Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место права человека и гражданина на информацию в системе основных прав и свобод человека и гражданина




Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных прав), легла в основу первых конституционных актов, принятых в ходе Английской, Американ­ской, Французской революций ХУП-ХУШ вв. В последующем ни одно го­сударство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не записать в своей Конституции определенный перечень прав че­ловека. Впрочем, нельзя сказать, что права, закрепленные в нормативных документах этих стран, были идентичны.[82, c.251]

Право на информацию – фундаментальное комплексное право человека, принадлежащее ему от рождения, представляющее собой возможность свободно совершать с информацией любые не запрещенные законом действия (получение, хранение, распространение, преобразование), если они не наносят вред информационной безопасности человека, индивида, государства и общества. Право на информацию не представляет собой конкретного субъективного права человека, а лишь соотносится с традиционными информационными правами: свободу убеждений, свободу слова, свободу средств массовой информации, право на доступ к информации.

Баланс между ограничениями права на информацию и гарантиями реализации права на информацию должен быть установлен законом и обусловлен необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства наряду с обеспечением свободы личности. К категории ограничения права на информацию следует отнести недопустимость злоупотребления этим правом. Злоупотребление возможно в отношении как права на информацию, так и права на тайну, в связи с чем необходимо законодательное установление такой формы ограничения права на информацию, как недопустимость злоупотребления правом.[84, c.204]

Во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. прав было гораздо больше, чем в Конституции США, в которую многие права были добавлены позднее путем внесения поправок. Права, провозглашен­ные в этих нормативных актах, а также в Декларации независимости США (1776 г.) было принято называть основными. «Все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными, неотчуждаемыми правами, к чис­лу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью», - говори­лось в Декларации независимости США.[78, c.34]

Во Французской Декларации прав человека 1789 г. естественными и неотчуждаемыми правами человека признавались право на личную свободу, право собственности и право на сопротивление тирании. Таким обра­зом, в XVIII в. было положено начало делению прав на основные и не ос­новные, хотя уже тогда в различных правовых системах к группе основ­ных причисляли различные права и свободы. Прогрессивность указанных правовых актов состояла в том, что в них была заложена основа формиро­вания системы гражданских прав и свобод. Новым шагом в ее формирова­нии можно считать принятие Всеобщей декларации прав человека в 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В этих документах было более подробно разъяснено содержание тех прав и свобод, которые уже существовали в национальных законода­тельных актах. Содержание некоторых из них было модернизировано. Бы­ло принято также 11 протоколов к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в некоторых из которых появились новые права.[51, c.131]

В практике деятельности Совета Европы принято считать, что со вре­менем возможно возникновение любых других прав и свобод человека, которые не были предусмотрены указанной конвенцией. Подобная ситуация обусловлена тем, что на каждом историческом этапе может возник­нуть вопрос о наличии у человека какого-либо конкретного права, не за­крепленного в конвенции. Естественно, что закрепить все возможные пра­ва в каком-либо одном нормативно-правовом акте - довольно сложная и трудно осуществимая задача. В мировой практике принято считать, что, если какое-то конкретное право не закреплено в нормативных актах, а встает вопрос о его наличии у человека, это право можно считать сущест­вующим, если оно логически вытекает из прав и свобод, уже закрепленных в Конвенции, или, если лишение человека данного права может нанести ущерб полноценному развитию личности. Таким образом, система прав и свобод постоянно совершенствуется, чтобы обеспечить личность всеми возможностями для свободного развития и оградить человека от любого произвола и беззакония.

Как и в любой системе, в системе прав и свобод человека и граждани­на все ее элементы тесно взаимосвязаны. Деление прав и свобод на основ­ные и неосновные принято, как в зарубежной, так и в отечественной юри­дической литературе, причем приводятся разные их классификации. На­пример, Е.И. Козлова считает, что основными правами человека и гражда­нина являются те, которые закреплены в конституциях. Так как в консти­туциях не могут быть закреплены все права и свободы, в нее включаются только основные, то есть наиболее социально значимые как для отдельно­го человека, так и для общества, и для государства. Эти права неотчуждае­мы и принадлежат каждому от рождения, не приобретаются и не отчуж­даются по волеизъявлению гражданина.[37, c.10]

Они неотделимы от его правового статуса. Все другие права могут стать достоянием человека и гражданина через реализацию основных его прав. При этом автор ссылается на Кон­ституцию РФ, в которой сказано: «Перечисление в Конституции Россий­ской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отри­цание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ч. 1 ст. 55).[58, c.75]

Основные же права, в свою очередь, делятся на три группы: личные, политические и экономические. Среди зарубежных ученых существуют большие разногласия по этому вопросу. К основным иногда причисляются такие права, как право собственности, право на личную неприкосновен­ность. Некоторые ученые называют в этом ряду прав и свобод свободу слова и печати. Чаще всего упоминаются право на жизнь, право на личную неприкосновенность и право на прожиточный минимум.[45, c.139]

Кроме того, существует мнение, что права и свободы могут быть раз­делены на основные права человека и основные права гражданина. Первая группа прав принадлежит человеку от рождения, а вторая даруется ему определенным государством.[74, c.13]

Например, Дж. Доннели предлагает следующее их разграничение: 1) личные права, дающие человеку минимальные гарантии физической неприкосновенности и непри­косновенности его личной жизни (право на жизнь, защиту от дискримина­ции, запрет рабства, пыток, право свободно выбирать национальную при­надлежность); 2) юридические права, то есть гарантии защиты прав чело­века в суде и определяющие соответствующие процедуры (презумпция не­виновности, запрет обратной силы закона, необоснованный арест и заклю­чение под стражу и другие); 3) гражданские свободы, которые дают защи­ту в определенных областях человеческой деятельности от вмешательства государства (свобода мысли, вероисповедания, слова, печати, собраний); 4) политические права, гарантирующие человеку возможность участвовать в управлении государством или контролировать государственные органы (свобода слова, печати, собраний, право на участие в управлении государ­ством); 5) право на прожиточный минимум, права, гарантирующие чело­веку необходимый минимум жизнеобеспечения (право на соответствую­щее питание, право на доступ в здравоохранительные учреждения); 6) экономические права (право на социальную защиту, труд, отдых, форми­рование трудовых объединений - профсоюзов); 7) социальные права (право на образование, некоторые элементы права на создание и содержа­ние семьи); 8) культурные права (право участвовать в культурной жизни общества и в большой степени право на образование).

Однако данную классификацию нельзя назвать универсальной, так как очень сложно провести четкую грань и отнести некоторые права граж­дан к одной единственной группе. Так получилось, например, с правом на образование. Оно присутствует и в группе социальных, и в группе культурных прав. Свобода печати в соответствии с этой классификацией явля­ется и гражданской свободой, и политическим правом. Сам автор признает этот недостаток. Он отмечает, что многие права и свободы человека имеют двойственный характер, в результате чего они могут принадлежать одновременно к двум различным группам прав и свобод. Невозможность рас­пределения прав человека по четким категориям коренится, по мнению Дж. Доннели в том, что политические, экономические и социальные сфе­ры человеческой деятельности не являются абсолютно автономными, а взаимосвязаны друг с другом.[34, c.139]

Л.Д. Воеводин справедливо отмечает, что любая классификация все­гда носит субъективный характер, и каждый ученый имеет право на собст­венное видение данной проблемы. «Было бы ошибкой,» - пишет он, - «настаивать на универсальном характере той или иной классификации прав или прав и обязанностей и отвергать другие виды».

Выделение основных прав на базе указанных выше классификаций затруднительно. Показателен в этом отношении пример права на прожиточный минимум, приводимый Дж. Доннели. Он пишет, что некоторые ученые считают, что человек не может выжить без этого права. Однако еще в середине XIX в. этого права не существовало, и, конечно, многие люди страдали от этого. Между тем, было достаточно других прав, кото­рые помогли им выжить. Значит, нельзя назвать это право основным, а все другие права и свободы - второстепенными.[57, c.68]

Проблема выделения основных прав, на наш взгляд, состоит в том, что многие авторы причисляют к основным довольно ограниченное число прав и свобод. В этой связи следует, видимо, согласиться с Е.И. Козловой, что основными следует считать все права и свободы, закрепленные в Конституции. В поддержку выделения основных прав и свобод можно привести одну из норм ч. 2, с. 17 Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Подоб­ная формулировка дает основание предполагать, что система прав и сво­бод человека и гражданина в нашей стране неоднородна. В ней могут быть как основные, так и второстепенные или производные права и свободы. Из этого следует, что в соответствии с Конституцией право человека и гражданина на информацию является основным правом. В других странах оно может не признаваться таковым, в первую очередь, потому, что в них оно не считается самостоятельным. В международных актах оно также являет­ся элементом свободы выражения мнения. В свою очередь, свободу слова и печати и свободу выражения мнения можно отнести к основным уже по­тому, что они закреплены в международных актах, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., следовательно, если говорить о международных правовых актах, то право на информацию можно считать производным от свободы слова, печати и выражения мнения, являющихся основными.

Для более глубокого анализа связей права человека и гражданина на информацию с другими основными правами, гарантированными конституционными нормами, вернемся к наиболее распространенному делению прав и свобод на личные, социально-экономические и политические, кото­рое до сих пор используется в отечественной правовой науке1. Выше уже отмечалось, что эта классификация также условна, как и классификация, данная Дж. Доннели. [, c.139]

К личным правам граждан, закрепленным в Конституции РФ, отно­сятся: право на жизнь (ст. 20), неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле­графных и иных сообщений (ст. 22-25), право определять и указывать на­циональную принадлежность (ст. 26), свободно передвигаться, выбирать место жительства (ст. 27), свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28).

Наиболее тесную связь с правом на информацию обнаруживают права и свободы, закрепленные в ст. 23, 24, 26 и 28 Конституции РФ. В статье 23 закрепляется неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тай­ны, а значит, сведений (информации) о них. Эти сведения могут находить­ся в личной корреспонденции граждан (переписке), в телефонных и иных сообщениях. Без согласия граждан не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации об их частной жизни (ч. 1 ст. 24). В Конституции указывается, что ограничение права на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения (ст. 23).

В соответствии со ст. 26 Конституции РФ граждане Российской Фе­дерации могут свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, но не обязаны делать этого и не могут быть принуждены к ее указанию. То есть это может считаться в некотором роде личной тайной. А право на пользование родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2. Ст. 26) и свобода совести и вероисповедания, предусматривающие право распространять религиозные и иные убеждения, также невозможны без передачи, производства и распространения определенной информации (ст. 28).[29, c.139]

Таким образом, одни конституционные нормы (ст. 23, ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 26) устанавливают ограничения на поиск, получение, производство и распространение определенного вида информации, а другие (ч. 2 ст. 26, ст. 28) являются своеобразными гарантиями осуществления права на информацию. Подобной же гарантией является и норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, в соответствии с которой органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять гражданам возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

К политическим правам граждан в современной отечественной юридической литературе принято относить: право на участие в управлении го­сударственными и общественными делами (ст. 32), право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), пра­во проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирова­ния (ст. 31), право на объединения, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30). Эти права причислены к группе по­литических прав. Например, в учебнике Е.И. Козловой и O.E. Кутафина и в монографии Н.С. Бондаря1. Однако точка зрения этих авторов на место свободы мысли и слова, а также права на информацию в системе прав граждан, закрепленного в Конституции РФ, различны. Так, Н.С. Бондарь относит их к группе политических прав граждан, а Е.И. Козлова - к груп­пе личных прав. [30, c.79]

Такое различие во взглядах на место права человека и гражданина на информацию связано с двойственным характером этого права. Принадлежность свободы мысли и слова, а также права на инфор­мацию к группе личных прав граждан обусловлена тем, что мысли и убе­ждения относятся к внутренней жизни человека, в которую никто не мо­жет вторгаться без его согласия.[20, c.39]

Право на информацию развивает свободу мысли и слова. В то же время его можно отнести к группе политических прав, так как ни одно из них не могло бы быть реализовано, если бы каж­дому человеку не была бы гарантирована свобода мысли и слова и право на информацию. Н.С. Бондарь справедливо отмечает, что «свобода мысли всегда рассматривалась как важное средство выражения политической свободы в обществе». То же самое можно сказать и о праве человека и гражданина на информацию. В сущности, все подобные разногласия мож­но отнести на счет отсутствия четких границ между различными группами прав.

Право на информацию находится в очень тесной взаимосвязи с пра­вом на участие в управлении делами государства, избирательным правом (ст. 32 Конституции РФ), с правом обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В связи с этим данное право может быть охарактеризовано как своеобразная гарантия реализации вышеперечисленных прав. Так, для того чтобы сделать свой выбор на референдуме, гражданину необходима полная и точная информация о вынесенном на обсуждение вопросе и иные сведения (например, прогнозы специалистов относительно последствий того или иного решения). Для полноценной реализации избирательного права гражданину нужно получить достовер­ную информацию о программах кандидатов и о них самих. Во всех этих случаях избиратель должен иметь доступ к информации о политической и экономической ситуации в стране. Замалчивание каких-либо сведений, способных повлиять на решение человека, может лишить его возможно­стей объективной оценки ситуации, а его выбор будет как бы «продиктован» ему тем количеством и качеством сведений, которые будут ему доступны. Таким образом, полная и достоверная информация о поли­тических процессах является основой формирования у гражданина мнения них и принятия соответствующего решения.[30, c.99]

Особо следует рассмотреть взаимосвязь со свободами, закрепленными в ст. 29 Конституции РФ, - сво­бодой мысли и слова и свободой массовой информации.

Свобода средств массовой информации, в свою очередь, как бы дополняет свободу мысли и слова и право человека и гражданина на информацию. Первая в большей степени касается свободы определенных юридических лиц (то есть средств массовой информации) производить поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Она расширяет возможности реализации свободы мысли и слова и права на информацию, так как большое количество сведений о фактах, событиях и явлениях современный человек черпает именно из сообщений средств массовой информации.

К группе социально-экономических прав принято относить свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на информацию, свободу труда, право на отдых, право на соци­альное обеспечение, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, право на жилище (ст. 34-42). К ним также причисляют право на образова­ние, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 43, 44 Конституции РФ), которые иногда относят к культур­ным правам. Взаимосвязь права на информацию с этой группой прав оче­видна. Литература и искусство являются различными видами информации, передача которой может осуществляться как через печать, так и через средства массовой информации. Получение такого рода информации в том виде, который был задуман автором, необходимо. В этих видах творчества информация передается через художественные образы, ценность которых может быть утеряна, если образ будет донесен с незапланированными автором изменениями. Нельзя будет говорить о свободе применения труда, а также и о свободе предпринимательской деятельности, если не будет доступа к информации о потребительском спросе на различные категории то­варов и услуг, так как информация о рынке товаров и труда в этом случае будет некачественной или труднодоступной. [31, c.139]

Необходимо также отметить связь права человека и гражданина на информацию с правом на благоприятную окружающую среду и достовер­ную информацию о ее состоянии (ст. 42 Конституции РФ). Само право на достоверную информацию об окружающей среде может рассматриваться как элемент права на информацию, так как сведения об окружающей среде - это разновидность информации. Если сравнить это положение с нормой, закрепленной в ч. 4 ст. 29, то они соотносятся как часть и целое, так как в соответствии с ч. 4 ст. 29 граждане могут не только искать и получать, но и распространять и производить информацию. Из этого следует, что в соответствии со ст. 42 граждане имеют право искать и получать сведения о состоянии окружающей среды. А ч. 4 ст. ст. 29 гарантирует право производить и распространять эту информацию. [31, c.138]

В юридической литературе также существует деление прав по поко­лениям. К первому поколению относятся права и свободы, цель которых - дать человеку защиту от вмешательства государства в их дела. Это, в основном, личные и политические права и свободы.

Второе поколение прав представлено социально-экономическими правами, то есть правами на получение от государства условий, при кото­рых каждый гражданин может максимально развить свой потенциал. Пра­ва второго поколения - это права на требование от государства создания программ для полной реализации любых прав индивида. Иногда эти права называют производными, но это не дает основания считать их менее значимыми.[43, c.218]

Третье поколение прав - это новейшая и самая противоречивая категория. Своим появлением они в большой степени обязаны развивающимся странам, для которых необходимо создание такого законодательства и экономического порядка на международном уровне, при котором им будет гарантировано полноценное развитие, помощь при катастрофах, мир и хорошее состояние окружающей среды. Применение таких прав будет в дальнейшем зависеть от международного сотрудничества.

К правам первого поколения можно отнести почти все права, содержащиеся во французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., и все права, содержащиеся в американском Билле о правах, ратифицированном 15 декабря 1791 г.

Право человека и гражданина на информацию не может быть причислено ко второму поколению прав, так как, несмотря на взаимосвязь с ними, оно в силу своего генезиса и характера относится одновременно и к политическим, и к личным правам. В то же время вряд ли можно отнести его к первому поколению прав. Такое положение обусловлено тем, что та­кого права не было ни во французской Декларации прав человека и граж­данина, ни в Билле о правах США. Право на информацию возникло гораз­до позже, а значит, является производным от свободы слова и печати и выражения мнения. Видимо, поэтому американский ученый Тон Бирз счи­тает, что право человека и гражданина на информацию следует относить к третьему поколению прав. Другой ученый из США, П. Алстон, считает, что, несмотря на то, что права третьего поколения в большинстве своем являются коллективными правами, к этой группе прав могут быть отнесе­ны и другие права. По его мнению, многие права первого и второго поко­лений по своей природе тоже являются коллективными. К ним относятся: право исповедовать определенную религию в сообществе других индиви­дов, право собираться мирно без оружия, право на участие в культурной и общественной жизни и т. п. Таким образом, любое право, производное от прав первого и второго поколений, и не вошедшее в их категорию, может быть причислено к правам третьего поколения, несмотря на то, что права этой группы носят коллективный характер, и их реализация во многом зависит от сотрудничества на международном уровне. Следовательно, пра­во человека и гражданина на информацию можно отнести к группе прав третьего поколения как производное от свободы слова и печати или сво­боды выражения мнения, относящихся к группе прав первого поколения. В этом случае их связь становится более понятной.[22, c. 22]

Положительной стороной такой классификации прав является то, что, во-первых, она не принижает значения ни одного из существующих прав и, во-вторых, дает возможность более объемно и глубоко рассмотреть взаимосвязи прав, историю их возникновения и развития.[33, c.209]

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ право человека и гражданина на информацию принадлежит к основным правам человека и гражданина. Его соотношение с другими основными правами и свободами может быть различным. Одни права и свободы могут являться своеобразными гарантиями права человека и гражданина на информацию, без кото­рых процесс реализации этого права был бы значительно затруднен (нормы ч. 2 ст. 24, ст. 28 Конституции РФ). А по отношению к другим правам и свободам (например, к праву на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии) такой гарантией может быть право человека и гражданина на информацию.

Наиболее тесно это право связано с группой личных и с группой политических прав граждан. Это вызвано тем, что информация может иметь различный характер (личная и общественно-значимая, например). Соответственно правомочия, связанные с циркулированием сведений, носящих личный характер и имеющих значение для частной жизни человека, будут относиться к личной группе прав и свобод, а правомочия, связанные с по­иском, получением и распространением официальной информации, - к политическим. Однако в самом тексте ч. 4 ст. 29 Конституции РФ не указывается точно характер сведений, о которых идет речь. Указание на ограни­чение этого права институтом государственной тайны всего лишь показы­вает, что предметом правоотношений может быть любая другая офици­альная информация. Точно также из смысла ч. 2 ст. 24 не следует, что до­кументы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы человека, не могут носить политический характер. В силу этого обстоятельства вряд ли следует относить право на информацию к одной группе прав.[17, c.239]

Соотнесение права человека и гражданина на информацию только с одной группой прав может необоснованно уменьшить значение его связей с другой группой прав и свобод. В то же время, для того чтобы лучше разобраться в роли анализируемого права в системе прав человека и гражданина, нужно рассмотреть все возможные его связи с другими правами. Например, обсуждение проблемы его взаимосвязи с правами других поколений дает возможность проследить историю его возникновения и формиро­вания, а возможно, и прогнозировать его развитие.

Итак, взаимосвязь права человека и гражданина на информацию с указанными свободами очевид­на. Без права производить и распространять информацию была бы сущест­венно ограничена свобода слова, а без права искать, получать и передавать информацию - свобода мысли.

 

2.2.Конституционно-правовая сущность и нормативное содержание права на информацию

 

Конституционно-правовая сущность и нормативное содержание права на информацию - это сложный и многосторонний как в организационно-политическом, так и в юридическом отношениях, ор­ганизм. В процессе реализации прав и свобод граждан участвуют не только сами граждане и их объединения, но и государственные органы общей и специальной компетенции. Это есть процесс превращения прав и свобод, установленных в Конституции, в их реальное осуществление.

Механизм реализации права является основной частью механизма пра­вового регулирования. По мнению С.С. Алексеева, «правовое регулирование, по своему фактическому итогу, выражается в реализации права».[22, c.16]

Он различает три основные стадии механизма правового регулирования: 1) об­щего действия юридических норм, на которой происходит регламентация поведения субъектов, определение содержания этого поведения, условий возникновения прав и обязанностей и т. д.; 2) возникновения субъективных прав и обязанностей; 3) реализации прав и обязанностей, на которой права и обязанности претворяются в фактическом поведении субъектов. Таким об­разом, реализация права является элементом механизма правового регули­рования. Она выражается в поведении участников общественных отношений, через которые воплощаются требования и возможности, содержащиеся в праве.[35, c.9]

Следовательно, механизм правового регулирования и механизм реали­зации права тесно взаимосвязаны, поскольку первый как бы направляет реализацию права в нужное русло. Таким же образом механизм правового регулирования связан и с механизмом правовой защиты прав и свобод.

Существуют четыре формы реализации права: 1) исполнение, 2) ис­пользование, 3) соблюдение, 4) применение. При исполнении субъекты пра­ва осуществляют содержащееся в нем обязывающее правовое предписание.

Для этой формы характерно активное поведение субъектов, так как они вы­полняют возложенные на них обязанности. При использовании права субъ­екты осуществляют возможности, вытекающие из дозволения. Эта форма также характеризуется активным поведением субъектов, но в отличие от предыдущей субъект реализует свое собственное право на определенные действия. Соблюдение права характеризуется неактивным поведением, так как субъекты согласуют свое действие (бездействие) с юридическими за­претами и выполняют возложенные на них пассивные обязанности. Вторая и третья формы реализации тесно взаимосвязаны, поскольку при использо­вании права нельзя преступать рамки дозволенного. Особой формой госу­дарственной деятельности, направленной на реализацию правовых предпи­саний, является применение права. Применяя право, государство осуществ­ляет две основные функции: 1) организацию выполнения предписаний пра­вовых норм (посредством принятия индивидуальных актов); 2) охрану и защиту права от нарушения.[91, c.139]

Как подчеркивает С.С. Алексеев, активное поведение субъекта можно рассматривать как реализацию права лишь условно, так как поведение субъ­ектов здесь является результатом осуществления его интересов, основан­ных на потребностях социальной жизни. Сущность же реализации любых юридических норм заключается в создании типовых конструкций, в соот­ветствии с которыми субъекты и строят свое активное поведение, продик­тованное социальными потребностями. Такие формы реализации права, как использование и соблюдение представляют собой регулятивный и эффек­тивный охранительный социальный механизм, который может «дать про­стор и гарантировать правомерное поведение», то есть они одновременно предоставляют субъекту свободу выбора и выступают для общества в целом и для каждого отдельного субъекта права гарантией того, что его права не будут нарушены другими.[40, c.61]

В соответствии с формами реализации права можно наметить и пути его реализации: 1) соблюдение гражданами правопорядка; 2) осуществле­ние правоохранительной деятельности органами государственной власти.

Правопорядок - это «порядок в регулируемых... правом общественных отношениях, предполагающих реализацию участниками этих отношений субъективных прав и исполнение ими юридических обязанностей».[35, c.139]

Соблюдение гражданами правопорядка тесно связано с первыми тремя формами реализации права в силу того, что правопорядок - это «такая упо­рядоченность общественных отношений, которая выражается в правомер­ном поведении их участников». Значит, действия субъектов правоотноше­ний, не нарушающие правопорядок, могут считаться его соблюдением. Реа­лизация права в любой из вышеупомянутых форм (исполнение, использова­ние, соблюдение) предполагают правомерное поведение субъекта.[79, c.69]

Осуществление правоохранительной деятельности органами государ­ственной власти наиболее тесно связано с такими формами реализации пра­ва, как исполнение и применение. Это обусловлено тем, что в правоотноше­ниях, связанных с реализацией гражданских прав субъектами, на которых возложены обязанности по охране прав граждан, являются государственные органы. Например, в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ говорится, что каждому га­рантируется судебная защита его прав и свобод. Охрана прав граждан мо­жет быть возложена не только на суд, но и на такие правоохранительные органы, как милиция и прокуратура, а также на Федеральное Собрание, Уполномоченного по правам человека, комитеты и комиссии Государствен­ной Думы. Гарантом прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ является Президент (ст. 80).[54, c.47]

Государственные органы могут участвовать в реализации прав граж­дан, не только осуществляя правоохранительную деятельность, но и просто выполняя правовые предписания, обязывающие их производить какие-либо действия. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить гражданам возможность ознакомления с документами и материалами, непо­средственно затрагивающими его права и свободы.

Необходимо отметить, что не все права и свободы нуждаются в опре­деленном механизме реализации. Для использования некоторых из них не­обходимо всего лишь, чтобы в государстве существовало реальное верхо­венство закона. Потребность в защите прав и свобод в данном случае воз­никает только при условии их нарушения. Это такие права, закрепленные в российской Конституции, как право на жизнь (ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право определять и ука­зывать свою национальность (ст. 26), право свободно передвигаться, выби­рать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27) и т. д.[31, c.14]

Однако для использования большинства прав, гарантированных Кон­ституцией РФ, необходим определенный механизм реализации. К таким правам относятся: право проведения митингов, демонстраций и т. п. (ст. 31), право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), избиратель­ное право (ч. 2 ст. 32), право подачи обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на предоставление бесплатного жилья (ч. 3 ст. 40), право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41), право на бла­гоприятную окружающую среду (ст. 42), право на образование (ст. 43), пра­во на государственную защиту прав и свобод (ст. 46), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездейст­вием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и некоторые другие.[63, c.236]

Для реализации прав и свобод, относящихся ко второй группе, требует­ся определенный механизм реализации, поскольку их полноценное претво­рение в жизнь зависит не только от реального верховенства закона, но и от определенных действий уполномоченных на это органов или должностных лиц, которые должны помочь физическим лицам осуществить свои права и свободы. Так, в ведении органов исполнительной власти находится органи­зация системы охраны здоровья, образования, социального хозяйства, защи­та от безработицы и т. д. К этому нужно добавить обязанность органов ис­полнительной власти создавать необходимые условия для участия граждан в управлении делами государства (реализации их прав на объединение в общественные организации, демонстрации, митинги, собрания, свобода со­вести и вероисповедания и т. д.). К этой же группе прав и свобод относится и право на информацию.[31, c.39]

Это обусловлено уже самими правомочиями, гарантированными Кон­ституцией РФ. Например, реализация права получать информацию от госу­дарственных органов невозможна без определенного процесса запроса ин­формации и ответа на него государственного органа. В данном процессе определенные права и обязанности существуют у обеих сторон. Только в результате их обоюдного соблюдения возможна эффективная реализация права на получение информации. «В ходе право применения реализация прав и свобод означает деятельность государственных и общественных структур, направленную на точное и неуклонное исполнение веяний, выра­женных в применяемой правовой норме, закрепляющей соответствующие юридические возможности граждан». Таким образом, в отношениях с орга­нами исполнительной власти гражданин выступает как правомочная сторо­на, когда его правам соответствует обязанность органа управления (должностного лица).[50, c.13]

Механизм реализации любого права представляет собой многоступен­чатый процесс. Отправной момент (или первая стадия) такого процесса - это выяснение того, является ли лицо гражданином Российской Федерации, иностранцем или лицом без гражданства. В юридической литературе эту стадию принято называть стадией правового статуса. От нее зависит нали­чие у человека определенного права, а, следовательно, и объем возможности реализовать это право. Согласно конституционным нормам гражданин Рос­сийской Федерации может самостоятельно осуществлять свои права и обя­занности с 18 лет. В принципе, иностранные граждане и лица без граждан­ства пользуются в РФ теми же правами, что и граждане РФ, но законом или международным договором РФ могут быть оговорены исключения (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. ст. 4-6 Положения «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа эмиг­рантов и реэмигрантов к государственной тайне»).[50, c.109]

Так, по отношению <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...