Место права человека и гражданина на информацию в системе основных прав и свобод человека и гражданина
Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных прав), легла в основу первых конституционных актов, принятых в ходе Английской, Американской, Французской революций ХУП-ХУШ вв. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не записать в своей Конституции определенный перечень прав человека. Впрочем, нельзя сказать, что права, закрепленные в нормативных документах этих стран, были идентичны.[82, c.251] Право на информацию – фундаментальное комплексное право человека, принадлежащее ему от рождения, представляющее собой возможность свободно совершать с информацией любые не запрещенные законом действия (получение, хранение, распространение, преобразование), если они не наносят вред информационной безопасности человека, индивида, государства и общества. Право на информацию не представляет собой конкретного субъективного права человека, а лишь соотносится с традиционными информационными правами: свободу убеждений, свободу слова, свободу средств массовой информации, право на доступ к информации. Баланс между ограничениями права на информацию и гарантиями реализации права на информацию должен быть установлен законом и обусловлен необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства наряду с обеспечением свободы личности. К категории ограничения права на информацию следует отнести недопустимость злоупотребления этим правом. Злоупотребление возможно в отношении как права на информацию, так и права на тайну, в связи с чем необходимо законодательное установление такой формы ограничения права на информацию, как недопустимость злоупотребления правом.[84, c.204]
Во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. прав было гораздо больше, чем в Конституции США, в которую многие права были добавлены позднее путем внесения поправок. Права, провозглашенные в этих нормативных актах, а также в Декларации независимости США (1776 г.) было принято называть основными. «Все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными, неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью», - говорилось в Декларации независимости США.[78, c.34] Во Французской Декларации прав человека 1789 г. естественными и неотчуждаемыми правами человека признавались право на личную свободу, право собственности и право на сопротивление тирании. Таким образом, в XVIII в. было положено начало делению прав на основные и не основные, хотя уже тогда в различных правовых системах к группе основных причисляли различные права и свободы. Прогрессивность указанных правовых актов состояла в том, что в них была заложена основа формирования системы гражданских прав и свобод. Новым шагом в ее формировании можно считать принятие Всеобщей декларации прав человека в 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В этих документах было более подробно разъяснено содержание тех прав и свобод, которые уже существовали в национальных законодательных актах. Содержание некоторых из них было модернизировано. Было принято также 11 протоколов к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в некоторых из которых появились новые права.[51, c.131] В практике деятельности Совета Европы принято считать, что со временем возможно возникновение любых других прав и свобод человека, которые не были предусмотрены указанной конвенцией. Подобная ситуация обусловлена тем, что на каждом историческом этапе может возникнуть вопрос о наличии у человека какого-либо конкретного права, не закрепленного в конвенции. Естественно, что закрепить все возможные права в каком-либо одном нормативно-правовом акте - довольно сложная и трудно осуществимая задача. В мировой практике принято считать, что, если какое-то конкретное право не закреплено в нормативных актах, а встает вопрос о его наличии у человека, это право можно считать существующим, если оно логически вытекает из прав и свобод, уже закрепленных в Конвенции, или, если лишение человека данного права может нанести ущерб полноценному развитию личности. Таким образом, система прав и свобод постоянно совершенствуется, чтобы обеспечить личность всеми возможностями для свободного развития и оградить человека от любого произвола и беззакония.
Как и в любой системе, в системе прав и свобод человека и гражданина все ее элементы тесно взаимосвязаны. Деление прав и свобод на основные и неосновные принято, как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе, причем приводятся разные их классификации. Например, Е.И. Козлова считает, что основными правами человека и гражданина являются те, которые закреплены в конституциях. Так как в конституциях не могут быть закреплены все права и свободы, в нее включаются только основные, то есть наиболее социально значимые как для отдельного человека, так и для общества, и для государства. Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина.[37, c.10] Они неотделимы от его правового статуса. Все другие права могут стать достоянием человека и гражданина через реализацию основных его прав. При этом автор ссылается на Конституцию РФ, в которой сказано: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ч. 1 ст. 55).[58, c.75] Основные же права, в свою очередь, делятся на три группы: личные, политические и экономические. Среди зарубежных ученых существуют большие разногласия по этому вопросу. К основным иногда причисляются такие права, как право собственности, право на личную неприкосновенность. Некоторые ученые называют в этом ряду прав и свобод свободу слова и печати. Чаще всего упоминаются право на жизнь, право на личную неприкосновенность и право на прожиточный минимум.[45, c.139]
Кроме того, существует мнение, что права и свободы могут быть разделены на основные права человека и основные права гражданина. Первая группа прав принадлежит человеку от рождения, а вторая даруется ему определенным государством.[74, c.13] Например, Дж. Доннели предлагает следующее их разграничение: 1) личные права, дающие человеку минимальные гарантии физической неприкосновенности и неприкосновенности его личной жизни (право на жизнь, защиту от дискриминации, запрет рабства, пыток, право свободно выбирать национальную принадлежность); 2) юридические права, то есть гарантии защиты прав человека в суде и определяющие соответствующие процедуры (презумпция невиновности, запрет обратной силы закона, необоснованный арест и заключение под стражу и другие); 3) гражданские свободы, которые дают защиту в определенных областях человеческой деятельности от вмешательства государства (свобода мысли, вероисповедания, слова, печати, собраний); 4) политические права, гарантирующие человеку возможность участвовать в управлении государством или контролировать государственные органы (свобода слова, печати, собраний, право на участие в управлении государством); 5) право на прожиточный минимум, права, гарантирующие человеку необходимый минимум жизнеобеспечения (право на соответствующее питание, право на доступ в здравоохранительные учреждения); 6) экономические права (право на социальную защиту, труд, отдых, формирование трудовых объединений - профсоюзов); 7) социальные права (право на образование, некоторые элементы права на создание и содержание семьи); 8) культурные права (право участвовать в культурной жизни общества и в большой степени право на образование). Однако данную классификацию нельзя назвать универсальной, так как очень сложно провести четкую грань и отнести некоторые права граждан к одной единственной группе. Так получилось, например, с правом на образование. Оно присутствует и в группе социальных, и в группе культурных прав. Свобода печати в соответствии с этой классификацией является и гражданской свободой, и политическим правом. Сам автор признает этот недостаток. Он отмечает, что многие права и свободы человека имеют двойственный характер, в результате чего они могут принадлежать одновременно к двум различным группам прав и свобод. Невозможность распределения прав человека по четким категориям коренится, по мнению Дж. Доннели в том, что политические, экономические и социальные сферы человеческой деятельности не являются абсолютно автономными, а взаимосвязаны друг с другом.[34, c.139]
Л.Д. Воеводин справедливо отмечает, что любая классификация всегда носит субъективный характер, и каждый ученый имеет право на собственное видение данной проблемы. «Было бы ошибкой,» - пишет он, - «настаивать на универсальном характере той или иной классификации прав или прав и обязанностей и отвергать другие виды». Выделение основных прав на базе указанных выше классификаций затруднительно. Показателен в этом отношении пример права на прожиточный минимум, приводимый Дж. Доннели. Он пишет, что некоторые ученые считают, что человек не может выжить без этого права. Однако еще в середине XIX в. этого права не существовало, и, конечно, многие люди страдали от этого. Между тем, было достаточно других прав, которые помогли им выжить. Значит, нельзя назвать это право основным, а все другие права и свободы - второстепенными.[57, c.68] Проблема выделения основных прав, на наш взгляд, состоит в том, что многие авторы причисляют к основным довольно ограниченное число прав и свобод. В этой связи следует, видимо, согласиться с Е.И. Козловой, что основными следует считать все права и свободы, закрепленные в Конституции. В поддержку выделения основных прав и свобод можно привести одну из норм ч. 2, с. 17 Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Подобная формулировка дает основание предполагать, что система прав и свобод человека и гражданина в нашей стране неоднородна. В ней могут быть как основные, так и второстепенные или производные права и свободы. Из этого следует, что в соответствии с Конституцией право человека и гражданина на информацию является основным правом. В других странах оно может не признаваться таковым, в первую очередь, потому, что в них оно не считается самостоятельным. В международных актах оно также является элементом свободы выражения мнения. В свою очередь, свободу слова и печати и свободу выражения мнения можно отнести к основным уже потому, что они закреплены в международных актах, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., следовательно, если говорить о международных правовых актах, то право на информацию можно считать производным от свободы слова, печати и выражения мнения, являющихся основными.
Для более глубокого анализа связей права человека и гражданина на информацию с другими основными правами, гарантированными конституционными нормами, вернемся к наиболее распространенному делению прав и свобод на личные, социально-экономические и политические, которое до сих пор используется в отечественной правовой науке1. Выше уже отмечалось, что эта классификация также условна, как и классификация, данная Дж. Доннели. [, c.139] К личным правам граждан, закрепленным в Конституции РФ, относятся: право на жизнь (ст. 20), неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25), право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26), свободно передвигаться, выбирать место жительства (ст. 27), свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). Наиболее тесную связь с правом на информацию обнаруживают права и свободы, закрепленные в ст. 23, 24, 26 и 28 Конституции РФ. В статье 23 закрепляется неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а значит, сведений (информации) о них. Эти сведения могут находиться в личной корреспонденции граждан (переписке), в телефонных и иных сообщениях. Без согласия граждан не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации об их частной жизни (ч. 1 ст. 24). В Конституции указывается, что ограничение права на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения (ст. 23). В соответствии со ст. 26 Конституции РФ граждане Российской Федерации могут свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, но не обязаны делать этого и не могут быть принуждены к ее указанию. То есть это может считаться в некотором роде личной тайной. А право на пользование родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2. Ст. 26) и свобода совести и вероисповедания, предусматривающие право распространять религиозные и иные убеждения, также невозможны без передачи, производства и распространения определенной информации (ст. 28).[29, c.139] Таким образом, одни конституционные нормы (ст. 23, ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 26) устанавливают ограничения на поиск, получение, производство и распространение определенного вида информации, а другие (ч. 2 ст. 26, ст. 28) являются своеобразными гарантиями осуществления права на информацию. Подобной же гарантией является и норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, в соответствии с которой органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять гражданам возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы. К политическим правам граждан в современной отечественной юридической литературе принято относить: право на участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 32), право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31), право на объединения, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30). Эти права причислены к группе политических прав. Например, в учебнике Е.И. Козловой и O.E. Кутафина и в монографии Н.С. Бондаря1. Однако точка зрения этих авторов на место свободы мысли и слова, а также права на информацию в системе прав граждан, закрепленного в Конституции РФ, различны. Так, Н.С. Бондарь относит их к группе политических прав граждан, а Е.И. Козлова - к группе личных прав. [30, c.79] Такое различие во взглядах на место права человека и гражданина на информацию связано с двойственным характером этого права. Принадлежность свободы мысли и слова, а также права на информацию к группе личных прав граждан обусловлена тем, что мысли и убеждения относятся к внутренней жизни человека, в которую никто не может вторгаться без его согласия.[20, c.39] Право на информацию развивает свободу мысли и слова. В то же время его можно отнести к группе политических прав, так как ни одно из них не могло бы быть реализовано, если бы каждому человеку не была бы гарантирована свобода мысли и слова и право на информацию. Н.С. Бондарь справедливо отмечает, что «свобода мысли всегда рассматривалась как важное средство выражения политической свободы в обществе». То же самое можно сказать и о праве человека и гражданина на информацию. В сущности, все подобные разногласия можно отнести на счет отсутствия четких границ между различными группами прав. Право на информацию находится в очень тесной взаимосвязи с правом на участие в управлении делами государства, избирательным правом (ст. 32 Конституции РФ), с правом обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В связи с этим данное право может быть охарактеризовано как своеобразная гарантия реализации вышеперечисленных прав. Так, для того чтобы сделать свой выбор на референдуме, гражданину необходима полная и точная информация о вынесенном на обсуждение вопросе и иные сведения (например, прогнозы специалистов относительно последствий того или иного решения). Для полноценной реализации избирательного права гражданину нужно получить достоверную информацию о программах кандидатов и о них самих. Во всех этих случаях избиратель должен иметь доступ к информации о политической и экономической ситуации в стране. Замалчивание каких-либо сведений, способных повлиять на решение человека, может лишить его возможностей объективной оценки ситуации, а его выбор будет как бы «продиктован» ему тем количеством и качеством сведений, которые будут ему доступны. Таким образом, полная и достоверная информация о политических процессах является основой формирования у гражданина мнения них и принятия соответствующего решения.[30, c.99] Особо следует рассмотреть взаимосвязь со свободами, закрепленными в ст. 29 Конституции РФ, - свободой мысли и слова и свободой массовой информации. Свобода средств массовой информации, в свою очередь, как бы дополняет свободу мысли и слова и право человека и гражданина на информацию. Первая в большей степени касается свободы определенных юридических лиц (то есть средств массовой информации) производить поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Она расширяет возможности реализации свободы мысли и слова и права на информацию, так как большое количество сведений о фактах, событиях и явлениях современный человек черпает именно из сообщений средств массовой информации. К группе социально-экономических прав принято относить свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на информацию, свободу труда, право на отдых, право на социальное обеспечение, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, право на жилище (ст. 34-42). К ним также причисляют право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 43, 44 Конституции РФ), которые иногда относят к культурным правам. Взаимосвязь права на информацию с этой группой прав очевидна. Литература и искусство являются различными видами информации, передача которой может осуществляться как через печать, так и через средства массовой информации. Получение такого рода информации в том виде, который был задуман автором, необходимо. В этих видах творчества информация передается через художественные образы, ценность которых может быть утеряна, если образ будет донесен с незапланированными автором изменениями. Нельзя будет говорить о свободе применения труда, а также и о свободе предпринимательской деятельности, если не будет доступа к информации о потребительском спросе на различные категории товаров и услуг, так как информация о рынке товаров и труда в этом случае будет некачественной или труднодоступной. [31, c.139] Необходимо также отметить связь права человека и гражданина на информацию с правом на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42 Конституции РФ). Само право на достоверную информацию об окружающей среде может рассматриваться как элемент права на информацию, так как сведения об окружающей среде - это разновидность информации. Если сравнить это положение с нормой, закрепленной в ч. 4 ст. 29, то они соотносятся как часть и целое, так как в соответствии с ч. 4 ст. 29 граждане могут не только искать и получать, но и распространять и производить информацию. Из этого следует, что в соответствии со ст. 42 граждане имеют право искать и получать сведения о состоянии окружающей среды. А ч. 4 ст. ст. 29 гарантирует право производить и распространять эту информацию. [31, c.138] В юридической литературе также существует деление прав по поколениям. К первому поколению относятся права и свободы, цель которых - дать человеку защиту от вмешательства государства в их дела. Это, в основном, личные и политические права и свободы. Второе поколение прав представлено социально-экономическими правами, то есть правами на получение от государства условий, при которых каждый гражданин может максимально развить свой потенциал. Права второго поколения - это права на требование от государства создания программ для полной реализации любых прав индивида. Иногда эти права называют производными, но это не дает основания считать их менее значимыми.[43, c.218] Третье поколение прав - это новейшая и самая противоречивая категория. Своим появлением они в большой степени обязаны развивающимся странам, для которых необходимо создание такого законодательства и экономического порядка на международном уровне, при котором им будет гарантировано полноценное развитие, помощь при катастрофах, мир и хорошее состояние окружающей среды. Применение таких прав будет в дальнейшем зависеть от международного сотрудничества. К правам первого поколения можно отнести почти все права, содержащиеся во французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., и все права, содержащиеся в американском Билле о правах, ратифицированном 15 декабря 1791 г. Право человека и гражданина на информацию не может быть причислено ко второму поколению прав, так как, несмотря на взаимосвязь с ними, оно в силу своего генезиса и характера относится одновременно и к политическим, и к личным правам. В то же время вряд ли можно отнести его к первому поколению прав. Такое положение обусловлено тем, что такого права не было ни во французской Декларации прав человека и гражданина, ни в Билле о правах США. Право на информацию возникло гораздо позже, а значит, является производным от свободы слова и печати и выражения мнения. Видимо, поэтому американский ученый Тон Бирз считает, что право человека и гражданина на информацию следует относить к третьему поколению прав. Другой ученый из США, П. Алстон, считает, что, несмотря на то, что права третьего поколения в большинстве своем являются коллективными правами, к этой группе прав могут быть отнесены и другие права. По его мнению, многие права первого и второго поколений по своей природе тоже являются коллективными. К ним относятся: право исповедовать определенную религию в сообществе других индивидов, право собираться мирно без оружия, право на участие в культурной и общественной жизни и т. п. Таким образом, любое право, производное от прав первого и второго поколений, и не вошедшее в их категорию, может быть причислено к правам третьего поколения, несмотря на то, что права этой группы носят коллективный характер, и их реализация во многом зависит от сотрудничества на международном уровне. Следовательно, право человека и гражданина на информацию можно отнести к группе прав третьего поколения как производное от свободы слова и печати или свободы выражения мнения, относящихся к группе прав первого поколения. В этом случае их связь становится более понятной.[22, c. 22] Положительной стороной такой классификации прав является то, что, во-первых, она не принижает значения ни одного из существующих прав и, во-вторых, дает возможность более объемно и глубоко рассмотреть взаимосвязи прав, историю их возникновения и развития.[33, c.209] Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ право человека и гражданина на информацию принадлежит к основным правам человека и гражданина. Его соотношение с другими основными правами и свободами может быть различным. Одни права и свободы могут являться своеобразными гарантиями права человека и гражданина на информацию, без которых процесс реализации этого права был бы значительно затруднен (нормы ч. 2 ст. 24, ст. 28 Конституции РФ). А по отношению к другим правам и свободам (например, к праву на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии) такой гарантией может быть право человека и гражданина на информацию. Наиболее тесно это право связано с группой личных и с группой политических прав граждан. Это вызвано тем, что информация может иметь различный характер (личная и общественно-значимая, например). Соответственно правомочия, связанные с циркулированием сведений, носящих личный характер и имеющих значение для частной жизни человека, будут относиться к личной группе прав и свобод, а правомочия, связанные с поиском, получением и распространением официальной информации, - к политическим. Однако в самом тексте ч. 4 ст. 29 Конституции РФ не указывается точно характер сведений, о которых идет речь. Указание на ограничение этого права институтом государственной тайны всего лишь показывает, что предметом правоотношений может быть любая другая официальная информация. Точно также из смысла ч. 2 ст. 24 не следует, что документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы человека, не могут носить политический характер. В силу этого обстоятельства вряд ли следует относить право на информацию к одной группе прав.[17, c.239] Соотнесение права человека и гражданина на информацию только с одной группой прав может необоснованно уменьшить значение его связей с другой группой прав и свобод. В то же время, для того чтобы лучше разобраться в роли анализируемого права в системе прав человека и гражданина, нужно рассмотреть все возможные его связи с другими правами. Например, обсуждение проблемы его взаимосвязи с правами других поколений дает возможность проследить историю его возникновения и формирования, а возможно, и прогнозировать его развитие. Итак, взаимосвязь права человека и гражданина на информацию с указанными свободами очевидна. Без права производить и распространять информацию была бы существенно ограничена свобода слова, а без права искать, получать и передавать информацию - свобода мысли.
2.2.Конституционно-правовая сущность и нормативное содержание права на информацию
Конституционно-правовая сущность и нормативное содержание права на информацию - это сложный и многосторонний как в организационно-политическом, так и в юридическом отношениях, организм. В процессе реализации прав и свобод граждан участвуют не только сами граждане и их объединения, но и государственные органы общей и специальной компетенции. Это есть процесс превращения прав и свобод, установленных в Конституции, в их реальное осуществление. Механизм реализации права является основной частью механизма правового регулирования. По мнению С.С. Алексеева, «правовое регулирование, по своему фактическому итогу, выражается в реализации права».[22, c.16] Он различает три основные стадии механизма правового регулирования: 1) общего действия юридических норм, на которой происходит регламентация поведения субъектов, определение содержания этого поведения, условий возникновения прав и обязанностей и т. д.; 2) возникновения субъективных прав и обязанностей; 3) реализации прав и обязанностей, на которой права и обязанности претворяются в фактическом поведении субъектов. Таким образом, реализация права является элементом механизма правового регулирования. Она выражается в поведении участников общественных отношений, через которые воплощаются требования и возможности, содержащиеся в праве.[35, c.9] Следовательно, механизм правового регулирования и механизм реализации права тесно взаимосвязаны, поскольку первый как бы направляет реализацию права в нужное русло. Таким же образом механизм правового регулирования связан и с механизмом правовой защиты прав и свобод. Существуют четыре формы реализации права: 1) исполнение, 2) использование, 3) соблюдение, 4) применение. При исполнении субъекты права осуществляют содержащееся в нем обязывающее правовое предписание. Для этой формы характерно активное поведение субъектов, так как они выполняют возложенные на них обязанности. При использовании права субъекты осуществляют возможности, вытекающие из дозволения. Эта форма также характеризуется активным поведением субъектов, но в отличие от предыдущей субъект реализует свое собственное право на определенные действия. Соблюдение права характеризуется неактивным поведением, так как субъекты согласуют свое действие (бездействие) с юридическими запретами и выполняют возложенные на них пассивные обязанности. Вторая и третья формы реализации тесно взаимосвязаны, поскольку при использовании права нельзя преступать рамки дозволенного. Особой формой государственной деятельности, направленной на реализацию правовых предписаний, является применение права. Применяя право, государство осуществляет две основные функции: 1) организацию выполнения предписаний правовых норм (посредством принятия индивидуальных актов); 2) охрану и защиту права от нарушения.[91, c.139] Как подчеркивает С.С. Алексеев, активное поведение субъекта можно рассматривать как реализацию права лишь условно, так как поведение субъектов здесь является результатом осуществления его интересов, основанных на потребностях социальной жизни. Сущность же реализации любых юридических норм заключается в создании типовых конструкций, в соответствии с которыми субъекты и строят свое активное поведение, продиктованное социальными потребностями. Такие формы реализации права, как использование и соблюдение представляют собой регулятивный и эффективный охранительный социальный механизм, который может «дать простор и гарантировать правомерное поведение», то есть они одновременно предоставляют субъекту свободу выбора и выступают для общества в целом и для каждого отдельного субъекта права гарантией того, что его права не будут нарушены другими.[40, c.61] В соответствии с формами реализации права можно наметить и пути его реализации: 1) соблюдение гражданами правопорядка; 2) осуществление правоохранительной деятельности органами государственной власти. Правопорядок - это «порядок в регулируемых... правом общественных отношениях, предполагающих реализацию участниками этих отношений субъективных прав и исполнение ими юридических обязанностей».[35, c.139] Соблюдение гражданами правопорядка тесно связано с первыми тремя формами реализации права в силу того, что правопорядок - это «такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников». Значит, действия субъектов правоотношений, не нарушающие правопорядок, могут считаться его соблюдением. Реализация права в любой из вышеупомянутых форм (исполнение, использование, соблюдение) предполагают правомерное поведение субъекта.[79, c.69] Осуществление правоохранительной деятельности органами государственной власти наиболее тесно связано с такими формами реализации права, как исполнение и применение. Это обусловлено тем, что в правоотношениях, связанных с реализацией гражданских прав субъектами, на которых возложены обязанности по охране прав граждан, являются государственные органы. Например, в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ говорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Охрана прав граждан может быть возложена не только на суд, но и на такие правоохранительные органы, как милиция и прокуратура, а также на Федеральное Собрание, Уполномоченного по правам человека, комитеты и комиссии Государственной Думы. Гарантом прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ является Президент (ст. 80).[54, c.47] Государственные органы могут участвовать в реализации прав граждан, не только осуществляя правоохранительную деятельность, но и просто выполняя правовые предписания, обязывающие их производить какие-либо действия. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить гражданам возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Необходимо отметить, что не все права и свободы нуждаются в определенном механизме реализации. Для использования некоторых из них необходимо всего лишь, чтобы в государстве существовало реальное верховенство закона. Потребность в защите прав и свобод в данном случае возникает только при условии их нарушения. Это такие права, закрепленные в российской Конституции, как право на жизнь (ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право определять и указывать свою национальность (ст. 26), право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27) и т. д.[31, c.14] Однако для использования большинства прав, гарантированных Конституцией РФ, необходим определенный механизм реализации. К таким правам относятся: право проведения митингов, демонстраций и т. п. (ст. 31), право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), избирательное право (ч. 2 ст. 32), право подачи обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на предоставление бесплатного жилья (ч. 3 ст. 40), право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на образование (ст. 43), право на государственную защиту прав и свобод (ст. 46), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и некоторые другие.[63, c.236] Для реализации прав и свобод, относящихся ко второй группе, требуется определенный механизм реализации, поскольку их полноценное претворение в жизнь зависит не только от реального верховенства закона, но и от определенных действий уполномоченных на это органов или должностных лиц, которые должны помочь физическим лицам осуществить свои права и свободы. Так, в ведении органов исполнительной власти находится организация системы охраны здоровья, образования, социального хозяйства, защита от безработицы и т. д. К этому нужно добавить обязанность органов исполнительной власти создавать необходимые условия для участия граждан в управлении делами государства (реализации их прав на объединение в общественные организации, демонстрации, митинги, собрания, свобода совести и вероисповедания и т. д.). К этой же группе прав и свобод относится и право на информацию.[31, c.39] Это обусловлено уже самими правомочиями, гарантированными Конституцией РФ. Например, реализация права получать информацию от государственных органов невозможна без определенного процесса запроса информации и ответа на него государственного органа. В данном процессе определенные права и обязанности существуют у обеих сторон. Только в результате их обоюдного соблюдения возможна эффективная реализация права на получение информации. «В ходе право применения реализация прав и свобод означает деятельность государственных и общественных структур, направленную на точное и неуклонное исполнение веяний, выраженных в применяемой правовой норме, закрепляющей соответствующие юридические возможности граждан». Таким образом, в отношениях с органами исполнительной власти гражданин выступает как правомочная сторона, когда его правам соответствует обязанность органа управления (должностного лица).[50, c.13] Механизм реализации любого права представляет собой многоступенчатый процесс. Отправной момент (или первая стадия) такого процесса - это выяснение того, является ли лицо гражданином Российской Федерации, иностранцем или лицом без гражданства. В юридической литературе эту стадию принято называть стадией правового статуса. От нее зависит наличие у человека определенного права, а, следовательно, и объем возможности реализовать это право. Согласно конституционным нормам гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. В принципе, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ теми же правами, что и граждане РФ, но законом или международным договором РФ могут быть оговорены исключения (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. ст. 4-6 Положения «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»).[50, c.109] Так, по отношению <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|