет после прихода Анака в Армению, на третьем году он убивает Хосрова, царствовавшего 18 лет [М. Хор. кн. II, гл. LXXIV]. После этого Арташир смело идет походом на Армению, обращает в бегство греческие войска и, покорив бó льшую часть нашего отечества, предал ее опустошению [М. Хор. кн. II, гл. LXXVI]. Подчинив таким образом Армению своей власти, он привел в известность границы, которые обвел рвом [М. Хор. кн. II, гл. LXXVII). По убиении Хосрова Артавазд — нахарар из рода Мандакуни, взяв Тĕ рдата, {36} сына Хосрова, спасся бегством в Греции [М. Хор. кн. II, гл. LXXVIII]. Какая-то женщина из верующих, по имени София, бывшая кормилицей нашего Просветителя, вместе с младенцем Григорием ушла в Гамирк’ 44— в город кападокийский, где был воспитан младенец Пахлавик и посвящен вере христовой [М. Хор. кн. II, гл. LXXX].

После убиения Хосрова Арташир владел Армениею 26 лет и умер, оставив парсийское царство сыну своему, Шабуху, что означает «сын царя» [М. Хор. кн. II, гл. LXXVII].

Между тем Тĕ рдат воспитывался в Риме, где он оказал великие подвиги и чудеса храбрости: здесь он, схватив рукою за рога двух диких волов, сорвал у них рога, и свернув, сокрушил им шеи. В другой раз, желая править колесницей на ристалищах большого цирка, искусным своим противником он был выброшен на землю, но схватившись за колесницу, он остановил ее, что изумило всех зрителей [М. Хор. кн. II, гл. LXXIX].

Начиная от царствования Аршака Храброго до сих пор [т. е. до смерти царя армянского Хосрова] мы все заимствовали у великого историка, Моисея таронского, епископа багревандского и аршаруник’ского. {37}

Вторая часть Истории Степаноса Таронского по историческим

творениям (древних).

Оглавление Второй Книги.

I. О царствовании Тĕ рдата и о царях-аршакидах, происшедших от него; — о просвещении Армении через посредство св. Григория и о патриархах, происшедших от него.

II. О армянских князьях, что после царей-аршакидов; — о армянских патриархах по прекращении рода святого Григория.

III. Цари парсийские-Сасаниды; — имена их и время их (царствования).

IV. Амир-ал-Муминины из татчиков и что совершено в их время.

V. (Из другого списка) О Амир-ал-Мумининах из татчиков и о двойном их названии.

VI. Греческие императоры; — имена их и время (их царствования) от Константина до сего времени. {38}

КНИГА ВТОРАЯ

I

О царствовании Тердата и о царях-аршакидах, происшедших от него; — о просвещении Армении через посредство святого Григория и патриархах, происшедших от него.

Начав свою историю от первосозданного человека, праотца нашего Адама, извлеченную из божественных книг хотя и кратко, но полно, с точным обозначением времен и лет — мы довели ее до царствования Тĕ рдата, первого царя просвещенного верою во Христа. Вторую же эту нашу книгу мы начнем [с одной стороны] со второго отца нашего и первого просветителя армянского народа [т. е. св. Григория] и последовательно доведем до наших времен; [а с другой — мы представим историю] царей-аршакидов до прекращения их [династии]. — Далее [мы изложим историю] князей до воцарения Багратидов и парсийских царей-сасанидов до уничтожения их [династии] Ираклием. — Наконец [мы скажем] как долго продолжалось [правление] Амир-ал-Мумининов из татчиков; какие подвиги мужества в их дни совершены героями, какие прославились мужи подвижники, какие вардапеты в какое [именно] время явились риторами и славными творцами и какие наступали для нас эпохи мира или неурядицы.

Желая определить первый год [царствования] Тĕ рдата, мы нашли 1, что он воцарился на третьем году Диоклетиана и на втором году царя парсийского, Шапуха [т. е. в 286]. Когда Тĕ рдат прибыл в Кесарию, многие из армянских нахараров вышли ему навстречу [М. Хор. кн. II, гл. LXXXII]. {39}

На первом году царствования Тĕ рдата св. Григорий, перенесший невыносимые мучения за веру христову, был брошен в Хор-вирап [см: Ист. Агафангела, Венеция, 1835, стр. 45—46, 98—99]. Храбрый Тĕ рдат немедленно дал много сражений сначала в Армении, а потом в Парсии. Мужественные парсы на опыте узнали силу исполина: его конь, покрытый многими ранами, упал под стрелами и, грохнувшись оземь, сбросил царя; но царь, встав на ноги, пешком пустился на врагов, из которых многих положил на месте; потом, схватив коня одного из них, мужественно вскочил на него. В другом еще случае Тĕ рдат, спешившись добровольно, мечом разогнал стадо слонов. Совершив подобные подвиги в пребывание свое в Парсии и Ассирии, Тĕ рдат направил свое нашествие далеко за Тизбон [М. Хор. кн. II, гл. LXXXII].

На пятнадцатом году [царствования] Тĕ рдата святые девы, Рип’симé и Гаянé [с своими спутницами] вследствие жестокого гонения, воздвигнутого на них Диоклетианом за их богопоклонение, прибыв в город Вахаршапат, приняли мученичество от царя Тĕ рдата, за что постигла Тĕ рдата и всю землю армянскую кара божия [Ист. Агаф. Венеция, 1835, стр. 108, 160 и следующие]. В том же [году] по божественному внушению вышел из Хор-вирапа св. Григорий [см. там же, стр.: 161—164] и начал светлое свое учение и исцеление от поражений. В продолжение пяти дней весь многочисленный народ без пищи стоял перед св. Григорием, внимая его учению: это — первый пост, который ежегодно соблюдается до сего времени; не говорю уже о 60-дневной 2 проповеди.

Когда Тĕ рдат отправился в Рим к св. Константину, Шапух начал замышлять злое дело против земли нашей: по его совету многочисленные народы севера сделали нападение на Армению. Обольщенный его словами, родоначальник рода Сĕ лкуни, отложившись от царя [Тĕ рдата], укрепился в крепости Охакане 3. Возвратившись с За-{40}пада, Тĕ рдат Великий отправил к Сĕ лкуни Мамгуна из рода Тчé нов 4, который обманул его обольстительными словами; и когда Сĕ лкун охотился на зверей, он убил его, поразив стрелою. Царь, узнав об этом, назначил нахарара Мамгуна на место непокорного, назвав Тарон [провинцию] именем последнего «домом 5 Мамгунским» (М. хор. кн. II, гл. LXXXIV).

Царь Тĕ рдат, со всем армянским воинством спустившись на Гаргарскую равнину 6, встречает северные народы войною. Когда оба войска столкнулись, царь рассек толпу неприятелей и быстрою рукою совершил исполинские подвиги. Многие, падая от его [руки], катились по земле, как рыбы, высыпанные из невода искусного рыбака. Царь Басилов при виде этого приближается к государю, мощною рукою бросает с тылу аркан, ловко попадает в левое плечо, ибо царь в это время поднял было руку, чтобы нанести кому-то удар мечом. И была на Тĕ рдате кольчатая броня, на которой стрелы не оставляли следов. И так как царь басилов не мог рукою сдвинуть исполина, то направил свои удары на грудь его коня; Тĕ рдат не спешил ударить коня своего бичом: быстро схватил левою рукою аркан, рванул его на себе с необычайной силой, ловко угодил обоюдоострым мечом и рассек врага пополам и в то же время снес голову коню его. [Неприятельские] войска при виде этого обратились в бегство. Тĕ рдат возвратился с большою добычею. Тут же присоединив к себе все северные [войска], он пошел на Шапуха, сына Арташира; повел с собою четырех из своих полководцев: Михрана, правителя иверийского, на которого он полагался как на христианина, — ибо в это время иверийцы уверовали в Бога живого вместе с правителем своим Михраном через посредство Нунé, подруги святой Рип’симé; аспета Ба-{41}гарата; Мантчихра, родоначальника рода Рĕ штуни [и Вахана; родоначальника Аматуни; М. Хор. кн. II, гл. LXXXV и LXXXVI].

На 17-м году царствования Тĕ рдата вступил на патриарший престол Армении святой Григорий, управлявший им 30 лет; в 47 году владычества Тĕ рдата Рĕ стакес, младший сын Григория, отправлен в Кесарию, где он рукоположен в патриархи земли армянской: он управлял патриаршим престолом 7 лет. Им построена большая церковь в земле Цон’ов в городке Хозане. Узнав о развратной жизни Архилая, князя Четвертой Армении, Рĕ стакес не переставал изобличать его; а тот выжидал только удобного часа, [и потому] встретив святого патриарха на дороге в земле Цон’ов, поразил его мечом и положил на месте. Сам же, опасаясь царя, скрылся в Тарсе киликийском 7. Диаконы, взяв его, перенесли и погребли в деревне Тордане 8, что в области Екехиац.

На 54 году Тĕ рдата поставили католикосом Великой Армении Вĕ ртанеса, старшего сына Григория, управлявшего престолом 15 лет [М. Хор. кн. II, гл. XCI]. Тĕ рдат, царь армянский, после принятия христианской веры, сияя всеми добродетелями, думал только о том, чтобы все армяне были украшены верою христианскою. Но когда надменный, жестокосердый, злонравный наш народ стал противиться воле царя, тогда этот последний, бросив земной венец, пошел за небесным: поспешил он достигнуть жилища св. отшельника христова, которое называется Пещерою Манé, и уединился в этой горной пещере. Нахарары послали к нему просить [возвратиться], обещая поступать согласно его воле, если он снова примет царскую власть. Но получив отказ св. мужа, они дали ему смертоносный напиток подобно тому, как Сократу [предложена была] цикута, или как обезумевшими евреями Богу нашему напиток, смешанный с желчью. Совершив это, они угасили у самих себя светозарный луч богопочитания и тем лишились лучей благодати Тĕ рдата, царствовавшего 56 лет [М. Хор. кн. II, гл. XCII]. {42}

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...