Крестьянские восстания в России в 1917—1921 годах
В годы русской революции миллионы людей приняли участие в различных движениях за самоуправление. В городах были созданы рабочие Советы (см. статью «Государственный социализм»), на многих крупных промышленных предприятиях предпринимались попытки ввести самоуправление. Осенью 191 7 г. в деревне началось движение крестьян-общинников за захват частных и государственных земель. В ходе его во многих районах создавались крестьянские Советы — органы самоуправления, состоящие из делегатов, избранных сельскими сходами. Советы были похожи по своей структуре на то, что всегда предлагали анархисты. Сельские Советы посылали своих представителей на собрания, где формировались органы самоуправления для больших территорий. В Советах крестьянство увидело альтернативу государственной власти. Ведь в них заседали не назначенные государством чиновники, а свои же люди, которых к тому же можно было в любой момент сместить, если бы того потребовали обстоятельства. С переходом правящего большевистского режима весной — летом 1918 г. к ограблению деревни (продразвёрстка), разрушению Советов и систематическим репрессиям против непокорных начинается упорная борьба между крестьянством и государственной властью. Вспыхивают мощные крестьянские восстания под лозунгом «За Советы без коммунистов», иначе говоря, за Советы, не подконтрольные партиям и государству. Крестьянское движение на Украине связывают с именем легендарного полевого командира Нестора Ивановича Махно (1888—1934). Махно называл свои взгляды анархизмом «бакунинско-кропоткинского толка». Он предлагал следующее общественное устройство: «Такой строй я мыслил только в форме вольного советского строя, при котором вся страна покрывается местными совершенно свободными и самостоятельными общественными самоуправлениями тружеников». «Наша трудовая община будет иметь всю полноту власти у самой себя и свою волю, свои хозяйственные и иные планы и соображения будет проводить через свои органы, которые она сама создаёт, но которые не наделяет никакой властью, а только лишь определёнными поручениями», — писали Махно и его учитель, анархист Пётр Аршинов, в мае 1919 г. Такая система управления пришлась по вкусу миллионам крестьян Украины, избиравшим собственные Советы, которые не только оказывали помошь продовольствием махновской армии, но и пополняли её ряды бойцами. Анархистское повстанческое движение под командованием Махно действовало на огромных территориях. Численность повстанцев колебалась от нескольких сотен до 70 тыс. человек. Они сражались и с белыми армиями генерала Деникина, и с Красной армией. 20 октября 1919 г. в городе Александровске состоялся съезд рабочих, крестьянских и повстанческих депутатов. Съезд принял решение передать землю сельской общине. Аналогичным был подход и к рабочему вопросу: «Возможно лишь одно верное и справедливое разрешение рабочего вопроса: все средства, материалы и орудия труда, производства, транспорта и сношения... должны поступить в полное ведение и распоряжение свободных рабочих союзов и организаций, естественно и свободно объединяющихся между собою и с крестьянскими организациями...».
Массовые крестьянские восстания под лозунгами отмены продразвёрстки и «За Советы без коммунистов» происходили и в России. В отличие от Украины здесь влияние идейных анархистов на крестьянство было ничтожно. Тем не менее в ходе крестьянского движения стихийно формировалась общественно-политическая система, схожая с той, что складывалась в махновском районе. Крупнейшими восстаниями такого типа стали «чапанная война» (от названия крестьянского кафтана — чапан) в Поволжье в марте 1919 г. и западносибирское восстание в феврале 1921 г., насчитывавшие соответственно 200 и 100 тыс. участников.
«Чапанная война» началась в Среднем Поволжье, в Самарской и Симбирской губерниях 2—3 марта 1919 г. У крестьян, принявших участие в восстании, имелось только несколько сотен ружей и несколько пулемётов, подавляющее большинство было вооружено топорами или самодельными пиками. Поэтому, как отмечалось в отчёте большевистской комиссии по расследованию причин и хода восстания, несмотря на «численный перевес и большую организованность всего движения», оно оказалось обречено на поражение. Тем не менее повстанцы сумели установить свой контроль над большой территорией. В течение нескольких дней они создали новые общественные, политические и военные структуры. Сформировалась Народно-крестьянская армия. Во всех деревнях и уездах создавались её штабы и другие органы координации. Восставшие сами выбирали командиров из числа тех крестьян, которые прошли Первую мировую войну и имели боевой опыт. Повсеместно переизбирались Советы, в них выдвигали делегатов, ответственных перед сельским сходом. В конце марта восстание было жестоко подавлено большевистской Красной армией и карательными отрядами, тысячи крестьян погибли. Особенно сильным стремление создать «чистую Советскую власть» было у сибирских крестьян. Огромные богатые сибирские сёла, часто удалённые друг от друга и от городских центров на десятки километров, привыкли обеспечивать себя большей частью необходимой для жизни продукцией. От государственной же власти как в царские, так и в большевистские времена они не получали никакой помощи. Однако платили гигантские налоги и целиком зависели от произвола чиновников. Для сибирских крестьян беспартийная Советская власть стала тождественна независимости от деспотического государства. Западносибирское восстание началось с массовых сходов сельских обществ, пытавшихся силой вернуть захваченный властями хлеб и освободить арестованных. Затем движение приняло характер повстанческого сопротивления. В феврале — апреле 1921 г. повстанческие отряды и соединения действовали на обширной территории Западной Сибири, Зауралья и Казахстана. Была сформирована Народно-повстанческая армия (НПА). Повсеместно переизбирались Советы. Повстанцы не отменили, ссылаясь на чрезвычайное положение, а, напротив, ввели свободу слова и печати. Свободно действовали профсоюзные, политические, общественные организации. В захваченном Тобольске восставшие организовали Крестьянский городской совет (КГС), где заседали делегаты от сельских обшин, городских кварталов, профессиональных союзов.
«Коммунисты говорят вам, что восстали не крестьяне с мозолистыми руками, а остатки колчаковской бан-лы, которые хотят возвратить плети и задушить свободу... Не верьте им, крестьяне-братья, — говорилось в воззвании главного штаба НПА к красноармейцам. — Ведь вы сами знаете, что у нас отобрали весь хлеб в первую развёрстку. Но и этого показалось коммунистам мало. Они отобрали и весь семенной хлеб и ссыпали по амбарам, где и гноят его. Они остригли шубы у нас и овец в зимнее время, которые теперь замерзают... Народ... всё терпит и пухнет с голоду... Мы, крестьяне, хотим, чтобы человек стал человеком, чтобы всем жилось свободно. Мы хотим восстановить рабоче-крестьянскую Советскую власть из честных, любяших свою опозоренную, оплёванную, многострадальную родину. Коммунисты говорят, что Советская власть не может быть без коммунизма (в данном случае под словом «коммунизм» понимается власть коммунистической партии. — Злесь илалее прим. рел.). Почему? Разве мы не можем выбрать Советы беспартийных, тех, кто был с народом заедино и страдал за него?... Братья-красноармейцы, опомнитесь!!! Идите к нам, бейте своих комиссаров и коммунистов, и мы окончим братоубийство, установим свою рабоче-крестьянскую власть, станем у станков, возьмём сохи, бороны и заживём мирным трудом...» «До сих пор всё-таки коммунисты не хотят понять, — говорилось в другом воззвании главного штаба НПА, — или с умыслом пишут, что восстал не народ, которому невтерпёж стало жить, а будто бы восстали какие-то генералы, офицеры-золотопогонники, меньшевики и эсеры. Они всё ешё до сих пор скрывают, что восстал весь народ, который они считают серой безответной скотиной. Коммунисты всё ешё считают, что народ можно только обирать, грабить и расстреливать и что народ не способен встать на зашиту своих человеческих прав. Мы, восставший народ, хорошо знаем, за что мы идём и чего мы добиваемся... Мы объединились все воедино: и русские, и татары, и крестьяне, и рабочие, и горожане. Мы все одинаково обижены. И остяки и самоеды (устаревшее название народов ханты и саами соответственно) с луками и стрелами преследуют обшего врага, разбежавшегося по... болотам. Мы добиваемся настоящей Советской власти, а не власти коммунистической, которая до сих пор была под видом Советской. Мы хотим, чтобы свободно дышалось, чтобы... каждый мог выполнять ту работу, какую он хочет, чтобы мог свободно распоряжаться своим имуществом, чтобы никто не имел право отбирать то, что нажито тяжёлым трудом, чтобы каждый мог свободно распоряжаться тем, что он заработал своими трудовыми руками. Мы хотим, чтобы каждый человек верил, во что он хочет: православный по-своему, татарин — по-своему, и чтобы нас всех не заставили силком верить в коммуну...»
Крестьянские движения потерпели поражение в войне с большевистским государством, а рабочие Советы в городах превратились в марионеточные структуры в руках правящей партии. Однако государство вынуждено было пойти на уступки. В марте 1921 г. большевики отказались от ограбления крестьян, позволили им обменивать или продавать произведённую продукцию. Волна восстаний резко пошла на убыль. В 1922 г. повстанческие движения исчезли окончательно. Идеи всеобщего самоуправления оказались неглубокими. Столкнувшись с ситуацией выбора: относительно сытая мирная жизнь под контролем государства или продолжение вооружённой борьбы за «вольные Советы», подавляющее большинство крестьян выбрало первое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|