Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема заполнения амбулаторной карты




«Многоформная эксудативная эритема»

 

Иванова Маша, 12 лет.

Жалобы: Боли в полости рта..

Анамнез: Неделю назад переболел ангиной. 2 дня назад доктор назначил сульфадимезин. Через сутки появилось недомогание, озноб, слабость, ломящие боли в суставах, мышцах.

Объективно: На коже кистей, предплечья, лица, шеи синюшно-красные пятна, возвышающиеся над уровнем кожи., западающие в центре. Пятна с двухконтурной окраской. На слизистой губ, щёк, языка, дна полости рта и нёба отёк и разлитая гиперемия, пузыри и обрывки., эрозии. Кое-где фибринозный налёт. Болезненность резкая. Повышенная саливация.

Диагноз: Многоформная экссудативная эритема.

Лечение: - Супрастин 0,025 по 0,5 таб. 2 раза в день (7-10 дней)

- Хлористый кальций 10% по 1 стол. ложке 3 раза в

День 10 дней.

- Тиосульфан натрия 30% 15 в/в инъекций.

- Кортикостероиды (преднизолон 2-4 мг на 1 кг массы тела).

- Обильное питьё.

- Полость рта, язык и губы обрабатываются 4% взвесью анестезина в персиковом масле.

- Антисептики (этакридина лактат 2% р-р; 7 дней).

- Протеолитические ферменты (трипсин)

- Начиная с 5-7 дня от начала лечения применять кератопластики: мазь солкосерила– 3-4 раза в день смазывать поражённые участки.

- Физиолечение: УФО местно на СОПР.

- при лимфаденитах – УВЧ.

 

 

Лечение в межрецидивный период:

- Провести профессиональную гигиену полости рта

- Неспецифическую гипосенсибилизацию аллергеном, к которому установлена повышенная чувствительность.

- Десенсибилизирующую терапию.

- Общее УФО.

 

*Вопросы для подведения итогов самостоятельной работы студентов:

 

1. Перечислите клинические проявления МЭЭ у детей.

2. Перечислите клинические проявления стоматитов и хейлитов

3. Расскажите о симптоматическом лечении и предупреждении рецидивов при ХРАС.

4. Перечислите антигистаминные препараты, применяемые при лечении аллергических заболеваний СОЛПР.

5. При каком характере клинического течения аллергических заболеваний СОПР стоматолог назначает внутрь глюкокортикоиды?

6. Что такое гистоглобулин, когда и как он применяется при поражениях СОПР?

 

Тестовые задания для контроля результатов усвоения:

 

1. Элемент поражения кожи при МЭЭ:

А) эрозии

Б) двухконтурные папулы

В) язвы

Г) афты

Д) правильного ответа нет

 

 

2. Кратерообразная рубцующаяся афта на СОПР, это

А) ХРАС

Б) МЭЭ

В) афта Сеттона

Г) синдром Стивенса-Джонсона

Д) болезнь Лайела

3. В комплексное патогенетическое лечение афтоза Сеттона включается:

А) иммунокоррекция

Б) антибиотикотерапия

В) противокандидозная терапия

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

4. Физиолечение ХРАС:

А) гелий-неоновый лазер

Б) Назальный эоектрофорез димедрола

В) УФО местно

Г) УФО общее

Д) все ответы верны

 

5. При болезни Лайела симптом Никольского _________.

 

Эталоны ответов: 1-Б; 2-В; 3-А, 4-Д, 5-положительный

 

*Ситуационная задача для контроля результатов усвоения:

 

У ребёнка 14 лет, ранее страдавшего хроническим тонзилитом, в течении полугода на СОПР возникают язвы, очень болезненные., глубокие. Эпителизируются в течении 20-30 дней. При осмотре слизистой обнаружены рубцы от старых язв.

Каков предположительный диагноз?

Какой план лечения можно предложить пациенту?

 

 

Ответ

1. Афтоз Сеттона.

2. Лечение общее начинается с обследования у других специалистов. Назначаются: - имунокорректоры (тимоген)

- метаболические средства (оротат калия, фолиевая кисота)

- рефлексотерапия, седативная терапия

- соблюдение строгой диеты

Местное лечение: - санация полости рта

- обезболивающие препараты (взвесь анестезина в масле)

- протеолитические ферменты (трипсин, химотрипсин)

- кератопласстики (р-р витамина А, каратолин).

 

Занятие №3.

 

1. Тема занятия №3: «Кандидозы».

2. Форма проведения занятия: Практическое в клинике стоматологии детского возраста.

3. Общая цель занятия: Ознакомить студентов с наиболее типичными проявлениями грибковых заболеваний в полости рта у детей и научить проводить профилактику кандидозов.

Конкретные цели занятия:

 

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Особенности строения слизистой оболочки полости рта в детском возрасте. Определить характер патологических элементов на слизистой оболочке полости рта у детей в зависимости от возраста.
2. Классификацию грибковых заболеваний в полости рта у детей. Ставить развёрнутый диагноз.
3. Методы обследования детей с кандидозами. Проводить самостоятельно обследование, взять соскоб со слизистой, интерпретировать результат.
4. Принципы лечения детей с кандидозами. Выбрать индивидуальную схему лечения, выписать рецепты для лечения кандидоза.

 

Задачи:

В ходе практического занятия преподаватель должен:

1. Научить диагностировать кандидозы у детей разного

возраста лабораторными методами.

Ознакомить студентов с особенностями проявления клиники

разных форм кандидозов.

Сформировать умение дифференцировать проявление

грибковых заболеваний с проявлениями схожих заболеваний

другой этиологии.

 

2. Сформировать умение выбора и оптимального использования

лекарственных средств для лечения кандидозов.

 

3. В результате освоения данной темы обеспечить системное

усвоение теоретических и практических основ профилактики

грибковых поражений полости рта.

 

 

4. Содержание обучения:

Информационный блок для подготовки студентов, представляемый для самостоятельной подготовки к занятиям, изложен в методических указаниях для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы по стоматологии детского возраста (терапевтический раздел, 10 семестр). В него входят:

1. Схемы ориентировочной основы действия: «Кандидозы у детей».

2. Слайды по теме занятия.

3. Лекции.

4. Методические указания для студентов для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Список литературы, рекомендуемой к использованию при подготовке к занятию:

Основная:

1. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста. – М.: Медицинская книга, 2001, стр.561-565.

2. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. – М.: Медицина, 1985, стр. 267-270.

 

Дополнительная:

1. Виноградова Т.Ф., Максимова О.П., Мельниченко Э.М. Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта у детей. М., Медицина, 1983.

2. Голик В.П., Полякова С.В., Воропаева Л.В. Лечение острых воспалительных заболеваний СОПР пенным аэрозолем «Гипозоль». Стоматология, 1989, №24, стр. 69-72.

3. Лукьянова Е.М. Фармакотерапия в педиатрии. Киев. Здоровье. 1980.

4. Марченко А.И., Кононович Е.Ф., Солнцева Т.А. Лечение в детской терапевтической стоматологии. Киев. Здоровье, 1988.

5. Машкилейсон А.Л., Боровский Е.В. Заболевания СОПР и губ. М., Медицина, 1984.

6. Машковский М.Д. лекарственные средства. В 2-х томах М., Медицина, 1975.

7. Розепова Г.Т. Состояние слизистой оболочки губ при заболеваниях пищеварительной системы. Стоматология, 1977, №2.

8. Удовицкая Е.В. Эндокринологические аспекты стоматологии М., Медицина, 1975.

 

5. Мотивационная характеристика темы:

 

Острый кандидоз вызывается грибами рода Сandida. Дрожжеподобные грибы являются сапрофитами полости рта, и по данным Марченко А.И., Руденко М.М.. (1978), обнаруживаются у здоровых людей в 60=70%. Этот род гриба хорошо размножается в кислой среде, а в щелочной их размножение резко замедляется, а затем прекращается.

Причины перехода сапрофирующей формы в паразитирующую следующие: нарушение гигиены полости рта, заболевания ЖКТ, нарушения углеводного обмена, нарушение витаминного баланса, недостаток рибофлавина, пиридоксина, никотиновой кислоты, длительное применение антибиотиков и кортикостероидных препаратов, несанированная полость рта, пользование ортодонтическими аппаратами, воспалительные заболевания слизистой оболочки и пародонта.

Клиника. Острый псевдомембранозный кандидоз может протекать в лёгкой, среднетяжёлой и тяжёлой форме. Молочница у детей характеризуется гиперемией слизистой оболочки, наличием белесоватого или желтоватого налёта. Этот налёт при лёгкой форме легко снимается с обнажением участков гиперемии. Пр и среднетяжёлой форме налёт снимается не всегда и образовываются эрозивные, кровоточащие поверхности.

При тяжёлой форме поражается практически вся слизистая с явлениями инфильтрации подлежащих тканей. Налёт не снимается, так как нижние слои его плотно спаяны с подлежащей слизистой оболочкой. Больных беспокоит сухость полости рта, боль, повышенная вязкость слюны, увеличение лимфатических узлов. Данная форма заболевания может перейти в хроническую инфекцию.

Болеют молочницей дети первых недель и месяцев жизни. Врождённая молочница возникает у ослабленных недоношенных детей при прохождении через инфицированные родовые пути матери.

Хронический кандидоз. Это заболевание на слизистой может проявляться в виде кандидозного глоссита, стоматита или ангулярного хейлита. Хронический кандидоз чаще встречается у детей старшего возраста. При хроническом кандидозе изменяется цвет налёта – от жёлтого до светло-коричневого. Он плотно спаян с подлежащими тканями, иногда в глубине тканей образуются гранулёмы. Слизистая вокруг очага поражения гиперемированна, болезненна при пальпации. Лимфатические узлы увеличены, плотные, не спаяны с окружающими тканями, малоболезненны.

Детей беспокоит боль, сухость и жжение в полости рта. Такие дети бледные, малоразговорчивые, неконтактные.

Диагностика кандидозной инфекции проводится на основании клиники и микроскопического исследования. Существует 2 метода микроскопического исследования, предложенные Марченко А.И. и Руденко М.М. в 1978 г. Забор материала с участка поражения проводят стоматологической гладилкой, наносят на предметное стекло и покрывают 10% р-ром едкой щёлочи, а затем смесью спирта и глицерина(2ч:2ч+4ч воды). Готовый препарат смотрят под микроскопом. По другому методу материал растворяют в 1 мл воды, затем тонким слоем наносят на поверхность стекла, сушат, крашивают по Граму, Романовскому-Гимзе либо 1% р-ром метиленового синего.

В лабораторных условиях можно определить обсеменённость тканей дрожжеподобными грибами. В норме в 1 мл смыва обнаруживается 149-982 колонии, при кандидозах 3,5-13,5 тысяч колоний.

 

План и организационная структура занятия

№ п/п Этапы занятия Время Место проведения Средства обучения
11. Введение студентов в занятие (инструктаж) 10 мин Учебная комната в ДСП №22, План занятия, Учебное пособие к практическому занятию
22. Определение исходного уровня знаний: А. Тестовый контроль; Б. Решение ситуационных задач   15 мин Учебная комната в ДСП №22 Ситуационные задачи, тестовые задания, контрольные вопросы
33. Самостоятельная работа студентов: А. Разбор содержания занятия, работа со схемами, таблицами Б. Просмотр слайдов В. Решение клинических задач Г. Осмотр пациентов Д. Обсуждение результатов осмотра пациентов   2 часа 45мин 25 мин   35 мин 1 час     20 мин 25 мин Учебная комната в ДСП №22     Учебные пособия, схемы ООД и ЛДС, слайды, учебные задачи, тестовые задания. Стоматологические материалы и инструменты, оборудование; амбулаторные истории болезни.
44. Контроль результатов усвоения: 1. Анализ ошибок, допущенных на практическом занятии; 2. Коррекция усвоения знаний       45 мин   Учебная комната в ДСП №22 Контрольные вопросы, тестовые задания, УИРС  
55. Задание на следующее занятие 5 мин Учебная комната в ДСП №22 Учебное пособие.

 

6. Материалы к практическому занятию. Вопросы корректировки знаний студентов, необходимые для предстоящей самостоятельной работы:

 

*Вопросы корректировки знаний студентов, необходимых для предстоящей самостоятельной работы:

1. Анатомо-физиологические особенности строения СОПР у детей.

2. Морфологические элементы, характерные для заболеваний СОПР.

3. Методы обследования стоматологического больного.

4. Классификация заболеваний СОЛПР.

5. Микрофлора полости рта

6. Особенности общего и местного иммунитета у детей.

7. Какими путями происходит распространение грибов?

8. С чем дифференцируют кандидамикоз СОПР?

 

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний:

 

1. К противогрибковым препаратам относят:

А) диазолин и оксацилин

Б) оксацилин и матронидазол

В) метронидазол и нистатин

Г) нистатин и леворин

Д) доксициклин и декамин

 

2. Соскоб на гриб Candida берут6

А) сразу после еды

Б) натощак

В) через 3-4 часа после еды

Г) после полоскания марганцево-кислым калием

Д) после полоскания физ. раствором

 

 

3. Общие факторы, способствующие развитию кандидоза:

А) сахарный диабет

Б) хронический гастрит

В) гормонотерапия

Г) иммунодефициты

Д) антибиотикотерапия

 

4. Частые изменения СО языка, наблюдающиеся у детей:

А) десквамативный глоссит

Б) ромбовидный глоссит

В) волосатый язык

Г) десквамативный и ромбовидный глоссит

Д) ромбовидный глоссит, волосатый язык

 

5. Критерий патогенности гриба Candida в препарате:

А) единичные клетки

Б) множественные клетки

В) псевдомицелий

Г) атипичные клетки

Д) коллагеновые волокна

 

6. К грибковым заболеваниям полости рта относятся:

А) язвенно-некротический стоматит Венсана

Б) хронический рецидивирующий герпетический стоматит

В) кандидоз

Г) опоясывающий лишай

Д) хронический рецидивирующий афтозный стоматит

 

7. В норме в 1 мл смыва со СОПР находится:

А) 10-15 штук грибов

Б) 3,5 тысячи колоний грибов

В) 10 тысяч колоний грибов

Г) 13,5 тысяч колоний грибов

Д) 100-900 колоний грибов

 

 

8. Для лечения молочницы применяют:

А) гризеофульвин

Б) нистатин

В) мазь декаминовая 0,5%

Г) мазь «Микосептин»

Д) р-р буры в глицерине 20%

 

Эталоны ответов: 1-г; 2-б; 3-все; 4-а; 5-б; 6-в; 7-д; 8-все.

 

*Ситуационная задача для оценки исходного уровня знаний

 

У новорождённого ребёнка мать заметила небольшой белый на языке и слизистой губ. Общее состояние ребёнка не нарушено.

При осмотре на слизистой губ и языка обнаружен белый налёт, напоминающий свернувшееся молоко. Легко снимается тампоном. Под налётом слегка гиперемированная слизистая оболочка. Каков предположительный диагноз? Как его подтвердить? Причина развития заболевания? Какое лечение необходимо назначить? В чем заключается профилактика заболевания?

 

Ответ.

Острый псевдомембранозный кандидоз (молочница).

Назначить бактериоскопию соскоба со слизистой оболочки (на наличие мицелия).

Причина кандидоза в данном случае – несанированные родовые пути матери либо отсутствие гигиены (плохо обработанные соски матери, грязная соска, грязное бельё).

Если ребёнок находится на грудном вскармливании – необходимо обрабатывать полость рта ребёнка и соски матери 1-2% раствором соды или 2% р-ром йодинола. Если ребёнок на искусственном вскармливании – заменить соску, прокипятить. Обработка полости рта такая же.

Профилактика кандидозов у новорождённых заключается в санации родовых путей матери во время беременности, гигиене новорождённого и матери.

 

* Образец оформления отчетов о выполненной работе:

 

Схема заполнения амбулаторной карты

«Хронический кандидоз полости рта».

 

Иванова Маша, 8 лет.

Жалобы: Боль, сухость и жжение в полости рта.

Анамнез: В течение месяца плохо ест, капризничает. Последнюю неделю отказывается от пищи. Болеет часто. Принимает различные лекарства по поводу лечения простудных заболеваний.

Объективно: Ребёнок вялый. Губы сухие. В углах рта трещинки, покрытые сухими чешуйками беловато-перламутрового цвета. Слизистая оболочка полости рта гиперемированна. Язык покрыт жёлто-коричневым налётом, болезненный. При пальпации в глубине ощущаются небольшие инфильтраты. Налёт не снимается.

Диагноз: Хронический ангулярный хейлит. Кандидозный глоссит.

Обследование: Микроскопическое исследование материала на наличие псевдомицелия.

Лечение: - Тавегил по 0,001: ½ табл. 2 раза в день (10 дней).

- Нистатин таблетки 500 000 ЕД №40 по 1 таб. 3-4

раза в день 10-14 дней.

- Поливитамины с микроэлементами по 1 драже 2

раза в день в теч. месяца.

- Полость рта, язык и губы обрабатывать 2%

раствором питьевой соды или 1% водным

раствором йодинола. Затем смазывать 1%

мазью клотримазола (10-14 дней).

- В питании ограничить углеводы. Заменить белковой пищей.

- Начиная с 4-5 дня от начала лечения применять кератопластики: масляный раствор вит. А – 3-4 раза в день смазывать поражённые участки.

- Определить отдельную посуду. Соблюдать санитарно-гигиенический режим.

- Провести профессиональную гигиену полости рта и научить методам гигиены ребёнка и родителей.

 

Всё лечение назначается на 10 дней. Затем вновь проводится микроскопическое исследование материала на наличие псевдомицелий. Даже при его отсутствии лечение продолжается ещё 7 дней.

 

*Вопросы для подведения итогов самостоятельной работы студентов:

 

1. Какие условия способствуют развитию кандидоза на СОПР у детей разного возраста?

2. Каковы особенности клиники кандидозов у детей?

3. В чём заключается общее и местное лечение кандидамикоза СОПР?

4. Как рассчитать суточную дозу нистатина для детей разного возраста?

5. В какие сроки проводить бактериологический контроль лечения?

 

Тестовые задания для контроля результатов усвоения:

 

1. Клинические проявления острого кандидамикоза:

А) псевдомембранозный

Б) гипертрофический

В) микотическая заеда

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

2. Клинические проявления хронического кандидамикоза:

А) псевдомембранозный

Б) молочница

В) микотическая заеда

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

3. Элемент поражения при кандидозе:

А) волдырь

Б) пузырь

В) афта

Г) налёт

Д) правильного ответа нет

 

4. Острый атрофический кандидоз развивается в результате:

А) нарушения санитарно-эпидемического режима в родильных домах

Б) грибковых заболеваний матери

В) длительного лечения кортикостероидами

Г) инфекционных заболеваний

Д) ношения ортодонтических конструкций

 

5. Препарат для местного лечения кандидоза:

А) ротокан

Б) полиминерол

В) 1-2% р-р буры в глицерине

Г) оксацилин

Д) правильного ответа нет

 

6. Препарат для общего лечения кандидоза:

А) амфотерицин

Б) йодинол

В) мазь сангвиритрина

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

7. Лечение противогрибковыми препаратами назначают:

А) на 7 дней

Б) на 10 дней

В) на 7-10 дней после отрицательного результата микроскопического исследования

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

Ответы: 1-а; 2-в; 3-г; 4-д4 5-в; 6-а; 7-в.

 

*Ситуационные задачи для контроля результатов усвоения:

 

1. По поводу хронического бронхита ребёнок 2-х лет получил 2 курса лечения антибиотиками. Ребёнок вялый, аппетит снижен. На слизистой оболочке полости рта распространённые белые налёты. Окружающая оболочка слегка гиперемированна, верхние слои налёта снимаются. Со спинки языка и слизистой нёба налёт полностью удалить не удаётся.

1. Каков предположительный диагноз?

2. Как его подтвердить?

3. Составьте план лечения.

4. Как предупредить рецидивы заболевания?

 

Ответ.

1. Острый псевдомембранозный кандидоз полости рта – молочница средней степени тяжести. Для установления данности заболевания необходимо собрать анамнез.

2. Для подтверждения диагноза проводится лабораторный скрининг. А) - Наличие в 1 мл смыва со слизистой языка или нёба более 1000 колоний грибов Candida. Б) – найденные при бактериоскопии соскоба почкующиеся клетки мицелия. В) – серологические реакции РСК, РГА. Г) – внутрикожные аллергические пробы с грибковым полисахаридным антигеном.

3. Планирование лечения:

а. Проведение гигиены полости рта, обучение родителей

уходу за полостью рта ребёнка.

б. По возможности отмена препарата, вызывающего дисбактериоз в полости рта (антибиотика в данном случае).

в. Сбалансировать питание, ограничив углеводы. Назначить диету с достаточным содержанием белков и витаминов.

г. Витамины группы В в суточной дозе на месяц.

д. Местная обработка ощелачивающими растворами (2% р-р питьевой соды) 5-6 раз в сутки с последующей аппликацией 0,5% декаминовой мазью.

4. Для предупреждения развития кандидозов необходимо при

назначении повторных курсов антибиотиков включать в

лечение противогрибковые препараты.

 

2. Ребёнок 12 лет обратился с жалобами на жжение и сухость слизистой оболочки полости рта в области нёба. Из анамнеза выяснилось, что находится на ортодонтическом лечении, имеет съёмный аппарат. За пластинкой ухаживает плохо. В назначенное время на коррекцию не приходил. Объективно: Слизистая полости рта бледно-розовая. В области нёба – ограниченный участок огненно-красного цвета, сухой, болезненный при дотрагивании. На зубах обилие мягкого налёта.

 

 

1. Каков предположительный диагноз?

2. В чём причина заболевания?

3. Какие действия необходимо предпринять?

4. Какое лечение необходимо назначить?

 

Ответ.

1. Острый атрофический кандидоз.

2. Причиной явилось отсутствие гигиены полости рта и ухода за ортодонтической пластинкой.

3. Пластинку не носить во время лечения кандидоза. Как следует обработать её противогрибковыми препаратами или изготовить новую после лечения.

4. Обработка полости рта противогрибковыми

растворами: 2% р-ром йодинола, 2%р-ром

метиленовой сини.

- Аппликации противогрибковыми мазями – микосептин, низорал. Лечение на 2-3 недели.

- Одновременно проводить профессиональную гигиену полости рта и обучить рациональной гигиене в домашних условиях.

 

Занятие №4.

 

1. Тема занятия: «Хейлиты».

 

2. Форма проведения занятия: Практические в клинике стоматологии детского возраста.

 

3. Общая цель занятия: Научить студентов диагностировать и обследовать больных с хейлитами. Научить разрабатывать комплексную тактику лечения данной патологии, на практике применять профилактические мероприятия у детей.

Конкретные цели занятия:

 

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Анатомо-физиологические особенности строения губ у детей Выявлять клинические симптомы заболевания губ
2. Классификацию хейлитов у детей Ставить развёрнутый диагноз
3. Методы обследования детей с хейлитами и дифференциальную диагностику заболевания Проводить комплексное обследование ребенка, выявлять факторы риска, правильно оценивать характерные клинические симптомы схожих заболеваний.
4. Принципы лечения детей с хейлитами, методы профилактики Выбирать индивидуальную схему лечения, выписывать рецепты, планировать профилактические мероприятия

 

Задачи:

1. В ходе практического занятия преподаватель должен ознакомить студентов с анатомо-физиологическими особенностями строения губ у детей, выявляя клинические симптомы хейлитов, научить диагностировать хейлит и проводить дифференциальную диагностику схожих заболеваний.

2. В результате освоения данной темы обеспечить системное усвоение теоретических и практических основ составления плана лечения больного.

3. Сформировать умение оптимального использования практических навыков для проведения местной медикаментозной обработки губ.

4. Сформировать навыки построения плана реабилитации больных с данной патологией.

 

4. Содержание обучения:

Информационный блок для подготовки студентов, представляемый для самостоятельной подготовки к занятиям, изложен в методических указаниях для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы по стоматологии детского возраста (терапевтический раздел, 10 семестр).

В него входят:

1. Схема ориентировочной основы действия: «Хейлиты у детей».

2. Слайды по теме занятия.

3. Лекции.

4. Методические указания для студентов для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Список литературы, рекомендуемой к использованию при подготовке к занятию:

Основная:

1. Виноградова Т. Ф., Максимова О.П., Мельниченко Э.М.: Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта у детей. М., Медицина, 1983г.

2. Курякина Н. В. Терапевтическая стоматология детского возраста. М, Мед. книга. 2001г., стр.632-651.

 

Дополнительная:

1. Максимова О.П. Заболевания губ у детей. Лекция. ЦОЛИУФ, Москва, 1985г.

2. Максимова О.П. Лечение хейлита у детей и взрослых. Клиническая стоматология №1, март 2000г, стр.18-21.

 

5. Мотивационная характеристика темы.

В развитии хейлита определяющим фактором является нарушение архитектоники губ. Второй и непременной предпосылкой служит «нездоровье «покровных тканей – кожи, красной каймы и слизистой оболочки, их неадекватная реакция на воздействие внешней среды: склонность к тератодермии, аллергические реакции, пониженная резистентность к микрофлоре – биогенной, микотической и т.д.

Хейлиты у детей могут встречаться в возрасте 3-15 лет: атопический – в 4-5 лет, гранулематозный Мелькерсона-Розенталя в 8-12 лет, гландулярный и эксфолиативый – у подростков.

Задача лечения хейлита у стоматолога состоит в нормализации стереотипа смыкания губ, устранения местных воспалительных явлений.

 

 

План и организационная структура занятия

№ п/п Этапы занятия Время Место проведения Средства обучения
1. Введение студентов в занятие (инструктаж) 10 мин Учебная комната в ДСП №22, План занятия, Учебное пособие к практическому занятию
2. Определение исходного уровня знаний: А. Тестовый контроль; Б. Решение ситуационных задач   15 мин Учебная комната в ДСП №22 Ситуационные задачи, тестовые задания, контрольные вопросы
3. Самостоятельная работа студентов: А. Разбор содержания занятия, работа со схемами, таблицами Б. Просмотр слайдов, В. Решение клинических задач Г. Осмотр пациентов Д. Обсуждение результатов осмотра пациентов   2 часа 45мин 25 мин   35 мин 1 час     20 мин 25 мин Учебная комната в ДСП №22     Учебные пособия, схемы ООД и ЛДС, слайды, учебные задачи, тестовые задания. Стоматологические материалы и инструменты, оборудование; амбулаторные истории болезни.
4. Контроль результатов усвоения: 1. Анализ ошибок, допущенных на практическом занятии; 2. Коррекция усвоения знаний       45 мин   Учебная комната в ДСП №22 Контрольные вопросы, тестовые задания, УИРС  
5. Задание на следующее занятие 5 мин Учебная комната в ДСП №22 Учебное пособие.

 

6. Материалы к практическому занятию. Вопросы корректировки знаний студентов, необходимые для предстоящей самостоятельной работы:

*Вопросы общего инструктажа по самостоятельной работе:

1. Особенности анатомического и гистологического строения верхней и нижней губы у детей.

2. Причины и механизм возникновения патологических изменений при заболеваниях губ у детей.

3. Какова клиническая картина гландулярного эксфолиативного, атопического, экзематозного, метеорологического хейлитов? В чём особенности клиники у детей?

 

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний:

 

1. Хейлит, это

А) воспаление красной каймы губ

Б) воспаление слизистой оболочки губ

В) воспаление кожи губ

Г) все предыдущие ответы верны

Д) правильного ответа нет

 

2. Основной метод обследования ребёнка с заболеваниями губ:

А) осмотр

Б) рентгенологическое обследование

В) стоматоскопия

Г) гистология

Д) все ответы правильные

 

3. Симптом «росы» характерен для хейлита

А) метеорологического

Б) атопического

В) гландулярного

Г) микотического

Д) правильного ответа нет

 

4. Причины хейлитов:

А) травмы различных видов

Б) метеорологические факторы

В) инфекция, гиповитаминоз, экзема

Г) нарушение архитектоники губ

Д) все ответы правильные

 

5. Клиника экзематозного хейлита:

А) сухость, трещины, корочки, поражение кожи вокруг губ

Б) стойкое шелушение на границе красной каймы и слизистой губ

В) медовые корки в углах рта

Г) белесоватые чешуйки в углах рта

Д) все ответы правильные

 

6. При эксфолиативном хейлите

А) губы сухие, под корочками эрозии и трещины

Б) эрозий и язв под чешуйками нет

В) повышенное выделение секрета из расширенных протоков мелких слюнных желёз

Г) правильного ответа нет

Д) все ответы правильные

Ответы: 1-Д; 2-В; 3-Д; 4-А; 5-Б

 

*Ситуационные задачи для оценки исходного уровня знаний:

 

1. В клинику детской стоматологии обратились родители ребёнка 7 лет. В младшем возрасте мальчик страдал диатезом средней тяжести с поражением кожи лица. Объективно: губы несколько отёчны, на красной кайме и коже сухие корочки, в углах трещины, лучеобразные рубцы, кожа в углах рта инфильтрирована. Веки несколько отёчны, края их гиперемированны. Очаги застойной гиперемии с шелушением и корочками на коже правого предплечья.

 

1. С какими схожими заболеваниями необходимо

дифференцировать?

2. Какой диагноз можно поставить предварительно?

3.С какими специалистами целесообразно

проконсультироваться?

 

 

Ответ.

1. Клиника заболевания похожа на экзематозный хейлит или сухую форму эксфолиативного хейлита. Дифференциальная диагностика:

  Признак Экзематозный хейлит Сухая форма эксфолиативного хейлита
  - Локализация на красной кайме губ Поражается красная кайма верхней и нижней губ Поражение от линии Кляйна до середины красной каймы, преимущественно нижней губы.
  - Поражение кожи Всегда вовлекается кожа Кожа никогда не поражается
  - Поражение углов рта Всегда инфильтрированны Нет
  - Элементы поражения Мелкие тонкие чешуйки, поперечные и радиальные бороздки Крупные чешуйки, похожие на рыбью чешую, прикрепляются в центре, края свободные
- Поверхность под элементами поражения При отрывании чешуйки - кровоточивость, возможно эрозирование При удалении чешуйки поверхность не изменена
       

 

2. На основании проведённой дифференциальной диагностики, предварительный диагноз – экзематозный хейлит.

3. Для подтверждения диагноза и выбора окончательного лечения необходимо проконсультироваться с педиатром и аллергологом.

 

2. В клинику детской стоматологии обратилась 14-летняя девочка с жалобами на болезненность нижней губы. Боли отмечает в течение недели.

Объективно: Верхняя губа без изменений. Нижняя – отёчна, приоткрыта, при пальпации болезненна. На внутренней поверхности нижней губы (на слизистой) видны мутные капельки слюны.

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. В чём заключается диспансеризация после проведённого курса лечения?

 

Ответ:

1. Предварительный диагноз – гландулярный хейлит, осложнённый вторичной инфекцией.

2. В процессе диспансерного наблюдения

- проводится осмотр

- санация полости рта

- контролируется характер смыкания губ

- назначается миогимнастика для поддержания правильного тонуса круговой мышцы рта

- проводится профессиональная гигиена полости рта

- консультация ортодонта

 

 

*Образцы оформления отчетов о выполненной работе:

 

· Примерная запись истории болезни ребёнка с гландулярным хейлитом:

 

ФИО: Иванова Маша, 14 лет.

Жалобы: на болезненность в нижней губе, сухость красной каймы.

Анамнез: Чувство стянутости всегда, имеет вредную привычку облизывать губу.

Объективно: Носовое дыхание отсутствует, за счёт чего нижняя губа приоткрыта, красная кайма сухая, стянута, застойного цвета. На внутренней поверхности – капельки слюны с мутным содержимым.

Диагноз: Гландулярный хейлит.

Лечение: Местное лечение

– Антисептические полоскания отварами трав (ромашка, шалфей 5-6 раз в день).

– Тщательная гигиена полости рта.

– Аппликации мазей с антибиотиками (2,5% гентамициновая мазь 2-3 раза в день 7-10 дней).

– Ингалипт по 1 распылению 2 раза в день в полость рта.

– УФО №6, электрофорез йода №10 на внутреннюю поверхность губ.

– Диатермокоагуляция поражённых слюнных желёз.

Общее лечение:

- Курс антибиотикотерапии широкого спектра действия

(Ампицилин 0,25 по 1 таб. 4 раза в день)

Диспансеризация. 2 раза в год.

 

*Вопросы для подведения итогов самостоятельной работы студентов

 

1. Дифференциальная диагностика хейлитов.

2. Метод устранения причины хейлитов: миогимнастика. Упражнения «Надувание воздуха за нижнюю губу. Надувание щёк. Хоботок».

3. Медикаментозное лечение хейлитов.

4. Физиотерапия хейлитов.

 

Тестовые задания для контроля результатов усвоения:

 

1. Лечение, проводимое детям с микотическими заедами:

А) антибиотики местно

Б) кортикостероидные мази

В) кератопластики

Г) полиеновые антибиотики местно

Д) правильного ответа нет

 

2. Основные миогимнастические упражнения:

А) надувание воздуха за нижнюю губу

Б) поочерёдное надувание щёк

В) «хоботок»

Г) все ответы правильные

Д) правильного ответа нет

 

3. Физиолечение экзематозного хейлита:

А) назальный электрофорез димедрола

Б) местное и общее УФО

В) парафинотерапия

Г) ультрафонофорез кортикостероидных препаратов

Д) все ответы правильные

 

4. Направляющим в лечении хейлитов является:

А) нормализация носового дыхания

Б) исправление аномалий прикуса

В) восстановление тонуса круговой мышцы рта

Г) комплекс перечисленных этапов

Д) правильного ответа нет

 

Ответы: 1-Г; 2-Г; 3-Д; 4-Г.

 

 

*Ситуационные задачи для контроля результатов усвоения:

 

1. У ребёнка 10 лет после повреждения кожи и слизистой угла рта появилась гиперемия, отёк, а затем глубокая трещина, покрытая желтоватой коркой. По

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...