Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема заполнения амбулаторной карты «СИФИЛИС»




ФИО: Иванова Маша, 14 лет.

1 посещение.

Жалобы: На болезненность в полости рта.

Анамнез: Высыпания в течение 2-х недель.

Объективно: Розеолёзная сыпь на мягком нёбе, нёбных дужках и миндалинах, сливаясь между собой, образует сплошные эритематозные участки. Ангина. Участки резко отграничены от нормальной слизистой, имеются белесоватые пятна. Лимфоузлы увеличены до размера лесного ореха, плотные, спаяные.

Предположительный диагноз – сифилис. Девочка направлена на анализ крови на реакцию Вассермана.

 

2 посещение.

Жалобы те же.

Объективно: картина такая же.

Диагноз: Серологические реакции положительные, следовательно, диагноз – сифилис. Клиника вторичного периода.

Лечение: Пациентка направлена на лечение в кожно-венерологический диспансер.

 

*Вопросы для подведения итогов самостоятельной работы студентов

1. Какова клиническая картина и лечение поражений СОПР, вызванных туберкулёзом и сифилитической инфекцией?

2. Каков прогноз поражений СОПР, вызванных туберкулёзом и сифилитической инфекцией?

3. Каковы клинические проявления туберкулёза слизистой оболочки щеки?

4. Какова клиника туберкулёза языка?

5. Как проявляется ранний врождённый сифилис?

6. Как проявляется поздний врождённый сифилис?

7. Какие признаки сифилиса относятся к вероятным и достоверным?

 

Тестовые задания для контроля результатов усвоения:

 

1. Лечение сифилиса проводится препаратами:

А) висмута

Б) фтивазида

В) камфорного и борного спирта

Г) этакридина лактата

Д) противогрибковыми

 

2. Лимфоузлы при сифилисе:

А) не изменяются

Б) увеличиваются до образования твёрдого шанкра

В) увеличиваются через 6-7 дней после образования твёрдого шанкра

Г) уменьшаются

Д) почти не вовлекаются в процесс

 

3. При заживлении туберкулёзного элемента

А) остаются поверхностные изменения слизистой

Б) не остаётся рубцов

В) не спаиваются лимфоузлы

Г) остаются язвы на всю жизнь

Д) остаются глубокие деформирующие рубцы

 

4. Первичный туберкулёз развивается в основном у детей потому, что:

А) положительные туберкулиновые реакции

Б) заражение происходит через кровь

В) в организме нет микобактерий туберкулёза

Г) слизистая у детей – хорошая среда для бактерий туберкулёза

Д) течение болезни лёгкое

 

5. К триаде Гетчинсона относятся

А) паренхиматозный кератит, гетчинсоновы зубы, лабиринтная глухота

Б) околоротовые рубцы, саблевидные голени, кисетообразные зубы

В) Гетчинсоновы зубы, панкреатит, косолапость

Г) лучеобразные рубцы на верхней и нижней губах, углах рта

Д) поражения миндалин, языка, щёк

 

Ответы: 1-А; 2-В; 3-Д; 4-В; 5-А.

 

*Ситуационные задачи для контроля результатов усвоения:

 

1. В клинику детской стоматологии обратился мальчик 14 лет с жалобами на незаживающую эрозию на нижней губе.

Объективно: на нижней губе округлая эрозия, имеющая в основании инфильтрат. Эрозия около 1 см в диаметре, плотная, хрящеобразная на ощюпь. Безболезненна. Подбородочные лимфоузлы увеличены до размера лесного ореха.

1. Ваш предполагаемый диагноз?

2. Что является первичным элементом?

3. С какими схожими заболеваниями следует дифференцировать данное заболевание?

4. Каковы принципы лечения данного пациента?

 

Ответ.

1. Предполагаемый диагноз – сифилис, первичный период.

2. Первичный элемент – твёрдый шанкр.

3. Сифилис в первичном периоде следует дифференцировать с рецидивирующим герпесом, рецидивирующим афтозным стоматитом, травматическими изъязвлениями, туберкулёзной язвой, проявлениями ВИЧ-инфекции. Основным методом дифференциальной диагностики являются серологические реакции.

4. Лечение сифилиса проводится у венеролога.

Основными принципами являются:

Специфическая терапия - применение антибиотиков, препаратов висмута и йода.

Неспецифическая – пирогенал, витамины группы В и С,

биогенные стимуляторы.

Физиолечение – УФО, аутогемотрапия, оксигенотерапия,

гемотрансфузии, курортобальнеотерапию.

Клинико-серологический контроль – 3-5-10 лет в зависимости от стадии заболевания.

 

2. При профилактическом осмотре ребёнка 8-ми месяцев стоматолог обнаружил радиальные по отношению к овалу рта рубцы. Стоматолог направил ребёнка сделать анализ крови на реакцию Вассермана.

1. Что насторожило стоматолога?

2. Какие ещё участки тела ребёнка до 4 лет необходимо осмотреть стоматологу для подтверждения диагноза?

3. Каков предполагаемый диагноз?

 

Ответ.

1. Радиальные рубцы вокруг рта (Робинсона-Фурнье) – это последствия инфильтрации кожи Гохзингера, свидетельствующие о раннем (до 5 лет) врождённом сифилисе.

2. Диффузная инфильтрация кожи Гохзингера локализуется также в участках подбородка, ладоней, подошв, ягодиц.

 

Занятие №8.

 

1. Тема занятия: «Проявления в полости рта при соматических заболеваниях, заболеваниях крови, СПИДе».

2. Форма проведения занятия: Практическое занятие в клинике стоматологии детского возраста.

3. Общая цель занятия: Ознакомить студентов с наиболее типичными проявлениями в полости рта при соматических заболеваниях, заболеваниях крови, СПИДе у детей.

 

Конкретные цели занятия:

 

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Особенности строения слизистой оболочки полости рта в детском возрасте. Выявить клинические симптомы соматических заболеваний, заболеваний крови и СПИДа у детей.
2. Классификацию заболеваний СОПР у детей. Ставить развёрнутый диагноз.
3. Методы обследования детей с заболеваниями СОПР. Проводить комплексное обследование детей с соматическими заболеваниями, заболеваниями крови и СПИДа.
4. Дифференциальную диагностику заболеваний СОПР. Правильно оценивать характерные клинические симптомы похожих заболеваний.
5. Принципы лечения СОПР у детей с соматическими заболеваниями, заболеваниями крови и СПИДа. Выбрать индивидуальную схему лечения, выписать рецепты.

 

Задачи:

В ходе практического занятия преподаватель должен:

1. А) научить диагностировать проявления соматических заболеваний, заболеваний крови и СПИДа у детей разного возраста.

Б) ознакомить студентов с особенностями проявления

соматических заболеваний, заболеваний крови и СПИДа у

детей.

В) сформировать умение дифференцировать проявления

соматических заболеваний, заболеваний крови и СПИДа с

проявлениями схожих заболеваний другой этиологии.

 

2. Сформировать умение выбора и оптимального использования

лекарственных средств для лечения проявлений

соматических заболеваний, заболеваний крови и СПИДа.

 

3. В результате освоения данной темы обеспечить системное

усвоение теоретических и практических основ профилактики

стоматологических проявлений при соматических

заболеваниях, заболеваниях крови и СПИДа.

 

4. Содержание обучения:

Информационный блок для подготовки студентов, представляемый для самостоятельной подготовки к занятиям, изложен в методических указаниях для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы по стоматологии детского возраста (терапевтический раздел, 10 семестр). В него входят:

1. Схемы ориентировочной основы действия: «Проявления в полости рта при соматических заболеваниях, заболеваниях крови, СПИДе».

2. Слайды по теме занятия.

3. Лекции.

4. Методические указания для студентов для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Список литературы, рекомендуемой к использованию при подготовке к занятию:

Основная:

1. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста. – М.: Медицинская книга, 2001, стр.596-609.

2. Казарина Л.Н. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ у детей. – Нижний Новгород.: НГМА, 2004,стр. 170-191.

3. Виноградова Т.Ф. Максимова О.П., Мельниченко Э.М. Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта у детей. М., Медицина, 1983 г.

4. Персин Л.С. с соав. Стоматология детского возраста.М.: Медицинская книга, 2003.

Дополнительная:

1. ORBIT EXPRESS. Стоматологический бюллетень. Главное

о витаминах. 2004г., №16 стр. 18-21.

2. Проявления ВИЧ – инфекции в полости рта. Методические

указания для врачей-стоматологов. Хабаровск, ДВГМУ,

1996г.

3. Лекции.

 

 

5. Мотивационная характеристика темы:

 

Витамины – это органические вещества, входящие в состав жизненно важных компонентов пищи, участвующие во многих биологических и биологических реакциях организма.
Гиповитаминоз – такое состояние, которое развивается при недостаточном поступлении того или иного витамина в организм или нарушении его всасывания.

Авитаминоз – это полное отсутствие какого-либо витамина в силу тех или иных причин.

При выраженном дефиците витамина В1 (тиамина), который участвует в обменных процессах, отмечается гиперемия СОПР и языка, сглаженность сосочков языка, возможно появление налётов на СОПР и языке, характерных для кандидоза.

При недостатке витамина В2 (рибофлавина), в углах рта образуются заеды, трещины. Отмечаются шелушение, покраснение, синюшность губ. Болезненность при дотрагивании. Наблюдается отёчность языка, он становится гладким, сухим, ярко-красным. Возможно появление афтозных элементов. Вероятны проявления дерматита.

При дефиците витамина В3 (никотиновая кислота) красная кайма губ блестящая, сухая, проявления афтозного и язвенного стоматитов. Характерны изменения языка: сначала отмечается припухлость, покраснение кончика и боковых поверхностей. Затем язык становится алым, шершавым, вначале с гипертрофированными, а затем с атрофированными сосочками, поперечными трещинами, отпечатками зубов.

Пониженное поступление витамина В5 (пантотеновая кислота) проявляется незначительная бледность и сухость слизистой оболочки, ребёнок может жаловаться на чувство жжения. Покалывания в языке или СОПР. Возможны судороги конечностей, жжение стоп ног, и кистей рук.

Гиповитаминоз витамина В6 характеризуется десквамативным глосситом, хейлитом, глубокими трещинами губ.

Маркёром гиповитаминоза В12 (цианкоболамин) является глоссит Меллера (ярко-красный полированный язык). СОПР гиперемированна либо вся, либо полосами, болезненна, особенно во время приёма пищи.

Недостаток фолиевой кислоты приводит к гиперемии, сухости, шелушению губ, возможны трещины с гнойными корочками. Десквамативный глоссит, катаральный гингивит. Болезненность при еде.

К недостатку витамина С (аскорбиновая кислота) особенно чувствительна слизистая дёсен. Сосочки гипертрофированны, обильно кровоточат. На СОПР возможны явления катарального воспаления с геморрагическим компонентом, а также петехии.

Дефицит витамина А (ретинол) проявляется сухостью СОПР, катаральным гингивостоматитом, хейлитами.

Клиника гиповитаминоза Е (токоферола ацетат) характеризуется точечными, мелкими или крупными очагами кровоизлияний, кровоточивостью дёсен, нарушением чувствительности СОПР.

Малое поступление витамина Д3 (холекальциферол). На СОПР лёгкая гиперемия, болезненные эрозии и кровоизлияния, гиперстезии. Нарушение сроков прорезывания зубов, деформации челюстей.

 

Заболевания органов пищеварения у детей могут вызвать и поддерживать налёты на языке, хронические гингивиты, отёчное состояние СОПР или, вызывая аллергизацию организма, обусловливать ХРАС. При хронических заболеваних печени за счёт значительной тромбоцитопении наблюдаются геморрагии.

 

Отёчный синдром при болезнях почек выявляется главным образом в виде катаральных гингивитов. Отёчная слизистая оболочка щёк, языка легко травмируется, что может привести к развитию неспецифических инфекционных стоматитов. При уремии слизистая оболочка бледна, плохо увлажнена или покрыта клейкой слюной, язык обложен, с отпечатками зубов по краям, имеется аммиачный запах изо рта. Часто развиваются некротические процессы.

 

Среди эндокринной патологии у детей по распространённости первое место занимает сахарный диабет.Спутниками его являются абсцессы, фурункулы, пиодермия кожи. Слизистая красной каймы губ гиперемированная, сухая, в углах рта появляются трещины, которые долго не заживают. СОПР – также гиперемированна, блестящая, истончённая, быстро травмируется.Отличительным приннаком является развитие ХРАС, гипертрофического и некротического гингивитов, язык отёчен, имеет ярко-малиновую окраску.

 

При сердечно-сосудистой недостаточности на СОПР возникают афты, быстро переходят в язвенно-некротические поражения. Характерны катаральные гингивиты, быстро переходящие в язвенно-некротические, геморрагические высыпания. Атрофия сосочков языка.

 

К изменениям СОПР, сопровождающим заболевания крови, относятся некротические процессы. Гингивиты протекают по типу катаральных или язвенных. Часто встречается отёчный язык с отпечатками зубов.

 

Особенности клиники ВИЧ-инфекции в основном наблюдаются у новорождённых детей и детей первого года жизни, в меньшей степени – в возрастной группе до 5 лет. Симптомы, которые должны настораживать стоматолога, следующие: клинические формы кандидоза, бактериальные инфекции полости рта, острый герпетический стоматит, агрессивные формы пародонтита, ХРАС, заболевания слюнных желёз с ксеростомией, эксфолиативный хейлит, лейкоплакия и саркома Капоши.

План и организационная структура занятия

№ п/п Этапы занятия Время Место проведения Средства обучения
11. Введение студентов в занятие (инструктаж) 10 мин Учебная комната в ДСП №22, План занятия, Учебное пособие к практическому занятию
22. Определение исходного уровня знаний: А. Тестовый контроль; Б. Решение ситуационных задач   15 мин Учебная комната в ДСП №22 Ситуационные задачи, тестовые задания, контрольные вопросы
33. Самостоятельная работа студентов: А. Разбор содержания занятия, работа со схемами, таблицами Б. Просмотр слайдов В. Решение клинических задач Г. Осмотр пациентов Д. Обсуждение результатов осмотра пациентов   2 часа 45мин 25 мин   35 мин 1 час     20 мин 25 мин Учебная комната в ДСП №22     Учебные пособия, схемы ООД и ЛДС, слайды, учебные задачи, тестовые задания. Стоматологические материалы и инструменты, оборудование; амбулаторные истории болезни.
44. Контроль результатов усвоения: 1. Анализ ошибок, допущенных на практическом занятии; 2. Коррекция усвоения знаний       45 мин   Учебная комната в ДСП №22 Контрольные вопросы, тестовые задания, УИРС  
55. Задание на следующее занятие 5 мин Учебная комната в ДСП №22 Учебное пособие.

 

6. Материалы к практическому занятию. Вопросы корректировки знаний студентов, необходимые для предстоящей самостоятельной работы:

 

*Вопросы корректировки знаний студентов, необходимые для предстоящей самостоятельной работы:

 

1. Что способствует развитию гиповитаминозов у детей?

2. Перечислите системные заболевания, при которых может быть поражена СОПР.

3. При каких системных заболеваниях наблюдаются кровоизлияния в СОПР?

4. Что способствует образованию некрозов на СОПР?

5. Каковы особенности проявления ВИЧ-инфекции у детей?

 

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний:

 

1. Острый псевдомембранозный кандидоз является проявлением на СОПР

А) заболеваний ССС

Б) дисбактериоза пищеварительного тракта

В) болезней эндокринной системы

Г) клиники СПИДа

Д) заболеваний крови

 

2. Недостаточность витамина А ведёт к

А) усиленной саливации

Б) гиперактивности сальных желёз

В) атрофии и ороговению эпителия

Г) заболеваниям нервной системы

Д) правильного ответа нет

 

3. ХРАС протекает на фоне

А) лейкозов

Б) дисбактериоза кишечника

В) болезней сердечно-сосудистой системы

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

4. Наиболее характерные поражения, вызванные кандидой у больных СПИДом:

А) стоматит

Б) пневмония

В) отит

Г) эндокардит

Д) паронихии

 

5. Саркома Капоши диагностируется на основании исследования

А) мокроты

Б) снино-мозговой жидкости

В) фекалий

Г) биоптатов органов и тканей

Д) правильного ответа нет

Ответы: 1-б; 2-В; 3-Б; 4-А; 5-Г.

 

*Ситуационная задача для оценки исходного уровня знаний

 

1. В клинику стоматологии детского возраста обратились родители ребёнка 12 лет с жалобами на кровоточивость дёсен у ребёнка.

Из анамнеза: с 5 лет ребёнок болен сахарным диабетом.

Объективно: Слизистая полости рта сухая, слюноотделение понижено. Слизистая гиперемированна. Полость рта не санированна.

В местах разрушенных зубов-антагонистов катаральные изменения. В области нижних зубов – гипертрофический гингивит 1средней степени тяжести.

 

 

1. Какой предположительный диагноз Вы поставите?

2. Чем вызваны такие изменения у 12 – летнего ребёнка?

3. Назначьте план лечения.

 

Ответ:

1. Предположительный диагноз: Катаральный стоматит, гипертрофический гингивит.

2. Быстрое и тяжёлое течение обусловлено сахарным диабетом.

3. План лечения: Общее- совместно с эндокринологом, педиатром. Назначение гормональной, противоотёчной, противовоспалительной и антибактериальной терапии. Поливитамины. Местное лечение заключается в санации и соблюдении тщательной гигиены полости рта, назначениии реминерализующей терапии, применении анестетиков, антисептиков, противовоспалительной терапии, кератопластических средств.

 

*Образец оформления отчетов о выполненной работе:

 

Схема заполнения амбулаторной карты

«Хронический кандидоз полости рта».

 

Иванова Маша, 8 лет, находится на лечении в гематологическом стационаре.

 

Посещение.

Жалобы: Боль, сухость и жжение в полости рта..

Анамнез: После принятия длительного курса кортикостероидов на СОПР появились паутинообразные плёнки, беловатые налёты, снимающиеся с трудом.

Объективно: Ребёнок вялый. Слизистая оболочка полости рта гиперемированна. Язык покрыт беловатым налётом, болезненный. Налёт не снимается. На отдельных участках слизистой щёк, губ – беловатые наложения, плохо снимающиеся шпателем.

Диагноз: Острый псевдомембранозный кандидоз средней степени тяжести.

Назначено обследование: Микроскопическое исследование материала на наличие псевдомицелия.

 

Посещение.

Жалобы те же.

Лабораторный скрининг показал наличие псевдомицелия в соскобе.

Лечение:

1. Диазолин драже по 0,1; 2 раза в день; 10 дней.

2. Декамин 0,00015 (карамель) по 1-2 каремели через каждые 3-4 часа в течении 10 дней..

3. Поливитамины с микроэлементами по 1 драже 2

раза в день.

4. Полость рта и язык обрабатывать 2%

раствором питьевой соды или 1% водным

раствором йодинола. Затем смазывать 1%

мазью клотримазола или 1% мазью Декамина.

5. В питании ограничить углеводы. Заменить белковой пищей.

6. Начиная с 4-5 дня от начала лечения применять кератопластики: масляный раствор вит. А – 3-4 раза в день смазывать поражённые участки. Каратонин – 10 дней.

7. Определить отдельную посуду. Соблюдать санитарно-гигиенический режим.

8. Провести профессиональную гигиену полости рта и научить методам гигиены ребёнка и родителей.

Всё лечение назначается на 10 дней.

 

Посещение через неделю.

Жалобы значительно уменьшились.

Объективно: Слизистая оболочка бледно-розового цвета, умеренно увлажнена. Без патологических изменений.

Лабораторный мониторинг: микроскопическое исследование материала на наличие псевдомицелия. Результат отрицательный. Лечение продолжается ещё 7 дней.

 

· Вопросы для подведения итогов самостоятельной работы студентов:

1. Каковы изменения во рту у детей при сердечно-сосудистой недостаточности?

2. Каковы изменения во рту у детей при заболеваниях крови?

3. Какова роль стоматолога в выявлении и лечении поражений СОПР при тяжёлых нарушениях кровообращения?

4. Как диагностировать системные заболевания, проявляющиеся кровоизлияниями и кровотечениями на СОПР?

 

Тестовые задания для контроля результатов усвоения:

 

1. Болезнь Верльгофа связана с

А) увеличением количества эритроцитов

Б) нарушением продуцирования тромбоцитов

В) уменьшением количества гранулоцитов

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

2. Местное лечение проявлений заболеваний крови:

А) обезболивающие и эпителизирующие препараты

Б) антисептические и противовирусные препараты

В) обезболивающие и противогрибковые препараты

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

3. Некрозы при лейкозах распространяются на

А) поверхностный слой эпителия

Б) собственно слизистую оболочку и подслизистый слой

В) все слои слизистой

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

4. Под воздействием вируса СПИДа

А) снижается уровень медиаторов клеточного воспаления

Б) уменьшается количество макрофагов

В) возникает лейкоцитоз, переходящий в лейкопению

Г) Все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

5. Какой микоз явлется ранним индикатором СПИДа?

А) гистоплазмоз

Б) кандидоз

В) криптококкоз

Г) аспергилёз

Д) правильного ответа нет

 

Ответы: 1- Б; 2-А; 3-В; 4-Г; 5-Б.

 

*Ситуационная задача для контроля результатов усвоения:

 

1. Родители девочка 9 лет обратились к педиатру с жалобами на задержку роста девочки, беспокойство и раздражительность, часто встречающиеся судороги, проявления тошноты. На коже сухость, шелушение вокруг глаз, носа и губ. Педиатр направил на консультацию к стоматологу девочку потому, что на языке увидел десквамации, на красной кайме губ – наличие мелких чешуек и корочек, трещина нижней губы.

1. Каков предварительный диагноз?

2. Назначьте общее лечение.

3. Какие мероприятия необходимо провести местно?

 

Ответ.

1. Предварительный диагноз – гиповитаминоз витамина В6.

2. В рацион питания необходимо ввести дрожжи, мясо, печень, зерновые и бобовые, цельный рис, арахис. Витамин В 6: по 1,5 мг в сутки. Комплекс поливитаминов.

3. Местные мероприятия: санация полости рта, гигиена. Антисептическая обработка полости рта и губ отварами трав (ромашка, шалфей). Аппликации кератопластиками: витамином А масляным раствором.

 

Занятие №9.

 

1. Тема занятия: «Диспансеризация детей у стоматолога».

2. Форма проведения занятия: Практическое в клинике стоматологии детского возраста.

3. Общая цель занятия: Научиться организации групп диспансеризации с обоснованием лечебно-профилактических мероприятий.

Конкретные цели занятия:

 

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Основные принципы формирования групп диспансеризации детского населения. Формировать диспансерные группы в зависимости от возраста. Стоматологического и общего статуса детей.
2. Принципы группировки по состоянию здоровья подростков и детей при массовых исследованиях. Применять принципы группировки по состоянию здоровья при формировании диспансерных групп.
3. Принципы группировки по состоянию здоровья и стоматологическому статусу подростков и детей для диспансерного наблюдения в школе. Применять принципы группировки по состоянию здоровья и стоматологическому статусу у подростков и детей для диспансерного наблюдения в школе.
4. Этапы диспансеризации детей у стоматолога Применять этапы диспансеризации при планировании лечебно-профилактических мероприятий.
5. Анализ качества эффективности диспансеризации детей у стоматолога Рассчитывать показатели эффективности диспансеризации детей у стоматолога.
6. Диспансерные группы детей и подростков по степени активности кариеса по показателю индексов интенсивности кариеса: КПУ, кп, КПУ+кп. Формировать диспансерные группы детей и подростков по степени активности кариеса по показателю индексов интенсивности: КПУ, кп, КПУ+кп.

 

Задачи:

1. В ходе практического занятия преподаватель должен:

А) Ознакомить студентов с основными принципами диспансеризации детского населения.

Б) научить студентов формировать различные диспансерные группы дошкольников и школьников

В) формировать умение рассчитывать показатели эффективности диспансеризации детей у стоматолога.

2. Сформировать умение организовывать диспансерные группы в зависимости от некоторых факторов:

- возраста ребёнка

- общего статуса

- стоматологического статуса

- степени активности кариозного процесса.

3. В результате освоения данной темы обеспечить системное усвоение теоретических и практических основ диспансерного наблюдения.

 

4. Содержание обучения:

Информационный блок для подготовки студентов, представляемый для самостоятельной подготовки к занятиям, изложен в методических указаниях для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы по стоматологии детского возраста (терапевтический раздел, 10 семестр). В него входят:

1. Схемы ориентировочной основы действия: «Диспансеризация детей у стоматолога».

2. Слайды по теме занятия.

3. Лекции.

4. Методические указания для студентов для самостоятельной работы.

Список литературы, рекомендуемой к использованию при подготовке к занятию:

Основная:

1. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. М., 1978 г.

2. Виноградова Т.Ф. с соавт. Заболеваемость кариесом школьников Москвы, эффективность и перспективы диспансерной работы.

3. Персин Л.С. с соав. Стоматология детского возраста.М.: Медицинская книга, 2003.

 

Дополнительная:

1. Гуща Р.Г. Вопросы диспансеризации детей младшего школьного возраста по стоматологическим заболеваниям. Автореф. канд. дисс. Львов, 1976 г.

2. Евдокимов А.И.. Виноградова Т.Ф. Руководство по стоматологии детского возраста. М., 1971г.

3. Каспарова Н.Н. с соавт. Диспансеризация детского населения у стоматолога (методические рекомендации). М., 1981 г.

4. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. М., 1991г.

5. Масный З.П. Организация и эффективность стоматологической диспансеризации детей школьного возраста. Автореф. канд. дис. Львов, 1976г.

 

5. Мотивационная характеристика темы:

 

Основой диспансеризации является её профилактическая направленность (по определению Семашко 1926г.).»Профилактика – это путь, которым мы идём, диспансеризация – метод осуществления профилактических задач». В связи с этим возрастают обязанности всех специалистов педиатрического профиля по воспитанию здорового ребёнка. Большая роль в решении этих задач принадлежит детским стоматологам.

Правильным методам организации стоматологической помощи детям, учитывая инициативную форму и участковый принцип работы детского стоматологаявляется диспансеризация всех детей у стоматолога, что связано с высокой распространённостью стоматологических заболеваний.

В диспансеризации нуждаются дети, лечение которых проведено в условиях стоматологичесого стационара у хирурга и ортодонта, пародонтолога и терапевта. Они должны наблюдаться стоматологами в течении длительного времени – от начала лечения до полного выздоровления, а в ряде случаев до полного формирования лицевого скелета.

Диспансеризацию осуществляет участковый стоматолог- педиатр. В его задачу входит умение смотреть на ребёнка при обследовании глазами педиатра, стоматолога-терапевта, хирурга и ортодонта. Он несёт ответственность за своевременность выявления патологии, правильность направлении ребёнка к специалисту другого профиля и наблюдает во все последующие периоды развития ребёнка в порядке двойного дифференцированного контроля за контингентом детей хирургического, ортодонтического и др. профилей.

 

План и организационная структура занятия

№ п/п Этапы занятия Время Место проведения Средства обучения
11. Введение студентов в занятие (инструктаж) 10 мин Учебная комната в ДСП №22, План занятия, Учебное пособие к практическому занятию
22. Определение исходного уровня знаний: А. Тестовый контроль; Б. Решение ситуационных задач   15 мин Учебная комната в ДСП №22 Ситуационные задачи, тестовые задания, контрольные вопросы
33. Самостоятельная работа студентов: А. Разбор содержания занятия, работа со схемами, таблицами Б. Просмотр слайдов В. Решение клинических задач Г. Осмотр пациентов Д. Обсуждение результатов осмотра пациентов   2 часа 45мин 25 мин   35 мин 1 час     20 мин 25 мин Учебная комната в ДСП №22     Учебные пособия, схемы ООД и ЛДС, слайды, учебные задачи, тестовые задания. Стоматологические материалы и инструменты, оборудование; амбулаторные истории болезни.
44. Контроль результатов усвоения: 1. Анализ ошибок, допущенных на практическом занятии; 2. Коррекция усвоения знаний       45 мин   Учебная комната в ДСП №22 Контрольные вопросы, тестовые задания, УИРС  
55. Задание на следующее занятие 5 мин Учебная комната в ДСП №22 Учебное пособие.

 

6. Материалы к практическому занятию. Вопросы корректировки знаний студентов, необходимые для предстоящей самостоятельной работы:

 

*Вопросы корректировки знаний студентов, необходимые для предстоящей самостоятельной работы:

 

1. Как Вы понимаете термин «диспансеризация»?

2. Перечислите основные медицинские документы, используемые при плановой санации полости рта.

3. Кто осуществляет планирование графика плановой санации полости рта организованному детскому населению?

4. Критерии оценки качества проведения плановой санации полости рта у детей.

 

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний:

 

1. Санация в организованных детских коллективах называется

А) централизованной

Б) децентрализованной

В) обычной

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

2. Плановая санация в условиях поликлиники является

А) централизованной

Б) децентрализованной

В) обычной

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

3. Первый этап диспансеризации:

А) изучение эффективности диспансеризации

Б) перевод ребёнка из одной группы в другую

В) осмотр и санация полости рта детям по плану диспансеризации

Г) специализированный осмотр каждого ребёнка и проведение ему по показаниям специализированной помощи

Д) знакомство с участком

 

4. Стоматологическая диспансеризация, это____________ стоматологической помощи населению.

5. Основоположник диспансеризации в нашей стране _________.

 

Ответы: 1-Б; 2-А; 3-Д; 4-основа; 5- проф. Евдокимов А.И.

 

*Ситуационная задача для оценки исходного уровня знаний

 

1. Организовался новый детский сад. Он находится в получасе езды от стоматологической поликлиники.

1. В чём состоят особенности диспансеризации детей дошкольного возраста?

2. Какой метод санации лучше использовать в данной ситуации?

3. Как формируются диспансерные группы у дошкольников?

 

Ответ:

1. В медицинской карте развития ребёнка, воспитывающегося в ДДУ, необходим раздел для заполнения стоматологом и 2 этапных эпикриза: в 3 года и в 6-7 лет, который должен заполнять детский стоматолог, указывая группу диспансеризации и рекомендации на период наблюдения.

Диспансеризация дошкольников (4-6 лет) должна предусматривать распределение детей на 3 группы для повторных осмотров через 6 и 12 месяцев.

2. В связи с большим объёмом работы необходимо создавать стационарные стоматологические кабинеты в ДДУ. Осуществлять децентрализованный метод санации.

3. В 1 группу входят здоровые и практически здоровые дети (1,2 и 3 группы здоровья), не имеющие кариеса. Сюда же относятся дети, имеющие факторы риска в возникновении аномалий прикуса, уздечек (ЛОР-заболевания, вредные привычки). Осмотр 1 раз в год.

Во 2 группу входят все дети, имеющие кариес зубов.

В 3 группу входят дети с сочетанными пороками развития тканей зуба и кариеса; с выраженными изменениями в ЧЛО и аномалиями прикуса.

*Образец оформления отчетов о выполненной работе:

 

Ребёнок 3-х лет. Родился доношенным. Мать страдала токсикозом беременных 2 степени. Полость рта ребёнка интактна. Определите диспансерную группу и сроки диспансеризации.

Ребёнок определяется в 1 диспансерную группу, как дошкольник. Осмотр 1 раз в год.

 

Вопросы для подведения итогов самостоятельной работы студентов:

1. Что включает в себя метод медико-санитарного обслуживания населения?

2. Определите степень компенсации кариеса по индексам интенсивности: КПУ до 4-5; КПУ от 5-6 до 7-8; КПУ выше 8-9.

3. Какие основные документы заполняются при осуществлении плановой санации?

 

Тестовые задания для контроля результатов усвоения:

 

1. К документам плановой санации относятся:

А) списки детей по классам, по группам

Б) санационные карты (бланки 267)

В) паспорт класса, паспорт школы (дет.сада)

Г) годовой отчёт (форма 39) – сумма показателей ежемесячных отчётов

Д) все ответы верны

 

2. Основа стоматологической помощи населению, это

А) стоматологическая диспансеризация

Б) плановая санация

В) санация по обращаемости

Г) все ответы верны

Д) правильного ответа нет.

 

3. На третьем этапе диспансеризации осуществляют:

А) Осмотр

Б) плановая санация

В) профилактические мероприятия

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

4. Ко 2 диспансерной группе относятся дети

А) здоровые, с КПУ выше среднего на 3 сигмальных наклонения

Б) здоровые и практически здоровые дети, не имеющие кариеса

В) с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет.

 

5. К 3 диспансерной группе относятся дети

А) с активным течением кариеса

Б) с дистрофическими заболеваниями пародонта

В) с кариесом в стадии пятна

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

 

Ответы: 1-Д; 2-А; 3-Г; 4-А; 5-Г.

 

*Ситуационная задача для контроля результатов усво

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...