Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика, религия и культура: новая психотерапия 311




Политика, религия и культура: новая психотерапия 311

не. Я не хочу вызывать подозрение полиции и поэтому собираюсь заняться этим в барах».

Так она и сделала. Зимой 1985 года она посетила в общей сложности 31 бар в промышленных районах (14 в Западном Берлине и 17 — в Восточном). В эти бары, которые называют Кнайпен, рабочие приходят выпить пос­ле работы. Они расположены поблизости друг от друга и разделены зачастую только Стеной. Все свои наблюдения она провела за пять дней одной недели.

Обычно она входила в бар и садилась в дальнем углу, так незаметно, как только могла. Выбирала себе для наблю­дения группы посетителей и методично подсчитывала, что они делают в течение пяти минут. При этом она считала все, что в литературе считается существенным для оценки деп­рессивного состояния: улыбки, смех, позы, энергичные дви­жения руками, мелкие движения типа кусания ногтей.

Согласно таким оценкам жители Восточного Берлина вновь оказались более подавленными, чем Западного. Сре­ди западноберлинцев улыбались 69 /о, среди восточнобер-линцев 23 /о. Сидели или стояли выпрямившись 50 /о жи­телей Западного Берлина, и всего 4% — Восточного; 80% рабочих из Западного Берлина были повернуты лицом к другим людям, и всего 7 /о — из Восточного. Западнобер­линцы смеялись в два с половиной раза чаще, чем жители Восточного Берлина.

Все эти результаты в совокупности показывают, что, судя и по словам, и по телодвижениям, восточно берлинцы продемонстрировали гораздо больше отчаянья, чем жители Западного Берлина. Эти данные, правда, не показывают, что именно является причиной этих различий. Ясно, что, поскольку эти две культуры представляют собой единое целое до 1945 года, полученные данные дают некоторую


312                                          Мартия Э. П. Зелягмаи

информацию о надеждах, испытываемых людьми, прожива­ющими в условиях двух политических систем. Но они не уточняют, какая именно сторона жизни этих систем несет ответственность за рост или падение надежд и ожиданий. Это может быть разница в уровне жизни, в свободе выра­жения мыслей или перемещения. Это может быть даже разница в книгах, музыке или питании.

Эти данные также не в состоянии ответить, убавилось ли надежд у жителей Восточного Берлина с приходом ком­мунизма и постройкой Стены или его прибавилось у запад­ноберлинцев после 1945 года. Все, что нам известно, это что сегодня разница существует, причем на Востоке отчая­ния больше, чем на Западе. Чтобы лучше понять, как эта трансформация происходила в Восточном и Западном Бер­лине во времени, мы занимаемся обработкой по методике CAVE газет, сообщающих обо всех зимних Олимпиадах после второй мировой войны.

Полученные данные говорят еще и вот о чем: в насто­ящее время существует новый метод количественного срав­нения уровня надежд и отчаяния у различных культур. Именно этот метод позволил Габриэль Эттинген сравнить то, что другие ученые считали несравнимым.

При редактировании этой рукописи в апреле 1990 года я задумался, не претерпел ли (и в какой степени) изменений стиль объяснения восточных немцев за последние знамена­тельные месяцы. Если он стал более оптимистичным, зна­чит, Восточную Германию ожидает светлое будущее. Если он остался столь же мрачным, что и в 1984 году, значит, экономическое и духовное развитие будет намного медлен­нее, чем принято ожидать. И я считаю, что, оценив изме­нение стиля объяснения в Восточной Германии, Чехослова­кии, Румынии, Польше, Венгрии и Болгарии, мы могли бы предсказать, насколько успешно их народы смогут восполь­зоваться вновь обретенной свободой.


Политика, религия и культура: новая психотерапия 313

РЕЛИГИЯ И ОПТИМИЗМ

Часто думают, что религия порождает надежду и по­зволяет людям лучше встречать испытания, которыми по­лон окружающий их мир. Организованная религия порож­дает веру, что в жизни больше добра, чем видно на поверх­ности. Неудачи отдельных личностей смягчаются верой в ощущении себя частью некоей общности. Это смягчение происходит как в том случае, если надежда конкретна и связана с верой в райскую жизнь после земной, так и если она абстрактна и позволяет все происходящее считать час­тью планов Бога или, на худой конец, частью эволюцион­ного процесса. Все это находит подтверждение в данных по исследованию депрессии. Лондонский социолог Джон Бра­ун, всю свою жизнь посвятивший опросам впавших в деп­рессию домашних хозяек, показал, что ревностные прихо­жане меньше страдают от депрессии, чем те, кто в церковь не ходит.

Но сулят ли одни религии больше надежды, чем дру­гие? Этот вопрос возник в 1986 году, когда после защиты докторской диссертации Габриэль приехала в Пенсильван­ский университет для проведения исследований, спонсируе­мых Фондом Макартура и Германским национальным на­учным фондом. Габриэль утверждала, что в принципе срав­нение двух религий аналогично сопоставлению надежды и отчаяния, порождаемых двумя культурами. И задача со­стоит в том, чтобы найти две религии, так же близко рас­положенные во времени и пространстве, как Восточный и Западный Берлин.

Задача эта не решалась до тех пор, пока мы не встре­тили горячую Еву Моравску, молодого социолога-истори­ка. Я пригласил ее выступить на моем семинаре для аспи-


$14                                         Мартиа Э. П. Зелипяаи

рантов на тему о беспомощности евреев и православных в России в девятнадцатом столетии. Ева представила свиде­тельство того, что евреи были менее беспомощны перед лицом угнетения, чем православные. Она задалась вопро­сом, почему, когда жизнь становилась невыносимой, евреи снимались с места и уезжали, а православные — нет. «Обе группы, — утверждала Ева, — находились в условиях страшного угнетения. Православные крестьяне жили в веч­ной губительной нищете, подобно которой не было в исто­рии. Евреи тоже жили в нищете, плюс религиозные пресле­дования и угроза погромов. Однако евреи эмигрировали, а православные оставались. Так, может быть, это связано с тем, что православные чувствовали себя более беспомощ­ными и безнадежными, чем евреи? Может быть, их рели­гии внушали разный уровень оптимизма? Что если право­славие вообще более пессимистическая религия, чем иуда­изм? »

Две эти культуры сосуществовали бок о бок во многих деревнях в России, что позволяет непосредственно сопоста­вить стиль объяснения их молитв, сказок и историй, кото­рые они рассказывают. Отличается ли по настроению то, что каждодневно слышали православные и евреи?

Габриэль и Ева стали сотрудничать. С помощью рус­ских православных священников Еве удалось получить много религиозного и светского материала, характеризующего обе культуры: тексты литургий обычных и праздничных, рели­гиозные сказания, народные истории и песни, пословицы и поговорки. Их рассказывали, пели и произносили в повсе­дневной жизни, и они должны были бы дать обильную информацию о стиле объяснения. Габриэль обработала весь этот материал по методике CAVE. В светских источниках различия культур обнаружить не удалось; заметная разница была обнаружена в религиозном материале. Оказалось, что религиозный материал у российских евреев значительно


Политика, религия и культура: новая психотерапия 315

оптимистичнее, чем у православных, особенно по параметру постоянства. У евреев хорошие события обычно экстрапо­лируются дальше («хорошее будет длиться дольше»), пло­хие, как ожидается, прекратятся быстрее.

Ева и Габриэль показали, что истории и молитвы в российском иудаизме более оптимистичны, чем в правосла­вии. Нельзя, правда, однозначно утверждать, будто евреи эмигрировали, а православные крестьяне оставались, пото­му что первые каплю за каплей впитывали более значитель­ную надежду, которую несла им постоянно религия. Причи­ны эмиграции народов чрезвычайно сложны. Но относи­тельный оптимизм иудаизма является одной из возможных причин, причем ранее не выдвигавшихся. Проверка этой гипотезы потребует серьезных исторических и психологи­ческих исследований. Но в любом случае надо отметить, что Ева и Габриэль создали новую методику сравнения уровня надежд, порождаемых двумя религиями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...