Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метафоры поведения




«Проявление знаков внимания того или иного рода столь же необходимо для полнокровной жизни, как листья для существования дерева. Сдержите их проявления и любовь на корню зачахнет».

— Нататель Хауторн

У примера больше последователей, чем у замысла. Подсоз-> нательно мы имитируем то. что нам нравится, и стараемся приблизиться к тем характерам, которыми восхищаемся в наибольшей степени.

КристианНестелл Боен

Индивиды и семьи постоянно растут и подстраиваются к изменяющемуся социальному окружению. Социум налагает определенные требования к каждому своему члену, каждая стадия развития привносит новый набор этих требований. Как и в любой среде, тот элемент, -который наиболее удовлетворяет своим поведением или мировосприятием установленным системой требованиям, оказывается в наиболее благоприятном положении; те же индивиды, поведение и мировоззрение которых этим требованиям не удовлетворяют, оказываются в наименее выгодном положении. Для примера на практике представим себе двух молодых двадцатилетних людей, ищущих по окончании колледжа себе работу: один не прячет глаза, говорит ясно, улыбается, сидит спокойно и слушает, руки спокойно сложены; другой отводит взгляд, старается говорить спокойно, хмурит при этом брови, покусывает губы, слушая Других, теребит пальцами.

Вне зависимости от уровня подготовленности первый кандидат более предпочтительней. Его поведение соответствует требованиям окружения, чтоделает его кандидатуру


154


К. Лэнктон, С. Лэпкщон " Волшебные сказки''


предпочтительней. Здесь мы не говорим о том, что несоответствие требованиям окружения — это какая-то патология, недостаток или результат недостаточного самоуважения. Мы просто отмечаем, что терапии необхо-" димо помочь человеку в заострении внимания на требуемое поведение, и сделать это наиболее деликатным образом.

Назначение метафор поведения — в предоставлении такого фона, на котором иллюстрируется желаемое поведение, и, в идеале, иллюстрируется неоднократно. У слушателя таким образом имеется возможность обдумать нюансы и примеры целевого поведения на определенном уровне без того, чтобы признать необходимость усвоить их. Это просто рассказ о том, как кто-то другой проявляет определенные аспекты поведения. То есть, в этом случае на пациента не оказывается давление. Поведение не «вводится» и насильно не «программируется» в пациента. С другой стороны в тех пределах, где терапевтическая оценка верна и у пациента нет достаточной возможности к научению, моделированию или принуждению себя к целевому поведению в собственном понимании поведения, метафора становится той возможностью, которая позволяет пациенту смоделировать, обдумать или рассчитать «новое» поведение, найти в нем свое место.

При разработке рассказа под определенный поведенческий протокол, фон и мотивировка действующих лиц не обязательно должны быть какими-то особенными. Детализация выполняется для развития метафоры и сводится к весьма ограниченным комментариям. Мы прибегаем к этому из желания проиллюстрировать целевые поведения без того, чтобы принуждать пациента к самостоятельным суждениям и оценкам в отношении выбора подобных поведений, касательных цели или мотивировке.

В основном поведенческие истории и рассказы достаточно просты по содержанию и сюжетной линии. Т. е. это представление определенных типов поведения с ожидаемым определенным результатом. Основное внимание заостряется на том как ты это делаешь, при этом все равно — что именно, варишь варенье или просишь о помощи. В терапевтических метафорах поведение главного героя описывается в нескольких контекстах для того, чтобы неоднократно осветить целевое поведение. Возможным случаем такого повторения, к примеру, может быть история, где главный герой наблюдает поведение других лиц, сам действует точ-


ва 4. Метафоры поведения__________________________________ 155

но так же или вспоминает еще о ком-то в такой же ситуации, В обобщенном виде три фазы или ступени этого протокола выглядят так:

1. Основное внимание на цели, а не на мотивы и детали наблюдаемого гл. героем поведения, схожего с желаемым для пациента поведением.

2. Детализация внутреннего диалога гл. героя и неявного поведения, использующихся для поддержки желаемых действий, которые также могут быть использованы клиентом.

3. Изменение контекста в рамках рассказа с тем, чтобы предоставить возможность для повторения всех поведенческих описаний по нескольку раз.

Называние типа поведения необязательно. Целькэ является лишь представление и описание специфического набора поведений, формирующих часть полного гештальта желаемой деятельности. Содержание для поведенческого протокола может просто основываться на материале истории предыдущего пациента, который проходил курс терапии и которому удалось научиться правильной оценке или поведению, относящихся к нынешней поведенческой цели. Истории таких пациентов и в самом деле являются «готовыми» поведенческими метафорами (хотя для первоначального пациента, о котором идет речь в рассказе, это вовсе, конечно же, не вербальная метафора, а определенная деятельность, в которую он вовлечен). Часто, однако, полезно, при научении навыкам подготовить пациента к заданию поведенческой метафоры, чтобы помочь ему восстановить и подключить соответственные ресурсы и идеи.

От некоторых пациентов по разным причинам нельзя добиться завершения текущего задания по обретению навыка. В этом случае поведенческие метафоры бесполезны. Существуют определенные критерии по которым терапевт решает, подходят ли к случаю поведенческие, метафоры и/или задания по обретению навыка. В основном это зависит от времени терапии, ресурсов самого пациента, способностей к коммуникации. То есть, если пациент способен хорошо общаться, если у него достаточно внутренних ре-сУрсов и мало времени на терапию — здесь лучшим выбором будет метафора. Когда же, наоборот, и пациент не 'Открывается», в нем нет ресурсов, а времени на лечение


^

156____________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные ска j; , „

предостаточно — тогда более подходят задания по обрету нию навыка. С большинством пациентов в курсе терапии используются оба этих подхода'5

И теперь мы переходим к различным специфическим поведениям, обозначаемым в метафорах поведенческих протоколов.

1. Цель поведения: Научитесь быть вежливым, дружелюбным и заботливым.

. Метафора
Дорога до нашей психотерапевтической клиники была
неблизкой, поэтому она никак не ожидала, что окажется в
общей комнате лечебницы для престарелых. И узнать при
шлось ей здесь немало, хотя, конечно, мы никогда не знаем,
что же мы такое узнаем, пока в самом деле это что-то не
узнаем. А о том, что у нее вовсе не обычные проблемы со
своими юными падчерицами, догадаться мне было не труд
но.                                                                                   '
Так вот, не успела она в прихожей снять плащ, как я
сообщил, что терапия будет не совсем обычной. Я попросил
ее съездить вместе со мной в лечебницу для престарелых и
отложить пока все вопросы. Получилось очень кстати, на
значенное ей время совпало с пересменкой в общей комнате
лечебницы. Мы появились там ровно в 15. 59, как раз перед
приходом пампушки-медсестры, которая, как мне было хо
рошо уже известно, сейчас войдет, и комната будто запол
нится солнечным светом. «Когда двери откроются», —
проговорил я своей пациентке, — «я хочу, чтобы вы очень
внимательно последили, -что будет дальше; расскажете по
том, что смогли подметить».

Вот оно! Пробило четыре, и двойные двери на противоположной от нас стороне раскрылись, и в комнату вплыла «Пэтти», по крайней мере такое имя значилось у нее на нагрудной табличке. Табличку моя пациентка разглядела не сразу, но невозможно было не заметить то, как Пэтти внимательно рассматривает присутствующих, будто «замеряя», чем дышит каждый, кто в ней нуждается в первую очередь. Затем, словно это и есть главная задача всей ее жизни, она остановилась у старичка в инвалидной коляске, закутанного в плед. Стала на колено перед ним и заглянула ему в глаза, поглаживая рукой его по спине. Что она говорила, нам не было слышно, но что-то в нем тронулось, глаза

15 Для более подробного рассмотрения заданий по обретению навыка отсылаем читателя к книге Лэнктонов, 1986 г., стр. 128 — 136.


Глава 4. Метафоры поведения________________. ________________ 157

заволокло туманом, рассеивающимся под лучами ее горячего взгляда. Улыбка на его лице была едва заметна, но то было лишь началом. Она захватила верхнюю губу, заиграла в морщинках у глаз, залила румянцем старческие щеки.

Она отошла от него, улыбка при этом не поблекла, он провожал ее взглядом, светясь этой ласковой улыбкой. Медленно она прошла по комнате, посматривая на Бернис, самую старенькую и грустную постоялицу лечебницы. Пэтти присела на краешек кушетки рядом с Бернис, помолчала, будто стараясь «поймать» ритм ее дыхания. Потом положила руку на руку старушки, чуть пожав ее, словно говоря: «Трудный выдался денек? » Бернис согласно кивнула, и по лицу пробежала тень боли. Пэтти сложила губки в знак искреннего сочувствия и сострадания: «Ах, боже мой, как грустно слышать это. Так иногда бывает грустно и больно». Затем чуть с большим огоньком, заметив возле нее вышиваемый ею узор: «Ох, да сколько вы уже сделали сегодня! Да как чудненько! И как вам удались вот эти утята? Покажете мне, как вы это делаете? » По лицу Бернис скользнуло еще какое-то выражение, но в этот раз в нем не было печали и боли. Она принялась объяснять что-то, а морщинки стали разглаживаться теплом светлой улыбки.

Время, казалось, летело, а прошло всего несколько минут. Мы старались не пропускать каждое движение Пэтти, пока она совершала свой обход. Вот она подбоченилась, игриво нахмурилась и стала в шутку выговаривать мистера Мартина, за то, что тот совсем один. «Это еще что такое, спрятались, значит, оставили дам без своей пленительной галантности? А может, специально уединились и ждете меня, чтобы побыть немного вдвоем? Угадала я, пампушечка? А может потанцуете со мной, чтобы размять старые косточки? » Он притворно стал сопротивляться, когда она подняла его и повела к проигрывателю. Зазвучал фокстрот, она заплясала под аккомпанемент притопов и прихлопов пациентов, внимательно ловя каждое его замечание и советы. Танец закончился, она подвела его к креслу и очень сердечно поблагодарила за минутку радости! Отошла, прошла шагов пять, повернулась вполоборота и с благодарностью подмигнула ему.

О чем она говорила с пациентами, нам не всегда было слышно, мы просто смотрели, что она делает. И уж конечно, мы не знали, что она себе говорит, чтобы поддержать этот Дух. Ей просто вспоминались слова ее мамочки: «Не волнуйся, милочка, легко с теми4 кому и без того хорошо. Не


158_______ ____________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказ

нужно для этого особого таланта. Настоящее испытание, это когда тебе легко, с теми, кому очень трудно и тяжело! Ведь только здесь ты понимаешь, какая ты особенная, а это как раз может и им чуточку жизнь облегчить! » И всегда в голове звучат эти слова мамы: «Не волнуйся, милочка, легко с теми, кому и без того хорошо. Не нужно для этого особого таланта. Настоящее испытание, это когда тебе легко с теми, кому очень трудно и тяжело. Ведь только здесь ты понимаешь, какая ты особенная, а это как раз может и им чуточку жизнь облегчить! »

Мама столько раз это повторяла, вот если бы вместо каждого такого наставления монетку бы ей давали — миллионершей давно стала бы; не сознавала она, насколько она сейчас богаче, чем если бы сбылась эта ее глупая мысль. Я не знаю, как Пэтти попала сюда на работу, но разве найти другое такое место, где стольким людям так трудно и тяжело, где столько боли, сомнений и горечи.

Мы сидели, наблюдали за ней, не зная о чем она говорит себе, что думает, обращается ли к себе с вопросом: «Так, кому еще я могу помочь? Кого еще сделать чуточку счастливей и спокойней сегодня? » Внимательно всматриваясь в лица, она находила ответ и делала свое дело. А мы вса смотрели и смотрели, как она переходит от одного пациента к другому, вот она погладила морщинки на щеке у Мэри, вот она погладила по плечу нянечку, которой нелегко приходится с такими тяжестями. И сколько было еще взглядов вполоборота, подмигиваний, подбадриваний. Это невозможно не заметить. Никого она не обошла своими ласками, улыбкой, взглядом.

Наверное, она порой спрашивала себя, кому она в данный момент нужнее: «А кто тут больше всего протестует? » Ага, Ворчун Чарли, и это его не первое сегодня «выступление». Тележки с обедом только что доставили, а он уже ворчит, какие неумехи служащие этой дурацкой «тюрьмы», что и накормить как следует не могут. И 'хотя Пэтти уж совсем, конечно, не имела никакого отношения к его диетической взыскательности, но стала рядышком, терпеливо снося, пока он осыпал упреками и ее, и всех остальных. Она стояла, спокойно принимая его недовольство, сочувственно морща лоб. А потом, когда он на секундочку остановил свой словесный поток, наверное, чтобы придумать, чтобы еще такое сказать, похлеще, она вдруг вся резко преобразилась. Наклонилась к нему, нежно взяла его за руку, улыбнулась


4. Метафоры поведения


159


я сказала нежно так и мягко: «Да не волнуйтесь вы так, миленький, достанем мы вам вкусненького! » Гнев его растаял, будто и не было его никогда.

Время пролетело незаметно, нужно было возвращаться ко мне в кабинет. Моя пациентка полагала, что тогда-то и начнется ее терапия, не сознавая, сколькому она уже научилась, потому что можно чему-нибудь научиться даже и не стараясь особенно. Поэтому, вернувшись ко мне в офис, я предложил ей просто расслабиться в легком трансе и тщательно прокрутить про себя все, что она только что увидела. Вероятно мне и не стоило так усердствовать, рассказывая ей под трансом, как Пэтти поглаживает чью-то спинку, подмигивает, становится на колено, чтобы по-дружески заглянуть в глаза собеседнику, соглашается, что боль может быть невыносимой, разглаживает старушке морщинки, пожимает руку, устраивает старичку праздник, прося научить ее танцевать, похлопывает по плечу,, придумывает забавные прозвища, шутит, добродушно успокаивает старого ворчуна, и т. д. и т. п.

Каждому из нас пришлось по сердцу что-то свое, я видел, как улыбка подрагивает в уголках ее губ при воспоминаниях о событиях этого дня. Сознание может рассматривать и запоминать события, а подсознание тем временем старается приложить полученные знания к себе, отобрать контекст их применения.

* Наше время уже совсем кончилось, мы ни разу так и не вспомнили об этих ее несносных падчерицах, да она так и не спрашивала об этом. Поскольку она была не из этих мест, я посоветовал, где можно пообедать, и мы распрощались. Никто из нас и не предполагал, что позже, этим же вечером, мы окажемся в одном и том же ресторанчике. А в ресторанчике ей было не до кого и не до чего, так она была занята собственными мыслями. Вот я сидел и с интересом наблюдал, как она время от времени поглаживает по спине своего мужа, наклоняет к нему голову, чтобы заглянуть ему в глаза, разглаживает морщинки у него на лице. Как сочувственно сжимаются ее губы, будто в желании разделить с ним его чувства. Как оборачивается к нему вполоборота и ободряюще подмигивает. Я, естественно, не слышал, что там она ему говорила, и, уже конечно, не был посвящен в то, что творилось в ее голове, но видно было, как он с Удивлением потряхивает головой. Детей с ними не было, но начинать-то все ра-вно когда-нибудь пришлось бы. И могу


160_________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки'

спорить с кем угодно, что в мыслях ее звучал голос: «Не волнуйся, милочка, легко с теми, кому и без того хорошо Не нужно для этого особого таланта. Настоящее испытание это когда тебе легко с теми, кому очень трудно и тяжело Ведь только здесь ты понимаешь, какая ты особенная, а эте как раз может и им чуточку жизнь облегчить».

Когда много месяцев спустя довелось мне с ней вновь поговорить, она спросила, не виделся ли я опять с Пэтти «Знаете, такое чувство, что давно с ней знакома», — сказала она. — «И уж по крайней мере никогда ее не забуду. А вы-то сами как? » — совершенно искренне поинтересовалась она. И, наверное, тепло пожала бы мне руку, если бы разговор был не по телефону.

2. Цель поведения: С благодарностью принимайте помощь и то, что вам дают.

Метафора Хуан работал ведущим специалистом в Индии и ему нужно было пересмотреть свой имидж. Он считал главной своей проблемой наследственный неиздечимый рак кожи. Такой диагноз поставили ему врачи. Однажды, когда он был в состоянии транса, мы предложили, чтобы он оглянулся и подумал: «Да, уж этот-то человек со всем справится». Можно, вероятно, сравнить при этом вид окружающих с тем, что вы знаете — с выражением вашей жены, когда она приносит, вам что-то из одежды или задерживает вас руками. Затем поверните ваши руки, ладонями вверх. Потихоньку сгибайте пальцы. Если вы сидите, положите спокойно руки на колени. Встретьтесь взглядом при вдохе. Выдохните в молчании.

И, конечно же, подготовьтесь к тому, чтобы сказать: «Спасибо. Вы очень внимательны. Я в самом деле высоко ценю это». Если даже и не высказываете это вслух, подумайте об этом мысленно. И почувствуйте внутри растущее ощущение гордости и взаимного уважения, отметив, как распрямляется грудь.

И вот пока он сидел так с левой рукой, плавающей где-то между бедром и его лицом, рука начала интересно поворачиваться. А именно, вытяните руку вперед, поверните руку ладонью вверх, и пальцы потихоньку сгибаются у кончиков. Это было то же самое положение, и сознание его даже и не думало, что это возможно, а подсознание сделало такое движение автоматически. Возможно, это было диссоциацией от его системы взглядов, позволившей руке сделать


г ава 4. Метафоры поведения___________________________________ 161

такое движение с тем, чтобы обрести это новое знание. И, конечно же, вполне можно запомнить и движение мышц, и ощущение изменения, которому научились в трансе так, что оно стало знакомым вам, когда вы... еще сделаете это в самое неожиданное время в неожиданном месте. И позже в тот день, сидя за обеденным столом, все были поражены видом Хуана, сидящего на стуле, положив обе руки на бедра — ладонями вверх с чуть согнутыми пальцами. Поза — словно для медитации, но при вдохе он вступал в зрительный контакт, при выдохе — хранил молчание.

Привлеченная официантка взяла заказ меню у Хуана первого, сделав заказ, он опять принял свою позу, а люди за столом спонтанно стали обмениваться выражением своего дружелюбия и восхищения Хуаном. С каждым комплиментом Хуан направлял свой взгляд прямо в глаза собеседника, широко улыбаясь, слегка кивая головой вверх и вниз. А когда комплименты закончились, он ответил: «Большое вам спасибо». И все это время он держал свои руки ладонями вверх, порой приподнимая их на несколько дюймов от бедер, словно воспринимая ими поступающий материал. И с каждым собеседником он вдыхал, вступая в зрительный контакт, а при выдохе — хранил молчание.

И когда они все закончили, он поднял руки с бедер и нежно погладил пальцами собственные плечи, улыбаясь еще шире, наклоняя голову в стороны, прикрыв глаза. Себе он, вероятно, говорил: «Да, уж этот-то человек со всем справится, да еще как! » А хотя, как знать, что там человек думает. Может, он и в самом деле именно это и говорит себе, а может, только думает об этом.

Знаю только, что на следующий день я встретил его, ведущим детей в какой-то особый поход, он начал с того, что усадил их вокруг большущего сильного дуба. Руки все положили на бедра, ладонями вверх, и он стал учить их закрыть глаза и просто ждать, думая при этом: «Что я хочу получить для себя, взять у других или научиться, узнать что-то сегодня? » Затем он попросил их «разбиться по двое, и одному в каждой паре завязать себе шарфом глаза и поднять ладонью вверх руку, все равно, правую или левую, со слегка согнутыми пальцами, и позволить партнеру вести тебя, создавая при этом интересные для тебя переживания. » Это естественно привело к тому, что каждый установил зрительный контакт при вдохе, а выдыхал в молчании.

В последний вечер этих сходов каждый приготовился взять с собой домой то, что узнал, а ему предстоял далекий

Волшебные сказки


162_______________    К. Лэнктон. С. Лэнктон " Волшебные сказ к и

путь. И прислуге его было совсем невдомек, насколько же легче ^удет им теперь. Наконец-то они смогут заняться, именно тем, за что им платят. По приезде все было вполне открыто для необычных манер Хуана, которых он поднабрался в этой своей поездке.

А несколько месяцев спустя мы получили письмо от Хуана, который рад был сообщить нам, что совсем избавился от своего рака, хотя, вероятно, это как будто и не связано с тем, о чем мы только что говорили. В общем, и жена, и служащие воспринимают его теперь гораздо лучше!

3. Цель поведения: Выражайте гнев, отпор, противостояние агрессору.

Метафора Впервые мы встретились с Эл, когда у него было обострение его болезни Ходгкина, несмотря на все свое отчаяние, он все же считал, что причина болезни в нем самом. Не думаю, что он так уж хорошо представлял, что это ему дает, когда он предстанет перед городским Советом три месяца спустя. А во время терапии ему нужно было одно — дать отпор этой болезни.

В трансе я объяснил, что существует несколько способов борьбы. Полезно знать перед схваткой о силах противника. Важно также знать и собственные силы, поэтому можно начать со знакомства с собственными возможностями. Оценить свои силу и возможности тоже можно по-разному. Во-первых, познакомиться нужно с напряжениями в собственном теле в состоянии гнева. Дети чаще всего имеют развитое представление о применении силы и возможностей против другого ребенка, это и скрежет зубами, в перетягивании каната, когда хватаешься с одного конца веревки, а за другой приятель тянет, упираешься так, что ноги в землю уходят, но ни на миллиметр не сдаешься. И здесь не только руки заняты. Тут узнаешь и о возможностях своих ног. Бывает, что приятель тянет сильнее, перетягивает, и тогда ты считаешь, что так нечестно, ведь это же игра и клянешься себе, что в следующий раз обязательно ему «покажешь», и удвоишь свои усилия. И в следующий раз тянешь веревку даже с большей, чем представлял себе, силой, потому что сгруппировался, и мышцы заработали по-новому.

После многочисленных таких экспериментов ты узнаешь, что можно положиться на собственные мышцы, что ребенком учишься сердиться на холм с тем, чтобы потом


4. Метафоры поведения____________ \____________________ 163

въехать на него на велосипеде. Я попросил Эла представить себя на таком велосицеде, будто изо всех сил давит на пе-яали. Ребенку такой образ вполне подходит. Давишь себе на педали, тебя этот противный холм доводит до белого каления. И совсем не надо беспокоиться за этот холм, холму на твою ярость наплевать. В голове стучит: «Ты победишь этот холм, не давай ему победить тебя». Остается только убедиться, что повторять это он будет снова и снова.

Или, к примеру, когда юношей молотишь по боксерской груше. Так на эту грушу смотришь, словно это злейший твой враг. Поднимаешь кулак, пальцы защищены в ладони. А цель — вот она, тут как тут. Большим пальцем сжимаешь сложенные пальцы правой руки, а может и левой, все равно они в конце концов поработают вместе. И говоришь себе: «Не дай ему победить тебя». Повторяешь столько раз, пока сам в это не поверишь. Подмечаешь, как напряжены мышцы запястья -г- нужно увериться в том, что есть прямая линия от локтя до костяшек кулака, до среднего пальца, затем говоришь: «А вот получай-ка, грушечка! » И выбрасываешь руку вперед, учишься уравновешивать силу удара с отводом руки, с выбрасыванием другой руки, со всей силой своего тела, вкладывая в это всего себя.

Еще нужно сохранять равновесие, защищаться. И для закрепления всех этих навыков стараешься еще и еще. У Эла такого навыка обдирания костяшек пальцев о боксерскую грушу не было. Ему не известно, как обдираясь до крови, ты растешь, растут твои способности. Ему еще нужно всему этому научиться, как управлять собой, как поставить дыхание.

А вот когда разъярен — о дыхании и думать не надо. Оно само собой получается. Ты просто выдыхаешь эту ярость, выдыхаешь с гневом свою силу. И говоришь себе: «Я сделаю это, обязательно сделаю, я не поддамся этому холму, пусть он мне поддается». А когда ты напряжен, хмурятся брови. Это такой сигнал — по мнению Дарвина, такое бывает у всех животных. Когда зол, можешь показать зубы. Верхняя губа напрягается и приподнимается — как у всех в царстве животных, и совсем не плохо показать другому существу, какие они, твои зубы., выступающие под верхней губой. Это механизм выживания. Известно, и Дарвину это помогло. Если бы он не узнал об этом, то и путешествие бы тогда оказалось ни к чему. Отправившись под парусами в неведомое, Дарвин узнал, что означает для животных быть в ярости. Это-то как раз и наполнило его поездку смыслом. Люди

б*


164


К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"


до сих пор читают его книгу. Я объяснял все Элу под трансом, обеспечивая изменения в его метаболизме. . Учишься чувствовать, как симпатическая нервная система укрепляется в тебе, но не так, что ты от этого впадаешь в уныние. Ты теперь можешь бороться, ты видишь эту боксерскую грушу и направляешь всю свою силу, ты сам сознаешь эту силу, выбрасывая руку вперед, ты чувствуешь, что можешь постоять за себя, за свое.

Эл к тому же оказался и очень мотивированным пациентом. Через два сеанса мы попросили его привести на сеанс отца. Никогда не знаешь, чему учится клиент под трансом, пока ты беседуешь с ним. Ты с ними о чем-то важном, а они могут думать о разных там бубликах, витая в небесах. Поэтому мне хотелось посмотреть, как он поведет себя с отцом, будет ли он самим собой в его присутствии, покажет ли чувства, выскажется ли — а давно бы пора. Отец его сел в кабинете лицом к Элу. «Эл, — сказал я, — наступил момент расплаты. Что выберешь ты — полностью разрушить себя, стараясь обратить на себя внимание, или же будешь бороться? И кроме того, я хочу, чтобы ты постоял за себя, за свои убеждения и не сдавался». И Эл автоматически произнес себе, внутри: «Я поборю этот холм, я не дам ему победить меня». Я не знаю, думает ли именно это ваше сознание или же это где-то в подсознании, или подсознание автоматически повторяет эту фразу, когда перед сознанием всплывает такая-то проблема.

Эл не был в трансе. Он просто сказал: «Очень я на тебя сержусь». Лицевые мышцы подтянули верхнюю губу, обнажились зубы, глубокий вздох, брови нахмурились, подбородок напрягся, еще вздох, еще и еще. Я заметил, как пальцы стали сжиматься в кулак, большой палец накрыл и сжал их сверху, кислород побежал по всем клеткам. Он по-новому ощутил свою силу. Нет, конечно, он не собирался ударить отца, но подсознание воспользовалось тем механизмом, который он усвоил, и. он наклонился вперед, чтобы защитить свою территорию. «Какое ты имел право все эти -годы не замечать меня. Я заслуживаю какого-то внимания — чтобы жить, чтобы мне было хорошо».

А в подсознании стучало: «Я обязательно возьму этот холм, я не дам ему победить меня! » Он. только теперь начинал знакомиться с этим чувством напряжения. И ему это ощущение начинало нравиться. Он слышал, что голос его теперь громче, чем раньше — стоит вслушаться в свой голос, когда вы сердитесь. Видели бы вы, как вытянулось лицо


Глава 4. Метафоры поведения_________________________________ /б£

у отца, а потом отец заплакал, показывая полное свое унижение, но это уже другая история.

Три месяца спустя я был в городском Совете, кто угодно мог быть там, но только не Эл. Публично слушалось дело о нарушении закона, Совет собрался, чтобы решить как-то судьбу нарушителей. Не правильно это было. Канализационные воды были сброшены в воду, где купались дети. Меньше всего я ожидал увидеть здесь Эла. Он вошел в дверь, захлопнул ее за собой и поднялся на подиум. Он шел и что-то такое в нем было, верхняя губа приподнята, обнажая зубы, -вся фигура наклонена вперед, сдвинутые брови показывали всю его решимость. То, как он вошел, не осталось незамеченным. Все почувствовали, что ему есть что сказать. Я не знаю, понимает ли сознание, что люди смотрят на тебя, когда ты в ярости, и подсознание намеревается сделать твое заявление, или же подсознание лишь отмечает присутствие других людей, а сознание понимает, что ты просто выражаешь свои требования. Ты говоришь то, что должно быть сказано, в этом твоя задача.

И вот он на подиуме, пальцы сжаты в кулак, большой палец прикрывает их. Если бы напротив была боксерская груша, он непременно бы ударил. Он громко говорил в микрофон, не задумываясь и не подбирая слов. Он выражал свой гнев, и я знаю, что внутри в нем стучало: «Я обязательно одолею этот холм. Я не дам ему одолеть меня». Он говорил громко и ясно, и все поразились его мужеству, что-то в них стронулось, они почувствовали свою ответственность, необходимость принять нужное решение. Вы учитесь, как можно вместить в себе столько гнева, чтобы не уметь больше сдержать его. Не раз ему приходилось в детстве встречаться со всякими молодчиками. И справился он не только с одной болезнью!

4. Цель поведения: Напористо устанавливайте пределы и держитесь их.

Метафора Пациентка немало смутилась, когда я дал ей видеопленку в конце одного сеанса, на кассете ничего не было написано и было неизвестно, о чем она. Посмотрев на меня, она поняла, что объяснять я не собираюсь. Не знаю, что она там думала, но точно знаю, этого она никак не ожидала. И с какой стати давать ей эту пленку о подготовке полицейских по наведению общественного порядка?

16 Метафору предоставил Майер Рид, доктор философии.


166____________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

Так вот пленка, а на ней пожилой сержант учит новобранцев в академии, как вести себя в случае общественных беспорядков. Одни представляет из себя толпу, а новобранцы стоят вдоль очерченной по песку линии. Сержант дает им четкие инструкции, как защитить эту линию, объясняет важность этой линии, все ясно и четко. Инструктаж говорит, что пока толпа за линией, можно расслабиться, дышать спокойно, спины прямые, мышцы не напряжены, на лицах улыбки.

Но если только толпа перейдет линию, спины напрягаются, ноги тверже стоят на земле, дыхание учащается, ноздри подрагивают, с лица слетают улыбки при словах: «Вы переступили черту, вернитесь за линию. Вы переступили черту, вернитесь за линию». Как только толпа подается назад, опять можно расслабиться, частота дыхания спадает, становится спокойной, улыбка возвращается на прежнее место, лицевые мышцы чуть подтягивают уголки рта.

А потом новобранцев пускают в дело. Они становятся за линией. По команде по другую сторону собирается толпа, но черту не переходит, поэтому курсанты стоят спокойно, спины прямые, мышцы не напряжены, на уголках рта играют улыбки. Толпа надвигается и переходит линию, курсанты по очереди подбираются, выпрямляются, головы прямо, дыхание учащается, ноздри подрагивают, взгляд прямо перед собой на надвигающихся людей. Мышцы напряжены, ноги будто литые, они говорят: «Извините, но вы перешли за линию и вам придется податься назад». Толпа отодвигается, линия вновь видна, тела расслабляются, дыхание успокаивается, мышцы не напряжены.

Когда она вновь пришла, я спросил, что ее поразило больше всего на этой пленке? Вид одного новобранца, сказала она, когда толпа пересекла линию. Он так и стоит перед глазами с расправленными плечами, дыхание учащено, ноздри подрагивают, ноги будто вросли в землю, он смотрит прямо на толпу и говорит: «Извините, но вы перешли за линию и вам придется податься назад». И они отступают, и дыхание его опять спокойное.

5. Цель поведения: Хвалите

Метафора 7 Нэн до того ушла в работу, что, наверное, и забыла о Салли, сидящей у бассейна. Глаза у Салли были закрыты, книжка лежала на животе. Она дремала. Хотя в общем-то

17 Метафору предоставила Сюзан Л. Виньола.


Глава 4. Метафоры поведения


167


и не дремала. Необычность манеры Нэн говорить заинтересовала ее, и Салли приоткрыла сначала один глаз, потом оба. Салли выпрямилась на кресле и стала в открытую изучать Нэн. Сквозь свои темные очки Салли видна была широкая улыбка на лице Нэн, которая сказала: «Вот это здорово! » — маленькому мальчику, сунувшему свое лицо в воду. И тут девочка прыгнула в воду и вышла обратно с глазами, большими как блюдце. Нэн подхватила ее, крепко прижала к себе и сказала: «Это было чудесно». Третий ребенок забрыкал ножками и забил руками, когда Нэн мягко подхватила его под животик. Когда они добрались до противоположной стороны бассейна и мальчик стал на ступеньку, Нэн наклонилась к нему обняла за плечи и сказала: «Да ты настоящий пловец, я так горжусь тобой».

И вот что-то громко шлепнуло по воде. Салли принялась вытирать себя, а Нэн проговорила: «Вот лучший удар животом, который я видела». И захлопала в ладоши, засмеялась. А мальчишка, погружавший в воду голову, был занят выдуванием пузырьков. Нэн чуть склонила голову и считала для него секунды. Вот она подняла большой палец и кивнула ему с одобрением. Потом девочка по веревке проплыла вдоль бассейна, держась одной рукой, а другой изо всех сил подгребая. Нэн стояла, повернувшись к ней, и улыбка светилась у нее на лице. Она сказала: «Левой рукой правильно, пусть теперь левая научит правую, чтобы правая тоже научилась». Что там еще было, Салли не запомнила. Но что она слышала, все помнилось.

А может, она бы и не вспомнила, если бы не тот случай в магазине тем же вечером. Там были Нэн со своим приятелем, покупали что-то. Маленькие мальчик и девочка, наверное, его сестра, побежали по отделу круп к Нэн. Магазин огласили крики «Нэн, привет! » Нэн глубоко вздохнула, повела плечами, отклонилась назад и, подбоченясь, сказала своему приятелю: «И в магазине не уйти от этих двух самых пронырливых головастиков». Детишки так и просияли от этих слов. Нэн наклонилась, обняла руками ребятишек и пошептала им что-то на ухо. А когда Нэн с парнем отправились дальше, дети показали Нэн большие пальцы.

Салли обернулась к своему сыну, который только что вошел на кухню. Он подошел, Салли наклонилась к нему и потянула его к себе на колени. Она глубоко вздохнула, Улыбнулась ему, прижала и сказала: «Я так счастлива, что ты мой сын». А когда он соскользнул с ее колен, потрепала его вихор и сказала: «Спасибо, что не забыл выключить


168____________________ д. Лэнктон, С. Мэнктон " Волшебные сказки"

телевизор». Потом повернулась ко мне: «У него такая память! » Потом помолчала и как-то отсутствующе проговорила: «Я так давно не думала о Нэн».

Я недавно вспоминал о ней, пациент был в трансе, я сказал ему: «Наклонитесь вперед. Положите руку ему на плечо. Чуть обнимите и произнесите: " Я горжусь тобой". И широко улыбнитесь. Скажите: " Молодец! " Обнимите покрепче. Захлопайте в ладоши и засмейтесь». И это все, что я рассказал ему о ней. И этого достаточно, правда?

6. Цель поведения: Изменяйте (доводя до абсурда или переиначивая) критику свою или других людей.

Метафора Порой, когда мир еще не совсем дошел до точки, можно обратиться к терапевту, чтобы изменить ситуацию. Была у меня одна пациентка, к примеру, которой во время лечения предлагалось преувеличить самокритику или критику других людей и довести ее до абсурда, или изменить порядок слов в критическом высказывании с тем, чтобы смысл остался, а неприятный осадок исче

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...