Соглашения, принятые в учебном пособии
Соглашения, принятые в учебном пособии
Для улучшения восприятия материала в данном учебном пособии исполь-зуются пиктограммы и специальное выделение важной информации.
····························································· Эта пиктограмма означает определение или новое понятие. ····························································· ·····························································
В блоке «На заметку» автор может указать дополнительные сведения или другой взгляд на изучаемый предмет, чтобы помочь читателю лучше понять основные идеи.
·····························································
····························································· Контрольные вопросы по главе ·····························································
1 Основы стандартизации
1. 1 Сущность и содержание стандартизации
Сегодня стандартизация является частью современной предприниматель-ской стратегии. Ее влияние и задачи охватывают все сферы общественной жиз-ни. Так, стандарты на процессы и документы (управленческие, товаросопрово-дительные, технические) содержат те правила, которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимо-выгодных сделок, а приемы технического регулирования являются инструмен-тами обеспечения не только безопасности, конкурентоспособности, но и эф-фективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях правления [2].
·····························································
Стандартизация – деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию
и применению документов по стандартизации и иная деятель-ность, направленная на достижение упорядоченности в отноше-
нии объектов стандартизации.
·····························································
В ст. 2 Федерального закона 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» приведены следующие основные понятия в области стандартиза-ции:
·····························································
Национальная система стандартизации – механизм обес-печения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации на основе принципов стандартизации при разра-ботке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, с ис-пользованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.
Объект стандартизации – продукция (работы, услуги), про-цессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначе-ния, исследования, измерения и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.
Стандарт – документ, в котором устанавливаются требо-вания к характеристикам продукции, правилам осуществления и характеристикам процессов производства, эксплуатации, хране-ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
·····························································
Изначально стандарты тесно связаны с торговлей. Свободное перемеще-ние товаров и услуг по всему миру без торговых барьеров – конечно же горячее желание каждого производителя и поставщика. Однако без некоего техническо-го регулирования, учитывающего интересы всех участников рыночных отно-шений, неизбежны трудности совместимости продуктов, процессов, отсутствие гарантий ответственности [2].
Соглашения по формальной стандартизации облегчают жизнь покупате-лям и продавцам во всем мире. Сегодня рынки становятся глобальными, и це-почки поставок могут пересекать границы многих стран. B деле создания более благоприятных условий для международной торговли могут помочь междуна-родные соглашения и стандарты. Роль международных стандартов в качестве технического фундамента глобального рынка особо подчеркнута в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле. Соглашение обязывает правитель-ства максимально использовать международные стандарты, чтобы предупре-дить появление нежелательных препятствий на пути развития торговли.
Сегодня ВТО является главной международной организацией, в рамках которой обсуждаются и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами, осуществляется кон-троль за соблюдением правовых норм. Более того, развитие ВТО отчетливо по-казало, что круг ведения ее вопросов расширяется новыми сложными вопроса-ми: проблемы защиты окружающей среды, связанные с торговлей; внешняя торговля и международное перемещение капиталов; внешняя торговля и обмен передовыми технологиями; внешняя торговля и конкурентная политика, а так-же ряд других. Таким образом, ВТО все активнее превращается в универсаль-ную международную организацию по регулированию всех процессов междуна-родного обмена товарами, капиталами, услугами, рабочей силой.
Основа деятельности ВТО – это своеобразный многосторонний контракт. Он является самым крупным в мире договором, регулирующим торговлю прак-тически всеми видами товаров, услуг. Заключив его, государство получает га-рантии, что его экспортная продукция не будет подвергаться какой-либо дис-
криминации на рынках других участников в обмен на аналогичные обязатель-ства.
Основная задача ВТО – содействие беспрепятственной международной торговле, недопущение при этом злоупотреблений и отрицательных послед-ствий. Во многих случаях – устранение барьеров, препятствующих торговле. Это также означает, что отдельные предприниматели, предприятия, ведом-ственные организации должны быть хорошо знакомы с нормами международ-ной торговли и уверены в том, что эти нормы не изменятся резко и без преду-преждения. Иными словами, правила должны быть совершенно ясными, стандартными, а их применение – последовательным.
Мировой опыт, в частности США, показывает, что эффективными орга-низационно-методическими приемами, обеспечивающими создание конкурен-тоспособной и высококачественной продукции, являются такие, которые сле-дуют принципам стандартизации и сертификации.
Повышение качества продукции считается основой его конкурентоспо-собности и динамичного поступательного развития производства. Качество продукции объединяет всю цепочку от производителя до потребителя продук-ции и проходит красной нитью через жизненный цикл продукции.
Внедрение системного подхода к управлению качеством как постоянно действующее требование развивается в настоящее время одновременно в трех направлениях:
1) внедрение систем качества на основе международных стандартов ISO 9000 или системы всеобщего управления качеством TQM;
2) снятие технических барьеров в торговле на основе концепции «обще-го рынка»;
3) обеспечение устойчивого развития внутри общества «культуры каче-
ства».
Вопрос снятия технических барьеров относится к сфере технического ре-гулирования, и снятие технических барьеров возможно только при использова-нии механизмов технического регулирования.
Под регулированием понимаются действия государства, при помощи установленных норм и правил организующие поведение на рынке хозяйствую-щих субъектов. На современном этапе изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, выйти на рынок и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы в выполнении:
• обязательных требований к качеству продукции, устанавливаемых в техническом законодательстве;
• рекомендуемых требований стандартов к качеству продукции;
• подтверждения соответствия обязательным и рекомендуемым требо-ваниям к качеству продукции и системам качества организации через
сертификаты и декларации соответствия.
Перечисленные выше документы – техническое законодательство, стан-дарты, сертификаты (декларации) соответствия – являются результатом дея-тельности, именуемой техническим регулированием.
·····························································
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|