Реализация и защита права человека и гражданина на информацию: проблемы и перспективы развития
Реализации прав граждан способствуют гарантии, так как их основное назначение - обеспечить наиболее благоприятную обстановку, в которой юридический статус личности, закрепленный в законах, становился бы фактическим положением каждого гражданина. То есть гарантии помогают воплощению норм законодательства в реальной жизни. Содержание гарантий постоянно изменяется и зависит от общественно-политических, духовных и иных процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исторического развития.[48, c.127] Любое субъективное право гражданина имеет свою гарантию, так как с точки зрения юридической природы субъективное право и есть гарантированная законом мера возможного или дозволенного поведения лица. Под гарантией права следует понимать установленные законом условия или механизм обеспечения реализации конкретного права. Такими условиями могут являться: а) возможность субъекта осуществлять свое право самому; б) соответствующая этому праву субъекта обязанность иных субъектов правоотношения; в) возможность защиты своего права в случае его нарушения. В юридической литературе существуют различные классификации гарантий прав граждан. Чаще всего выделяют три основных вида гарантий: общие, юридические и организационные. Общие гарантии в свою очередь подразделяются на материальные, политические, духовные. К юридическим гарантиям относятся гарантии реализации (осуществления) и гарантии охраны (защиты). Организационные гарантии обусловлены деятельностью государства, его органов и их должностных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества, правоотношения, контролирующей, процедурной и режимной деятельности. [49,c.39]
В зависимости от сферы действия гарантии подразделяют на внутригосударственные и международные. Следовательно, общие юридические гарантии прав и свобод также могут быть внутригосударственными и международными. Так как общие гарантии (единство экономического пространства, социальное партнерство между человеком и государством, возможность пользоваться своими правами и свободами, защищать свои интересы, идеологическое многообразие и т.д.) едины для всех прав и свобод, представляется более целесообразным остановиться на рассмотрении юридических гарантий права человека и гражданина на информацию (внутригосударственных и международных). [67, c.187] В основе либерального подхода лежит признание права на информацию неотчуждаемым правом человека и гражданина. Хотя развитие права может пойти по другому дробному принципу. Например, автор статьи «Право граждан на информацию» Ольга Афанасьева считает, что развитие в будущем должно проходить следующим порядком: 1) состав информации, подлежащей обязательному обнародованию органами государственной власти и органами местного самоуправления; В этом же пункте необходимо указать, какая информация должна предоставляться бесплатно, а также способы и формы ее обнародования и гарантии предоставления. 2) основания, порядок и ограничения для отнесения той или иной информации к информации для служебного пользования. 3) порядок и способы предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; 4) закрепление обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять информацию по обращениям граждан; 5) четкие правила и процедуры предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям граждан;
6) ответственность должностных лиц за не предоставление информации, неполное предоставление информации, дезинформацию, которые повлекли нарушения прав граждан. Внутригосударственными гарантиями права человека и гражданина на информацию являются установленные в Основном Законе и иных нормативных правовых актах Российской Федерации пределы прав и свобод граждан, их конкретизация, процессуальные формы их реализации, конституционный контроль и надзор, меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности, процессуальные формы осуществления контроля и надзора и т.д. Анализ юридических гарантий конституционных прав и свобод можно осуществлять на основе отраслевого принципа и выделять гарантии государственно-правовые, административно- правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, содержащиеся в других отраслях права.[63, c.321] С точки зрения процесса реализации конституционных норм выделяются три функции гарантирования: 1) стимулирующая, связанная со стимулированием реализации конституционных норм и активности субъектов; 2) право обеспечительная, направленная на непосредственное обеспечение процесса реализации конституционных норм; 3) правоохранительная, заключающаяся в охране и защите конституционных норм, в превентивном «подключении» гарантий охраны к процессу реализации. Гарантии могут быть полифункциональными, то есть в одной и той же гарантии часто совмещаются различные функции гарантирования, что и будет показано ниже. В российском законодательстве предусмотрена возможность субъекта самому осуществлять свое право. Формулировка ч. 4 ст. 29 Конституции показывает, что действия, связанные с осуществлением права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, могут осуществляться субъектом по собственной инициативе в рамках, определенных законом. Результаты рассмотрения проблем законодательной и судебной практики реализации и защиты права человека на информацию в РФ, приводит к выводу, что для совершенствования законодательства в этой сфере необходимо: 1.Доработать и принять единый закон о праве человека и гражданина на информацию.
2.Разработать и принять закон о личной и семейной тайне. 3.Конкретизировать положения российского законодательства о служебной и коммерческой тайне. 4.Усилить административную и дисциплинарную ответственность должностных лиц за нарушение права человека и гражданина на информацию. 5.Привести все нормативно-правовые акты, касающиеся права человека и гражданина на информацию, в соответствие с Конституцией Российской Федерации. 6.Принять на федеральном уровне реальные меры по информированию и просвещению российских граждан о том, какими правами в этой сфере они наделены, каковы законные способы реализации данного права. Право одного субъекта всегда имеет соответствующие ему обязанности другого. Таким образом, если у гражданина есть право на получение информации, то должна существовать обязанность предоставить ее. Такая обязанность существует у государственных органов. Ведь признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - это обязанность государства, его основная функция. Указанная обязанность должна соблюдаться как федерацией в целом, так и отдельными ее субъектами, а также действующими в стране общественными объединениями. Они должны обеспечивать эти права и свободы в границах своих полномочий. Главная роль в этом процессе принадлежит государству, так как оно закрепляет и защищает права и свободы человека и гражданина. Гарантии права человека и гражданина на информацию, закрепляющие обязанность государственных органов и их должностных лиц содействовать гражданам в реализации их прав и свобод, чаще всего выполняют право обеспечительную и стимулирующую функции. К ним относятся: 1) обязательное предоставление на постоянной основе социально значимой информации, а также информации, жизненно важной для индивида; 2) формирование качественных информационных ресурсов; 3) обеспечение свободного доступа к информации из государственных информационных ресурсов; 4) обеспечение получения запрашиваемой информации в определенный срок. Лишь гарантия установления порядка доступа к информации носит прав обеспечительную функцию, а гарантия, связанная с ответственностью должностных лиц за действия, противоречащие законодательству, выполняет правоохранительную функцию. Указанные гарантии заложены в нормах, закрепленных в различных законах.[53, c.241]
Например, Конституция РФ 1993 г. устанавливает обязанность органов государственной власти официально публиковать законы. Законы, не опубликованные официально, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). А в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ указывается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.[1] В п. 3 Указа Президента РФ «О дополнительных гарантиях граждан на информацию» устанавливается, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес и затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, - на государственных языках субъектов РФ и языках народов РФ. Сообщение информации на иностранном языке без перевода на русский язык расценивается как непредоставление покупателю информации и влечет за собой последствия п. п. 3, 4 ст. 495 ГК (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ N 7). [4] Положения проекта Федерального закона «О праве на информацию» развивают идеи, заложенные в Российской Конституции. В ст. 5 этого проекта перечислены случаи, в которых органы государственной власти и местного самоуправления, а также организации должны сообщать для всеобщего сведения информацию, ставшую известной им при осуществлении своей деятельности (если она может предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан, если требуется пресечь сообщение недостоверной информации, если она имеет или может иметь общественно значимый характер).
Государственные органы должны не только предоставлять информацию гражданам, но и способствовать формированию информационных ресурсов для создания эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ (ч. 1,2 ст. 3 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»).[7] Статья 12 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует реализацию права на доступ к информации из государственных информационных ресурсов. Граждане называются в числе пользователей информационными ресурсами. Они не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом. Граждане могут использовать информацию, полученную ими из государственных ресурсов «для коммерческих целей» (ч. 2 ст. 12). При этом они обязательно должны ссылаться на источник информации.[7] В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях, о защите информации» устанавливаются и другие гарантии предоставления информации. Согласно ст. 13 этого закона гарантии этого права следующие: 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций. В пределах своей компетенции они осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим социально значимый интерес. 2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, указанным в п. 1, может быть обжалован в суд. 3. Комитет при Президенте РФ по политике информации организует регистрацию всех информационных ресурсов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права граждан на доступ к информации. 4.. Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство РФ. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Таким образом, гарантии, закрепленные в одном нормативно-правовом акте, дополняют гарантии, установленные в другом, давая человеку более широкие возможности для реализации права на информацию. Ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях о защите информации» устанавливает юридическую ответственность владельца информации за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном российским законодательством. Под нарушениями подразумевается бесконтрольное копирование, передача, обмен, продажа и уничтожение информации и т.д. То есть имеются в виду ситуации, когда владелец информации ведет себя как ее собственник.[43, c.139] Отдельно закон регулирует доступ граждан и организаций к информации о них самих (ст. 14). Граждане и организации имеют право на доступ к подобной информации, ее уточнение в целях обеспечения ее полноты и достоверности, знать, кто и в каких целях пользуется или пользовался этой информацией. Они могут получать информацию о себе по первому требованию и бесплатно, а владелец информации, соответственно, обязан ее предоставить. Лица, предоставляющие государственным органам информацию о себе по их требованию, в случаях, когда такое предоставление информации предусмотрено законодательством РФ, могут бесплатно пользоваться ею. Гарантией осуществления рассматриваемого права можно также считать существование в российском законодательстве института авторского права. Данный институт наиболее тесно связан с правомочиями граждан по производству и использованию по своему усмотрению (распространению или хранению) произведенной ими информации (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»).[12] Большую роль в информировании граждан играют средства массовой информации. Необходимость получения полной и качественной информации трудно переоценить. Поэтому в действующем законодательстве большое место отводиться регулированию получения сведений средствами массовой информации и последующее ее распространение и передача. Основные обязанности средств массовой информации, выполняющие право обеспечивающую и стимулирующую функции в этой сфере, следующие: 1) полное и качественное освещение деятельности органов государственной власти и важнейших событий в жизни страны и в мире; 2) опровержение недостоверной информации, слухов и т. д. Так, например, в Указе Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г. говорится о важности роли средств массовой информации в освещении деятельности государственных органов всех ветвей власти. В этом Указе подчеркивается необходимость создания циклов передач (программ), разъясняющих деятельность государственных органов; доведения до сведения граждан основных положений правовых актов и решений государственных органов по основным вопросам внутренней и внешней политики в день их выпуска; доведения содержания выступлений депутатов в прениях по законопроектам до сведения их избирателей и т.д. (п. 4-7 Указа).[2] Естественно, для того, чтобы передавать качественную и достоверную информацию надо получать таковую самим. В п. 7 вышеупомянутого Указа говориться, что необходимо заблаговременное извещение телерадиовещательных компаний о предполагаемом рассмотрении наиболее важных вопросов, представляющих общественный интерес. Таким образом, государство берет на себя обязанность следить за тем, чтобы информация о деятельности его органов своевременно, без каких-либо задержек доходила до граждан. Редакции средств массовой информации имеют право самостоятельно запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен, как в устной, так и в письменной форме. Правом на получение информации из государственных органов обладают не только редакции средств массовой информации, но и журналисты, работающие в этих организациях. Их права в этой области установлены ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации». Согласно этой статье журналисты обладают следующими правами: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений, либо их пресс-службы; быть принятыми должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, кроме сведений, составляющих государственную тайну; копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ; производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; проверять достоверность сообщаемой им информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за их подписью; некоторыми другими правами, связанными с публикацией подготовленного ими материала.[43, c.29] В УК РФ также предусмотрена уголовная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237); отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308). Уголовно-правовые нормы предусматривают ответственность за распространение ложной информации. Кроме упоминавшихся уже статей (ст. 129, 130, 306, 307, 309), можно также назвать и ст. 182 - заведомо ложная реклама, т.е. «...незаконное использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов). Преступление посягает на права граждан иметь достоверную информацию относительно рекламируемых товаров и их изготовителей, продавцов».[50, c.85] Возможность судебной защиты поддерживает права граждан. Существование возможности защиты какого-либо права в суде делает право не просто декларацией, а реально осуществляемым правом. Согласно закону во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба (ст. 24 ч. 1). А в соответствии со статьей 62 Закона РФ «О средствах массовой информации» граждане имеют право на возмещение как морального, так и материального вреда, причиненного им в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство граждан, либо причинивших им иной неимущественный вред. Защита прав и свобод гражданина от различных посягательств на них является одной из важнейших функций государства. Данная функция осуществляется всеми государственными органами. В этом случае нет границ между полномочиями федерации и ее членов.[52, c.236] Кроме вышеупомянутых органов государственной власти общей компетенции, существует также ряд органов, обладающих специальной компетенцией в области реализации прав и свобод. Функция реализации прав и свобод граждан является главной, если не единственной функцией этих органов. Специфичны и решения, выносимые Судебной палатой по информационным спорам при Президенте РФ и предшествовавшего ей органа - Третейского информационного суда, который работал осенью 1993 г. во время предвыборной кампании в Федеральное Собрание РФ. Их решения носят рекомендательный характер в отличие от других судов.[34, c.248] Третейский информационный суд в своем решении «О содержании предвыборной агитации на завершающем этапе избирательной кампании в выступлениях по телевидению и радио представителей избирательных объединений и кандидатов в депутаты» счел необходимым отметить, что содержание предвыборной агитации кандидата в депутаты В. Жириновского, и некоторых других является примером недостойного ведения предвыборной агитации, направленной на обман избирателей. Международные юридические гарантии закреплены в международных правовых актах, ратифицированных Российской Федерацией. Настоящее законодательство РФ в большой степени приведено в соответствие с международными нормами, но этот процесс еще не закончен. На международном уровне, так же как и в любом государстве, существуют органы, чьей непосредственной функцией является защита прав и свобод человека. Так, в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод существуют два таких органа: Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. Ими может быть рассмотрено дело гражданина любой страны, подписавшей Конвенцию (Высокой Договаривающейся Стороны). Европейская Комиссия по правам человека может принять дело к рассмотрению только после того, как в соответствии с общепризнанными нормами международного права были исчерпаны все внутренние средства защиты и лишь в течение шести месяцев от даты принятия окончательного внутреннего решения.[80, c.159] Таким образом, в отечественном законодательстве закреплены широкие гарантии реализации рассматриваемого права, которые выполняют различные функции. В своей совокупности они представляют единую стройную систему, обеспечивающую право граждан реализовать исследуемое право. Элементы этой системы таковы: 1. Гарантии поиска, получения и распространения достоверной информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. 2. Гарантии получения физическими лицами достоверной информации, затрагивающей их личные права и законные интересы, у государственных органов. 3. Гарантии возможности проверки качества информации и реализации требования опровержения сведений, не соответствующих действительности. 4. Гарантии получения необходимой качественной информации через средства массовой информации. 5. Гарантии возможности распоряжения полученной информацией по своему усмотрению (то есть передача, распространение, хранение). 6. Гарантии производства информации и использования ее по своему усмотрению (передача, распространение, хранение). 7. Гарантии сохранности общественно значимых сведений, информации о физических лицах. 8. Гарантии обеспечения условий информационной безопасности, защиты от воздействия ложной и недостоверной информации. 9. Гарантии защиты права человека и гражданина на информацию в суде. В заключение необходимо упомянуть об одной отличительной черте российского законодательства в отношении права гражданина на информацию. С одной стороны, оно предоставляет ряд гарантий права человека на информацию, а с другой - любая из этих гарантий может стать фиктивной (простой формальностью), так как возможность гражданина осуществить свое право на информацию может быть блокировано государством в любой момент, при том самым законным способом. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.» Данное положение призвано ограничить произвол государственных органов в сфере сбора хранения и распоряжения собранной о гражданах информацией. Однако каких-либо гарантий возможности получения от государственных органов всей требуемой информации в законе не предусмотрено, так как гражданин не может заранее знать, какой объем информации о нем имеется у государственных органов, а, следовательно, у него нет возможности сравнить его с объемом информации о нем, представленным ему государственным органом. В данном случае можно рассчитывать только на честность должностных лиц.[1] Следует также отметить, что закон ограничивает право государственных органов только на получение информации о гражданах из их телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений, но ничто не запрещает государственным органам искать ее другим способом. Представителю соответствующих служб достаточно предъявить свое удостоверение, чтобы получить от соседей и сослуживцев интересующего его лица всю информацию о нем. Действующая Конституция отводит центральное место правам и свободам человека и гражданина, а федеральное законодательство конкретизирует положения Конституции. Одной из целей законодательного регулирования всех вопросов, связанных с реализацией прав и свобод личности, является устранение препятствий на пути их реализации.[87, c.390] Следует отметить, что затронут очень важный для современного российского права вопрос о признании прецедентного права. Эта точка зрения представляется довольно интересной, особенно в свете того, что право человека и гражданина на информацию еще недостаточно четко урегулировано на законодательном уровне. Однако формирование прецедентного права не означает, что все вопросы возможно будет решить без принятия ряда законов, так как в странах с системой общего права большое внимание уделяется и развитию статутного права. Следовательно, и для урегулирования вопросов, возникающих при реализации права на информацию, все равно необходима четкая, детально разработанная законодательная база. Нельзя сказать, что прецеденты совсем не известны современному российскому праву. Достаточно вспомнить, что у нас регулярно публикуется Бюллетень Верховного Суда РФ, в котором на примерах отдельных дел из его практики разъясняются положения закона. [42, c.139] В некоторые зарубежные законы о праве на информацию включены и нормы о государственной и служебной тайне, тарифы на услуги по предоставлению информации и случаи освобождения от платы за них, а также ряд других положений, которые в российском законодательстве содержатся в законах: «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «о персональных данных». Конечно, то, что такие положения не помещены в проект закона «О праве на информацию», не является крупным недостатком, но их включение в один нормативно-правовой акт помогло бы просвещению рядовых граждан. Ведь в этом случае им достаточно будет изучить один закон, а не искать необходимые им нормы в нескольких актах. Последний фактор особенно важен, так как, чтобы разобраться во всем законодательстве, необходимы юридические знания, которыми рядовые граждане не обладают.[13] Анализируя Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», получаем факт, что к числу информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, можно отнести и сведения о факте усыновления (удочерения), охраняемые тайной, так как они вполне могут спровоцировать указанные в законе последствия. Как показывает практика, тайна усыновления (удочерения) в Российской Федерации охраняема, но не сохранима. По мнению автора, на практике в России тайна усыновления (удочерения) – не что иное, как фикция.[10] В настоящее время назрела необходимость принятия закона «О личной тайне». Это обусловлено не только тем, что в практике применения некоторых прав граждан, в том числе и права на информацию, возникает много практических и теоретических вопросов, неурегулированных законодательством, но и тем, что этого требуют принципы гражданского общества. В такой закон необходимо будет включить не только нормы, регулирующие порядок доступа граждан к сведениям, находящимся у государственных органов и касающихся их лично, но и нормы, регулирующие доступ к подобным сведениям иных государственных и муниципальных органов. Гражданам должна быть гарантирована возможность знать в полном объеме о том, какая информация о них находится у государственных органов. Причем большое внимание необходимо уделить тому, каким образом следует поставить гражданина в известность о такой информации, а также гарантиям ее получения. Необходимо решить и вопрос о том, какие частные лица, кроме самого гражданина, могут иметь доступ к подобной информации. Ответственность должностных лиц за нарушение этого закона должна быть не только конкретизирована, но и реальной.[88, c.174] Таким образом, были рассмотрены основные проблемы реализации права человека и гражданина на информацию и пути их преодоления. Практика применения права человека и гражданина на информацию может поднять и другие вопросы, но их нельзя будет решить без твердой законодательной базы. Несмотря на все установленные законом гарантии осуществления права на информацию, в настоящее время российские граждане еще не могут быть полностью уверены в реальной возможности реализовать это право. Следовательно, необходимо более детальное законодательное регулирование этого вопроса, установление более жестких ограничений для государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц на получение информации о физических лицах.
Заключение Конституционное право личности на информацию есть новое в интересах российского законодательства, его значение в интересах становления правовой государственности и реализации других прав и свобод велико. Этим и обусловлена важность работы истории его развития, содержания и места в системе основных прав и свобод личности, проблем его реализации и защиты. Одной из причин оформления идеи права на информацию в самостоятельный институт была потребность защитить личную информацию и установить четкий порядок ее получения, хранения и пользования. В России, как и во всех других станах, особо охраняется государственная, коммерческая и служебная тайна, авторское право, а также сведения, касающиеся личной жизни граждан. За передачу и распространение этих сведений в законе установлена юридическая ответственность. Примечательно, что большинство норм, устанавливающих юридическую ответственность за разглашение любой тайны, относятся к уголовному законодательству. Этим подчеркивается важность правоотношений по получению, передаче и распространению информации. По своей сути ограничение права на действия по передаче и распространению государственной тайны также выступает гарантией конституционных прав и свобод граждан. Из всего выше сказанного следует то, что все попытки возникновения права на информацию были нацелены на то, чтобы дать возможность контролировать действия правительства и защититься от превышения полномочий государственными органами и их представителями. Таким образом, идея права человека и гражданина имеет длительную историю, но долгое время не была законодательно закреплена. Подобное положение обусловлено в большой степени тем, что законодательное закрепление такой идеи означало бы, в первую очередь, повышение ответственности властей за свои действия и необходимость вовлечения граждан в процесс управления государством. Это к тому же привело бы к сужению полномочий государственных органов, с чем не могли согласиться исполнительные власти ни в одной стране. Следовательно, для того, чтобы вести эффективную борьбу за свои права, требовалась значительная группа единомышленников, которую невозможно было собрать в обществе, расколотом на классы. Следует констатировать очевидную за последние 30 лет либерализацию права и политики в сфере доступа к информации. В 40 государствах были приняты законодательные акты по доступу к государственным информационным ресурсам, в других, имеющих соответствующий законодательный опыт, действующие законы о доступе к информации были подвергнуты существенным изменениям в связи с развитием информационных технологий и общей тенденцией к обеспечению прозрачности функционирования властных институтов. Однако в целом заинтересованность общества в информационной открытости власти не снизилась. Более того, проблема обеспечения такой открытости приобрела особое значение в связи с международно-правовым закреплением права на информацию. Итак, взаимосвязь права человека и гражданина на информацию с указанными свободами очевидна. Без права производить и распространять информацию была бы существенно ограничена свобода слова, а без права искать, получать и передавать информацию - свобода мысли. Таким образом, механизм реализации права человека и гражданина на информацию обладает некоторой особенностью по сравнению с механизмом реализации других прав и свобод. Прежде всего следует отметить, что в его реализации задействованы две стороны - гражданин и государственные органы. Эта специфика предопределяется особенностью правоотношения по поиску и получению информации, который представляет собой взаимосвязанный двусторонний процесс. Кроме того, следует отметить различные условия реализации права на информацию российскими гражданами и лицами, не обладающими гражданством РФ. Третьей особенностью механизма реализации рассматриваемого права человека является то, что обязанность в правоотношениях по поиску, получению, передаче и производству информации возлагается исключительно на юридических лиц. Особое место в механизме реализации прав и свобод граждан занимают гарантии и ограничения, так как они помогают сделать процесс реализации более упорядоченным. Механизм реализации права человека на информацию обладает определенной спецификой, которая обусловлена несколькими факторами. В процессе его реализации задействованы не только граждане, но и государственные органы, что в свою очередь определяется одним из типов правоотношений, реализующихся в рамках субъектно-объектных отношений по поиску и получению информации. Условия реализации права на информацию различны в интересах российских граждан и в интересах лиц, не обладающих гражданством РФ. В правоотношениях по поиску, получению, передаче и производству информации юридическая обязанность возложена только на юридических лиц. Таким образом, были рассмотрены основные проблемы реализации права человека и гражданина на информацию и пути их преодоления. Практика применения права человека и гражданина на информацию может поднять и другие вопросы, но их нельзя будет решить без твердой законодательной базы. Несмотря на все установленные законом гарантии осуществления права на информацию, в настоящее время российские граждане еще не могут быть полностью уверены в реальной возможности реализовать это право. Следовательно, необходимо более детальное законодательное регулирование этого вопроса, установление более жестких ограничений для государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц на получение информации о физических лицах. Необходимо принять меры и по реализации программы информирования граждан о том, каким
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|