Подготовка к поступлению в дошкольное и школьное учреждение
Большинство детей со 2-го года жизни определяются в ясли и детские сады. Это событие влечет за собой существенное изменение внешней среды и образа жизни ребёнка и является большой нагрузкой для детского организма, ломая сложившееся в семье привычное поведение и вызывая эмоциональный стресс. Всё это проявляется в виде функциональных отклонений в деятельности ряда систем и органов организма ребёнка, снижения его сопротивляемости к заболеваниям в период адаптации к новым условиям пребывания. Чтобы облегчить привыкание, рекомендуется начинать подготовку к этому ответственному в жизни детей событию заранее. Режим ребёнка за несколько месяцев до поступления в ясли или детсад постепенно приближают к режиму дошкольного учреждения. Малыша отучают от таких привычек, как укачивание, кормление из бутылочки, пользование соской-пустышкой, и приучают к более широкому общению со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Все положенные по возрасту профилактические прививки должны быть завершены не позднее чем за месяц до оформления ребёнка в дошкольное учреждение. В противном случае период адаптации к новой обстановке будет накладываться на период выработки у малыша после-прививочного иммунитета, также характеризующегося большим напряжением сил детского организма. Не рекомендуется отдавать ребёнка в ясли после перенесённого заболевания. Будет лучше, если он окрепнет дома. В период подготовки к яслям очень важно оздоровить ребёнка. Для этого заблаговременно следует побывать у врача-педиатра, посетить хирурга, невропатолога, отоларинголога и других врачей, сделать необходимые анализы. Если окажется, что у ребёнка какие-либо отклонения в деятельности отдельных органов, то до определения малыша в дошкольное учреждение необходимо провести соответствующее лечение.
Облегчит малышу пребывание в детском коллективе овладение им в домашних условиях некоторыми культурно-гигиеническими навыками. Дети, умеющие самостоятельно пользоваться ложкой, садиться на горшок, участвовать в умывании, одевании и раздевании, чувствуют себя в дошкольном учреждении спокойнее и увереннее. Вот почему к дошкольному учреждению легче привыкают дети из тех семей, где поощряется их самостоятельность и не ограничивается инициатива. Во время подготовки ребёнка к жизни в детском коллективе следует психологически постепенно настраивать его на посещение яслей, не запугивая этим событием. Накануне прихода малыша в ясли родители должны, познакомившись с персоналом группы, которую он будет посещать, рассказать подробно о ребёнке, его привычках, особенностях реакции на различные жизненные ситуации и особенностях поведения в семье. Желательно, чтобы первые недели пребывания ребёнка в яслях совпали с отпуском одного из родителей. Тогда малыша приводят в новый коллектив не на полный день, а на несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания по мере нормализации поведения ребёнка. Следует иметь в виду, что в первые дни дети нередко ведут себя спокойно, не плачут. Им интересно всё новое, с чем они встретились. Позже, когда интерес уменьшится, малыши начинают проявлять негативное отношение к организованному коллективу, плакать, скучать по дому и родителям. На период адаптации необходимо постараться создать малышу дома спокойную обстановку, ограничивать новые впечатления (не приобретать новых игрушек, не знакомить с новыми лицами, никуда не ходить), не наказывать, предупреждать отрицательные эмоции, переключая внимание на приятные вещи. Чтобы облегчить пребывание в новых условиях, можно давать ребёнку в ясли любимые игрушки.
Укрепление здоровья малыша, успешное его развитие и воспитание могут обеспечить только совместные усилия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому контакт родителей с персоналом яслей-сада должен быть очень тесным. Если до поступления ребёнка в ясли рекомендации по его гигиеническому воспитанию в домашних условиях родители получали от участковых врача-педиатра и медицинской сестры, то теперь главная роль принадлежит воспитателям и медицинскому персоналу дошкольного учреждения. Они в курсе всего, что касается здоровья и развития ребёнка, так как в яслях-саду осуществляются не только воспитательные мероприятия, но и обеспечивается медицинское наблюдение за детьми. Данные физического и нервно-психического развития малышей, итоги врачебных осмотров, педагогических наблюдений сообщаются родителям на собраниях, а также в индивидуальных беседах с воспитателями и медицинскими работниками. Если ребёнок начал посещать организованный коллектив, его режим жизни и рацион питания в семье в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей должны строго соответствовать таковым в дошкольном учреждении. Отступления от этого правила вызывают различные осложнения. Уголок для игр в детском саду. Приводить ребёнка утром в группу и забирать его домой необходимо в часы, установленные режимом работы дошкольного учреждения. Ребёнок должен быть одет по сезону и иметь запас чистого сменного белья, который пополняется по мере его использования, комнатную и уличную обувь, носовой платок. Необходимо внимательно относиться и чётко выполнять все педагогические и медицинские рекомендации, которые назначены ребёнку. Детское учреждение является хорошим подготовительным этапом к постоянному пребыванию ребёнка в коллективе в дальнейшем, когда подойдет срок определить его в школу. Здесь пополняются его знания, вырабатываются полезные привычки, формируются вкусы. Однако основными воспитателями ребёнка по-прежнему остаются родители вне зависимости от того, посещает он дошкольное учреждение или нет. Когда ребёнку предстоит пойти в школу, вступить в новый коллектив, ему необходимо будет научиться подчиняться дисциплине, приспособиться к новому режиму, привыкнуть к серьёзным умственным нагрузкам. Это в значительной мере зависит от семьи, от того, как она помогла подготовиться к этому ответственному периоду, от условий, созданных для первоклассника дома.
Школа предъявляет высокие требования к здоровью ребёнка. Учебные программы насыщены и требуют напряжённой умст венной работы ученика. Поэтому ребёнку, пропустившему из-за болезни несколько недель, а тем более месяцев, трудно потом справиться с учёбой. В связи с этим го товить детей к поступлению в школу, укреплять их здоровье и выносливость также необходимо заранее. Эту подготов ку нужно начинать с 5 лет, так как именно с этого возраста детские поликлиники осуществляют и диспансеризацию детей перед школой, включающую осмотр вра чом-педиатром, лабораторное обследова ние, консультации врачей узких специаль ностей. Основная цель осмотров и консультаций — определение нервно-психического и физического развития ребёнка и выявление отклонений в состоянии его здоровья. Начальные признаки отклонений осанки, развивающегося плоскостопия выявит при осмотре врач-ортопед. Он лее определит меры по их устранению. Предложенные в детской поликлинике комплексы корригирующей гимнастики необходимо выполнять и дома. Поэтому их рекомендуется изучить и родителям. Если при проверке слуха окажется, что он понижен, врач-отоларинголог обязательно назначит лечение ушей. Пренебрегать им нецелесообразно, даже если ребёнка не беспокоит боль в ушах. Начатое заранее лечение позволит восстановить нормальную остроту слуха в школе. Особое внимание должно быть уделено состоянию носоглотки. Выявленные аденоидные разрастания лучше по совету врача срочно удалить, а хронический тонзиллит начать лечить. Лечение его должно быть тщательным и длительным,' тогда можно надеяться, что к школьным занятиям он будет излечен. До школы следует проверить у ребёнка остроту зрения. Если она снижена, нужны очки, ребёнок успеет привыкнуть к ним до начала учёбы. Необходимо посетить и зубоврачебный кабинет. Больные зубы — это очаг хронической инфекции, который может вызвать нарушение здоровья в школьные годы, поэтому их нужно удалить или лечить. Осмотр ребёнка при диспансеризации перед школой поможет выявить и другие скрытые о1"1.пения в состоянии его здоровья. К,сем рекомендациям и назначениям при диспансеризации детей следует отнестись очень серьезно и внимательно. Только тщательное их выполнение позволит ребёнку подойти к важному в его жизни периоду здоровым.
Для занятий дома школьник должен иметь определённое место, свой стол или парту. Их обязательно следует подбирать по росту. Высота стола считается нормальной, если он на 2—3 см выше локтя ребёнка, стоящего рядом. Ребёнка надо приучать не загромождать своё рабочее место игрушками, посторонними вещами, убирать его после выполнения домашних заданий. Поначалу лучше помочь юному школьнику определить постоянное место для книг, тетрадей, карандашей и запомнить его. Это воспитывает аккуратность и прилежание. Очень важно хорошее освещение. Если света мало, ребенок невольно склоняет голову, напрягает зрение, быстро утомляется. Желательно, чтобы дневной свет падал слева, тогда рука не будет отбрасывать тень на тетрадь. Вечером кроме общего источника света нужно включить настольную лампу с мощностью лампочки 40—60 вт и глухим абажуром, поместив её тоже слева. Тогда на книги и тетради будет падать более яркий свет. Утомление глаз будет минимальным, если соблюдать оптимальное расстояние (30— 35 см) от глаз до книги или тетради. Если кончики пальцев поставленной на локоть руки у сидящего за столом ребёнка свободно достают висок, расстояние от глаз до стола правильное и наиболее эффективное для чтения, письма, рисования. Недостаточная освещённость рабочего места, неправильная поза за столом, систематическое нарушение расстояния между глазами и рассматриваемым предметом могут вызвать развитие близорукости или других нарушений зрения. Подготовка к школе включает и приобретение учебников, тетрадей, школьных принадлежностей, ученической формы, обуви, сумки для книг. Не рекомендуется пользоваться портфелем. Постоянное ношение его в одной руке вызывает невольное перекашивание плечевого пояса, что приводит к искривлению позвоночника. Лучше иметь ранец. В нём удобно хранить книги и тетради в школе. А на улице, когда ранец за плечами, руки свободны и движутся в такт ходьбе. К тому же ранец помогает формированию стройной фигуры. Оттягивая плечи назад, он разворачивает грудную клетку и облегчает дыхание.
При подготовке ребёнка к школе нужно изучить с ним правила уличного движения. Обязательна также тренировка непосредственно на улице, на перекрёстках, разветвлениях, чтобы ребёнок знал, как ему идти в школу, где и когда переходить улицу. За несколько месяцев до 1 сентября целесообразно составить новый режим дня, который бы предусматривал занятия в школе и подготовку домашних заданий. Необходимо приучить ребёнка жить по этому режиму. Усложнение программы обучения младших школьников обосновано медицинской и педагогической наукой и базируется на огромных познавательных возможностях детей этого возраста. Поэтому большинство школьников успешно справляется с новыми программами. Однако учёба для них — это нелёгкая работа, и они, безусловно, устают. Поэтому родителям следует заботиться об их полноценном отдыхе, хотя это уже не обязательно дневной сон. После возвращения из школы ребёнка нельзя сразу усаживать за выполнение домашних заданий. Пусть он погуляет на улице, побегает, попрыгает, снимет с себя нагрузку от длительного сидения на уроках. Детям с признаками сутулости, слабым развитием мускулатуры корпуса рекомендуется периодически прерывать сидение за рабочим столом и выполнять 4—6 раз выпрямление туловища с потягиванием и выгибанием спины сидя или отдыхать несколько минут, лёжа на животе. Со школой в жизнь ребёнка входят и внешкольные занятия, выбирать которые он должен сам. Неразумно засаживать его за длительные музыкальные упражнения, если к ним нет стремления, или заставлять заниматься рисованием, изучением иностранного языка, если ребёнок этим не увлекается. Такие занятия не являются разгрузкой после школы и усиливают утомление. Если же занятия приятны ребёнку и вызывают чувство радости, утомления от них он не будет чувствовать. В подготовке к школе ребёнка велика роль отца. Он должен найти время для общения с ребёнком, постоянно участвовать во всех видах его деятельности. Это можно делать в вечернее время, праздничные и выходные дни. Если ребёнка начинают готовить к школе заблаговременно и все члены семьи принимают в этом активное участие, то он, как правило, вступает в новую жизнь спокойно и уверенно, а учёба становится для него источником радости и удовлетворения. Успехи ребёнка в школе, его адаптация к новым условиям в значительной степени зависят от его психологической готовности. Имеются в виду прежде всего интеллектуальные, личностные, социально-психологические и волевые критерии готовности ребёнка к школе. Конкретное содержание каждого компонента психологической готовности не является стабильным, изменяясь по мере возрастания уровня культурных требований общества. Определённые перемены в содержание психологической готовности внесла реформа общеобразовательной школы, в соответствии с которой первоклассниками становятся дети 6-летнего возраста. Что понимается под интеллектуальной готовностью и как помочь её формированию? Некоторые родители считают, что главное в подготовке ребёнка к школе — познакомить его с буквами, научить читать, писать, расширить общий кругозор. Конечно, многие конкретные знания и умения, определённый кругозор необходимы дошкольнику как фундамент, основа того нового, что будет им в дальнейшем усвоено в школе. Но только этого ещё недостаточно, чтобы ребенок успешно овладел программой современной школы. Психологические и педагогические исследования, а также практика школьного обучения показывают, что нет прямого соответствия между запасом знаний и умений и тем общим уровнем умственного развития, который обеспечивает успешную учёбу в школе. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается не столько в количественном запасе представлений, навыков и умений, сколько в общем уровне развития способности к познавательной деятельности. Быть готовым к школьному обучению — значит иметь дифференцированное восприятие, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом и синтезом, умением самостоятельно делать выводы. Исследования интеллектуального развития детей 6-летнего возраста показали, что наибольшее значение для последующего успешного обучения в школе имеет развитие не словесно-логического, а образного мышления. Именно этот вид мышления даёт ребёнку возможность наметить способы действий, исходя из конкретной ситуации. Предельная же обобщённость логического мышления на первом этапе обучения в школе оборачивается слабостью, порождая определённый формализм мышления. Особенно интенсивно образное мышление развивается в процессе игровой и художественной деятельности. Поэтому очень важно создать в семье условия для применения сформированных у ребёнка интеллектуальных качеств, знаний и специальных умений в повседневной жизни. Так, помогая накрывать на стол, он может отсчитать необходимое количество (по числу членов семьи) тарелок, вилок, чашек; под наблюдением взрослого провести подсчёт запасов продуктов и определить, каких продуктов достаточно, каких уже осталось мало (используя при этом единую мерку, например стакан), и т. д. Это способствует включению ребёнка в осознанную деятельность, в процессе которой он сам обнаруживает всё новые и новые свойства предметов, замечает их сходство и различия. При формировании интеллектуальной готовности ребёнка к школе нужно обратить внимание и на развитие познавательных интересов, интеллектуальной активности ребёнка. Это облегчит формирование начальных умений в учебной деятельности (способность слушать педагога, действовать по намеченному плану, стремиться к цели, контролировать свои слова и действия, проявлять инициативу и организованность, добиваться результатов, действовать самостоятельно) и поможет достичь ребёнку высокого уровня обучаемости. Не менее важно, чтобы, вступая на порог школы, ребёнок был готов к своей новой социальной позиции — положению школьника, имеющего круг определённых обязанностей и прав, и к новому образу жизни. Эта личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе и учебной деятельности, к учителям, книгам и к самому себе. Её формированию помогут беседы с ребёнком о школе, книгах, наблюдение за его играми со сверстниками, общением с товарищами, анализ рисунков. Как правило, дети хотят идти з школу, и это очень важно. Родителям нужно знать, что привлекает их ребёнка з школе: «Мне купят портфель», «У меня будет новенький пенал...» и т. д. Внешние аксессуары школьной жизни привлекательны для дошкольников. Но это не должно быть главным мотивом. Важно, чтобы школа привлекала детей своей основной деятельностью — учением, результаты которого важны и для самого ребёнка, и для окружающих и могут быть выражены следующим образом: «Хочу в школу, там буду задачи решать», «Научусь писать», -В школе научусь читать и буду читать сказки» и т. п. Если же ребёнок не готов к позиции школьника, готового получать знания хтя будущего, то даже при наличии значительного запаса умений и знаний, относительно высокого уровня интеллектуального развития очень вероятно, что учиться он будет неровно. Успехи будут, если занятия вызовут у него непосредственный интерес, но если они потребуют развитого чувства долга и ответственности, ребёнок будет делать их небрежно, наспех и хорошего результата не достигнет. Ещё хуже, если ребёнок не хочет идти в школу («Нет, не хочу в школу. Чего там хорошего? Двойку поставят — ругать будут» и т. п.). Причиной подобного отношения нередко является запугивание родителями детей, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как же ты в школе учиться будешь, в школу пойдешь, там из тебя дурь выбьют» и т. п.). И сколько же терпения, внимания и времени придётся уделить этим детям потом, чтобы изменить отношение к школе, вселить веру в собственные силы. А чего будут стоить первые шаги в школе самому ребёнку? Насколько разумнее сразу сформировать верное и положительное отношение к школе и учителю. Родителям важно учесть, что такое отношение связано не только с расширением и углублением представлений ребёнка об окружающем мире, но и определяется воспитательной ценностью, достоверностью и доступностью сообщаемой информации, а также способом её подачи дошкольнику. Приобретение эмоционального опыта, последовательное его углубление в процессе учебной деятельности ребёнка — необходимое условие формирования положительного отношения к школе. Поэтому важно, чтобы материал о школе, сообщаемый детям, был не только ими понят, но и прочувствован, пережит. Непременным условием этого является включение детей в разнообразную деятельность, активизирующую их сознание и чувства. Для этого могут быть использованы различные методы и средства: совместное (семейное) чтение художественной литературы, организация книжного уголка для ребёнка в семье, наглядное использование семейной библиотеки в поисках решения каких-либо проблем, организация просмотров диафильмов, телепередач о школе с последующим их обсуждением, привлечение младших детей к школьным праздникам старших («1 сентября» и др.), организация семейных торжеств по поводу принятия в октябрята и пионеры, вступления в комсомол старших детей, рассказы родителей о своих учителях, показ фотографий и грамот, связанных со школьными годами родителей, организация игр в школу и др. Важно сформировать у ребёнка такие социально-психологические качества, которые помогли бы ему войти в контакт с одноклассниками и взрослыми. Ребёнку необходимы чувство товарищества, умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать и подчиняться при необходимости — все те качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым условиям, способствуют созданию благоприятного эмоционального климата для дальнейшего развития. Важную роль играют при этом общение ребёнка с воспитателем и со сверстниками в детском саду, позиция воспитателя в вопросах формирования взаимоотношений. Но не менее значимо и то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребёнок среди братьев и сестёр, как относится к ним, успела ли его душа «потрудиться» в семейных условиях, устраняют или приветствуют родители контакты ребёнка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения. Нельзя оставить без внимания и волевую готовность ребёнка. Важно ещё в дошкольном возрасте развить способность не только действовать по моральным мотивам, но и при необходимости суметь отказаться от того, что кажется привлекательным. Необходимо формировать у ребёнка стремление самостоятельно преодолевать трудности, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями, которые могут возникнуть в первом классе. Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих старшему дошкольнику овладеть и управлять своим поведением, зависит от его восприимчивости к требованиям взрослых, от отношения к ним как носителям социальных норм поведения. Важное значение имеет характер взаимоотношений ребёнка и взрослого, усвоение детьми содержания требований взрослых. Психологическая готовность к школе формируется в разных видах деятельности, при этом особое внимание родителям следует уделить специфическим дошкольным видам — игровой и художественной деятельности. Успех в решении задачи достижения психологической готовности ребёнка к школе во многом зависит от правильно организованной преемственности между детским садом, школой и семьёй. Готовить к школе ребёнка необходимо совместно при полном взаимном доверии, понимании между родителями, педагогами, медицинскими работниками.
Литература: Бениаминова М. В. Воспитание детей. М., 1981; Боидаренко Е. А. О психическом развитии ребёнка. Мн., 1974; Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителя. М., 1986; Ватутина Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. М., 1983; Венгер Л. А. Педагогика способностей. М„ 1973; Диалоги о воспитании: Кн. для родителей. 3 изд. М., 1985; Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. 2 изд. М., 1985; Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. М., 1980; Корчак Я. Как любить детей: Пер. с пол. Мн., 1980; Крупская Н. К. Дети — наше будущее. 3 изд. М., 1975; Кухарчук А. М., Широкова А. Б. Взрослый мир детства. Мн., 1981; Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Мн., 1978; Минкина М. В. Чем и как занять ребёнка дома. Мн., 1983; Мир детства: Дошкольник. М., 1979; Мы и наша семья: Кн. для молодых супругов. 2 изд. М., 1985; Новлянская 3. Н. Почему дети фантазируют? М., 1978; Островская Л. Ф. Педагогические знания — родителям. М., 1983; её же. Почему ребёнок не слушается. 2 изд. М., 1982; Отец в семье: [Сб. статей]. М., 1970; Печер-никова И. А. Воспитание в семье Маркса. 4 изд. Мн., 1983; Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй: Пер. с ит. М., 1978; Сухомлин-ский В. А. О воспитании. 5 изд. М., 1985; его же. Сердце отдаю детям... Киев, 1985; Фи-липчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка: Кн. для родителей: Пер. с пол. М., 1978; Художественное творчество и ребёнок. М., 1972; Чечет В. В. Умеем ли мы общаться с детьми? Мн., 1983; Чуковский К. И. От двух до пяти. Мн., 1983; Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985; Эстетическое воспитание в семье: Сб. статей. М., 1963. |
|
|