Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний
Стр 1 из 5Следующая ⇒ УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР _____________ И.П. Кольцов «____»__________2005 г.
Учебно-методическое пособие для преподавателей по терапевтическому разделу стоматологии детского возраста Курс 10 семестр
Хабаровск 2005 г. СОСТАВИТЕЛЬ: к.м.н., доц. М.И. Елистратова Под редакцией зав. кафедрой к.м.н., доцента С.В. Тармаевой
Под редакцией зав. кафедрой к. м. н. доцента С. В. Тармаевой
Рецензенты: к.м.н. доцент Г. А.Чоо, к.м.н. доцент Ф. И. Тарасова,
Утверждено методическим советом стоматологического факультета
Председатель ________________________________ Ю.М. Глухова Ф.И.О. подпись
“____” ______________________200_ г.
Лицензия № 020479 от 22.09.97 г. Утверждено ЦМС университета. Формат 60*84 1/16. Тираж Заказ № Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета. Издательский центр ДВГМУ. 680000, Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35. Занятие №1 1. Тема занятия «Проявление лекарственной аллергии в полости рта. Клиника, диагностика, лечение». 2. Форма проведения занятия: Практическое в клинике стоматологии детского возраста. 3. Общая цель занятия: Ознакомить студентов с наиболее типичными проявлениями лекарственной аллергии. Конкретные цели занятия:
Задачи: В ходе практического занятия преподаватель должен: 1. ●Научить диагностировать лекарственные аллергические заболевания у детей разного возраста лабораторными методами. ●Ознакомить студентов с особенностями проявления клиники аллергических заболеваний. ●Сформировать умение дифференцировать проявление лекарственных аллергических заболеваний с проявлениями схожих заболеваний другой этиологии.
2.Сформировать умение выбора и оптимального использования лекарственных средств, для лечения аллергических заболеваний.
3. В результате освоения данной темы обеспечить системное усвоение теоретических и практических основ профилактики аллергических заболеваний полости рта.
4. Содержание обучения: Информационный блок для подготовки студентов, представляемый для самостоятельной подготовки к занятиям, изложен в методических указаниях для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы по стоматологии детского возраста (терапевтический раздел, 10 семестр). В него входят: 1. Схема ориентировочной основы действия: «Проявление лекарственной аллергии в полости рта. Клиника, диагностика, лечение». 2. Слайды по теме занятия. 3. Лекции. 4. Методические указания для студентов для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Список литературы, рекомендуемой к использованию при подготовке к занятию: Основная: 1. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста. – М.: Медицинская книга, 2001, стр.573-584. 2. Колесов А.А. Стоматология детского возраста, М. Мед. книга 1991 г. 3. Персин С.Л. Стоматология детского возраста, М. Мед. книга 2003 г.
Дополнительная: 1. Виноградова Т.Ф. Максимова О.П., Мельниченко Э.М. Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта у детей. М., Медицина, 1983 г. 2. Воложин А.В. и др. «Аллергии и другие виды непереносимости в стоматологии». Методическое пособие. М., Медицина, 1994 г. 3. Лукьянова Е.М. Фрамакотерапия в педиатрии. Киев. Здоровье. 1980г. 4. Марченко А.И.. Кононович Е.Ф., Солнцева Т.А. Лечение в детской терапевтической стоматоогии. Киев. Здоровье, 1988 г. 5. Машкилейсон А.Л., Боровский Е.В. Заболевания полости рта и губ. М., Медицина, 1984 г. 6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. В 2-х томах. М., Медицина, 1999 г. 7. Хоменко Л.А., Сидельникова Л.Ф. «Синдром Стивенса-Джонсона, его патогенетическая терапия и профилактика», Стоматология, 1989 г., №24.
5. Мотивационная характеристика темы:
1. Заболевания, связанные с реакцией ГНТ: -анафилактический шок - ангионевротический отёк Квинке - крапивница 2. Заболевания, связанные с реакцией ГЗТ: - фиксированные медикаментозные стоматиты - распространённые токсико-аллергические стоматиты (катаральный, катарально-геморрагический, эрозивно-язвенный, язвенно-некротический стоматит, глоссит, гиннгивит) 3. Системные токсико-аллергические заболевания: - болезнь Лайела - МЭЭ - Синдром Стивенса-Джонсона - ХРАС - Синдром Бехчета - Синдром Шегрена
Вещества, способные вызвать аллергическую реакцию называются аллергенами. Они могут быть эндоаллергенами и экзоаллергенами. В патогенезе аллергических реакций немедленного типа различают 3 стадии: иммунологическую, патохимическую, патофизиологическую. Проблема осложнений фармакотерапии в детской стоматологии является особенно актуальной, что обусловлено ростом синтезируемых лекарственных препаратов. Лекарственную аллергию может вызвать любой препарат. Но наиболее частой причиной являются антибиотики и сульфаниламиды. Скорость и степень развития аллергической реакции определяется способом введения лекарственного препарата. В патогенезе лежит сочетание всех типов аллергической реакции Клинические проявления обусловлены преобладанием какого-либо одного типа гиперчувствительности. План и организационная структура занятия
6. Материалы к практическому занятию. Вопросы корректировки знаний студентов, необходимые для предстоящей самостоятельной работы:
Вопросы корректировки знаний студентов, необходимых для предстоящей самостоятельной работы: 1. Перечислите аллергические заболевания СОПР. 2. Патогенез аллергических заболеваний 3. Каковы проявления на СОПР побочного действия лекарственных веществ? 4. Клинические симптомы лекарственных аллергических реакций на СОПР у детей.
*Задания для контроля исходного уровня знаний: Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний
1. Аллергические реакции немедленного типа: А) анафилактический шок Б) ангионевротический отёк Квинке В) крапивница Г) все ответы правильные Д) правильного ответа нет
2. Аллергические реакции замедленного типа:
А) фиксированные стоматиты Б) катаральные распространённые токсико-аллергические стоматиты В) эрозивно-язвенный гингивит Г) катарально-геморрагический стоматит Д) все ответы правильные
3. Патогенез аллергии: А) иммунологические реакции Б) патохимические реакции В) патофизиологические реакции Г) все ответы правильные Д) правильного ответа нет
4. Патологически извращённая реакция на некоторые вещества – это_________________.
5. Молекулы глобулина, специфически изменённые антигенной стимуляцией, это___________________.
Ответы: 1-Г; 2-Д; 3-Г; 4- аллергия; 5-антитела.
*Ситуационная задача для оценки исходного уровня знаний
Мальчик 6 лет обратился с жалобами на жжение и боль в полости рта, отмечает нарушение вкусовой чувствительности, сухость СОПР. По поводу ангины принимал аспирин. При осмотре разлитая гиперемия, отёк слизистой, отпечатки зубов на боковых поверхностях языка и щёк. Язык гладкий, сосочков нет. Имеются мелкоточечные геморрагии. Температуры нет. 1. С какими заболеваниями следует дифференцировать данное заболевание? 2. Каков предварительный диагноз? 3. Какова схема лечения?
Ответ: a. Дифференциальная диагностика проводится с гиповитаминозами С и В., проявлениями при заболеваниях ЖКТ, с инфекционными и грибковыми поражениями. b. Предварительный диагноз – катарально-геморрагический стоматит. Аллергия на аспирин. c. Лечение: - отмена препарата ли замена его другим i. антигистаминные препараты (димедрол, супрастин, дипразин) ii. препараты кальция (глюконат кальция) iii. нераздражающая пища iv. обильное питьё Местно: - антисептическая обработка отварами трав v. гигиена полости рта vi. аппликации кератопластиками
*Образец оформления отчетов о выполненной работе:
Схема заполнения амбулаторной карты «Аллергический язвенно-некротический стоматит».
Иванова Маша, 12 лет. Жалобы: Боли в полости рта. Анамнез: Неделю назад переболел ангиной. 2 дня назад доктор назначил ампицилин. Через сутки появилось недомогание, озноб, слабость, ломящие боли в суставах, мышцах. Объективно: На слизистой губ, щёк, языка, дна полости рта и нёба отёк и разлитая гиперемия, очаги некроза желтовато-серого цвета. Болезненность резкая. Повышенная саливация. Межзубные сосочки некротизированны на всём протяжении, сохранившаяся слизистая покрыта грязно-серым налётом, после снятия которого обнажается язвенная, кровоточащая поверхность. Лимфоузлы увеличены, болезненны при пальпации. Анализ крови: повышение лейкоцитов (эозинофилов 12-15), повышение СОЭ.
Диагноз: язвенно-некротический стоматит, гингивит. Аллергия на ампицилин.. Лечение: - Диазолин драже по 0,1; 2 раза в день. - Поливитамины с микроэлементами по 1 драже 2 раза в день 1 месяц. - Противоспалительные (аспирин 0,5; 2 раза в день; 7 дней) - Хлористый кальций 10% по 1 стол. ложке 3 раза в день. 10 дней - Кортикостероиды (Преднизолон 2-4 мг на 1 кг массы тела). 5-7 дней. - Обильное питьё. Полость рта, язык и губы обрабатывать гелем Lidoxol 15%. - Антисептики (фурацилин 1:5000) Для полоскания рта. 10 дней. - Протеолитические ферменты (трипсин) для удаления некротических масс. - Начиная с 5-7 дня от начала лечения применять кератопластики: мазь солкосерила– 3-4 раза в день смазывать поражённые участки. - Физиолечение – УФО местно на СОПР 7-10 раз при лимфаденитах – УВЧ 5-7 раз.
*Вопросы для подведения итогов самостоятельной работы студентов: Контрольные вопросы: 1. Какие особенности проявления клиники лекарственной аллергии у детей? 2. С какими заболеваниями наиболее часто приходится дифференцировать аллергические стоматиты у детей? 3. Каковы принципы общего лечения аллергических стоматитов у детей? 4. Какие местные мероприятия надо проводить детям с аллергическими стоматитами?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|