Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие юридической науки как знание и социокультурного института.




Учебный и научный статус дисциплины.

Курс «История и методология юридической науки» является базовым в образовательной программе подготовки магистра по направлению «Юриспруденция» и представляет собой теоретико- методологическую основу для изучения специальных дисциплин, предусмотренных магистерскими программами. Дисциплина «История и методология юридической науки» относится к федеральному компоненту образовательной программы магистра, установлена государственным образовательным стандартом и является обязательной. Знание истории юридической науки расширяет кругозор, знакомит с опытом, накопленным в ходе истории изучения права и правовых явлений, позволяет увязать собственные исследования с общими тенденциями развития юриспруденции, дает возможность избежать повторения версий уже отброшенных в ходе предыдущих исследований.

Изучение методологии юридической науки необходимо для получения истинного знания, для планирования исследования, дает возможность оценить высказываемые в науке позиции. Поскольку метод познания определяется предметом познания, то знание существующих методов правового познания необходимо для правильного выбора подходящих методов исследований. Изучение истории и методологии юридической науки учитывает и дополняет такие дисциплины как «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «История государства и права».

Целью изучения дисциплины является обучение студентов пониманию методологических основ современной юридической науки; формирование методологических навыков для самостоятельной научно- исследовательской деятельности.

Задачи курса: изложение с позиций современного науковедения истории и методологии юридической науки в контексте методологической ситуации в современном отечественном и зарубежном правоведении; демонстрация и сравнительный анализ познавательного потенциала основных методологических стратегий, используемых в юридической науке; выявление понятия юриспруденции, основных этапов развития зарубежной и отечественной юриспруденции, значения юриспруденции для развития отраслевых наук; уяснение сущности и структуры методологии познания права, связи предмета и методологии в познании природы и сущности права; изучение системы методов познания и реализации права.

4 Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать: содержание основных методологических программ; об основных концепциях научного знания и критериях научности; об эволюции социально-гуманитарных наук, историческом развитии юридической науки и методологии; историю возникновения юридической науки, в том числе общей теории юриспруденции, отраслевых юридических наук, а также смежных с юридическими гуманитарных наук; общие положения о науке вообще и юридической науке в частности; о методологии как особой отрасли научного исследования; основные тенденции развития современной юридической методологии.

Уметь: использовать критерии научности для анализа теоретических, исторических и отраслевых юридических наук; анализировать правовые концепции и их методологические основы в контексте исторических типов научной рациональности; анализировать и использовать познавательные возможности конкретных методологических программ в рамках юридических исследований; теоретически обоснованно выстраивать методологические стратегии исследования; конструировать адекватный исследуемому предмету метод, создавать методологический синтез, профессионально излагать результаты научных исследований.

Владеть: умением ориентироваться в проблематике современного социально-гуманитарного познания, методологически квалифицированно организовывать процесс научного исследования; методикой самостоятельного изучения и анализа юридического познания; основными методами социального и правового познания; навыками комплексного подхода к исследованию правовых явлений, который позволяет выявить их истинную сущность; навыками анализа современной юридической науки с точки зрения использования методов и перспектив совершенствования методологии правоведения.

Понятие юридической науки как знание и социокультурного института.

Правовая (юридическая) наука представляет собой большую совокупность знаний о государстве и праве, накопленных обществом за всю его многовековую историю. Можно выделить три большие сферы правовой науки: во-первых, знания о современных государстве и праве, способах и закономерностях их функционирования и развития; во-вторых, исторические знания, т. е. дошедшие до наших времен сведения о ранее существовавших и существующих сейчас системах законодательства, типах и формах государства; в- третьих, историю самой правовой науки во всем многообразии присущих ей политических и правовых доктрин, теорий, концепций, идеологий.

Наука исследует право с системных позиций и потому раскрывает его во всей совокупности действующих правовых норм и результатах их воплощения в конкретных отношениях. Современная правовая наука в целом освободилась от чисто нормативистского понимания права и одностороннего догматического, формальнологического анализа источников права. Идея о необходимости исследовать нормы права в динамике, анализируя процессы их воплощения в конкретных правоотношениях, довольно прочно вошла в сознание современных правоведов, хотя и не всегда получает воплощение в практике научных исследований. Тем не менее в правовой науке немало сведений о механизме правового регулирования и об эффективности действия отдельных правовых институтов и нормативных предписаний. Предпринимаются также весьма плодотворные попытки исследовать процессы юридической деятельности в ее наиболее значимых сферах: правотворчестве, правоприменении, правовой защите прав и свобод личности, иных субъектов права, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Правовая наука исследует также государство как орган управления делами общества, его органы, функции, закономерную связь между ним и правом.

За последние 20 лет наиболее значимые результаты научной деятельности российских правоведов выразились в исследовании таких актуальных проблем правовой науки и практики, как проблемы: 1) перевода законотворческой деятельности представительных органов государства на сугубо научные рельсы с целью обеспечить принятие качественно совершенных законов как по форме, так и по содержанию; 2) создания эффективно действующей системы юридических гарантий реальности, способной обеспечить беспрепятственную реализацию прав и свобод граждан и иных лиц в конкретных отношениях; 3) формирования правового государства, ориентированного на обеспечение примата права перед законами государства и реального действия принципа верховенства закона, посредством признания судебными органами актов, принятых с нарушением этого принципа, недействующими; 4) формирования и дальнейшего развития российского законодательства в условиях рыночных отношений и признания частной собственности в качестве ведущей формы собственности; 5) обеспечения правовых начал и принципа законности в деятельности органов государства, преодоления пока что присущих ему таких негативных явлений, как коррупция, бюрократизм и инертность в решении актуальных проблем формирования правового государства.

Знания юридической науки о современных государстве и праве органически дополняются обширными историческими сведениями о процессах возникновения и развития данных явлений. Правовая наука содержит достоверные, научно обоснованные сведения о причинах, обусловивших появление государства и права в период распада первобытно-общинного строя и возникновения частной собственности; об основных этапах, которые данные явления прошли в своем развитии; о сущности рабовладельческого и феодального исторических типов права; об истории становления и развития капиталистического права, его роли в упрочении и развитии гражданского общества и правового государства. Достаточно полно изучены особенности функционирования и развития социалистического государства и права, история их становления в России и других странах Европы, а также в странах Азии и Латинской Америки.

Значительными предстают знания истории правовой науки, условий ее формирования, а также процессов формирования различных подходов к пониманию сущности и закономерностей государства и права, деятельности выдающихся мыслителей, усилиями которых были созданы политико- правовые теории, определившие пути прогрессивного развития государства и права на различных этапах истории общества. В современных условиях заметно усиливается внимание к исследованию истории становления правовой науки, закономерностей ее формирования и развития, что имеет особый интерес для решения задач современного правоведения, повышения его роли в практической деятельности гражданского общества, в сфере формирования правового государства и обеспечения реального действия прав и свобод человека. Интенсивно ведутся исследования проблем методологии научного познания государства и права и проблемы правопонимания, решение которой способно увенчать ответом многовековой вопрос юристов о том, что же в действительности представляет собой право.

Поскольку огромный массив знаний о государстве и праве, их истории, а также истории правовой науки представляет собой результат активной специальной деятельности людей, то правовая наука правомерно рассматривается не только как наличное знание, но и как деятельность, благодаря которой эти знания были получены. Познавательная научная деятельность о государстве и праве, как и всякая деятельность, состоит из двух сторон: объективной и субъективной. Субъективная сторона правовой науки представлена индивидом, человеком, творческими усилиями которого создаются новые знания о государстве и праве либо о правовой науке, истории ее становления и развития. Основной формой развития, совершенствования правовой науки является научное исследование, в ходе которого ученый-правовед формирует, производит новые знания о государстве и праве, закономерностях их становления, функционирования и развития. Как и всякое производство, научная деятельность осуществляется по особой технологии, требующей применения специальных правил, методов научного познания и особых мыслительных действий компетентного специалиста по той или иной проблеме правовой науки. Результаты деятельности ученого- правоведа характеризуются получением новых, еще не известных человечеству знаний о государстве и праве. Эти знания объективируются, выражаются в форме письменного текста, доступного для восприятия другими лицами и содержащего как новые знания, так и обосновывающие их аргументы, доказательства. Новые знания становятся частью правовой науки после того, как будут опубликованы в виде монографии, брошюры, статьи, иной публикации и станут доступными для самых широких кругов юридической общественности.

Объективная сторона правовой науки существует в виде предмета, средств научного познания и конкретно-исторических условий ее функционирования и развития. В итоге правовая наука призвана раскрывать закономерности функционирования и развития права, государства и на этой основе формулировать конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и деятельности государства по управлению делами общества.

Названные закономерности существуют объективно и их познание отдельным индивидом, в том числе ученым-правоведом, является весьма сложной задачей, решение которой требует применения соответствующих познавательных средств — специальных методов познания, учета имеющихся знаний о государстве и праве, а также применения современной вычислительной и иной организационной техники. Следует учитывать, что средства научного познания облегчают, но не гарантируют познание объективных закономерностей государства и права, поскольку переход от имеющегося знания к новому совершается не по правилам логического силлогизма. Большое значение в научном познании имеют интуиция ученого, его способность к неординарному мышлению, умению находить закономерное и необходимое там, где его коллеги видят лишь действие случая или воспринимают событие, явление как ординарное. Объективную сторону науки образуют конкретно-исторические условия ее существования, в числе которых решающее значение имеют условия и порядок подготовки научных кадров, политико-правовой режим, определяющий меру свободы слова и мысли деятелей науки, а также формы организации и деятельности научных учреждений, формы и уровень оплаты труда ученых. Все это свидетельствует о том, что научная деятельность нуждается в значительных материальных ресурсах и потому может успешно развиваться лишь в случае финансирования ее расходов государством и обществом. При недостаточном финансировании научных исследований существенно сокращается приток в науку молодых научных кадров, способных обеспечивать объективное и творческое познание исследуемых явлений, тогда как наиболее творческие ученые-правоведы переходят в сферу практической деятельности. Одновременно существенно падает интерес к научным исследованиям, результаты которых опубликовать в условиях недостаточного финансирования не представляется возможным. Современные общество и государство вынуждены нести значительные расходы на науку, включая правовую, поскольку научная деятельность образует ценный социокультурный институт (феномен).

Правовая наука, возникшая из потребности обеспечить государство сведениями о том, какими должны быть совершенное законодательство, государственные органы и методы управления обществом, продолжает играть эту роль в современных условиях, обеспечивая современную политико-правовую практику знаниями путей развития, совершенствования действующего права и государственных институтов общества. Правовая наука как социокультурный институт оказывает решающее воздействие на многие стороны современного общества и государства, в том числе:

1) является действенным гарантом прогрессивного развития, совершенствования законодательства, его способности обеспечивать эффективное регулирование общественных отношений. Мудрый законодатель, желающий принять качественно совершенные законы как по содержанию, так и по форме, неизбежно ориентируется на современные исследования правоведов, их предложения о путях совершенствования действующего законодательства с учетом имеющихся процессов развития экономики, состояния культуры и других социальных факторов;

2) определяет научно обоснованные пути совершенствования правотворческой, правоприменительной практики, борьбы общества и государства с противоправными посягательствами на права и свободы личности, иных субъектов права; разрабатывает предложения о применении в правотворческой, правоприменительной деятельности современной вычислительной техники, иных достижений научно-технического прогресса; 3) содержит рекомендации о формах и методах совершенствования демократических форм правления, привлечения населения к участию в деятельности государства, в решении актуальных задач формирования правового государства; готовит предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти и должностных лиц, преодолению в их деятельности таких негативных явлений, как коррупция, бюрократизм и волокита;

4) выявляет дополнительные юридические гарантии защиты прав и свобод личности, иных субъектов права, а также пути повышения интереса управомоченных субъектов к соответствующим материальным и духовным благам и соответственно повышения их активности в реализации субъективных прав и свобод, закрепленных действующим законодательством.

Как неотъемлемая часть культуры общества правовая наука наиболее ярко проявляет себя в сфере образования и воспитания. Частью общего и профессионального образования неизменно выступает определенный комплекс элементарных правовых знаний, который должен знать и неукоснительно исполнять каждый индивид как член общества и гражданин государства. При этом образование непременно сочетается с воспитанием, каждый обучающийся основам права должен не просто запомнить те или иные принципы и нормы права, но и выработать у себя, во-первых, стойкую установку на правомерное поведение и, во-вторых, активную жизненную позицию непримиримого отношения к правонарушениям, совершаемым другими. Все наиболее значимые достижения юридической науки находят отражение в учебных программах высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция». Выпускники юридических факультетов вузов получают возможность усвоить новейшие достижения науки, чтобы реализовать их в своей практической или научной деятельности. Таким образом, высокий уровень развития правовой науки, ее научно обоснованные решения актуальных проблем политико-правовой практики являются гарантом высокой культуры деятельности судов, правоохранительных органов и учреждений юстиции, равно как и высокой по- литико-правовой культуры населения. Наибольших успехов в развитии политико-правовой культуры общества и государства правовая наука добивается там, где пропагандируемые ею ценности органически дополняются и подкрепляются позитивными процессами в сфере экономики, материального обеспечения малоимущих и нуждающихся членов общества. Особую значимость имеет демократический режим общества, сочетающий реальное обеспечение прав и свобод граждан с их ответственностью за любые посягательства на действующие законы, режим законности. Как показывает печальный опыт правового воспитания в Советском государстве, рассуждения о правах и свободах граждан, не подкрепленные конкретными делами, ничего позитивного дать не могут. Таким образом, правовая наука представляет собой единство системы знаний о государстве и праве, деятельности ученых-правоведов, осуществляемой в целях развития, совершенствования системы этих знаний и активного воздействия правовой науки на решение актуальных проблем политико-правовой практики, формирования правовой культуры населения и подготовки профессиональных юридических кадров.

 

3. Объект и предмет юридической науки. тетрадь

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...