Возникновение идеи права на информацию в правовых системах различных государств
Проблема информационных процессов в природе и обществе в большей степени изучалась в рамках философской науки, в которой, однако, нет однозначного понимания термина «информация», критериев определения понятия, передаваемого этим термином. Чаще всего важнейшим признаком информации считается «превращение возможностей в действительность, или ее связь с управлением, отражением, организацией и т.д. Иногда это определение приводится в еще более обобщенном виде: отраженное разнообразие (или разнообразие отражения), единство отражения и разнообразия.»[85, c.36.] В условиях авторитарного режима государство, его органы власти стремятся хранить в тайне большую часть информации, которой они располагают. В демократическом обществе свобода информации должна быть нормой, но государственные интересы, а также интересы отдельной личности, нуждающиеся в защите, требуют от государства налагать и определенные ограничения на свободу информации.[38, c.110] Следует затронуть и проблему качества и ценности информации. Нельзя сказать, что, например, в СССР люди не получали информации. Работали средства связи и массовой информации. Однако общественная значимость и ценность информации были довольно низкими. Ценность информации связывают с управлением комплексными динамическими системами, самой сложной из которых является общество. Оно воспринимает, хранит, перерабатывает и пересылает информацию, целью которой является не только самосохранение человечества, но и дальнейшее наиболее быстрое и прогрессивное его развитие. П. Биркиншо, ученый из Великобритании, отмечает, что информация, как и контроль над ее использованием, и процесс регулирования - неотъемлемые составляющие власти. Отнимать у правительства право охранять информацию и решать, что делать достоянием гласности, а что - нет, означает лишить его основы, на которой зиждется власть. Такая ситуация может повлечь за собой образование новых «центров власти» и организаций, побудить требовать еще больше информации. Общество станет излишне любопытным, в нем будут проявляться тенденции к критиканству и деспотии. Органы печати, которые берут на себя функции расследования, отмечает П. Биркиншо, или слабо регламентированная в своей деятельности система вещания могут нанести большой ущерб членам общества, в котором существует неограниченная свобода информации.[28, c.169]
Именно поэтому, указывая на необходимость разрушения традиционного приоритета должностных лиц перед гражданами в информационном обеспечении, исследователи проблемы права граждан на информацию вместе с тем отмечают необходимость регулирования доступа к информации на твердой правовой основе.[38, c.110] И, наконец, говоря о роли информации в обществе, нельзя обойти вниманием вопрос о соотношении таких понятий, как «информация», «информатизация», «информатика». Выше уже приводились определения термина «информация». Термин же «информатика» толкуется как «дисциплина, изучающая структуру, общие свойства и методы передачи научной информации». Иногда этот термин определяют, как сферу «общественной деятельности, связанную с использованием искусственных средств хранения и обработки информации».[55, c.22.] Однако последняя дефиниция относится скорее к термину «информатизация», под которым понимают использование информационных технологий в тех или иных сферах человеческой деятельности.[64, c.42.] Термин «право человека и гражданина на информацию» появился не так давно. Им принято обозначать совокупность правомочий человека на получение и распространение информации. Выше уже рассматривались виды информации. Одним из наиболее важных классификационных подходов к информации является разграничение официальной и неофициальной информации. Под первой подразумеваются сведения, заявляемые устно или письменно в средствах массовой информации государственными органами и их представителями для всеобщего ознакомления; сведения, которые имеются и хранятся в государственных органах об их деятельности или о деятельности должностных и частных лиц, не являющаяся, однако, государственной тайной. Отказ в предоставлении официальной информации всегда должен быть мотивирован, а официальное обнародование недостоверной информации, как правило, влечет за собой определенные санкции в отношении лица, обнародовавшего ее. Неофициальная информация - это круг сведений, которые индивиды передают друг другу в различных жизненных ситуациях. Она может касаться физических и юридических лиц и распространяется, как правило, в устной форме, реже в письменной (частные письма, телеграммы и т. д.). Недостоверность такой информации также может привести к определенным неблагоприятным для информанта последствиям (например, если имеет место клевета). Отказ в предоставлении неофициальной информации не должен быть чем-либо обоснован, так как она предоставляется лишь по добровольному волеизъявлению лица, в отличие от информации официальной.[41, c.153]
Раньше, чем в других странах, идея правового регулирования информации в обществе возникла в Великобритании, Швеции, Австрии и Франции, хотя в формировании этой идеи в каждой из этих стран были и отличия, обусловленные социальными факторами развития государства и права. Зарождение идеи правового регулирования информационных процессов в обществе предопределялось, прежде всего, стремлением государственных органов усилить контроль над информацией, обеспечить более жесткую охрану государственной тайны. Так, первый закон о государственной тайне в Великобритании был издан еще в 1352 г. Правительство страны взяло в свои руки контроль над информацией наряду с контролем над налогообложением, обороной и управлением государством. Для сравнения можно привести следующий пример. В России первые попытки установить охрану государственной тайны были сделаны в 1649 г. с принятием Соборного уложения (ст. 2 и ст. 20 главы VIII). Правовые нормы, охранявшие государственную тайну, были включены и в Воинские артикулы (гл. 16). Однако в обоих вышеуказанных актах речь шла о выдаче военной тайны неприятелю.[81, с. 162]
Следует отметить, что сначала в некоторых зарубежных странах возникновение идеи права на информацию было связано, прежде всего, с проблемой доступа органов различных ветвей власти к сведениям о работе органов иных ветвей власти, а не о доступе к ним частных лиц. В этом можно убедиться на примере Великобритании. Пытаясь защититься от вмешательства в свои дела, Британский Парламент принял в 1641-1642 гг. ряд нормативных актов, препятствовавших королю оказывать какое-либо влияние на законодательную власть. Результатом продолжительного противостояния Парламента и короля стал ряд документов, создавших большие препятствия для перехода информации от одной ветви власти к другой. Так, по закону 1701 г. лица, находившиеся на службе у короля, не могли стать депутатами палаты общин. В 1626 г. одним из актов Парламента было запрещено разглашать сведения о его заседаниях. Они нигде не публиковались. Некоторые сведения о деятельности Британского Парламента было разрешено печатать в 1641 г. Органы местного самоуправления также старались не допускать к ознакомлению с документами, касающимися их работы, как частных, так и должностных лиц.[77, c.85] В России времен абсолютной монархии ситуация была иной. Указами от 2 и 5 марта 1711 г. были учреждены должности фискалов - доверенных лиц царя. Указ от 17 марта 1714 г. возлагал на фискалов обязанность проверять и доносить обо всех нарушениях закона и обо всем, «что вред государственному интересу быть может». Были определены две основные отрасли фискальства: территориальные и ведомственные. Разделение фискалов по территориальному признаку было связано с местным самоуправлением. Еще в Указе от 5 марта 1711 г. говорилось о провинциал-фискалах. Со временем предполагалось ввести фискалов во всех ведомствах. Хотя в обязанности фискалов в большей степени входило доносительство о различных правонарушениях, в том числе и уголовных, тот факт, что они были внедрены в отдельные ведомства (исполнительные органы) и в различные органы местного самоуправления, говорит о том, что информация о деятельности вышеупомянутых органов могла свободно поступать в органы вышестоящие.[68, c. 128]
Идея права человека на информацию охватывает не только получение и распространение официальной, но и неофициальной информации. В XVIII - XIX вв. некоторые правомочия на получение определенной информации (культурной, научной) входили в состав свободы слова и печати. Так было в большинстве стран, в законах которых такие свободы были закреплены. Таким образом это право было закреплено в Конституциях Бельгии 1831 г., Великого Герцогства Люксембург 1868 г., в Законе о форме правления в Финляндии 1919 г., в Конституциях Ирландии от 12 декабря 1937 г., Италии от 22 декабря 1947 г. и многих других стран.[59, c. 351] Однако подчеркнем еще раз, что право на получение и распространение информации лишь презюмировалось, так как даже сам термин «информация» не использовался. Идея права человека и гражданина на информацию связана прежде всего со стремлением индивидов получать достоверную официальную информацию. Право человека и гражданина на информацию принадлежит к группе прав, которые формировались в течение последних четырех веков. [66, c. 57] Неудивительно, что мы обнаруживаем законодательные истоки права человека на информацию в законодательных актах, принятых во Франции во время буржуазной революции. В ст. 11. Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. право человека и гражданина на информацию было составным элементом свободы слова и печати. В Декларации говорилось, что каждый имеет право на свободу мысли и выражения собственного мнения, а также право распространять его как устно, так и письменно. Позднее идеи, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина, были провозглашены в Декларации к французскому народу - программе Парижской Коммуны, а затем - в Конституциях Франции 1946 г. и 1958 г.[59, c. 291] В конституциях некоторых стран (Бельгии 1831 г., Австрии 1920 г.) закреплялся принцип публичности заседаний законодательных органов. В Конституции Австрии закреплялось также положение об обязательности опубликования отчетов о публичных заседаниях Национального Совета и его комиссий. В 1766 г. в Швеции был принят «Закон о свободе слова и печати», который содержал как нормы, гарантировавшие свободу слова и печати, так и нормы, закреплявшие право граждан на доступ к информации, находящейся у государственных органов. Однако право граждан на информацию также подразумевалось в нем как элемент свободы слова и печати.[29, c. 151]
В главе восьмой «О правах и обязанностях российских подданных» Основных государственных законов 1906 г. указаны такие права российских подданных как: право на собрание, образование обществ и союзов (в целях не противных законам), свобода вероисповедания и право высказывать устно и письменно свои мысли и распространять их путем печати и иными способами. [70, c. 51] То есть можно сделать вывод о том, что подданным Российской империи предоставлялась свобода слова и право на распространение информации. В Российской Империи не существовало права подданных на получение какой-либо информации о деятельности государственных органов, а, следовательно, не было и соответствующей ему обязанности предоставлять эту информацию. Более того, подданные не имели права требовать отчета о деятельности избранных ими депутатов, как это было во Франции. Например, ст. 26 Учреждений Государственного Совета (1906 г.) устанавливала, что: «члены Государственного Совета не обязаны отчетом перед своими избирателями и в отношении свободы суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Совета».[86, c. 257] Конституция РСФСР 1918 г. внесла изменения в некоторые понятия, существовавшие еще в законодательстве Российской Империи, в том числе и в понятие свободы совести. Ст. 13 данной Конституции гарантировала право граждан как на религиозную, так и на антирелигиозную пропаганду. В этой Конституции было закреплено централизованное управление государством, то есть создавались предпосылки свободного перехода информации из одного государственного органа другому, по крайней мере, из нижестоящего органа в вышестоящий. В Конституции РСФСР 1918 г. и в Конституциях РСФСР 1925 г. и 1937 г. гражданам гарантировалась свобода мысли. «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране», - говорилось в ст. 14 Конституции РСФСР 1918 г. В формировании права человека и гражданина на информацию в разных государствах прослеживается определенная специфика. Рассмотрим, как формировалось право человека на информацию в Австрии, где, как и в других странах, сначала появились законы об охране государственной тайны. В 1925 г. Дополнениями к Конституции Австрии было предусмотрено, что все государственные органы, если иное не предусмотрено законом, обязаны хранить государственную тайну.[59, c. 23] Ограничений же передачи информации от одного государственного органа другому не существовало. Государственные органы могли предоставлять гражданам информацию, не запрещенную законом к передаче частным лицам. Но перечень сведений, не подлежащих передаче, был настолько широк, что практически сводил к нулю реальную возможность получения какой бы то ни было информации. Правовые основания, обязывающие государственные органы информировать граждан, отсутствовали. Что же касается частных лиц, а также прессы, вопрос об их доступе к каким-либо сведениям был спорным и решался везде по-разному. В большинстве стран пресса допускалась к сведениям о деятельности государственных органов наравне с частными лицами. А в Швеции, например, доступ к информации о деятельности государственных органов был открыт только для физических лиц. Как уже говорилось выше, предполагалось, что это их право существовало как элемент свободы слова и печати, а юридические лица не обладали таким правом, так как считалось, что они могут использовать эту информацию в коммерческих целях. Однако и физические лица могли ознакомиться только с документами, уже сданными в архив. Нужно заметить, что любые документы в Швеции сдаются в архив только по истечении срока их секретности, который может устанавливаться на период от 2-х до 70-ти лет. В Великобритании доступ прессы к сведениям о деятельности государственных органов был закрыт до конца XIX в. Доступ прессы к заседаниям органов законодательной власти и их документам был открыт только после 1908 г. Во Франции был разрешен доступ прессы к судебным заседаниям. Данная норма содержалась в Законе 1881 г., в котором устанавливалось, что свобода слова распространяется не только на прессу, но и на все другие печатные издания. В нем же содержались и уголовные санкции, защищавшие свободу слова.[61, c. 78] Говоря о доступе граждан, юридических лиц и прессы к информации деятельности государственных органов, нельзя не упомянуть о том, какая информация может иметь статус секретной. В большинстве стран это были сведения, полученные должностными лицами исключительно в результате служебной деятельности. Хранение информации могло быть обосновано интересами сохранения общественного спокойствия, порядка и безопасности, обороны страны, международных отношений, а также экономическими интересами, требованиями подготовки решений административного органа. Сведения, касающиеся этих аспектов деятельности государства, считаются секретными в любой стране.[16, c. 83] В Российской Империи, как и в других странах, существовали нормативно-правовые акты, охранявшие государственную тайну. В Уложении о наказаниях была установлена ответственность за: 1) передачу и недозволенное сообщение каких-либо документов под грифом «Секретно» (ст. 423); 2) разглашение в печати сведений, собранных предварительным следствием (ст. 1038); 3) разглашение или передачу сведений, касающихся вооруженных сил России и ее внешней безопасности, иностранному государству (ст. 111), а также опубликование таких сведений без разрешения 1 2 (ст. 111). Законом охранялась не только государственная тайна, но и информация, касающаяся частных лиц, например, сведения об их имущественном положении, долговых обязательствах, оборотах и прибылях плательщиков (ст. 1157).[27, c. 1] Впервые предварительная цензура появилась в Италии в 1471 г. Согласно повелению папы Сикста VI ни одна книга не могла быть напечатана без предварительного рассмотрения и одобрения духовных лиц. В XVI в. цензура появилась во всех государствах западной Европы.[19, c. 63] Ю. Батурин отмечает, что цензура в России появилась в России на 200 лет позже, чем в странах Западной Европы. И до 1783 г. она была случайной. Ее применение не регулировалось каким-либо отдельным нормативным актом. Толчком к появлению цензуры в России стало открытие в стране частных типографий. На протяжении XIX века было принято несколько уставов и положений о цензуре. Они были различны по степени жесткости.[19, c. 51] Особой строгостью отличался Устав о цензуре и печати 1890 г. [77, c. 351] В конце XIX - начале XX вв. цензура использовалась в Российской Империи не только для того, чтобы не допустить распространения вольнодумных мыслей, но и для того, чтобы как можно больше сузить количество сведений о любых государственных делах, даже не представляющих государственной тайны. Так, в ст. 73, 73 Устава о цензуре и печати 1890 г. было запрещено распространять в сочинениях и статьях любую информацию об Императоре, членах его Фамилии и об иностранных Августейших Особах, если такое разрешение не будет дано Министром Императорского двора. Род информации не имел значения. В статьях, содержавших критику на недостатки административных и судебных органов, не разрешалось упоминать имен лиц, о которых шла речь, а также название мест и учреждений (ст. 98). Первой страной, в которой была отменена цензура, стала Великобритания, где в 1649 г. Парламент отказался назначить цензора. Затем она была отменена в Швеции в 1766 г. и в Дании в 1770 г. В результате революции 1848 г. была уничтожена цензура в Германии, а во Франции она была отменена только формально также во время буржуазной революции XVIII в. [16, c. 124] В настоящее время запрет на цензуру содержится в Конституциях большинства государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации (ч. 5 ст. 29). Таким образом, идея права человека и гражданина на информацию возникла как ответ на стремление государства засекретить большое количество информации, необходимой цивилизованному обществу, и на произвол цензуры, также ограничивавшей свободный обмен различного рода сведениями. Канадский ученый Эжен Маккаай отмечает, что повышенная секретность всегда была присуща органам управления. Подобная политика плохо сказывалась на реализации всех гражданских прав, а не только права на информацию, и всегда была связана с превышением власти. Но законодательное закрепление права человека и гражданина на информацию было в интересах самого общества. «Право на информацию - это право на преодоление общественных секретов, и оно должно осуществляться как физическими, так и юридическими лицами, и тот факт, что они могут извлечь определенную выгоду из полученной ими от государственных органов информации, не может быть основанием для ограничения этого права».[65, c. 150] Движение человеческой цивилизации к информационному обществу фиксирует Окинавская хартия глобального информационного общества, которая подписана руководителями семи ведущих стран мира и президентом России В.В.Путиным в августе 2000 г. Подписание этого документа закрепляет провозглашение курса России на вхождение в информационное общество, модернизацию системы государственного управления и экономики, социальных институтов на базе использования современных информационно-коммуникационных технологий.[69] Преимущества информационного общества: - решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; - обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; - главной формой развития становится информационная экономика; - информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; - формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; - с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации; - реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. Кроме позитивных существуют и негативные следствия, опасные тенденции развития информационного общества: - проблема манипулирования сознанием людей в результате усиления влияния на общество средств массовой информации; - проблема отбора качественной и достоверной информации, угроза дезинформации; - проблема адаптации людей к среде информационного общества. Хартия призывает ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, основываясь на партнерстве среди всех участников, включая совместное политическое сотрудничество. Выработана стратегия преодоления электронно-цифрового разрыва между различными странами и использования возможностей цифровых технологий через укрепление человеческого потенциала (развитие людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века) и поощрение в участие в работе глобальных сетей электронной торговли. Неясными остались вопросы: «Когда это все произойдет?», "Каким образом государство будет способствовать пожизненному обучению ИТ всех своих граждан?".[69] Из всего выше сказанного следует то, что все попытки возникновения права на информацию были нацелены на то, чтобы дать возможность контролировать действия правительства и защититься от превышения полномочий государственными органами и их представителями. Таким образом, идея права человека и гражданина имеет длительную историю, но долгое время не была законодательно закреплена. Подобное положение обусловлено в большой степени тем, что законодательное закрепление такой идеи означало бы, в первую очередь, повышение ответственности властей за свои действия и необходимость вовлечения граждан в процесс управления государством. Это к тому же привело бы к сужению полномочий государственных органов, с чем не могли согласиться исполнительные власти ни в одной стране. Следовательно, для того, чтобы вести эффективную борьбу за свои права, требовалась значительная группа единомышленников, которую невозможно было собрать в обществе, расколотом на классы.[46, c. 169.]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|