Международные стандарты права человека и гражданина на информацию и их развитие в законодательстве различных государств
Прежде чем начать рассматривать международные стандарты права человека и гражданина на информацию, необходимо дать определение понятия «международный стандарт». Следует отметить, прежде всего, что он обязательно выражается в международно-правовых нормах. Взаимосвязь таких норм с нормами национальных правовых систем двояка. «На норм образование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств».[72,c. 12.] Большое влияние на формирование международного права оказывает и правосознание, складывающееся в результате постоянного взаимодействия различных государств. Оно соответствует не субъективной воле народа, а объективным факторам общественного развития. В свою очередь, международное право также влияет на национальное законодательство. В некоторых государствах ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так как субъектами, непосредственно подчиняющимися нормам международного права, являются официальные государственные органы, а не физические и юридические лица, фактическая реализация международных обязательств внутри государства может быть достигнута только путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и правила.[71, c.39] Таким образом, международное право формируется на основе тех норм национальных правовых систем, которые сложились на базе определенных общественных отношений и уже доказали эффективность своего действия. В свою очередь, появление определенных норм в национальных правовых системах может быть обусловлено ратификацией тем или иным государством международно-правовых документов. Следовательно, когда мы говорим о международных стандартах того или иного права, следует иметь в виду не только нормы, закрепленные в международно-правовых документах, но и наиболее прогрессивные нормы национальных законодательств, которые способны наиболее полно урегулировать социальные отношения, возникающие на том или ином историческом этапе.
В большинстве развитых стран с участием политических лидеров, прогрессивных правительств и финансовой поддержки транснациональных корпораций реализуются Программы становления информационного общества; концепции перехода к информационной эре, планы участия в трансформации общественных институтов, принятые международными организациями ООН / ЮНЕСКО, Всемирным банком, Всемирной торговой организации, Организации экономичного сотрудничества и развития, Советом Европы, Европейским Союзом, Европейским банком реконструкции и развития, ОБСЕ, Центрально европейской инициативы и другими международными и региональными правительственными и неправительственными институтами За основу концепций взято определение стратегии информационного общества, основных положений, условий и приоритетов международной, региональной и национальной информации иной политики, формулируются политические, правовые, социально-экономические, культурные и технологические предпосылки перехода к информационному обществу, обосновывается специфика и цель глобальных транс этик. [90, c.39] Историческое значение ст. 19 Всеобщей декларации прав человека заключается в том, что, во-первых, в ней был использован термин «информация», в то время как в законодательстве большинства государств употреблялись термины «мнение», «мысль» (например, в п. 1, ч. 6 ст. 40 Конституции Ирландии от 12 декабря 1937 г., в ст. 72 Конституции Исландии от 17 июля 1944 г., в ст. 6 Конституции Боливии от 17 ноября 1947 г. и других). Во-вторых, в ней был четко очерчен круг действий, которые человек мог осуществлять в отношении информации. То есть он мог искать, получать и распространять ее любыми средствами, независимо от государственных границ. В начале 50-х годов в конституциях ряда стран право на информацию также появилось как элемент свободы слова и печати или свободы выражения мнения. Оно было гарантировано, например, в ч. 1 ст. 5 Основного закона Федеративной республики Германия от 23 мая 1948 г. В ней право граждан на информацию являлось неотъемлемым элементом свободы слова и печати. «Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируется», - гласила эта статья.[60, c.139]
4 ноября 1950 г. была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, в статье 10 которой была, едва ли не дословно, процитирована норма ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.[60, c.141] Однако в указанной статье, в частности, говорилось: «Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий». Это можно истолковать как право государства в определенных случаях осуществлять контроль над передачей многих видов информации. Такое предположение следует из решений Европейского суда по делам Handyside v. United Kingdom от 7 декабря 1996 г. (№ 24) 1 E.H.R.R. 737 и Observer & Guardian v. United Kingdom от 26 ноября 1991 г. (№ 216), 14 E.H.R.R. 153. В них речь идет о запрете государства издательствам распространять информацию. В первом случае это было связано с возможностью растлевающего влияния определенных сведений на малолетних, во втором - с охраной государственной тайны. Согласно решению Европейского суда вмешательство государства в осуществление прав, защищаемых Конвенцией, возможно, если оно оправдывается мерами, необходимыми в демократическом обществе.[63, c. 124] Как уже указывалось выше, в 50-е годы немногие страны восприняли положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. об информации в своих конституциях. Но в конституциях подавляющего большинства стран были закреплены нормы, охранявшие личную и семейную тайну (ст. 32 Конституции Княжества Лихтенштейн от 5 октября 1921 поправка IV Конституции США 1781 г.; ст. 6, 11, 12 Закона о форме правления в Финляндии 1919 г.; § 1., п. 6., ч. 1, ст. 8 Конституции Португалии от 1933 г. с дополнениями, принятыми на 11 июня 1951 г.), хотя в некоторых конституциях это закрепление и было формальным. Нормы, гарантировавшие неприкосновенность частной жизни граждан, соответствовавшие международным стандартам того времени, были закреплены и в конституциях социалистических государств, например, в §4, § 6 Конституции Чехословакии от 9 мая 1948 г., ст. 74 Конституции Польши от 22 июля 1952 г. и др. [60, c.63]
Таким образом, в 40-е-50-е годы право человека на информацию в большинстве стран существовало как элемент свободы выражения мнения, свободы слова и печати, причем подразумевалась в большей степени научная, культурная и другие виды информации, кроме официальной, а сам термин «информация» почти нигде не использовался. Единственной страной, в которой в этот период был принят закон, разрешавший гражданам доступ к информации о деятельности государственных органов и их должностных лиц, была Швеция. В странах с системой общего права (Австралия, Великобритания, США, Канада) многие права граждан обычно закреплены в специальных законах, так как в некоторых из них (Австралия, Великобритания) нет единой писаной конституции. Но до 60-х годов в законах этих стан не было каких-либо норм, обязывавших государственные органы и их должностных лиц предоставлять гражданам необходимую им информацию. [87, c.14] В США и Канаде до 60-х годов существовали только законы о государственной тайне, которые допускали некоторые случаи доступа общественности к официальным документам в виде исключения. Причем в США этот доступ мог быть открыт только в случае необходимости, наличие которой надо было доказать, а стремление государственных органов и должностных лиц скрыть любую информацию поощрялось.[26, c.32] В других станах общего права таких законов нет до сих пор, и все отношения в этой сфере регулируются на основе судебных прецедентов (Австралия), в том числе проблемы, связанные с реализацией свободы слова и печати, в состав которых раньше было принято включать право человека и гражданина на информацию.[18, c.139]
В конце 70-х и в 80-е годы свобода выражения мнения в том виде, в котором она была предложена в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., была закреплена в конституциях 124 стран мира. В некоторых странах право на информацию было закреплено как самостоятельный институт (п. «сГ ч. 1 ст. 20 Конституции Испании от 27 декабря 1978 г.; ч. XV ст. 5 Конституции Бразилии от 5 октября 1988г.; а также во Франции в Законе о доступе к отчетам исполнительной власти 1978, в Великобритании в Законе о доступе к информации 1985 г.). [36, c.39] Впрочем, не во всех вышеназванных законодательных актах упоминалось право на личный доступ граждан к правительственной информации. Основным фактором, ограничивающим их доступ к информации о деятельности государственных органов во всех станах, является государственная тайна. Перечень сведений, составляющих ее, приблизительно одинаков во всех станах. Это была в первую очередь информация, полученная должностными лицами, исключительно в результате служебной деятельности. Хранение информации могло быть обосновано интересами поддержания общественного спокойствия, порядка и безопасности, обороны страны, международных отношений, а также экономическими интересами, требованиями подготовки решений административного органа. [87, c.14] В некоторых станах, например, в Канаде и США существуют законы о личной тайне. В них урегулирован как порядок получения определенной информации о частных лицах, так и порядок ознакомления физических лиц с информацией о них, находящейся у государственных органов. В этих законах есть и свои особенности. Например, в Законе о неприкосновенности частной жизни в США (Privacy Act 1974 г.) предусматривается обязанность должностных лиц в определенных случаях уведомлять граждан о наличии сведений о них у государственных органов. В соответствии с этими законами лица, информация о которых подлежит доступу иных лиц, должны быть предупреждены заранее об ее открытии и имеют право на судебную защиту. Информация, связанная с личной жизнью граждан, строго охраняется законом. Если государственные органы желают получить какую-либо информацию о гражданине, они обязаны уведомить его о том, где и как она будет храниться и использоваться. [89, c.74] Надо отметить и то, что, хотя ни во Всемирной декларации прав человека, ни в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод ничего не говорилось о праве человека на правительственную информацию, это были единственные международные акты, послужившие толчком к появлению этого права. Многие страны, в том числе и Россия, перенесли нормы статей 19 декларации и 10 конвенции в свое национальное законодательство.
На международных конференциях был принят ряд конвенций, в которых рассматриваемое право составляло только часть свободы мысли и слова. Например, в ст. 13 Американской конвенции о правах человека, принятой 22 ноября 1969 г. в Сан-Хосе говорится: «каждый человек имеет право на свободу мысли и слова. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, или художественных форм выражения, или иным способом по-своему выбору». Эта формулировка более близка по своему значению к формулировке ст. 10 Всеобщей декларации прав человека. Право гражданина на информацию как элемент свободы слова было закреплено и в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (ч. 2 ст. 13), принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1990 г. В большинстве бывших социалистических стран право человека и гражданина на информацию в его современном понимании появилось только в 90-е годы, что было связано с пересмотром значимости гражданских прав в этих государствах и приобретением ими первостепенного значения В России право человека и гражданина на информацию было закреплено только в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. и в Конституции РФ 1993 г., а в 50-е-70-е годы развитие права на информацию в Советском Союзе происходило также, как и в большинстве других стран. Конституции РСФСР, действовавшие в этот период, во многом повторяли положения союзных конституций. В них не нашли отражение положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Даже такие свободы граждан, как свобода слова и печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, лишь перечислялись, их содержание не пояснялось. [91, c.173] Мнение о том, какие меры должны быть приняты для совершенствования организационно-правовых средств защиты прав человека и гражданина, были различными. Предлагалось, например, использование как государственных, так и общественных начал в правозащитном механизме. Шла разработка различных законопроектов, призванных не только обеспечить эффективную работу органов управления информационными процессами, но и более четко регулировать процесс обмена информацией. В конце 80-х годов были созданы предпосылки формирования права информатики, которое было бы призвано регулировать информационные отношения. Неизбежность возникновения такой отрасли права объяснялась возрастающей ролью ЭВМ в обществе, а, следовательно, и необходимостью разработки «такого специфического правового метода, который перераспределил бы ответственность между участниками информационных общественных отношений и разграничил ответственность пользователей и создателей ВС (вычислительных систем - В.Х) за результаты многоступенчатого процесса интеллектуальной деятельности с использованием ВС». В настоящее время это право получило название «Информационного». Существует ряд нормативно-правовых актов, посвященных именно этому аспекту права человека и гражданина на информацию. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ; Закон Российской Федерации «О правовой охране программы для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 и др.[56, c.169] В 1990-1992 гг. различными группами специалистов были подготовлены проекты общесоюзных законов об информации и информационных отношениях, о научной интеллектуальной собственности и ее охране, о научно-технической информации, о защите информации в автоматизированных системах и т.д. Большая работа в этой области велась Комиссией по правовой информации России. Однако в данных законопроектах отмечался ряд недостатков: чувствовалась приверженность авторов централизованному управлению (например, проект закона об информатизации в СССР предусматривал создание централизованных органов управления информатикой); не был детально разработан статус информационного правоотношения, информации как объекта правового регулирования. Однако в них было и положительное. Например, авторы законопроектов исходили из презумпции доступности информации, как для физических, так и для юридических лиц; подчеркивался принцип приоритета прав личности на доступ к необходимой информации и обусловленная этим принципом обязанность государства в лице его органов и их должностных лиц удовлетворить это право. Уже сам этот факт указывал на изменения в статусе правоотношений по получению и распространению информации. [16, c.125] В июле 1991 г. началось претворение в жизнь Программы правовой информатизации России, которая предусматривала интенсификацию информационно-правовой деятельности в правотворческой, правоохранительной и правоприменительной сферах. Некоторые авторы предлагали интеграцию деятельности в сфере информатики, как на региональном, так и на республиканском уровнях, как одну из необходимых составных дальнейшего развития информатизации в обществе. 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. В преамбуле Декларации говориться, что права и свободы человека, его честь и достоинство - высшая ценность общества и государства. Отмечается и необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека.[76,c.348] Указанная Декларация примечательна тем, что это был документ, в котором впервые официально закреплено право граждан на информацию. Право на информацию, сформулированное в ч. 2 ст. 13 Декларации было позднее использовано в ст. 29 Конституции РФ 1993 г. Часть 2 ст. 13 предусматривала также ограничения этого права. В соответствии с этой нормой ограничения могли устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Ст. 40 вышеупомянутой Декларации устанавливала парламентский контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Эта обязанность была возложена на Парламентского Уполномоченного по правам человека, институт которого предполагалось создать. Уже в упомянутой Декларации право человека и гражданина на информацию было закреплено в отдельной части ст. 13, что говорило о некоторой его обособленности от закрепленных в первой ее части свободы мысли, слова и выражения мнений и убеждений. А перечисленные в ней исключения из круга информации, доступ к которой мог быть беспрепятственным, позволяет сделать предположение, что российские граждане имеют право как на получение научной или культурной информации, так и на получение информации о деятельности государственных органов, их должностных лиц и информации о физических и юридических лицах, если она не составляет какой-либо тайны, или, если ее передача, получение и распространение не наносят ущерб вышеперечисленным лицам. Здесь следует отметить, что в ч. 2. ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. более подробно раскрыто содержание права человека и гражданина на информацию, чем в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ.[31, c.14] В то же время в этой статье особо указывалось на то, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом, что дает основания полагать, что граждане Российской Федерации имеют право на правительственную информацию. Основным источником получения информации о работе государственных органов для большинства граждан являются средства массовой информации. Благодаря им, мы имеем возможность получать информацию 0 работе государственных органов, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Ст. 38 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. (с последующими дополнениями и изменениями) предусматривает обязанность вышеуказанных органов и организаций предоставлять органам массовой информации сведения о своей работе. Ст. 41 того же закона предусматривает предоставление информации, конфиденциальность которой должна соблюдаться редакцией. Охрану сведений, не подлежащую разглашению, регламентирует ряд законов и нормативно-правовых актов, таких, как уже упоминавшийся Закон РФ «О средствах массовой информации», Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., а также Указы Президента РФ «О защите государственных секретов РФ» от 14 января 1992 г., «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г. На тот момент проблема реализации права граждан на информацию в большей степени еще не решена. В Специальном докладе о соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 1993 год сказано, что «до последнего времени не прекращались попытки законодательной и исполнительной властей по ограничению свободы деятельности средств массовой информации и, соответственно, конституционного права гражданина на получение информации». Поэтому в сентябре 1997 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О праве на информацию».[32, c.13] Можно спорить о достоинствах и недостатках этого законопроекта, но ясно одно - право граждан на информацию в России не только оформилось в самостоятельный институт, но и имеет все шансы на развитие. Россия была одной из первых республик бывшего Союза, включившей в свою Конституцию норму, закрепляющую право человека и гражданина на информацию. До этого подобное положение было закреплено в Конституции Казахстана от 28 января 1993 г., Туркменистана от 18 мая 1992 г., Эстонии от 28 мая 1992 г. Позднее это право появилось в Конституции республики Беларусь от 5 марта 1994 г. и в Конституции Украины 1996 г. Однако в конституциях некоторых других стран СНГ и Балтии это право либо отсутствует, либо не соответствует принятым стандартам как, например, в Конституции Кыргызской Республики от 5 мая 1993 г. В ней ничего не говорится о праве граждан на правительственную информацию, хотя закреплено право на передачу и распространение информации, которое существует как элемент свободы слова и печати. [62, c.60] Таким образом, развитие права человека и гражданина на информацию происходило в России так же, как и в большинстве других стран. Оно подразумевалось как элемент свободы слова и печати и не влекло за собой реальной обязанности государственных органов предоставлять гражданам информацию о своей деятельности. Но и то право, которое формально гарантировалось советской Конституцией, в реальной жизни не могло полноценно осуществляться. Так же как и в большинстве государств, оформление права человека и гражданина на информацию произошло в России на рубеже 80-х-90-х годов и завершилось его законодательным закреплением сначала в Декларации прав и свобод человека 1991 г., а затем и в действующей Конституции Российской Федерации. Нормами, закрепляющими международные стандарты, являются нормы, содержащиеся в международных правовых актах. Важную роль играют и наиболее прогрессивные нормы национального законодательства других стран. Это определяется тем, что в международные документы включаются нормы уже подтвердившие свою эффективность на практике. В свою очередь признание подобных норм на международном уровне стимулирует появление или дальнейшее развитие определенного института права в национальном законодательстве. Так произошло и с правом человека и гражданина на информацию. Окинавская Хартия для дальнейшего развития общества. Действительно, только равный доступ к источникам информации всех слоев населения может создать благоприятные условия для развития общества. Не ясным остался вопрос о решении проблемы «Информационного терроризма». Ведь с помощью ИК – технологий можно реализовать все прогрессивные идеи, о которых говорится в Хартии, но и создать предпосылки для разрушения уже созданного, внедрения в информационное пространство «вредоносных» идей, которые тоже будут проникать в умы человечества, использования ИКТ в нечистоплотных целях (например, коммерческий шпионаж, информационная война и прочие нехорошие вещи).[69] Согласны со многими положениями данной хартии, но если ориентироваться на срок выхода данного документа и сравнить с реальной ситуацией с ИТ, то все это еще предстоит решать, причем решать глобально. Те малые шаги, которые делаются (укомплектовываются учреждения минимумом оборудованием, программным обеспечением и т.д.), не сделают большого прорыва в информатизации общества. В данном документе упущен достаточно важный фактор информатизации – мотивационное содержание населения к данному виду образования и получения информации. Большинство населения достаточно пассивно по отношению к собственному образованию. Политика государства не стимулирует повышение информационной грамотности населения. Но при этом остро звучит вопрос социального обеспечения общества. До тех пор, пока социальный уровень жизнеобеспечения общества будет низким, вопрос о информатизации в том контексте, который прописан в хартии, будет трудно реализовать.[74, c.34] Информационное общество, как его представляет Хартия, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей. Стремление к ликвидации международного разрыва в области информации и знаний уделяется внимание защите прав интеллектуальной собственности на информационные технологии, развитию конкуренции и широкого внедрения новых технологий, развитию эффективного и значимого механизма защиты частной жизни потребителя, а также защиты частной жизни при обработке личных данных, обеспечивая при это свободный поток информации. [73, c.19] Данный документ открывает перед развивающимися странами возможности, они могут надеяться на преодоление препятствий, традиционно возникающих в процессе развития инфраструктуры, более эффективное решение своих насущных задач в области развития, таких как сокращение бедности, здравоохранение. Потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий. «Пожизненное» обучение звучит как приговор. Человека обязывают участвовать в жизни информационного общества, лишая права выбора. Следует констатировать очевидную за последние 30 лет либерализацию права и политики в сфере доступа к информации. В 40 государствах были приняты законодательные акты по доступу к государственным информационным ресурсам, в других, имеющих соответствующий законодательный опыт, действующие законы о доступе к информации были подвергнуты существенным изменениям в связи с развитием информационных технологий и общей тенденцией к обеспечению прозрачности функционирования властных институтов. Однако в целом заинтересованность общества в информационной открытости власти не снизилась. Более того, проблема обеспечения такой открытости приобрела особое значение в связи с международно-правовым закреплением права на информацию.
2.Понятие и содержание права человека и гражданина на информацию в России и механизм защиты данного права
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|