положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартиза-ции и оформления результатов таких работ.
положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартиза-ции и оформления результатов таких работ.
Рекомендации по стандартизации – документ националь-ной системы стандартизации, утвержденный федеральным орга-ном исполнительной власти в сфере стандартизации и содержа-щий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способству-ющую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на прак-тике до их установления в национальном стандарте или предвари-тельном национальном стандарте.
Информационно-технический справочник – документ национальной системы стандартизации, утвержденный феде-ральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной обла-сти и включающий в себя описание технологий, процессов, мето-дов, способов, оборудования и иные данные.
·····························································
Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» направлен на стимулирование развития отечественного производства и повы-шение уровня импортозамещения за счет установления требований к объектам закупки в стране на основе национальных стандартов Российской Федерации, разработанных с учетом интересов российского бизнеса.
Правовые механизмы, предусмотренные Федеральным законом «О стан-дартизации в Российской Федерации»:
1. Федеральный закон определяет участников национальной системы стандартизации, устанавливает полномочия федерального органа исполнитель-ной власти, осуществляющего функции по выработке государственной полити-ки и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федераль-ного органа исполнительной власти в сфере стандартизации, полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в сфере стан-дартизации. Четкое разделение полномочий участников национальной системы стандартизации дает возможность эффективно выполнять работы в указанной сфере.
2. Концепция развития национальной системы стандартизации (утв. рас-поряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р) предусматривает необходимость разработки механизмов участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и обеспечения коор-динации деятельности разработчиков стандартов в Российской Федерации национальным органом по стандартизации. В соответствии с указанной Кон-цепцией в Федеральном законе содержится механизм формирования, работы и координации деятельности технических комитетов по стандартизации и про-ектных технических комитетов по стандартизации, а также механизм разработ-ки и принятия документов национальной системы стандартизации, националь-ных стандартов, предварительных национальных стандартов с участием всех заинтересованных лиц. Механизм разработки и применения предварительных национальных стандартов будет способствовать более активному использова-нию инноваций в отечественной промышленности и в российских компаниях. Порядок разработки и принятия стандартов полностью соответствует Кодексу добросовестной практики ВТО.
3. Федеральным законом определен механизм использования ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в норма-тивных правовых актах. Таким образом, легализуется механизм использования технической документации в актах уполномоченных на установление соответ-ствующих требований органов. При этом применение ссылки в нормативном правовом акте на стандарт не должно рассматриваться в качестве способа уста-новления обязательности применения стандарта. Цель ссылки – обеспечение выполнения технических или функциональных требований нормативного пра-вового акта. Обязательным в данном случае является нормативный правовой акт, а ссылка на стандарт или информационно-технический справочник исполь-зуется для упрощения способа изложения требований нормативного правового акта.
4. Федеральный закон обеспечивает возможность использования между-народных и региональных стандартов, стандартов иностранных государств в деятельности хозяйствующих субъектов, что позволит применять в промыш-ленности наилучшие практики и будет способствовать повышению производи-тельности труда. По оценкам Минпромторга России, благодаря принятому за-кону прямой доступ к международным стандартам позволит сэкономить от 1 до 1, 5 лет для освоения перехода на новые стандарты. Отечественные произво-дители получили возможность более широко использовать инструменты стан-
дартизации, наилучшие практики, которые отражены в международных стан-дартах. Доступ к документам по стандартизации станет более удобным и сво-бодным. Федеральный закон дает возможность применять зарубежные стандар-ты напрямую, не дожидаясь принятия аналогичных национальных стандартов.
5. Федеральный закон направлен на масштабирование проектных реше-ний и тиражирование передовых технологий за счет использования методов стандартизации в рамках государственных программ и федеральных целевых программ.
6. Федеральный закон учитывает все принципы, установленные Кодексом добросовестной практики.
7. В Концепции развития национальной системы стандартизации (утвер-жденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 266-р), в частности, указано, что сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации. Новая система, вводимая Федеральным законом, призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, обще-ственных организаций и потребителей. Такой баланс обеспечивается также ме-ханизмом прозрачности работы технических комитетов по стандартизации – Федеральный закон подробно определяет порядок их создания и функциониро-вания.
8. Федеральный закон устраняет имевший место в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» перекос приме-нения стандартов исключительно для обеспечения выполнения требований технических регламентов. В основе Федерального закона базовый подход – со-действие повышению качества и конкурентоспособности отечественной про-дукции, тиражированию наилучших практик, внедрению инновационных под-ходов в реальном секторе экономики. Это обусловлено необходимостью решения задач, связанных с развитием реальных секторов экономики Россий-ской Федерации, в том числе модернизацией и технологическим переоснаще-нием национальной промышленности в условиях неопределенности взаимодей-ствия страны с мировой экономической системой, а также фактическим прекращением привлечения современных зарубежных технологий.
9. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не включает технические условия в качестве документов в сфере стандартизации. Данное несоответствие препятствует полной гармониза-
ции российских принципов стандартизации с международными принципами стандартизации. Учитывая, что сегодня основные требования содержатся именно в технических условиях, изготовители продукции, вопреки формаль-ным положениям законодательства, вынуждены использовать технические условия для определения в договорах условий о качестве продукции, правил ее перевозки, хранения, утилизации. Анализ судебной практики свидетельствует об отсутствии единой позиции по вопросу, возможно ли признать товар, не со-ответствующий техническим условиям, товаром ненадлежащего качества. Дан-ная проблема решена в Федеральном законе путем включения технических условий в список документов по стандартизации.
10. В Федеральном законе содержится норма о том, что требования наци-ональных стандартов, их отдельных положений становятся обязательными для производителей, если они публично заявили о том, что продукция изготавлива-ется в соответствии с национальным стандартом. В то же время Федеральный закон предусматривает ответственность за нарушение законодательства Рос-сийской Федерации в сфере стандартизации. Норма об ответственности имеет декларативный характер (не дополняет, изменяет или отменяет ответствен-ность, предусмотренную ст. 14. 7 («Обман потребителей») Кодекса об админи-
стративных правонарушениях Российской Федерации (КоАП) № 195-ФЗ от 30. 12. 2001, однако в дальнейшем в КоАП возможно внесение изменений.
Принятие данного Федерального закона позволяет не только сократить сроки внедрения международных стандартов российской промышленностью, что особенно важно для ее модернизации и выпуска конкурентоспособной оте-чественной продукции, но и создает такие рыночные условия, при которых са-ми производители продукции (услуг) будут заинтересованы в повышении каче-ства выпускаемой продукции (оказываемых услуг).
По данным зарубежных исследований (Великобритания, Франция, Гер-мания, Канада и др. ), вклад стандартизации оценивается в размере 0, 2–0, 9% ВВП. Таким образом, в современных условиях принятие Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» позволяет в полной мере задей-ствовать потенциал стандартизации в интересах российской экономики, сокра-тить затраты малого и среднего бизнеса и повысить производительность труда за счет применения апробированных наилучших решений, содержащихся в стандартах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|