Коммунизм анархистов и коммунизм марксистов
Стр 1 из 4Следующая ⇒ АНАРХИЗМ В 40-х гг. XIX в. на арену борьбы идей выступило новое общественно-политическое учение — анархизм. Его крупнейшими теоретиками были француз Пьер Жозеф Прудон (1809— 1865) и русские Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) и Пётр Алексеевич Кропоткин (1842—1921). Анархисты считали себя социалистами или коммунистами, но, в противовес государственному социализму, называли свой социализм антиавторитарным или либертарным, т. е. свободным, безвластным. Наиболее ярко кредо нового учения выражено в словах Бакунина: «Свобода без социализма — это привилегия и несправедливость. Социализм без свободы — это рабство и скотство». «Анархия — мать порядка!» — это знаменитое высказывание Прудона известно всем, однако оно превратно истолковывается. Французский анархист имел в виду, что подлинный порядок может быть основан только на свободе, добровольности и безвластии, а не на принуждении и насилии. Но впервые ясно сформулировать основы анархистского мировоззрения сумел только Бакунин. В теоретических работах он не стремился к систематичности, всегда был полемичен и, отталкиваясь от суждений своих оппонентов, формулировал собственную позицию. В какой-то степени бакунинское мироощущение и сегодня является определяющим для анархизма. Анархисты видят свой идеал в максимальном развитии индивидуальных и коллективных свобод и в высвобождении творческого потенциала личности и общества. Поэтому они не предлагают какой-либо законченный проект мироустройства или исчерпывающее «научное объяснение» всех общественных процессов в настоящем и будущем. Отсюда не следует, что анархисты против научного анализа существующих в обществе отношений или что они отрицают возможность планирования общественного развития. И всё же общественная жизнь, по мнению анархистов, спонтанна, её невозможно и не следует пытаться заключить в какие-либо жёсткие рамки.
В либеральной модели делается попытка создать сложную систему сдержек и противовесов, ввести многочисленные обязательные для всех правила игры. Цель либералов — сформировать жёсткий каркас, обеспечивающий стабильное существование общества. В большевистской, фашистской и консервативной моделях делается попытка отлить общество в некие застывшие формы, строго определённые государством. В анархистской же модели общественная жизнь ничем не скована и сама организует себя. АНАРХИЗМ И ПРОГРЕСС Либерализм и государственный социализм исходят из веры в технический и общественный прогресс, консерватизм с ностальгией смотрит в прошлое, а отношение анархизма к идее прогресса двойственное. Анархизм обращается к общественным институтам или культурным традициям, унаследованным от дорыночного общества (община, семья, солидарность, взаимопомощь), и стремится их использовать. Но лишь в той степени, в которой они способствуют развитию индивидуальной и общественной свободы. Так, русские анархисты начала XX столетия поддерживали крестьянскую общину. Они полагали, что общинная солидарность и практика самоуправления могут стать основой будущего свободного общества. В то же время анархисты считали, что такие черты общины, как замкнутость, отсутствие интереса к внешнему миру, господство взрослых мужчин, зависимое положение молодёжи и женщин (не игравших роли в управлении селом), должны быть отброшены. Осознавая важность культурных традиций, аккумулирующих в себе знание и опыт многих поколений, анархизм в противовес консерватизму отвергает их иерархическую составляющую.
Анархисты далеки от отождествления экономического и научно-технического прогресса с прогрессом как таковым. Бакунин замечал, что наука, изучая мир и общество, фиксирует наличие определённых закономерностей. Но в то же время науке нет никакого дела до устремлений, чувств и интересов конкретного индивида или народа. А ведь эти устремления индивидов и народов в сущности и есть жизнь. Наука может помогать людям, но она не должна господствовать над жизнью. Для полноценного существования также необходимы эмоциональное богатство, развитое чувство прекрасного, интуиция. Бакунин писал: «Жизнь... отнюдь не является применением какой бы то ни было человеческой или божественной теории; мы сказали бы, что это — творение, если только мы бы не побоялись превратного толкования этого слова. Сравнивая народы, творящие собственную историю, с художниками, мы могли бы спросить: ждали когда-нибудь открытия наукой законов поэтического творчества? Разве Эсхил и Софокл не создали свои великолепные трагедии много раньше, чем Аристотель построил на основании их творений первую эстетику? Разве какая-нибудь теория вдохновила Шекспира?.. И чем было бы произведение искусства, созданное по правилам самой лучшей эстетики в мире? Скажем ещё раз: чем-то ничтожным. Но народы, творящие свою историю, по всей вероятности, ничуть не беднее инстинктом и творческой силой, не более зависимы от господ учёных, чем художники!». Для Кропоткина характерно иное видение прогресса. «...Мы можем считать доказанным, что, по мере того, как взаимопомощь становится утвердившимся обычаем в человеческом обществе и, так сказать, практикуется инстинктивно, сама эта практика ведёт к развитию чувства справедливости с его неизбежным чувством равенства или равноправия и ра-венственного самосдерживания... Некоторая доля отождествления своей личности с интересами своей группы по необходимости существовала с самого начала общественной жизни, и оно проявляется уже у низших животных. Но по мере того, как отношения равенства и справедливости укореняются в человеческих обществах, подготовляется почва для дальнейшего и более распространённого развития более утончённых отношений. Благодаря мм человек настолько привыкает понимать и чувствовать отражение его поступков на всё общество, что он избегает оскорблять других даже тогда, когда ему приходится отказываться от удовлетворения своих желаний; он настолько отождествляет свои чувства с чувствами других, что бывает готов отдавать свои силы на пользу других, не ожидая ничего в уплату. Такого рода несебялюбивые чувства и привычки, обыкновенно называемые не совсем точными именами альтруизма и самопожертвования, одни, по моему мнению, заслуживают названия собственно нравственности... Взаимопомощь, Справедливость, Нравственность — таковы последовательные шаги восходящего ряда настроений, которые мы познаём при изучении животного мира и человека».
Если для Бакунина прогресс — прежде всего творческое, духовное развитие человечества, то для Кропоткина — нравственное совершенствование. Анархизм основывает своё видение прогресса на синтезе этих точек зрения. Творческий порыв и чувство солидарности взаимно дополняют друг друга. Именно с ними анархисты связывают надежды на реализацию своих идей. ОТРИЦАНИЕ ГОСУДАРСТВА Государство, по Бакунину, является не чем иным, как «официальной и правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей... чтобы надзирать за поведением и управлять поведением этого большого, неисправимого и ужасного ребёнка — народа». Господство над людьми притягательно. Поэтому всякая власть стремится себя увековечить, а «ребёнку» никогда не позволят стать взрослым, пока над ним господствует упомянутая опека. Бакунин отрицательно относился к системе представительной демократии. По его мнению, депутаты парламента или местных органов власти практически не зависят от интересов избирателей. Всеобщие выборы депутатов парламента раз в несколько лет мало что решают. В этот промежуток времени депутаты вольны принимать любые законы, а у избирателей просто отсутствуют механизмы, позволяющие им контролировать данный процесс. В результате «народные избранники» превращаются в оплачиваемых чиновников. На их действия оказывает влияние финансовая, промышленная и торговая элита, обладающая огромным богатством. Альянс чиновников и предпринимателей издаёт и вводит в действие законы, карает их нарушителей силами подчинённых государству армии и полиции, воздействуя на общество с помощью купленной и послушной прессы. Таким образом этот альянс получает возможность командовать всеми остальными людьми как ему заблагорассудится. Правящая элита никогда не согласится добровольно отдать власть и привилегии. Её власть можно разрушить только силой, путём социальной революции.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Главной силой, способной совершить революцию в Европе, Бакунин считал пролетариат, а в России — крестьянство — обездоленные слои населения, которые меньше всех остальных выигрывают от сохранения несправедливого порядка. Для Бакунина был характерен нигилистический, «отрицающий» подход, он полагал, что высшей формой человеческой активности являются бунт, сопротивление. Восставая против несправедливости, человек становится по-настоящему свободен. Именно так он открывает для себя новые горизонты, новые идеи, новые способы существования. Отсюда бакунинский принцип: «Дух разрушающий есть дух созидающий, страсть к разрушению есть творческая страсть!». Бакунин считал, что основой для социального переворота являются в первую очередь недовольство людей ныне действующим порядком и их отчаяние. По Кропоткину, наоборот, людьми в революции движет не столько отчаяние, сколько надежда; революция есть прежде всего созидание, переворот во всех сферах жизни, интенсивное строительство нового. Принцип, за который выступал Кропоткин, звучал так «созидая, разрушу». То есть хотя революция вынуждена разрушать всё, что мешает её развитию, в её основе лежит не бунт, а солидарность, стремление к гармоничному общественному устройству. Революция — это объединение населения в самоуправляющиеся коллективы, всеобщее вооружение народа, разрушение государства, захват собственности наёмными работниками, создание федераций территориального и производственного самоуправления. Революция невозможна без местной инициативы, что исключает передачу монополии на принятие решений «центру». САМОУПРАВЛЕНИЕ Социальная революция призвана заменить государственные и частнокапиталистические институты федерацией самоуправляемых коллективов. Но как может быть устроена жизнь в таких коллективах? С точки зрения анархистов, основой справедливого общества является суверенное общее собрание. Оно решает вопросы, непосредственно касающиеся данного коллектива. Для решения проблем, которые затрагивают общество в целом, собрания коллективов посылают на специальные совещания своих делегатов. Делегату даётся «императивный мандат» — установка голосовать только за определённые общим собранием вещи (или голосовать против того, что общему собранию не нравится). Решения принимаются большинством голосов. Возможна и система, при которой делегаты на совещаниях будут самостоятельно принимать решения в жёстких рамках, установленных собраниями коллективов (это относится прежде всего к техническим вопросам). Меньшинство в коллективах не обязано подчиняться решениям большинства, но если оно станет регулярно их отвергать, то рано или поздно возникнет вопрос о возможности пребывания коллективов в одной федерации. Всякий коллектив вправе покинуть федерацию.
Когда потребуется, общие собрания проверяют, насколько верно действуют их делегаты, и могут в любой момент отозвать их и заменить другими, если сочтут это необходимым. Таким образом, при анархистской системе существует управление обществом, но нет государственной власти, стоящей над обществом. Впрочем, анархисты признают, что в отдельных случаях, когда нужно быстро принять решение, может потребоваться временная концентрация власти в руках одного лица или группы лиц. АНАРХИСТСКИЙ КОММУНИЗМ Бакунин подверг жёсткой критике институт частной собственности, так как его существование ведёт к неравенству между людьми, к нищете одних и богатству других. Кропоткин же в принципе отрицает право на частную собственность. С его точки зрения, невозможно определить долю отдельного человека, внесённую в создание совокупного общественного богатства. Любая, даже мельчайшая, вещь заключает в себе труд всей цивилизации. Общественное богатство неделимо, оно есть целое. Следовательно, наиболее справедливый экономический принцип — «всё принадлежит всем». Каждый человек имеет равное право пользоваться общественным достоянием. Анархистский коммунизм ликвидирует частную и государственную собственность и заменяет её пользованием вещами по согласованию между членами самоуправляемых коллективов (коммуны) и междукоммунами. Коллектив формирует список потребностей, список необходимых его отдельным участникам предметов потребления. Затем эти вещи производятся самим коллективом или другими коллективами, связанными с ним соглашениями. При анархистском коммунизме, утверждал Кропоткин, всё, что будет производиться, будет производиться именно для того, чтобы удовлетворить конкретные потребности конкретных людей и сообществ. Средства, необходимые человеку для решения исключительно собственных проблем, будут использоваться им самостоятельно, а то, что связано с другими людьми (например, эксплуатация общественных зданий), — по согласованию с этими людьми. КРОПОТКИН О СОБСТВЕННОСТИ В течение целых тысячелетии миллионы людей работали, расчишая леса, осушая болота, прокладывая дороги, устраивая плотины на реках. Всякий клочок земли, который мы обрабатываем в Европе, орошён потом многих поколений, каждая дорога имеет свою длинную историю... непосильной работы, народных страданий... В настоящую минуту ценность каждого дома, каждого завода, каждой фабрики, каждого магазина обусловлена трудом, положенным на эту точку земного шара миллионами давно погребённых в землю рабочих, и поддерживается она на известном уровне только благодаря труду легионов людей, обитающих эту точку. Каждая частица того, что мы называем богатством народов, ценна лишь постольку, поскольку она составляет часть этого огромного целого... Миллионы человеческих существ потрудились для создания цивилизации, которой мы так гордимся. Другие миллионы, рассеянные по всем углам земного шара, трудятся и теперь для её поддержания... Даже мысль, даже гений изобретателя — явления коллективные, плод прошлого и настоящего. Тысячи писателей, поэтов, учёных трудились целые века для того, чтобы выработать знание, чтобы рассеять заблуждения, чтобы создать ту атмосферу научной мысли, без которой не могло бы явиться ни одно из чудес нашего века... Разве в течение всей их жизни их не кормили и не поддерживали как в физическом, так и в нравственном отношении целые легионы всевозможных рабочих и ремесленников? Разве они не черпали силы, дававшей им толчок, из окружающей их среды?...Всякая машина имеет в своём прошлом подобную же историю: длинную историю бессонных ночей и нужды, разочарований и радостей, второстепенных усовершенствований, изобретённых несколькими поколениями неизвестных рабочих, понемногу прибавлявших к первоначальному изобретению те мелкие подробности, без которых самая плодотворная идея остаётся бесплодной. Мало того: каждое новое изобретение представляет собою синтез, т. е. свод изобретений, предшествовавших ему в обширной области механики и промышленности. Наука и промышленность, знание и его приложение, открытия и их практическое осуществление, ведущее к новым открытиям, труд умственный и труд ручной, мысль и продукт материального труда — всё это связано между собою. Каждое открытие, каждый шаг вперёд, каждое увеличение богатств человечества имеет своё начало во всей совокупности физического и умственного труда как в прошлом, так и в настоящем. По какому же праву в таком случае может кто-нибудь присвоить себе хотя бы малейшую частицу этого огромного целого и сказать: это моё, а не ваше? (Из книги «Хлеб и воля».) КОММУНИЗМ АНАРХИСТОВ И КОММУНИЗМ МАРКСИСТОВ В отличие от сторонников Маркса анархисты никогда не связывали возможность установления коммунистического строя (анархисты иногда называют его коммунитарным) с тем или иным уровнем развития экономики. По мнению анархистов, приводящих в качестве примера коммуны первых христиан, экономическое развитие является существенным, но не единственным фактором, влияющим на людей. Так, японский анархист Хатта Сюдзо утверждал, что анархо-коммунистический строй изначально может быть основан и на бедности, но её тяготы компенсируются духом братства и «коммунитарной солидарности». Александр Герцен писал «Эгоизм и братство... не добродетели и не пороки; это основные стихии жизни человеческой... Понять... всю святость прав личности и не разрушить, не раздробить на атомы общество — самая трудная социальная задача. Её разрешит, вероятно, сама история для будущего, в прошедшем она никогда не была разрешена». АНАРХИЗМ И СВОБОДА Представления анархистов о свободе формировались в полемике с либерально-демократической и марксистской мыслью. «Изолированный человек не может осознать своей свободы, — считал Бакунин. — Я могу назвать себя и чувствовать себя свободным лишь в присутствии и по отношению к другим людям». Свобода, по Бакунину, должна быть отражена и подтверждена «равно свободным сознанием всех людей». С точки зрения анархистов, люди не являются самодостаточными существами. Их объединяют тысячи связей — экономических, культурных, психологических. Человек растёт, развивается и изменяется за счёт многообразия связей с внешним миром и другими людьми. Подобно собственности, которая в понимании анархистов принадлежит всем, являясь чем-то целостным и неделимым, свобода также неделима. Все люди прямо или косвенно связаны со всеми, и потому невозможно человеку быть свободным в мире, где существуют рабы. С этой точки зрения свобода индивида не кончается там, где начинается свобода другого, а разрушается чужим рабством или деспотизмом и, напротив, расширяется и обогащается чужой свободой. «Моя личная свобода, подтверждённая... свободой всех, становится беспредельной», — утверждал Бакунин. СВОБОДА ВОЛИ Анархисты, признавая, что человек не может сформироваться как человек вне общения с другими людьми, отстаивают концепцию индивидуальной независимой свободной воли. Итальянский анархист Эррико Малатеста (1853—1932) писал об этом так: «Для того чтобы люди обрели уверенность в себе или по крайней мере надежду, необходимо признать существование творческой силы, самопричины, независимой от физического мира, —той силы, которую мы называем волей». Анархизм нацелен не на механическую фиксацию границ прав и свобод индивидов, конкурирующих друг с другом, а на достижение глубинного взаимопонимания между людьми, которое позволит им управлять жизнью совместно. Представим себе две воюющие армии. Их генералы договорились о правилах ведения войны, например о том, что не используют химическое оружие и что с пленными будут хорошо обращаться. Допустим, что солдаты обеих армий не хотят больше воевать, не видят смысла в войне. Они перестают подчиняться своим генералам, отказываются друг в друга стрелять, переходят линию фронта, делятся друг с другом едой. Такие случаи действительно имели место во время Первой мировой войны на российско-германском фронте: их называли братаниями. Это не означает, что люди сразу же сделались друзьями, но, по крайней мере, они стали открыты для взаимопонимания, а возможно, и для совместных согласованных действий. Для консервативной и государственно-социалистической мысли человек всего лишь элемент огромного общественного организма. Для либеральной — изолированный атом. Анархизм же стремится соединить представление о неповторимости и самобытности каждой личности, которая представляет собой «особую Вселенную», с принципом общественной солидарности. Быть свободным, с точки зрения анархистов, — значит управлять своей жизнью самостоятельно, действуя сугубо индивидуально в вопросах, касающихся только тебя, и согласовывая, гармонизируя свои действия с другими людьми в той мере, в какой эти действия затрагивают других. Поэтому безгосударственное общество всеобщего самоуправления, за которое выступают анархисты, есть одновременно общество диалога. Абсолютная гармония недостижима. И в анархистском обществе возможны конфликты между коллективами, между отдельными людьми или между коллективом и личностью. Но важно стремиться к идеалу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|