Индивидуально-психологические черты личности
Способности. Гармоническое развитие человека теснейшим образом связано с его способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности и обеспечивают высокие достижения. Развитие способностей определяется единством внешних условий и природных задатков ребёнка в их взаимодействии. Огромное значение для развития способностей имеют общение, воспитание и обучение в процессе социального наследования, усвоения культуры, созданной человечеством. Отводя первостепенную роль в развитии человеческих способностей внешним факторам — среде и воспитанию, советские психологи не отрицают и роли наследственности в этом процессе. К природным задаткам, на основе которых развиваются способности, относят уровень развития и соотношения первой и второй сигнальной системы, природные свойства органов чувств, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга. Говоря о способностях ребёнка, необходимо отметить и возрастные предпосылки способностей, или возрастные факторы одарённости. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые, специфические внутренние условия развития. С возрастом происходит не только развитие умственных способностей, но и их ограничение, иногда и утрата ценных особенностей предшествующих периодов. В дошкольном периоде проявляется, например, своеобразная повышенная готовность к развитию художественных, изобразительных, музыкальных и других способностей. Но ошибочно было бы отождествлять предпосылки со способностями — как бы ни были велики задатки, они реализуются в способности только в процессе обучения и активной деятельности самого ребёнка.
Многие способности человека проявляются уже в раннем и дошкольном детстве. В их числе познавательные способности, включающие в себя сенсорные (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие относительно лёгкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. Как узнать, развиты ли они у ребёнка? О наличии сенсорных способностей свидетельствуют, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные, важные свойства предметов, их отличия друг от друга; об интеллектуальных — способность ребёнка разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки. Важным внутренним условием развития познавательных способностей является активность и саморегуляция. Именно высокая активность ума, расположенность к умственным усилиям является общей характерной особенностью детей с ярко выраженными познавательными способностями. В дошкольный период развиваются и специальные способности, например музыкальные. По каким признакам молено судить об их наличии у ребёнка? Они проявляются прежде всего в высокой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликнуться на музыку), так и тонкое, дифференцированное восприятие музыкальных звуков (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные способности ребёнка выражаются в способности к слуховому представлению, в музыкальной памяти и других качествах. Они многогранны. У одного ребёнка особенно заметны певческие способности, у другого—музыкально-двигательные. Последних отличают увлечённость движением под музыку, непосредственная, искренняя передача игрового образа, произвольность движений (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве), инициатива, творчество.
Музыкальные способности проявляются уже в раннем возрасте. Однако отсутствие ранних проявлений музыкальности ещё не свидетельствует об их отсутствии вообще, так как ход развития музыкальных способностей очень индивидуален. Исследованиями (Б. М. Теплое и др.) доказано, что слабое развитие одного из компонентов музыкальных способностей может тормозить проявление других. Устранение же этого тормоза стимулирует развитие и других способностей, если, конечно, ребёнок включён в музыкальную деятельность. Рано проявляются и способности к изобразительной деятельности. Среди них — «острота видения», целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительная память, точные (согласованные) движения рук. Но этого ещё недостаточно, чтобы достичь успеха в изобразительной деятельности. В своём рисунке, лепке, аппликации человек отражает не только окружающую действительность, но и своё отношение к ней. Поэтому формирование и совершенствование изобразительных способностей предполагает активное развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка. В развитии литературных способностей существенную роль играют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный возраст). Однако первые их проявления можно наблюдать уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в словесном творчестве детей (иногда и в более ранний период). Характерной особенностью этих первых элементов словесного творчества является связь с движениями, играми, плясками — внешне выраженной деятельностью. Чуть позже (в среднем и старшем дошкольном возрасте) эта связь с действием становится необязательной, дети начинают сочинять сказки, рассказы, стихи. Детские дразнилки, считалки, своеобразная сатирическая лирика являются наиболее распространённым видом детского поэтического творчества («А я — больше тебя, а ты — меньше комара»). В них проявляется стремление ребёнка к самоутверждению, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее путём подчёркивания недостатков других.
Развитие словесного творчества предполагает совершенствование всех компонентов литературных способностей, каждый из которых существен. В первые же годы жизни особое значение имеег развитие у ребёнка способности подлинного восприятия стиха, умения наслаждаться художественной литературой. Развивая эту способность у ребёнка, мы тем самым способствуем формированию его поэтического слуха, отзывчивости на красоту и богатство речи. А это важна:-предпосылка художественных способностей. В дошкольном возрасте зарождаются и артистические способности. Они проявляются в относительно высокой художественно-образной выразительности, живом воображении, высокой эмоциональной чувствительности, эмоциональной памяти Эти способности развиваются в разных видах театрально-игровой деятельности. Помогут в этом организованный в семье кукольный театр, настольный театр игрушки, инсценирование сказок, басен. стихов. Развиваются в дошкольном возрасте и организаторские, конструкторско-технические и другие способности. Зачатки организаторских способностей легче всего заметить, наблюдая за играми детей. Дети с организаторскими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают при распределении ролей найти каждому наиболее подходящую для него, проявляя при этом наблюдательность, зачатки практического ума, коммуникативность, способность своей активностью, увлечённостью «зажигать» других. Способности к конструктивной деятельности проявляются, например, в умении легко определять пространственное расположение элементов предмета и подчинять его определённой логике, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкции, в умении внести элемент новизны в решение конструкторско-технической задачи. Успеху в такой деятельности способствуют практическая направленность ума ребёнка, пространственное воображение, хорошая наблюдательность, рациональный подход к решению задачи. Наиболее активно проявляются эти способности в сооружении построек, при конструировании по контуру, схемам, по условиям, замыслу.
Дошкольный возраст — период возникновения творчества, наиболее содержательной формы проявления личности. Роль творчества во всестороннем формировании личности столь велика, что даёт основание психологам рассматривать его как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени она будет сформирована у ребёнка, во многом зависит от родителей, их внимания к развитию творчества, умения стимулировать творческие способности ребёнка. Раннее развитие способностей. Наблюдаются случаи (и не так уж редко), когда ребёнок развивается очень быстро и далеко опережает своих сверстников. Чудо-ребёнок (вундеркинд) может заявить о себе не только в области искусства, но и в интеллектуальной деятельности. Вундеркиндами считались Грибоедов, Мечников, Моцарт, Гюго и др. Раннее развитие способностей, конечно же, привлекает внимание родителей. Да и как не привлечь, если такой ребёнок уже к 3—4 годам (а иногда и раньше) умеет читать, считать, рано увлекается какой-нибудь наукой, если получаемым знаниям он радуется не меньше (а то и больше), чем игрушкам или сладостям. Для таких детей характерна расположенность к классификациям, построению схем, таблиц. Можно ли рассматривать раннее развитие способностей таких детей как верный залог их успехов в будущем? Однозначного ответа здесь нет. Нельзя надёжно предвидеть ход дальнейшего развития ребёнка. Однако есть основания считать, что высокий уровень умственного развития в раннем возрасте — признак благоприятный и его не следует игнорировать. В отношении к вундеркиндам родителям важно избегать крайностей. Не следует считать, что раннее развитие умственных способностей не требует никаких усилий, что талант всегда сам пробьёт себе дорогу. Не стоит и чрезмерно вмешиваться в формирование умственных способностей. Перегрузка, переутомление опасны для дальнейшего развития ребёнка. Наиболее разумно будет пробуждать и воспитывать внутреннюю активность подрастающих детей и при этом не забывать, что такие дети требуют особого такта. Они очень чувствительны к одобрениям и порицаниям взрослых. В процессе воспитания детей с высоким уровнем способностей нельзя упускать из виду и заботу о нравственном их развитии: не следует чрезмерно подчёркивать их исключительность, захваливать, противопоставлять «обыкновенным» детям. Роль семьи в развитии способностей. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Вы купили сыну новый конструктор. Не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Предварительная самостоятельная широкая ориентировка в возможностях конструктивного материала позволит в дальнейшем находить самые неожиданные комбинации и подучать оригинальные конструкторские решения. Ребёнок нашёл жука. Что за жук — майский, плавунец? Подождите с ответом. Предложите проверить — плавает ли? Так и есть — плавунец.
Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного опытничества даже в условиях дома, приусадебного участка даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности. Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности. Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду, которая рассматривается психологами как фактор очень важной одарённости. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Несомненную пользу для развития творчества может принести использование наряду с другими средствами специальных творческих заданий. Большей эффективности можно добиться, если задания эти будут постепенно усложняться. Вначале детям целесообразно предлагать задания, требующие от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности. При этом создаётся установка на новые для ребёнка способы действий: сочини, придумай, найди, измени (например, ребёнок подражает различным звукам, пению птиц и т. д.). На этом этапе он действует совместно с родителями, активно копирует предлагаемые действия; в дальнейшем ребёнку можно давать задания, которые вызывали бы у него целенаправленные действия, поиски решений. Способы действий при этом стимулируются взрослым уже косвенным путём (сочинить песню на предложенный текст, придумать действия определённых персонажей на основе рассказанной сказки и т. п.). Важно, что при этом возникает атмосфера сотворчества со взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие, радость. Когда малыш научится справляться с этими заданиями, их можно усложнить: предложить сочинить песню, выбрав текст по своему желанию из нескольких заданий, и т. д. Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям. Не пожалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла. Темперамент. Дети отличаются индивидуальными особенностями, одной из которых является темперамент. Физиологической основой темперамента человека является тип его высшей нервной деятельности. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип лежит в основе холерического темперамента; сильный, уравновешенный, подвижный тип соответствует сангвиническому; сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) — флегматическому; слабый — меланхолическому темпераменту. Свойства темперамента — устойчивые, присущие человеку особенности, характеризующие динамическую сторону его психической деятельности. Их сочетание возникает не сразу, а образуется в определённой последовательности, которая обусловлена как общими закономерностями развития высшей нервной деятельности и психики ребёнка в целом, так и специфическими закономерностями формирования типа нервной системы каждого ребёнка. К специфическим возрастным особенностям нервной системы детей раннего и дошкольного возраста относятся слабость возбудительного и тормозного процессов, их неуравновешенность, очень высокая чувствительность, более быстрое по сравнению со взрослыми восстановление сил. В связи с этим в детском возрасте типологические особенности нервной системы ярче обнаруживаются у представителей уравновешенного, инертного и слабого типов, так как у них проявление типа контрастирует с возрастными особенностями поведения. Чтобы добиться успеха в воспитании, необходимо знать ребёнка, найти к нему индивидуальный подход. При определении темперамента у детей важно учитывать их возрастные особенности, а также руководствоваться жизненными показателями свойств нервной системы. Так, к жизненным показателям силы нервного процесса возбуждения относят сохранение высокого уровня работоспособности при длительной напряжённости в работе, устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус, смелость в разнообразных и непривычных условиях, устойчивое внимание как в спокойной, так и в шумной обстановке. О силе (или слабости) нервной системы ребёнка свидетельствуют такие жизненные показатели, как его сон (быстро ли засыпает, спокоен ли сон, крепок ли), быстрое (медленное) восстановление сил, поведение в состоянии голода (кричит, плачет или проявляет вялость, спокойствие). К жизненным показателям уравновешенности относят сдержанность, усидчивость, спокойствие, равномерность в динамике и настроении, отсутствие в них периодических резких спадов и подъёмов, ровность и плавность речи и др. Жизненные показатели подвижности нервных процессов включают в себя быстрое реагирование на всё новое в окружающей среде, лёгкую и быструю выработку и изменение жизненных стереотипов (привычек, навыков), быстрое привыкание к новым людям, условиям, способность «без раскачки».переходить от одного занятия к другому, от сна к бодрствованию и т. д., быстроту запоминания и лёгкость воспроизведения, быстроту возникновения и угасания чувств, проявление лабильности (неустойчивости) в речи, моторике, в темпе деятельности. Жизненные показатели полярных свойств (слабости, неуравновешенности, инертности) в большинстве случаев противоположны. Родителям для правильной направленности воспитания важно знать темперамент своего ребёнка. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. При любом темпераменте имеется опасность развития нежелательных свойств: у флегматика — вялости, безучастности к окружающему; у холерика — несдержанности, резкости; у меланхолика — замкнутости, неуверенности, застенчивости; у сангвиника — распылённости и т. д. Опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на проявления темперамента. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали углублению недостатков темперамента и развивали бы его сильные стороны. Если в семье растёт ребёнок с холерическим темпераментом, важно поддерживать и направлять его энергию на полезные дела, исключать из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему, развивать и укреплять процесс торможения путём организации спокойной деятельности и упражнений, добиваться сдержанного поведения, считаться с окружающими, без особой нужды не задевать их самолюбие. Воспитывая ребёнка с сангвиническим темпераментом, следует формировать у него устойчивые привязанности, интересы, приучать доводить начатое дело до конца, обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий, контролировать поступки и действия ребёнка. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать у него интерес к движениям, привлекать его к деятельности в коллективе, учить посредством игр и занятий ускорять темп действий, поощрять даже незначительное проявление быстроты, ускорение темпа, подвижности, расторопности. Следует создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность ребёнка не превратить в леность, а ровность чувств — в их бедность и слабость. В особом внимании, тёплых отношениях нуждаются меланхолики. С одной стороны, следует считаться с ранимостью их психики, быстрой утомляемостью, слабостью нервных процессов, с другой — надо помочь преодолеть ребёнку возникающие на этой основе застенчивость, замкнутость, робость, неуверенность, проявить терпение в развитии активности, смелости, поддерживать положительные эмоции, чаще одобрять. Темперамент ребёнка играет большую роль в становлении характера, являясь как бы природной его основой. Характер. У каждого человека рассмотренные нами черты и качества личности соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности и образует характер. Он начинает проявляться с детства и представляет собой отпечаток воспитания и собственной деятельности ребёнка. В то же время и сам характер накладывает печать на все его поступки, мысли и чувства. По этим проявлениям (их недаром называют характерными) мы и судим о характере человека. Характерными считаются не все особенности ребёнка, а только существенные и устойчивые. Так, если он, к примеру, кому-то случайно нагрубил или в силу каких-то обстоятельств не сдержал слово, это ещё не означает, что он грубиян или обманщик. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведёт себя в той или иной ситуации, как поступит, что скажет. Когда родители заявляют: «Нет, мой сын этого сделать не мог!», они опираются именно на своё представление о характере ребёнка. Кстати, есть хороший способ проверить, знаете ли вы своего ребёнка: попробуйте подсчитать, в скольких случаях, например, из десяти, вам удалось более или менее точно предсказать его поведение, слова и поступки. Черты характера, или качества личности, подразделяются на несколько крупных блоков, групп, тесно связанных между собой, влияющих друг на друга и отражающих отношение человека к разным сторонам действительности и самому себе. Именно об основных компонентах характера и шла речь, когда рассматривалось развитие отдельных сторон личности ребёнка. Во-первых, это черты. в которых проявляется отношение ребёнка к окружающим его людям и обществу в целом. Это зачатки патриотизма, коллективизма, общительность, чуткость,прав-дивость, искренность. Все эти и многие другие качества этого блока формируются уже на уровне дошкольного детства. Недаром говорят, что ребёнок усваивает их «с молоком матери». Следующую группу черт характера составляют качества, в которых выражается отношение человека к самому себе. О нкт говорят в связи с формированием самосознания ребёнка, его самооценки и уровня притязаний. Уже у дошкольника возникают такие черты характера, в которых проявляется отношение к труду и его результатам. Характер человека приобретает цельность и определённость благодаря волевых чертам. Когда о ком-то говорят: «человек с характером», «мямля», «ни то, ни с£». то как раз подчёркивается именно волевая основа характера. Вместе с особенностями темперамента волевые черты вс многом определяют динамический рисунсз: характера. Не следует путать, смешива— свойства темперамента и черты характера Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, смелым или, наоборот, лживым, злым, грубым, трусливым ребёнок может стать при любом темпераменте. Пряд~-черты характера проявляются в зависимости от темперамента по-разному. Кромт того, на базе тех или иных особенностей темперамента одни черты характера вырабатываются быстрее и легче, г другие — труднее. Так, общительности и оптимизм, например, легче воспитать у сангвиника, чем у меланхолика, а де:-циплинированность и выдержку у флегматика, чем у холерика. Во всяком случ—. при воспитании характера ребёнка нео:-ходимо всегда учитывать его темпеш-мент, как, впрочем, и свои собственна черты характера и темперамент при:•:-щении с ним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|