Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление юридической деятельности в Древнем Риме.




Интеллектуальная культура Древнего Рима – важный этап развития науч­ной рациональности. Основное содержание этого этапа заключается в утилита­ризации рационализма - подчинении его принципу пользы и институциализа­ции знания, связанной с обмирщением рационализма, его превращением в ору­дие политической власти. Необходимо отметить, что Древний Рим заимствует многие достижения древнегреческой интеллектуальной культуры, тем не ме­нее, присущий ему идеал незаинтересованности, умозрительности знания от­вергается как малоэффективный. Общая ориентация культуры Древнего Рима на утилитарные цели и ценности обусловливает выдвижение на первый план прикладного знания. Однако прагматическое отношение к знанию носило од­носторонний характер – знание рассматривалось как социальная и политиче­ская сила; производственный потенциал знания был мало востребован, по­скольку в древнеримском обществе идеал потребления стоял выше идеала про­изводства.

Обмирщение рационального знания ведет к сращиванию «науки» и обра­зования. В Риме утверждается греческая система образования, но с определен­ными коррективами. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведе­ния предков. Занятия музыкой и гимнастикой заменяются обучением более практическим навыкам верховой езды и фехтованию. На высшей стадии обуче­ния особое внимание, qaв отличие от Греции, уделяется не философии, но рито­рике. Цицерон упрекал греков за их увлечение теоретическими науками, в ча­стности математикой и считал, что необходимо ограничить развитие этой науки «надобностями денежных расчетов и земельных межеваний». В целом образование Древнего Рима было направлено на подготовку государственных чиновников, адвокатов. Науки приспосабливаются к практической, политико-правовой, торговой, военной, строительной деятельности. Система образования подчиняется государству. Получая жалование из государственной казны, пре­подаватели превращаются в служащих государственной власти. Наука и обра­зование подвергаются рассудочному воздействию римского права. Стремление все подчинить рассудочной схеме влечет систематизацию образования и суще­ствующего в его рамках знания. В результате создается система школ, опреде­ляется порядок обучения, набор обязательных для изучения «наук». Выдвига­ется идеал принудительного обучения. Обучение превращается в формализо­ванную систему общения, с жестко регламентированными ограничениями и правилами. Главным требованием становится дисциплинированность ученика и учителя, в результате знание начинает рассматриваться не как теория, а как дисциплина. А.П. Огурцов полагает, что дисциплинарный образ науки возни­кает в результате актуализации подхода к знанию с позиций учителя и ученика: для обучаемого знание есть дисциплина, для обучающего – доктрина(2). Одно­временно выдвигаются новые формы изложения знания: энциклопедия – сис­тематический свод знаний, и научный трактат - определенным образом орга­низованное и репрезентированное знание.

Культура Древнего Рима – важнейший этап становления юридической науки. Именно в этой культуре берет начало процесс отделения научного ра­ционализма от рационализма философского и, соответственно, юриспруденции как науки от философии права. Разумеется эмансипация юридической науки в Древней Риме – не разовая акция, но процесс, осуществляемый усилиями це­лого ряда мыслителей.

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель - стоит у истоков юридизации понятия госу­дарства. Государство в определении Цицерона, есть не только выражение инте­ресов всех его членов, но также их согласованное правовое общение. Государ­ство, таким образом, предстает в репрезентации Цицерона как правовое обра­зование, «общий правопорядок», публично-правовая общность. Цицерон, по­мимо этого, обосновал принцип юридического равенства граждан, согласно ко­торому права граждан одного и того же государства должны быть одинако­выми. Цицерон превратил естественное право из предмета философских раз­мышлений в предмет конкретно-научного рассмотрения. Наконец, Цицерон сформулировал понятие юридического лица – правовой личности.

Становление юридической науки во многом было обусловлено развитием юридической практики, ее секуляризацией, т.е. освобождением от диктата ре­лигии. В III в. до н.э. юридическая практика становится делом профессиональ­ных юристов, которые вытесняют из этой сферы жрецов-понтификов. Необхо­димо отметить, что деятельность римских юристов была ориентирована на удовлетворение потребностей правовой практики - адаптацию действующих правовых норм к изменяющимся потребностям правового общения. Выдаю­щиеся римские ю ристы – Цельс (II в.), Помпоний (II в.), Гай (II в.), Папиниан (II– III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.), Модестин (II–III вв.) и др. занимались консультацион­ной деятельностью, связанной с ответами на юридические вопросы частных лиц; оказанием помощи и сообщением нужных формул при заключении сде­лок; сообщением формул для ведения дел в суде. При этом они письменно оформляли свое мнение по делу в виде обращения к судьям или в виде прото­кола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свиде­телях. Именно консультационная деятельность римских юристов рождала по­требность интерпретации права. Древнеримские юристы детально разработали правила и приемы толкования норм права. Однако, опираясь на источники дей­ствовавшего права (обычное право, Законы XII таблиц, законодательство на­родных собраний, эдикты магистратов, сенатусконсульты и конституции импе­раторов), юристы при разборе тех или иных дел не только интерпретировали существовавшие правовые нормы, но изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости. Таким образом, деятельность римских юри­стов не ограничивалась лишь правоприменением, но включала также элементы правотворчества. В комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля римские юристы разработали целый ряд обще­теоретических положений. Необходимо отметить, что благодаря деятельности древнеримских юристов право стало развиваться и совершенствоваться. Рим­ский юрист Помпоний утверждал, что: «право не может существовать в отсут­ствии правоведов, посредством которых оно могло бы ежедневно подвигаться к совершенству».

Это означало, что римские юристы занимались не только юридической практикой, но и юридической теорией, при этом теоретизирование римских юристов опиралось на конкретное эмпирическое знание. Иными словами, есть все основания рассматривать римских юристов как ученых, а их деятельность как научную.

Справедливости ради необходимо заметить, что римские юристы чрезвы­чайно осмотрительно относились к формулировке общеправовых принципов и определений, это было обусловлено тем, что такого рода обобщения приобре­тали значение общих правоположений. Римские юристы занимались по-пре­имуществу разработкой конкретных правовых вопросов и лишь на этой основе делали те или иные обобщения. Связь юридической практики и юридической теории была самой непосредственной. Поэтому римская юридическая наука была по преимуществу прикладной наукой.

Становление юридической науки в творчестве римских юристов связано с тем как они позиционируют объект исследований. Дело в том, что объектом исследований становится не право вообще, но право в его конкретно-историче­ской форме. Показательно в этой связи, что римские юристы дают принципи­ально новую трактовку естественного права - естественное право предстает не как божественный порядок или идеальная теоретическая конструкция, но как компонент действующего права. В частности к естественно-правовым принци­пам относились такие принципы как принцип справедливости и принцип ра­венства. Эти принципы выступали как главные ориентиры в процессах как пра­вопреобразования, так и правообразования. По утверждению Павла, слово «право» означает то, что «всегда является справедливым и добрым – каково ес­тественное право». В целом, право рассматривалось древнеримскими юристами как феномен, одновременно, аксиологический (ценностный), рациональный, общеимперативный, социальный и политический. В таком же сложном ра­курсе рассматривался закон. Папиниан полагал: «Закон есть предписание, ре­шение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства».

Древнеримские юристы создают классификацию права, опирающуюся не на онтологический (бытийный, философский), но на социологический (кон­кретно-научный) критерий. В частности, действующее право подразделяется на публичное и частное. Ульпиан предложил классификацию права исходя из представлений о благе, которое защищено правом. В видении Ульпиана это благо может быть общественным или частным, соответственно, право может быть публичным, относящимся к пользе Римского государства и частным, от­носящимся к пользе отдельных лиц. Частное право подразделяется Ульпианом на три вида: естественное право, право народов, цивильное право.

В центре внимания древнеримских юристов находились проблемы ци­вильного права, наиболее глубоко ими были разработаны вопросы собственно­сти, завещаний, договоров, правовых статусов личности, семьи и др.

Необходимо отметить, что сочинения древнеримских юристов отлича­лись высокой интеллектуальной культурой – глубиной анализа, аргументиро­ванностью выводов, четкостью формулировок, широтой проблематики обще­теоретического, отраслевого и юридико-технологического профиля.

Во II веке до н.э. в Древнем Риме появляются первые правоведческие ис­следования, а в I веке до н.э. существовала обширная юридическая литература, представленная трудами Муция Сцеволы, Сервия Сульпиция Руфа и др. Позд­нее к ней присоединяются труды Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и др.

В III века до н.э. начинается публичное изучение юриспруденции, кото­рая постепенно превращается в самостоятельную учебную дисциплину. Част­ные юридические школы появляются в I веке. Процесс обучения включал чте­ние лекций, проведение диспутов. Учащиеся изучали произведения древнерим­ских юристов Папиниана, Павла. В IV—V веках юридические школы с четы­рехлетним сроком обучения действуют в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии. Таким образом, можно говорить о формировании системы юри­дического образования.

Социальный статус древнеримских юристов был очень высок - многие из юристов были доверенными советниками при императорах и занимали высокие должности в правительстве.

Древнеримские юристы разработали целый ряд фундаментальных право­ведческих положений, что способствовало превращению юриспруденции в са­мостоятельную научную дисциплину. Их творческие достижения оказали большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Целый ряд совре­менных юридических понятий, терминов и теоретических построений восходят к римскому праву и римским юристам. И, тем не менее, Древний Рим едва ли можно считать родиной науки юриспруденции. Наука как социальный инсти­тут, форма культуры, способ познания мира формируется значительно позднее. В Древнем Риме мы имеем дело, скорее всего, с высокоразвитой юридической практикой, которая вызывает к жизни исследовательскую – научную деятель­ность древнеримских юристов. Однако научная деятельность не отделяется от практической, соответственно, не создается профессия ученого, наука не оформляется как особый социальный институт. Эта нерасчлененность юриди­ческой практики и юридической науки, делает последнюю чрезвычайно уязви­мой и зависимой от нужд повседневной жизни. Это обстоятельство плачевно отражается на судьбе древнеримской юридической науки - со второй половины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связан­ный с тем, что приобретение императорами законодательной власти прекра­тило правотворческую деятельность юристов. Со времен Диоклетиана импера­торы, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам право на ответы на юридические вопросы частных лиц.

Таким образом, в интеллектуальной культуре Древнего Рима начинается процесс отделения научного рационализма как от рационализма философского, так и от рационализма практического, однако этот процесс не получает завер­шения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...