Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренние особенности трагического мифа




Аскетика

Пост и молитва — два средства православной аскетики, которые очищают тело и душу от всего, что ведет к греху и далее — к болезням. Большая роль отводится так называемому " трезвению", под которым понимается борьба с " прелестью", то есть ложными образами, мечтаниями или " срамными воображениями", внушениями — всем тем, чем вооружается Сатана, завоевывая души верующих. " Трезвение" — это отстранение прежде всего дурных внушений и образов.

Врач в своей повседневной практике просто вынужден пропагандировать своеобразные варианты аскетического " трезвения". Его пациент чаще всего представляет собой человека, который увлечен идеей болезни, идеей строительства " внутренней картины болезни" (ВКБ) или еще хуже — " внутренней картины психической болезни" (ВКПБ). Эта картина разрушения и завершающих все мучения собственных похорон и является в данном случае дурными помыслами, мечтами о том, как бы " скорее сдохнуть".

Несколько лет назад я лечил одного парня от тяжелой депрессии и психосоматоза. Он хотел умереть, " чтобы не мучиться". Выяснилось, что его мать в детстве в сердцах говорила ему: " Чтоб ты сдох! ", и он послушно пытался исполнить волю матери — искал способы " быстрее сдохнуть". Такие истории могут десятками и сотнями рассказывать практикующие психотерапевты. Неврозы и другие болезненные состояния формируются на основе таких " загрязнений".

Так или иначе организованная " аскетика" (предписание " внутреннего молчания", успокоение, воздержание от фантазирования, проигрывания в уме различных ситуаций) помогает избавиться не столько от конкретных идей и образов (это дает специальный анализ) и освободить место в психическом пространстве для других картин — программа будущего развития собственной личности, сюжетов возможной личной истории.


Мантра

Лама Анагарика Говинда (1993, с. 201) расшифровывает слово " мантра" так: корень " ман" — мыслить, " тра" — слова-инструменты, соединение ман-тра означает " инструмент для мышления", создающий умственный образ, картину. Мантра суть сила, а не обычная речь или слово. Мантра никогда не имела никакого конкретного значения, и поэтому ее невозможно было использоваться в обыденной жизни. Мантра как живая традиция сохранилась только в одном месте — Тибете. Здесь мантра — это сущность всех сущностей, это смысловое сгущение умственных способностей осознания в священных звукосочетаниях, например, в звуке ОМ. Этот звук тождествен всей Вселенной. Этот звук — основное средство в практике медитации и внутреннего объединения, это посредник для концентрации. Йог в медитации на слоге " ОМ" восходит к освобождению сознания от иллюзий и бытовых мыслей. Это опыт-переживание бесконечности внутри нас. В буддизме оно описывается как состояние бескачественной неограниченной Пустотности (санскр. " Шуньята" ).

" Подобно зеркалу, — пишет Говинда, — которое отражает всевозможные формы и цвета, не искажая их собственной природы, ОМ отражает оттенки любых характеров и воплощается в любых формах высших идеалов, не ограничивая себя исключительно каким-либо одним из них. Если бы этот священный слог был отождествлен с каким-нибудь конкретным значением, если бы он полностью принадлежал некоему частному идеалу, не сохранив иррационального, неосязаемого качества своей сути, он никогда не был бы способен символизировать то подсознательное состояние разума, в котором все индивидуальные устремления обретают свой синтез и свое воплощение" (там же, с. 207).

Когда говорят, что мантры, правильно применяемые, действуют безотказно, то это означает лишь то, что человек, способный к совершенной концентрации, упроченный в вере, обладающий знанием, не может не достичь освобождения. В ином случае мантра является бессмыслен-


ным звуком и больше ничем. Мантра — отнюдь не легкий путь освобождения личности от кармы, порождающей последствий, совсем не простой способ очищения сознания от противоречий и конфликтов, от загрязняющих образов и представлений.

В то же время в учебниках психотерапии приводятся простенькие, совершенно незатейливые рецепты лечения мантрами как методом " самовнушения". Например, В. Т. Кондратенко и Д. И. Донской (1997, с. 111) предлагают придумывать свои мантры для того, чтобы условно-рефлекторно, надо полагать, закреплять какое-либо состояние (спокойствие, уверенность в себе) с выбранным звукосочетанием. Это, конечно, не мантра, а " мантра-плацебо", в лучшем случае. Это способ отвлечь ум от ненужных фиксаций и вредного самоанализа.

Более изощренные мантры даются пациентам в системе " психопунктуры" X. Калера. После тестирования тестом BEST на предмет диагностики глубинной эмоциональной структуры личности пациенту предлагается целый набор методов (свыше 15), включая определенную мантру (" Рахим", " Салам", " Рахман" и др. ). Вместе с другими элементами лечения, мантра помогает пациенту принять себя, узнать свои эмоциональные паттерны и динамику эмоционализма, отказавшись от всего чрезмерного, например, " чрезмерной серьезности", ведущей к болезням легких. Как показывает опыт применения BEST, упражнения с мантрами дают самые разнообразные эффекты самопознания и концентрации, которые, однако, необходимо интегрировать в ходе комплексной, комбинированной терапии.

Катарсис

Хотя катарсис и относят к специфическому методу лечения неврозов посредством " повторного отреагирования аффекта" и " очищения" (? ) от этого аффекта, я рискну отнести этот метод к разряду плацебо. Во-первых, является ли повторное " отреагирование" очищением? Если во мне " дремлет страх", но его нет в поведении, и мне создали


ситуацию для его полного " отреагирования", то есть испугали меня, означает ли эта моя реакция то, что я " очистился от страха"? Если только не отождествлять эмоции человека с функцией выделения, то есть с экскрементами, то ни о каком " очищении" при отреагировании говорить нельзя. Поэтому многие современные психотерапевты отказались от практики " выкапывания психотравмы" из прошлого клиента. Такая ревизия мало что дает для истинного изменения пациента. Более того, это опасно тем, что при " отреагировании" человек обучается именно так реагировать. Во-вторых, катарсис как очищение, освобождение от КАКОЙ-ТО тяжести, не может по своему определению быть специфической терапией, так как никогда неясно ни доктору, ни пациенту, от чего, собственно, надо очиститься. Если человек знает свой конфликт, то ему и не надо очищаться. Познанный конфликт требует процедуры решения, выбора, а не катарсиса. А если человек не знает, что его гложет, то выход чувств или внешнее выражение этого секрета не может проходить рационально, планомерно — это процесс случайный, хотя и подготовленный. По этим двум основаниям, по крайней мере, катарсис и следует включить в список вариантов плацебо-терапии.

Термин " катарсис" (греч. — очищение, освобождение) использовался Аристотелем для обозначения эстетического воздействия трагедии на зрителя. Посредством подражания действию, изображенному актерами, которое в пьесе является важным, то есть осмысленным и понятным, завершенным, человек-зритель мог через сострадание и страх очиститься от подобных страстей.

А. Ф. Лосев в " Очерках античного символизма и мифологии" пишет о том, что понять подлинный смысл аристотелевского катарсиса можно, только поняв учение Аристотеля о трагедии в целом.

Внутренние особенности трагического мифа

Трагедия, по Аристотелю, изображает действие или жизнь а именно — взаимные переходы " счастья" и " несчас-


тья", без изображения характеров людей. Трагический миф есть изображение не человека, но жизни в целом. В нем дана смысловая ткань, из которой состоит жизнь вообще, а люди — один из многих моментов.

Основа трагического мифа — учение о перводвижущей умной энергии. Трагедия начинается тогда, когда самодовлеющий и блаженный Ум, устремленный на себя и в себе вращающийся, начинает отдаваться во власть инобытию — материально воплощаясь, превращаясь из вечного во временный, подчиняясь необходимости, разрушается как факт, носивший до сих пор всю полноту смысла и целостности на себе — тогда и начинается человеческая жизнь с переходом от счастья к несчастью. Необходимо, как комментирует это учение А. Ф. Лосев, Преступление, но не просто провинность или неудача-ошибка. Необходимо, чтобы Ум вышел из повиновения самому себе, чтобы на карту было поставлено само существование живого существа. Причем так, чтобы преступник не знал и не помнил то, что он сам собой представляет, иначе никакого преступления не будет; преступление — это самоотдание себя во власть беспредельного самоутверждения, которое может быть только бессознательным.

Рано или поздно преступник узнает то, что сотворено. Припоминая вечно нетронутые блаженные радости и с этой точки зрения оценивая содеянное, преступник приходит к узрению подлинной тайны преступления.

Наступает время трагического пафоса, когда перед глазами развертывается весь проделанный путь преступления и видны все усилия утвердить себя в инобытии, то есть в отрыве от себя истинного, в отрыве от вращающегося в себе самом ума. Контраст с тем, что " должно было быть, и тем, что стало" потрясает человеческое существо, возбуждает чувства.

Потрясение чувств порождает опознание и оценку преступления с точки зрения утерянного невинного счастья и заставляет восстанавливать попранное, оправдывать поруганное. Это совершается через возмездие или суд, или как-то иначе, но обязательно через переживание страха и сострадания.


И если все это сделано, тогда и только тогда наступает очищение страстей, прошедшее через тьму и смрад преступлений и самозабвения. Происходит возвращение к свету пер-воневинности и блаженной красоте. Таким образом, катарсис есть один из пяти необходимых моментов трагедии:

1) Перипетия — перемена участи, переход к противоположному через преступление по незнанию и т. д.

2) Узнавание — переход от незнания истинных мотивов преступления к знанию таковых (узнавание Эдипом тайны своего происхождения и содеянного), а именно:

— через узрение естественного хода событий;

— через приметы и догадки;

— через воспоминание;

— через умозаключения.

3) Пафос — максимальная возбужденность, граничащая с самозабвением.

4) Страх и сострадание. Страх по Аристотелю есть а) неприятное ощущение или смятение, б) возникающее из представления о предстоящем зле, в) которое может погубить или причинить вред, г) ввиду своей непосредственной близости, д) но которое все еще оставляет надежду на минование этого зла. Не переживает страха тот, кто " уже окоченел по отношению к будущему", кто перенес все возможные страдания и несчастья.

Сострадание — это а) скорбь, б) при виде бедствия, в) которое может повлечь за собой гибель или вред и г) которое постигает человека, этого не заслуживающего, д) бедствия, которое могло бы постигнуть или нас самих, или близких, и е) при том, когда оно кажется непосредственным. Итак, Страшное и Жалкое должны вытекать из сцеплений самих событий мифа.

5) Очищение или Катарсис — последний этап в развитии понятия трагического мифа. Это " блаженное самодавление, наступающее после пережитого его разрешения" и есть подлинное очищение, возвращение подлинной, изначальной красоты первоэнергии.

Как видно из определения катарсиса, это не просто " отреагирование зажатых аффектов" или другая чисто пси-


хологическая интерпретация очищения. Катарсис — это Умное состояние (у Мамардашвили — когитативное состояние) — " высшая собранность всего растекающегося множества психической жизни в некое неподвижное самодовлеющее пребывание в одной точке" (А. Ф. Лосев, 1993). Похоже на состояние медитации, о чем писал Говинда, сосредоточенность на самом себе, на самом главном в себе, на смысле своего существования. Это еще один путь на Фудзияму. Можно изобретать бесчисленное количество путей к одному — к вершине личностного самоосуществления, которое определяется как " спасение" или " очищение", " освобождение", " созревание", " самоактуализация", " эффективное поведение", " зрелость", " индивидуация" и проч. — к здоровью.

Рекреация

Термин " рекреация" часто используют как синоним понятия " отдых". В психотерапии отдых или отвлечение от привычных забот и дел использовался в самых разных вариантах: гипноз-отдых, психологическая разрядка, " Мо-рита-терапия", ландшафт-терапия и многое другое. Классические метод психотерапии — рациональная психотерапия Дюбуа — возник при работе с отдыхающими: Дюбуа был курортным врачом и пришел к своему методу рационального убеждения (" сократовский диалог" ) в длительных беседах со своими пациентами. Возможно, неторопливая обстановка санаторно-курортного лечения, рекреативная зона, отвлекающая от забот мирской жизни, способствовала этому. Трудно представить себе, чтобы такой достаточно тонкий метод коррекции патогенных идей, каким является хорошо организованный диспут врача и пациента, без конфронтации, без прямых внушений, без манипуляций и косвенных внушений (что характерно для фронтовой психотерапии, когда необходимо было в кратчайшие сроки, любыми " подручными" средствами снять симптом) мог бы появиться где-либо в другом месте, а не на курорте.


Рекреация означает нечто большее, чем просто отдых. В дословном переводе с латинского recreatio — это " восстановление", то есть восстановление сил, затраченных на работу, восстановление " первоначала", с которого начинается борьба за существование, заботы человека о хлебе насущном. Если понимать креативность как способность к творчеству, способность " сотворить нечто", тогда термин " рекреация" означает восстановление способности творить, создавать новое в Себе, для Себя, и, конечно, для других.

В ветхозаветной легенде о сотворении мира говорится, что Бог создал небеса и землю, природу и человека за первые шесть дней, а седьмой день отдыхал, и человек был свидетелем только этого последнего дня творения — как сотворял господь мир и самого человека, осталось тайной. Бог благословил этот седьмой день и сделал его священным. Для чего? Для того, чтобы человек в день отдыха обращал все свои мысли и внимание к Абсолюту, думал о своем Творце и был абсолютно свободен. Иисус Христос, прозванный " Господином Субботы" (Бог Рекреации), проповедовал " не заботиться о хлебе насущном", а восстанавливать связь с Творцом, которого первый человек Адам видел только отдыхающим от трудов своих праведных. Не трудиться учил Христос, а учил восстанавливать забытый людьми свой " облик и подобие божье". Умерев на кресте мученической смертью и заплатив этим за все грехи людей, Христос воскрес в этот седьмой день недели, названный христианами Воскресением. Таким образом, в христианской мифологии время отдыха есть священное время рекреации, восстановления первоначального облика и подобия божьего, восстановления родства с Абсолютом, время абсолютной свободы от мирских дел, " от мира сего". Говоря другими словами, время отдыха — это время, когда человек освобождается от своего социально сформированного, а потому — конфликтного, " греховного" сознания (поэтому оно и священно, сакрально).

Если обратиться к еще более древним мифологическим системам, например, к китайской системе " Багуа", то мы увидим схожий мотив — отдых как время восстановления


энергийного первоначала человека: состояние У-Цзи или Отсутствие Предела — без мысли и формы. Это так называемое Прежденебесное — неоформленное энергетическое состояние, при котором еще нет разделения на Инь и Ян. Считалось, что до рождения младенец находится в Прежденебесном состоянии, поскольку не видел неба, а после рождения — в Посленебесном. В Посленебесном состоянии энергия Ци и кровь становятся все более " янскими", движения — более скованными, теряется естественность и легкость, воздух и пища, преобразуясь в энергию " Послене-бесной ци", а также эмоциональное беспокойство — вечный спутник социальной жизни человека — еще более отдаляют человека от Прежденебесного состояния, которое связывает человека с природой и является главным источником здоровья. Время, когда человек может восстановить Прежденебесное — сон, медитация и осознанные упражнения (цигун).

В истории западной философии, начиная с Пифагора и заканчивая Хайдеггером, можно проследить развитие идеи преодоления сознания и самосознания. Пифагор, прежде чем услышал неслышимую музыку сфер, заточил себя на три года в подземелье и пытался преодолеть всевозможные знания-предубеждения, самоидентификации " Я", установки восприятия и мышления. Выйдя из " царства Аида" обновленным, Пифагор пришел к убеждению, что счастье есть не-знание (со-знание) добра и зла, а совершенство чисел. Хайдеггер, размышляя о разуме и " пограничном эк-статирующем феномене" человека, пришел к пониманию бес-цельности стремления воли к воле: стремление к абсолютному знанию оказывается миражом, что позволяет воле внести подмену — вместо стремления к знанию получается стремление воли к устремляющейся в никуда и ни за чем бесцельной воле.

В психологии рекреацию чаще всего связывают с процессом восстановления способности к обучению, восприятию нового. Утомление мыслится как неисчезающая установка, которая заставляет человека действовать определенным образом и не дает возможности переключиться на что-либо другое. Самым ярким проявление тако-


го " застревания" (или ригидности) является фиксация на препятствии: человек или животное в экспериментальной ситуации фрустрации продолжает совершать неэффективное действие, несмотря на повторяющийся неуспех — ломится в закрытые двери, не видя, что рядом есть проход. Устранить какую-либо установку можно, только обессмыслив ее на личностном уровне.

Используя терминологию Г. Бейтсона о различных уровнях процессов обучения, можно сказать, что рекреация — это условия для обеспечения нормального протекания " Обучения III":

1) " Обучение-1" — изменения в спецификации ответа путем коррекции ошибок выбора в поле возможных альтернатив.

2) " Обучение-П" — изменения в процессах " Обучения-I", то есть коррективные изменения самого поля альтернатив, где производится выбор, либо это изменение того, как именно секвентируется опыт (" пунктуация" ).

3) " Обучение-Ш" — изменения в процессах " Обучения-П", коррективное изменение в системе полей альтернатив, в которых делается выбор.

Таким образом, рекреация — это:

Теологически = восстановление родства с Богом.

Мифологически = восстановление первоначального единства Человека и Природы (Космоса).

Философски = преодоление сознания как носителя противоречий.

Психологически = преодоление установок и восстановление способности " учиться учиться".

Рекреация, как она подана здесь, и является, очевидно, самым главным и надежным источником плацебо-эффектов, поскольку обеспечена биологически (сон, циклические процессы жизни), психологически (процессы обучения на разных уровнях), культурально (ритуалы, мифология Вечного Возвращения и пр. ), социально (зоны рекреации, индустрия отдыха) и духовно (вечная жажда человека присоединиться к чему-то Большому, что он способен воспринять и осознать).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...