Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушения психической деятельности ребёнка




 

Патологические реакции. Психическое развитие ребёнка невозможно без постоянного общения с другими людьми. Однако, к сожалению, иногда неправильное обращение с ребёнком со стороны окружающих может приводить к нарушениям его душевного состояния.

Если ребёнок считает, что его обидели или ущемили его интересы, он может в ответ заплакать, хлопнуть дверью, разломать игрушку, не разговаривать с нами и т. д. В этом будет проявляться его реакция. Такие реакции бывают у всех детей, они быстро проходят, не влияют на здоровье и поведение ребёнка в целом и носят название характерологических. Но если эти реакции становятся частыми, повторяются и дома, и в школе, нарушают сон и аппетит, влияют на адаптацию ребёнка в детском коллективе, то они становятся уже патохарактерологическими, то есть выходящими за рамки нормы.

Важно уметь распознавать наиболее частые виды реакций, которые при устойчивом закреплении могут приводить к нарушениям формирования личности и развитию так называемых «болезней» характера (психопатия).

Довольно распространёнными являются реакции протеста. Они возникают как ответ на физическое наказание, оскорбление, развод родителей, появление в семье отчима или второго ребенка, ссоры в семье, грубое отношение учителя и т. д. Иногда реакции протеста носят активный характер. Дети становятся агрессивными, грубыми, портят любимые вещи обидчика, делают всё наоборот. Один мальчик 6 лет столкнул колясочку со своей маленькой сестричкой с балкона 4-го этажа, так как родители подчёркивали, что они больше любят девочку, чем его. Следует заметить, что если вначале гнев ребёнка бывает направлен только на обидчика, то потом он распространяется и на других людей.

Встречаются и пассивные реакции протеста, когда дети уходят от активной борьбы за свои интересы. В таких случаях они убегают из дома, где их наказывают, из школы, где их постоянно ругают, отказываются от пищи из рук родителей, иногда делают попытку покончить с собой. В младших классах в ответ на грубость учителя дети иногда перестают в школе разговаривать, в то время как на улице и дома говорят хорошо.

При помещении детей в детский дом, интернат, при неудачах в учёбе или наличии физических недостатков дети вообще могут отказываться от всяких притязаний. Эти реакции так и называют: реакции отказа. Дети тогда становятся пассивными, безынициативными, безрадостными.

Иногда они стремятся компенсировать свой истинный или мнимый недостаток. Так, стеснительные, робкие начинают вести себя вызывающе и дерзко, чтобы скрыть свою стеснительность. Физически слабые мальчики представляют себя в фантазиях предводителями шаек, смелыми и сильными. Подобные явления носят название реакций компенсации и гиперкомпенсации.

Родителям следует предвидеть возможность болезненного реагирования детей,и заранее планировать своё поведение так, чтобы не нанести душевную травму ребёнку. При появлении болезненных реакций, прежде чем что-то предпринять, надо постараться понять их причину. Воспитательные меры обычно бывают достаточными. Однако в некоторых случаях необходимо обратиться к врачу.

В период полового созревания также появляются свойственные этому возрасту реакции, которые могут перерасти в патологические. Дети в этом возрасте стремятся выйти из-под опеки взрослых (реакция эмансипации). Иногда стремление к самостоятельности носит очень сильный характер и выражается в игнорировании запретов, критике старшего поколения, жизни «по-своему», бродяжничестве.

Реакция группирования заключается в стремлении к объединению с себе подобными. Это и является причиной того, что мы часто встречаем компании старших детей в подъездах и на лестничных площадках, в скверах и на улицах. При этом мнение и авторитет группы для ребёнка становятся более значимыми, чем мнение родителей и учителей.

Реакция имитации выражается в подражании окружающим. Хорошо, когда идеалом ребёнка является положительный герой. Но иногда объектом для подражания избирается подросток с антисоциальным поведением. Тогда усваиваются и сквернословие, и курение, и пьянство, и сексуальная распущенность, и воровство.

Чтобы эти реакции не переросли в патологические, а тем более в «болезнь» характера, родителям надо знать об их существовании, наблюдать, как и в какой степени они выражены у ребёнка, учитывать это в воспитательной работе, так как педагогическими мерами можно предупредить их нежелательное развитие. Надо учитывать стремление к самостоятельности при взрослении ребёнка, привлекать его к решению «взрослых» вопросов, советоваться с ним и приучать к личной, всё более возрастающей ответственности за себя и своих близких, за дела школы и т. д. Компании сына или дочери следует не удалять, а приближать к себе, чтобы иметь возможность изучать их и влиять в нужном направлении. Нежелательный «идеал» надо постепенно развенчивать. Но всё это следует делать незаметно, кропотливо, мягко и тонко. Решительное действие со стороны родителей может быть оправданным лишь в крайних случаях. При безуспешности педагогических мер полезно посоветоваться с детским психологом и психиатром.

Нарушения формирования личности. По мнению известного советского детского психиатра профессора В. В. Ковалёва, причиной нарушения формирования личности является неправильное воспитание, когда патохарактерологические реакции закрепляются и становятся нормой поведения. Однако при соответствующих педагогических и медицинских мерах к окончанию периода полового созревания поведение детей может нормализоваться. Если этого не происходит, то развивается стойкий патологический характер, или психопатия.

Наиболее часто у детей, преимущественно у мальчиков, встречается эмоционально-возбудимый тип нарушения формирования личности. Эти дети не умеют сдерживаться и постоянно готовы к конфликтам, повышенно агрессивны. Их можно сравнить с колючим ёжиком или сжатой пружиной. Они грубят взрослым, жестоко избивают младших детей, бросают в обидчика чем попало. У них часто закрепляются реакции протеста и имитации. У таких детей обычно рано и сильно проявляется стремление к независимости (реакция эмансипации).

К такому типу нарушения формирования личности чаще всего приводят воспитание в атмосфере постоянных ссор и конфликтов в семье, частые физические наказания ребёнка, алкоголизм родителей, а также безнадзорность, когда воспитанием детей никто не занимается. Следует помнить, что возникновению эмоционально-возбудимого поведения способствуют врождённые особенности нервной системы, патология беременности, перенесённые ребёнком нейроинфекции, родовые и черепно-мозговые травмы.

Второй по частоте неустойчивый вариант формирования личности у детей — это неумение их подавлять свои сиюминутные желания, преодолевать трудности, подверженность чужому влиянию, отсутствие интереса к труду и учёбе. Таких детей привлекает только та деятельность, которая приносит быстрое удовольствие. Они подобны былинкам, легко плывущим по течению. Поэтому эти дети легко усваивают такие привычки, как курение и выпивки. Могут уходить с занятий и с удовольствием в это время кататься в троллейбусе по городу, смотреть кинофильмы, играть в футбол.

Такие дети вырастают при «тепличном, оранжерейном» воспитании, когда за них всё делают взрослые: кормят их с ложечки, одевают, убирают постель, разрешают за них все детские конфликты, ограждают от волнений и т. д. Иногда такое воспитание имеет место в семье, где есть поздний ребёнок, особенно если он один, если часто болеет или воспитывается у бабушки. Подобное воспитание вызывает задержку созревания волевой и эмоциональной сфер. Этому могут способствовать и незначительные нарушения функции мозга в результате патологии беременности.

Не приносит пользы и воспитание по типу «золушки», когда жёсткие родители подавляют самостоятельность ребёнка, не дают никакой свободы действий, накладывают на него постоянные запреты и наказания (и то нельзя, и это нельзя). Такое воспитание приводит к тормозимому варианту патохарактерологического формирования личности. Эти дети вырастают робкими, забитыми, несмелыми, несамостоятельными.

В семье с одним ребёнком часто встречается воспитание по типу «кумира семьи», когда безропотно выполняются все желания и прихоти ребёнка. Так может сформироваться личность с истероидными чертами, которая отличается эгоизмом, желанием всегда быть в центре внимания, требует исполнения другими всех своих желаний.

Когда у ребёнка обнаруживаются черты патологического формирования личности, то необходимо проконсультироваться с детским психиатром, который поможет выяснить, что идёт от врождённых особенностей нервной деятельности, а что от воспитания. В необходимых случаях он назначит соответствующее лечение. Однако ведущими здесь являются педагогические меры. И начинать надо с семьи, с анализа и перестройки семейных взаимоотношений. Следующее звено — это школа, где необходимо выбрать индивидуальную форму отношения к ребёнку с учётом его особенностей. Если возбудимого ребёнка его же методами и подавлять, то мы лишь осложним ситуацию. Тормозимому ребёнку надо помочь поверить в свои силы, в самого себя, неустойчивого — взять в строгие дисциплинарные рамки. Наилучший метод — найти то занятие, в котором ребёнок сможет проявить в полной мере свои положительные качества. Наилучший результат дадут согласованные действия родителей, школы и врача.

В крайних случаях при невозможности исправить поведение в обычных условиях дети направляются в специальные школы или ГПТУ для трудновоспитуемых, имеющиеся в системе просвещения или профтехобразования.

Задержка психического развития. Многих родителей пугает, когда ребёнку ставится диагноз: задержка психического развития (ЗПР). Оснований же для страха нет.

ЗПР — это состояние качественно иное, чем умственная отсталость, или олигофрения. Просто не все дети созревают одинаково быстро. У детей с ЗПР к первому классу отмечается недостаток школьной зрелости. У них интересы находятся ещё как бы на уровне детского садика. Им хочется на уроке поиграть в куклы или съесть яблоко, они с трудом привыкают к школьному режиму, у них нет интереса к учебной деятельности. Внимание у таких детей неустойчивое, поэтому при письме они могут «терять» строчку, недописывать или удваивать буквы. У многих отмечается повышенная утомляемость или двигательная расторможенность. Правда, у некоторых детей с ЗПР может быть определённое снижение памяти и мышления. Однако оно не достигает той степени, что при олигофрении.

Между ЗПР и умственной отсталостью имеется некоторое внешнее сходство. Оно заключается в более низком по сравнению с возрастом уровне общих и школьных знаний, недостаточном словарном запасе, плохом усвоении школьной программы. Однако дети с ЗПР по сравнению с детьми, страдающими олигофренией, более живые, сообразительные, находчивые, хорошо принимают помощь. Они потенциально в состоянии овладеть программой общеобразовательной школы.

ЗПР встречается у 4—8 % учеников младших классов. Среди неуспевающих учащихся доля детей с ЗПР составляет свыше 50 %. Причиной ЗПР может быть патология беременности и родов, перенесённые нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, длительные и тяжёлые соматические заболевания, алкоголизм родителей, недостаточное воспитание.

Отграничение ЗПР от умственной отсталости иногда является сложным вопросом. Поэтому в некоторых случаях для постановки правильного диагноза требуется динамическое наблюдение за ребёнком в течение года детским психиатром и учителем с проведением психологического и логопедического обследования.

Если у ребёнка установлена ЗПР, то не следует торопиться отправлять его в школу. Иногда целесообразно начать обучение даже с 8 лет. Однако во всех случаях необходима большая помощь ребёнку со стороны семьи в овладении им школьными навыками, а также в общем развитии. Если у ребёнка установлена лёгкая степень ЗПР и семья уделяет ему много внимания, то он может обучаться в общеобразовательной школе. Учитель при этом должен учитывать особенности ребёнка. Детям с чрезмерной утомляемостью можно рекомендовать дневной сон, дополнительный выходной день или освобождение от некоторых последних уроков. Группа продлённого дня для таких детей в условиях массовой школы нежелательна.

При более тяжёлых степенях ЗПР дети должны обучаться в специальных школах-интернатах (классах). Направление в такие школы для детей с ЗПР выдают районные медико-педагогические комиссии. Содержатся дети на полном государственном обеспечении. Специальные школы-интернаты работают по программам общеобразовательных школ с выдачей обычного аттестата. Отличаются они от обычных школ тем, что в них введены особые режим и методика обучения, учитываются особенности учащихся, овладение программой 8 классов растянуто на 10 лет, меньше наполняемость классов (20—25 учеников), продолжительность уроков в первом классе составляет 30 мин. Если ребёнок выравнивается в учёбе, то решением педсовета он переводится в общеобразовательную школу по месту жительства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...