Кропоткин об анархистском обществе
Это общество будет состоять из множества союзов, объединённых между собою для всех целей, требуюших объединения, — из промышленных федераций для всякого рода производства: земледельческого, промышленного, умственного, художественного и из потребительских общин, которые займутся всем, касающимся, с одной стороны, устройства жилищ и санитарных улучшений, а с другой — снабжения продуктами питания, одеждой и т. п. Возникнут также федерации общин между собою и потребительских общин с производительными союзами. И наконец, возникнут ещё более широкие союзы, покрывающие всю страну или несколько стран. Все эти союзы и общины будут соединяться по свободному соглашению между собой... Развитию новых форм производства и всевозможных организаций будет предоставлена полная свобода; личный почин будет поощряться, а стремление к однородности и централизации будет задерживаться. Кроме того, это общество отнюдь не будет закристаллизовано в какую-нибудь неподвижную форму; оно будет, напротив, беспрерывно изменять свой вид, потому что оно будет живым, развивающимся организмом. (Из книги «Записки революционера».) «Абсолютное уничтожение всякой несвободы... невозможно, и те, кто требует достижения этого абстрактного абсолюта, скорее всего... фанатики, которых лучше избегать... Однако между Сциллой фанатизма и Харибдой беспринципного реформизма лежит то, что мы считаем реализуемой и жизненной концепцией качественно более свободной и справедливой социальной системы. Подобная система не будет,;чиста" и „безупречна", но она потребует действительно радикального переустройства общества, которое будет заключаться в изменении баланса общественных отношений, — оно покончит с нынешним... господством иерархических и авторитарных общественных отношений, заменит это господство самовоспроизводящейся системой неиерархических общественных отношений, которые могут быть названы... анархией».
АНАРХИЗМ И КУЛЬТУРА Подобно тому как неделимы в представлении анархистов собственность и свобода, неделима и мировая культура. Народы живут в сообщающихся между собой культурных пространствах. Находясь в непрерывном диалоге, культуры взаимно обогащают друг друга. Анархисты выступают против «права нации на собственное государство». По их мнению, любое национальное государство всегда стремится с помощью пропаганды, систем воспитания и школьного обучения, а также прямого насилия добиться «национального единства»: подавить самобытность всякого отдельного человека, сообщества, местности или региона, включённого в данное государство. Делает оно это для того, чтобы воспитать одинаково мыслящий, покорный и управляемый народ. Кроме того, государства устанавливают границы, а это — искусственные барьеры между народами. Анархизм же провозглашает принцип «единства народов в их многообразии». Один из крупнейших теоретиков анархизма XX столетия Рудольф Рокер писал: «Бросим взгляд на историю Германии... Все богатые достижения духовного величия и культуры в этой стране относятся ко времени её так называемой „национальной раздробленности". Потрясающее искусство её „романтической школы", пик её классической музыки от Бетховена до Вагнера — всё это относится к тому времени. Но установление единого национального государства... знаменует упадок культуры в Германии, иссякание творческих сил, триумф милитаризма и бездушной бюрократии... И это совершенно естественно. Государства не создают культуру, как это часто бездумно утверждают, зато они часто уничтожают её... Мощный государственный организм — самое большое препятствие для любого культурного развития... Политическое господство всегда стремится к единообразию и к подчинению всех областей общественной жизни одному определённому шаблону. Но тем самым оно вступает в непримиримое противоречие с творческими силами культурного развития, которое всегда ищет новые формы и воплощения и которое так же связано с бесконечным разнообразием, как политическая власть — с созданием шаблонов и с застывшими формами...
...Мы требуем права на свободное самоопределение для любой общины, любого региона, любого народа, и именно по этой причине мы отвергаем безумную идею национального единства. И мы федералисты, т. е. приверженцы союза свободных объединений людей, которые не отгораживаются друг от друга, а живут во взаимопроникновении и взаимообогащении, самым тесным образом срастаются друг с другом тысячами нитей духовной, экономической и культурной природы. Анархизм всегда считал, что любой народ имеет право строить свою социальную и культурную жизнь по своему усмотрению и действовать при этом как самостоятельное звено большого целого». ИСПАНСКИЕ АНАРХИСТЫ И КОММУНЫ АРАГОНА В отличие от многих стран, где рабочие состояли в основном в социал-демократических или коммунистических партиях, среди испанских рабочих и крестьян преобладали анархисты. Анархистское профсоюзное объединение Национальная конфедерация труда (НКТ) насчитывало к моменту революции 1,6 млн человек. Для сравнения: в социал-демократическом профсоюзе Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) состояло около миллиона человек. Анархисты стремились не к захвату государственной власти, а к полному разрушению государства и частной собственности, к созданию нового общества на основе анархистского коммунизма. Анархистские профсоюзы отвергали социальное законодательство и обращение в суды, так как они выступали против «огосударствления трудового конфликта». В начале 30-х гг. НКТ инициировала забастовки с участием сотен тысяч человек, которые могли иногда продолжаться помногу недель. Немало организовано анархистами в этот период и вооружённых восстаний.
17 июля 1936 г. в стране вспыхнул военно-фашистский мятеж. В ответ рабочие вышли на улицы городов, вооружились и соорудили баррикады, Были созданы отряды ополчения. Они вступили в бой с мятежниками. В течение трёх дней путч удалось подавить на большей части территории Испании. В то же время в ряде регионов победили фашисты и военные. Началась гражданская война. В тех районах, где велико было влияние анархистов, народ стал захватывать земли частных собственников и промышленные предприятия. Профсоюзы овладели большинством фабрик и заводов, прежде всего в индустриальном районе Каталонии. Многие предприятия, отнятые у хозяев, перешли под управление анархистских и социалистических профсоюзных комитетов. Так случилось с 70 % предприятий крупнейшего промышленного центра Испании — Барселоны. Однако уже осенью 1936 г. НКТ вступила в союз с правительством Испанской Республики, заседавшим в Мадриде и состоявшим из представителей партий социалистов, коммунистов и республиканцев. НКТ согласилась с тем, чтобы захваченные крупные промышленные предприятия управлялись совместно проф-союзами и государством. Многие анархистские лидеры, пользовавшиеся наибольшим авторитетом, заняли посты в государственном аппарате, в том числе и в правительстве. Они превратились в тех самых чиновников, которых анархистская революция должна была бы по идее оставить без работы. Официально причиной этого союза стало «антифашистское единство», необходимость, как объявили все его участники, координировать свои военные, политические и экономические усилия в борьбе с фашизмом. Республиканский режим планировал развитие производства, вкладывал огромные средства в оборонную промышленность, стремился установить повсюду военную дисциплину. Примерно 80 тыс. человек, обвинённых в нелояльности к государству, включая множество анархистов и социалистов, были расстреляны. Республиканцы отказали в праве на самоопределение народу Марокко (на тот момент — франко-испанская колония), заявив, что «необходимо сохранить территориальную целостность государства». А на предложение приютить спасавшихся из нацистской Германии евреев генеральный секретарь НКТ Мариано Васкес ответил, что это исключено, так как «присутствие евреев усилит капитализм в Испании». В республиканской зоне постепенно создавался режим, близкий к фашистскому корпоративному государству (см. статью «Фашизм»). Исследовавший Испанскую революцию 1931—1939 гг. современный американский историк и социолог Митчел Сейдмен отмечает, что на ранних её этапах были отменены сверхурочные работы и разница в оплате труда между разными категориями рабочих и служащих. Но, поскольку призывы производить больше и жертвовать на военные нужды люди встречали упорным сопротивлением, сверхурочные и разница в оплате труда были восстановлены. Рабочие разворовывали инструменты и запчасти, симулировали болезни, уклонялись от посещения собраний профсоюзов и выплаты взносов. НКТ и ВКТ отвечали штрафами, увольнениями. «Профсоюзы требовали использования собственных врачей для проверки болезней и производственных травм рабочих», — пишет Сейдмен. Ярлык саботажника приклеивали каждому, кто не брал дополнительной работы после завершения основной. Работающий спустя рукава даже приравнивался к фашисту. «Ленивый — тот же фашист» — гласил один из лозунгов. Все взрослые люди от 18 до 45 лет должны были иметь справку о том, что трудятся, наличие которой у них могли проверить в любое время.
Большинство организаций НКТ в городах отказались от анархистской идеи уничтожения государства и соучаствовали в мерах по усилению контроля над рабочими. По словам Сейдмена, «несмотря на идейные разногласия, последователи Маркса и Бакунина объединяли свои усилия, чтобы выжать максимум из рабочих». В испанской деревне сразу после 19 июля 1936 г. крестьяне начали отбирать землю у помещиков. На общих собраниях крестьян, проводившихся по инициативе местных отделений НКТ, принимались решения о создании коллективов (по сути, коммун). Члены таких коллективов добровольно объединяли свою и захваченную у помещиков землю, а нередко и денежные средства. В коллективах испанской провинции Арагон состояли 500 тыс. человек — большая часть населения региона; в их распоряжении находилось 60 % обрабатываемых земель. Действия анархистов в Арагоне отличались от политики НКТ во многих других районах Испании. Арагонские деревни — это не чисто сельскохозяйственные поселения. Их скорее можно назвать небольшими городами. В Арагоне строили каменные дома, жители занимались не только обработкой земли, но и ремёслами, существовала и местная промышленность. Эти предприятия, также службы быта, учреждения культуры и образования переходили под управление коллективов.
Внутри коллективов не существовало иерархии. Главным органом, принимающим решения, являлось общее собрание, которое собиралось раз в месяц. Для текущей координации хозяйственной жизни избирались комитеты. Их члены, в основном делегаты от отраслевых секций, не пользовались какими-либо привилегиями и не получали особого вознаграждения за свою работу. Все они, кроме технических секретарей и казначеев, должны были продолжать обычную трудовую деятельность. Каждый взрослый член коллектива (кроме беременных женщин) работал. Труд был также организован на основе самоуправления. Бригады, состоявшие из пяти — десяти человек, решали все основные рабочие вопросы на ежевечерних собраниях. Избираемые на них делегаты выполняли функции координации и обмена информацией с другими бригадами. Во многих коллективах применялся принцип перемены труда: работники перемещались из одной отрасли в другую по мере надобности. В первые недели во многих коллективах вообще отменили вознаграждение за труд и ввели неограниченное свободное потребление всех продуктов с общественных складов. Но в условиях войны и дефицита это было нелёгким делом, тем более что вне коллективов сохранялось денежное обращение. В сентябре 1936 г, большинство общин перешло на так называемую семейную оплату. «Каждая семья в коллективе получала равную сумму денег (в зависимости от коллектива примерно по 7—10 песет на главу семьи, ещё 50 % — на его жену и ещё по 15 % — на каждого другого члена семьи)», — пишет израильский исследователь арагонского эксперимента Яков Овед. Некоторые виды продуктов распределялись по нормам почти повсюду, другие выдавались без ограничений. В феврале 1937 г. в местечке Кас-пе состоялся конгресс коллективов Арагона с участием нескольких сотен делегатов. Было решено создать Федерацию коллективов. Участники договорились организовать экспериментальные фермы и технические школы, наладить взаимопомощь между коллективами с предоставлением друг другу машин и рабочих рук. Отменили границы между селениями. Объединившиеся коллективы должны были координировать отношения с внешним миром. Предполагалось создать для этого общий фонд из продукции, предназначенной на обмен, а не для собственного потребления общин. Кроме того, они начали собирать статистические данные о производственных возможностях федерации. Это делалось для того, чтобы помочь установить реальные потребности каждого из жителей региона и затем, ориентировав производства на конкретные нужды людей, перейти к анархо-ком-мунистической практике «производства по потребностям». Предусматривалась полная отмена денежного обращения внутри коллективов и их федерации. Деятельность арагонских коллективов оказалась достаточно успешной. «Даже по официальным данным, урожай в регионе в 1937 г. возрос на 20 %, в то время как во многих других районах страны он сократился», -отмечает Яков Овед. В Арагоне строились дороги, школы, больницы, фер мы, учреждения культуры (в некоторых селениях впервые); осуществлялась механизация труда. Многие жители впервые получили доступ к медицинскому обслуживанию и свободному бесплатному образованию (врачи и учителя становились полноправными членами коллективов). Путь Арагона к анархистскому коммунизму был прерван военной силой. Само по себе существование независимого от государства общественного объединения представляло опасность для республиканского режима. В августе 1937 г. танковый дивизион генерала Энрико Листера (член испанской компартии), снятый с фронта по распоряжению правительства Испанской Республики, атаковал арагонские коллективы. Треть коммун оказалась разгромлена, над оставшимися был введён жёсткий государственный контроль. НКТ не сделала ничего для того, чтобы спасти анархистские коммуны, хотя располагала собственными вооружёнными формированиями и местами в правительстве. Единство власти, частью которой стали анархистские профсоюзы, оказалось дороже. РАБОЧИЕ СОВЕТЫ БУДАПЕШТА Вскоре после окончания Второй мировой войны в Венгрии при поддержке Советской армии был установлен тоталитарный режим во главе с коммунистической партией. Всеобщая слежка и полицейский контроль сочетались с тяжелейшими условиями труда на предприятиях. Репрессиям подверглось около миллиона человек (10 % населения страны). Хрущёвская «десталинизация» в СССР (1956 г.), с одной стороны, и борьба внутри партийного руководства Венгрии — с другой, несколько ослабили режим. Стало заметно проявляться растущее недовольство венгров правлением коммунистов. К осени 1956 г. оно стало всеобщим. Рабочие, студенты, представители интеллигенции требовали свободы слова, печати и собраний, равноправных отношений с СССР, отмены унизительной системы заработной платы, норм и страхования, введения рабочего управления на предприятиях и независимости студенческих организаций. Венгр под псевдонимом Паноникус писал в журнале «Социализм или варварство»: «Молодые рабочие в возрасте 18—30 лет были наиболее активным революционным элементом. Они ещё меньше, чем другие, могли поддерживать чудовищное подавление, атмосферу принуждения и террора, которая царила на предприятиях...». Однако многие рабочие помнили, как жилось при капитализме, и не хотели его возвращения. Общее их настроение можно было бы сформулировать так: нет — капитализму и нет — бюрократическому лжесоциализму, да — социализму, основанному на самоуправлении. После антиправительственной демонстрации 23 октября 1956 г. в Будапешт (в ночь с 23 на 24 октября) вошли советские войска. В городе начались бои: против трудящихся объединённым фронтом выступали силы интервентов и венгерской государственной безопасности. На улицах столицы строились баррикады. Создавались квартальные комитеты, которые снабжали повстанцев продовольствием и оказывали помощь раненым. К 25 октября рабочими Советами контролировались почти все заводы Будапешта. Советские войска оставили город. Но уже 4 ноября вновь взяли его. Было сформировано марионеточное правительство во главе с Яношом Кадаром. Отстранённый от власти премьер-министр Им-ре Надь нашёл убежище в югославском посольстве.На следующий день после создания ЦРС прошло его расширенное заседание. Некоторые делегаты хотели сформировать общенациональный рабочий Совет. Хотя большинство и согласилось с этим, кто-то заметил, что есть наказ от трудовых коллективов только на создание Совета Большого Будапешта. «Для венгерских трудящихся наиболее важным аспектом Советов было их демократическое функционирование. Между делегатами и рабочим классом в целом поддерживался тесный контакт, делегаты избирались только для осуществления конкретных требований трудящихся. Нужно отметить, что рабочие часто переизбирали делегатов, которые нарушили свой мандат. Рабочие не любили делегатов, которые брали на себя слишком большие полномочия», — замечал очевидец событий американец Уилл Ломаке. Однако военное и политическое поражение ещё не обернулось поражением экономическим. Рабочие Советы продолжали действовать, они координировали свою работу, проводили забастовки, отказывались признать новое правительство. Панони-кус писал: «Советы на предприятиях были экономической базой забастовка. Они продолжали выплачивать зарплату, повысив её для всех на 10 %, организовали снабжение рабочих продуктами питания, наладив прямой товарообмен с крестьянами посредством конвоев грузовиков, сами осуществляли распределение продуктов на предприятиях. Наиболее бедным рабочим оказывалась немедленная помощь». Система Советов создавалась необычайно быстро. Сначала они возникали на предприятиях, затем делегаты от предприятий выбирали Советы районов. К 14 ноября сформировался Центральный рабочий совет (ЦРС) Большого Будапешта (в это время в столице Венгрии проживало около 2 млн человек, здесь концентрировалась большая часть венгерской промышленности и соответственно рабочего класса). На 90 % ЦРС состоял из квалифицированных рабочих. «Выборы делегатов шли демократическим путём, снизу вверх....На предприятиях рабочие сами отбирали из членов своего Совета тех, кто поедет на конференцию. Решение принимал не Совет, а общее собрание рабочих», — отмечал Пано-никус. В ЦРС были представлены почти все фабрики и заводы Будапешта, а также ряд предприятий из других городов. Советы запрещали функционерам политических организаций появляться на предприятиях. В частности, представители коммунистической партии и официальных профсоюзов были отстранены от дел и удалены с заводов и фабрик. На первом заседании ЦРС (14 ноября) избранный председателем Шандор Рац заявил: «Нам не нужно правительство! Мы руководители Венгрии и останемся ими!». Однако большинство депутатов склонялись к компромиссу и переговорам с правительством Кадара. ЦРС решил продолжить стачку до тех пор, пока не будут удовлетворены его требования — вывод советских войск, возвращение правительства Имре Надя, восстановление политического многообразия. Общее требование Советов сводилось к следующему: рабочие сами должны управлять своими предприятиями, дабы гарантировать сохранение власти в своих руках. Кадар ответил так: «Меня поддерживает Советская армия, вы вольны делать всё, что пожелаете. Здесь, в здании парламента, достаточно еды и света». Трудящиеся оказались в тупике. Они бастовали до 19 ноября, но ничего не произошло. По предложению рабочего Совета предприятия «Чепель» было принято решение возобновить работу. Так ЦРС хотел продемонстрировать, что забастовщики организованы и настроены серьёзно. Однако у многих это решение вызвало негодование. «Вы можете работать, если хотите, — заявили делегаты шахтёров, — но мы не дадим вам угля и электричества, мы затопим шахты». Спустя несколько дней началась новая забастовка. В рамках тактики пассивного сопротивления 23 ноября была организована молчаливая манифестация: между двумя и тремя часами дня никто не появлялся на улицах Будапешта. Уже 18 ноября появился план создания общенационального Совета. Предполагалось, что в него войдут 156 депутатов от рабочих Советов Будапешта, важнейших регионов и предприятий страны. Общенациональный Совет должен был иметь выборный президиум из 30 человек для решения оперативных задач, куда собирались включить также представителей различных политических партий. Впрочем, проект так и остался на бумаге. К назначенному времени сотни делегатов приехали в столицу, однако конференцию провести не удалось: власти сорвали её массовыми арестами. В конце ноября ЦРС выпустил документ, противоречащий правительственной декларации о том, что профсоюзная деятельность должна быть направлена на защиту чисто экономических интересов трудящихся: «Мы можем заявить... подлинные интересы рабочего класса представлены в Венгрии рабочими Советами и... не существует другой политической власти, более прочной, чем их власть». В декабре правительство Кадара медленно, но неуклонно подавляло политическую активность рабочих. Были разгромлены революционные квартальные комитеты, появившиеся в городах одновременно с рабочими Советами. В городе Дьёре бросили в тюрьмы 200 рабочих. 8 декабря в Салоготарьяне советские солдаты убили 80 шахтёров. Затем Кадар объявил о роспуске ЦРС. Большую часть Совета арестовали, но он продолжал работать и объявил всеобщую стачку в знак протеста против репрессий. Это была жестокая стачка. Один из делегатов заявил: «Никакого света, газа, ничего!». Два активиста ЦРС, Шандор Рац и Шандор Бали, бежали из-под ареста, и их в течение двух дней охраняли рабочие завода имени Никоса Бе-лояниса, отказываясь выдать своих лидеров, несмотря на то что советские танки стояли у ворот завода. 11 декабря Янош Кадар пригласил обоих для переговоров, но как только Бали и Рац покинули предприятие, их немедленно арестовали. Стачка не прекращалась. Даже партийная газета «Небсебадшаг» признала, что «такого в истории венгерского рабочего движения ещё не было». Но вскоре на важнейшие заводы ввели советские войска, чтобы заставить людей работать под угрозой оружия. Правительство Кадара, опи раясь на советские штыки, разгромило организованных рабочих. После введения смертной казни за участие в забастовках и подстрекательство к ним сотни венгров были уничтожены, тысячи брошены в тюрьмы и концлагеря, 250 тыс. человек бежали из страны. Для разрушения тоталитарной системы венгерские трудящиеся использовали механизмы прямой демократии. Рабочие Советы сыграли и конструктивную роль. Трудящиеся смогли за несколько дней создать фундамент нового общественного строя, покрыв всю страну сетью самоуправляющихся организаций, свободных от бюрократии и уступивших только военной силе сверхдержавы. Историк и философ Ханна Арендт, отмечала: «Наиболее броской чертой этого стихийного развития было то, что... не зависимые друг от друга... организации... за несколько дней вступили на путь сотрудничества и объединения... Здесь мы также видим, как из стихийных обстоятельств самого действия развивается федеративный принцип, принцип лиги и союза обособленных единств». Французский политолог Клод Лефор писал о венгерских событиях: «Это была... антикапиталистическая, но одновременно и антибюрократическая революция. Антикапиталистической она была не только потому, что никогда нигде не требовала возвращения средств производства в частные руки, но и потому, что создание рабочих Советов связала с планом, который регулировал бы... производство, а такой план не совместим с капиталистической собственностью. Антибюрократической она была не только потому, что смела власть функционеров партийного государства. Все сохранившиеся сообщения о деятельности... Советов указывают на то, что повсюду хотели создать такие учреждения, которые остались бы под контролем их участников, и старались избегать создания таких органов, в которых могла возникнуть монополия на принятие решений и на информацию... Вкратце это так сформулировал один из членов Совета: нельзя допустить, чтобы на место партийной власти пришла власть Советов, нельзя распространять нашу власть на всё общество, потому что тогда мы впадём в ошибки прошлого».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|