Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

_____________ И.П. Кольцов

«____»__________2005 г.

 

Учебно-методическое пособие для преподавателей по терапевтическому разделу стоматологии детского возраста

Курс 10 семестр

 

Хабаровск

2005 г.

СОСТАВИТЕЛЬ: к.м.н., доц. М.И. Елистратова

Под редакцией зав. кафедрой к.м.н., доцента С.В. Тармаевой

 

 

Под редакцией зав. кафедрой к. м. н. доцента С. В. Тармаевой

 

 

Рецензенты: к.м.н. доцент Г. А.Чоо, к.м.н. доцент Ф. И. Тарасова,

 

 

Утверждено методическим советом стоматологического факультета

 

 

Председатель ________________________________ Ю.М. Глухова

Ф.И.О. подпись

 

“____” ______________________200_ г.

 

Лицензия № 020479 от 22.09.97 г. Утверждено ЦМС университета.

Формат 60*84 1/16. Тираж Заказ №

Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета. Издательский центр ДВГМУ.

680000, Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35.

Занятие №1

1. Тема занятия «Проявление лекарственной аллергии в полости рта. Клиника, диагностика, лечение».

2. Форма проведения занятия: Практическое в клинике стоматологии детского возраста.

3. Общая цель занятия: Ознакомить студентов с наиболее типичными проявлениями лекарственной аллергии.

Конкретные цели занятия:

 

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Особенности строения слизистой оболочки полости рта в детском возрасте. Проводить диагностику аллергических заболеваний с учётом особенностей СОПР.
2. Классификацию аллергических заболеваний в полости рта у детей. Ставить развёрнутый диагноз.
3. Методы обследования детей с аллергическими заболеваниями, дифференциальную диагностику аллергических заболеваний Проводить самостоятельно комплексное обследование, правильно оценивать характерные клинические симптомы похожих заболеваний.
4. Принципы лечения детей с лекарственными аллергиями Выбрать индивидуальную схему лечения, выписать рецепты для лечения лекарственной аллергии.

 

Задачи:

В ходе практического занятия преподаватель должен:

1. ●Научить диагностировать лекарственные аллергические заболевания у детей разного возраста лабораторными методами.

●Ознакомить студентов с особенностями проявления клиники

аллергических заболеваний.

●Сформировать умение дифференцировать проявление

лекарственных аллергических заболеваний с проявлениями

схожих заболеваний другой этиологии.

 

 

2.Сформировать умение выбора и оптимального использования

лекарственных средств, для лечения аллергических заболеваний.

 

3. В результате освоения данной темы обеспечить системное

усвоение теоретических и практических основ профилактики

аллергических заболеваний полости рта.

 

4. Содержание обучения:

Информационный блок для подготовки студентов, представляемый для самостоятельной подготовки к занятиям, изложен в методических указаниях для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы по стоматологии детского возраста (терапевтический раздел, 10 семестр).

В него входят:

1. Схема ориентировочной основы действия: «Проявление лекарственной аллергии в полости рта. Клиника, диагностика, лечение».

2. Слайды по теме занятия.

3. Лекции.

4. Методические указания для студентов для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Список литературы, рекомендуемой к использованию при подготовке к занятию:

Основная:

1. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста. – М.: Медицинская книга, 2001, стр.573-584.

2. Колесов А.А. Стоматология детского возраста, М. Мед. книга 1991 г.

3. Персин С.Л. Стоматология детского возраста, М. Мед. книга 2003 г.

Дополнительная:

1. Виноградова Т.Ф. Максимова О.П., Мельниченко Э.М. Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта у детей. М., Медицина, 1983 г.

2. Воложин А.В. и др. «Аллергии и другие виды непереносимости в стоматологии». Методическое пособие. М., Медицина, 1994 г.

3. Лукьянова Е.М. Фрамакотерапия в педиатрии. Киев. Здоровье. 1980г.

4. Марченко А.И.. Кононович Е.Ф., Солнцева Т.А. Лечение в детской терапевтической стоматоогии. Киев. Здоровье, 1988 г.

5. Машкилейсон А.Л., Боровский Е.В. Заболевания полости рта и губ. М., Медицина, 1984 г.

6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. В 2-х томах. М., Медицина, 1999 г.

7. Хоменко Л.А., Сидельникова Л.Ф. «Синдром Стивенса-Джонсона, его патогенетическая терапия и профилактика», Стоматология, 1989 г., №24.

 

5. Мотивационная характеристика темы:

 

1. Заболевания, связанные с реакцией ГНТ:

-анафилактический шок

- ангионевротический отёк Квинке

- крапивница

2. Заболевания, связанные с реакцией ГЗТ:

- фиксированные медикаментозные стоматиты

- распространённые токсико-аллергические стоматиты (катаральный, катарально-геморрагический, эрозивно-язвенный, язвенно-некротический стоматит, глоссит, гиннгивит)

3. Системные токсико-аллергические заболевания:

- болезнь Лайела

- МЭЭ

- Синдром Стивенса-Джонсона

- ХРАС

- Синдром Бехчета

- Синдром Шегрена

 

Вещества, способные вызвать аллергическую реакцию называются аллергенами. Они могут быть эндоаллергенами и экзоаллергенами.

В патогенезе аллергических реакций немедленного типа различают 3 стадии: иммунологическую, патохимическую, патофизиологическую.

Проблема осложнений фармакотерапии в детской стоматологии является особенно актуальной, что обусловлено ростом синтезируемых лекарственных препаратов. Лекарственную аллергию может вызвать любой препарат. Но наиболее частой причиной являются антибиотики и сульфаниламиды.

Скорость и степень развития аллергической реакции определяется способом введения лекарственного препарата.

В патогенезе лежит сочетание всех типов аллергической реакции Клинические проявления обусловлены преобладанием какого-либо одного типа гиперчувствительности.

План и организационная структура занятия

№п/п Этапы занятия Время Место проведения Средства обучения
11. Введение студентов в занятие (инструктаж) 10 мин Учебная комната в ДСП №22, План занятия, Учебное пособие к практическому занятию
22. Определение исходного уровня знаний: А. Тестовый контроль; Б. Решение ситуационных задач   15 мин Учебная комната в ДСП №22 Ситуационные задачи, тестовые задания, контрольные вопросы
33. Самостоятельная работа студентов: А. Разбор содержания занятия, работа со схемами, таблицами Б. Просмотр слайдов В. Решение клинических задач Г. Осмотр пациентов Д. Обсуждение результатов осмотра пациентов   2 часа 45мин 25 мин   35 мин 1 час   20 мин 25 мин Учебная комната в ДСП №22     Учебные пособия, схемы ООД и ЛДС, слайды, учебные задачи, тестовые задания. Стоматологические материалы и инструменты, оборудование; амбулаторные истории болезни.
44. Контроль результатов усвоения: 1. Анализ ошибок, допущенных на практическом занятии; 2. Коррекция усвоения знаний       45 мин   Учебная комната в ДСП №22 Контрольные вопросы, тестовые задания, УИРС  
55. Задание на следующее занятие 5 мин Учебная комната в ДСП №22 Учебное пособие.

 

6. Материалы к практическому занятию. Вопросы корректировки знаний студентов, необходимые для предстоящей самостоятельной работы:

 

Вопросы корректировки знаний студентов, необходимых для предстоящей самостоятельной работы:

1. Перечислите аллергические заболевания СОПР.

2. Патогенез аллергических заболеваний

3. Каковы проявления на СОПР побочного действия лекарственных веществ?

4. Клинические симптомы лекарственных аллергических реакций на СОПР у детей.

 

 

*Задания для контроля исходного уровня знаний:

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

 

1. Аллергические реакции немедленного типа:

А) анафилактический шок

Б) ангионевротический отёк Квинке

В) крапивница

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

2. Аллергические реакции замедленного типа:

А) фиксированные стоматиты

Б) катаральные распространённые токсико-аллергические стоматиты

В) эрозивно-язвенный гингивит

Г) катарально-геморрагический стоматит

Д) все ответы правильные

 

 

3. Патогенез аллергии:

А) иммунологические реакции

Б) патохимические реакции

В) патофизиологические реакции

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

4. Патологически извращённая реакция на некоторые вещества – это_________________.

 

5. Молекулы глобулина, специфически изменённые антигенной стимуляцией, это___________________.

 

Ответы: 1-Г; 2-Д; 3-Г; 4- аллергия; 5-антитела.

 

*Ситуационная задача для оценки исходного уровня знаний

 

Мальчик 6 лет обратился с жалобами на жжение и боль в полости рта, отмечает нарушение вкусовой чувствительности, сухость СОПР.

По поводу ангины принимал аспирин.

При осмотре разлитая гиперемия, отёк слизистой, отпечатки зубов на боковых поверхностях языка и щёк. Язык гладкий, сосочков нет. Имеются мелкоточечные геморрагии. Температуры нет.

1. С какими заболеваниями следует дифференцировать данное заболевание?

2. Каков предварительный диагноз?

3. Какова схема лечения?

 

Ответ:

a. Дифференциальная диагностика проводится с гиповитаминозами С и В., проявлениями при заболеваниях ЖКТ, с инфекционными и грибковыми поражениями.

b. Предварительный диагноз – катарально-геморрагический стоматит. Аллергия на аспирин.

c. Лечение: - отмена препарата ли замена его другим

i. антигистаминные препараты (димедрол, супрастин, дипразин)

ii. препараты кальция (глюконат кальция)

iii. нераздражающая пища

iv. обильное питьё

Местно: - антисептическая обработка отварами трав

v. гигиена полости рта

vi. аппликации кератопластиками

 

 

*Образец оформления отчетов о выполненной работе:

 

Схема заполнения амбулаторной карты

«Аллергический язвенно-некротический стоматит».

 

Иванова Маша, 12 лет.

Жалобы: Боли в полости рта.

Анамнез: Неделю назад переболел ангиной. 2 дня назад доктор назначил ампицилин. Через сутки появилось недомогание, озноб, слабость, ломящие боли в суставах, мышцах.

Объективно: На слизистой губ, щёк, языка, дна полости рта и нёба отёк и разлитая гиперемия, очаги некроза желтовато-серого цвета. Болезненность резкая. Повышенная саливация. Межзубные сосочки некротизированны на всём протяжении, сохранившаяся слизистая покрыта грязно-серым налётом, после снятия которого обнажается язвенная, кровоточащая поверхность. Лимфоузлы увеличены, болезненны при пальпации.

Анализ крови: повышение лейкоцитов (эозинофилов 12-15), повышение СОЭ.

Диагноз: язвенно-некротический стоматит, гингивит. Аллергия на ампицилин..

Лечение: - Диазолин драже по 0,1; 2 раза в день.

- Поливитамины с микроэлементами по 1 драже 2

раза в день 1 месяц.

- Противоспалительные (аспирин 0,5; 2 раза в день; 7 дней)

- Хлористый кальций 10% по 1 стол. ложке 3 раза в день. 10 дней

- Кортикостероиды (Преднизолон 2-4 мг на 1 кг массы тела). 5-7 дней.

- Обильное питьё.

Полость рта, язык и губы обрабатывать гелем Lidoxol 15%.

- Антисептики (фурацилин 1:5000) Для полоскания рта. 10 дней.

- Протеолитические ферменты (трипсин) для удаления некротических масс.

- Начиная с 5-7 дня от начала лечения применять кератопластики: мазь солкосерила– 3-4 раза в день смазывать поражённые участки.

- Физиолечение – УФО местно на СОПР 7-10 раз

при лимфаденитах – УВЧ 5-7 раз.

 

 

*Вопросы для подведения итогов самостоятельной работы студентов:

Контрольные вопросы:

1. Какие особенности проявления клиники лекарственной аллергии у детей?

2. С какими заболеваниями наиболее часто приходится дифференцировать аллергические стоматиты у детей?

3. Каковы принципы общего лечения аллергических стоматитов у детей?

4. Какие местные мероприятия надо проводить детям с аллергическими стоматитами?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...