Тема 3.1 Общее представление о командах
Тема 3. 1 Общее представление о командах
Рабочие группы и команды
Согласно Сандстрому, ДеМюсе и Фатреллу (Sundstrom, DeMeuse and Futrell, 1990) рабочая команда — это взаимозависимая группа людей, которые совместно отвечают перед организацией за конкретные результаты. Не все люди, которые работают вместе или в непосредственной близости друг от друга, принадлежат к одной команде. Команда — это группа людей, которые зависят друг от друга в отношении инфор- мации, ресурсов и навыков и которые стремятся объединить свои усилия, для того чтобы достичь общей цели.
Пять ключевых характеристик команд
- Команды существуют для достижения совместных целей.
- Члены команды взаимозависимы по отношению к общим целям.
- Команды ограничены и устойчивы во времени.
- Члены команды имеют полномочия управлять своей работой и внутренними процессами.
- Команды функционируют в контексте более общей системы.
Рабочая группа, напротив, состоит из людей, которые учатся друг у друга и разделяют общие идеи, но не являются взаимозависимыми по существу и не работают над достижением общей цели. Рабочие группы совместно используют информацию, имеют общие перспективы и понимание, принимают решения и помогают друг другу лучше выполнять работу, но акцент делается на индивидуальных целях и ответственности.
Формирование состава команды
Состав команды подбирается с учетом трех признаков:
- функциональной необходимости единственного специалиста на одном рабочем месте;
- психологической необходимости наличия у человека личностных качеств, без которых достижение командной цели невозможно;
- психологической совместимости и равенства будущих членов команды с точки зрения профессионализма, типа темперамента; силы мотиваторов и ценностей.
Ключевые вопросы, которые необходимо задать при создании команды
ЭТАП 1
| ЭТАП 2
| ЭТАП З
|
Анализ задачи
| Люди
| Взаимоотношения
|
· Какую работу нужно выполнить?
· Какими полномочиями обладает группа, для того чтобы управлять собственной работой?
· Что является центральным моментом работы, которую группа будет выполнять?
· Какова степень взаимозависимости членов команды?
· Существует только одно правильное решение или имеется несколько возможностей?
· Интересы членов команды совпадают или имеют конкурентный характер?
| · Сколько человек должно быть в команде?
· Кто идеально подходит для выполнения работы?
· Какой уровень технических навыков, навыков управления задачей и межличностных навыков требуется?
· Какой уровень и тип диверсифицированности является оптимальным для команды?
| · Как члены команды приспосабливаются друг к другу?
· Каково неявное распределение ролей между членами команды?
· Какие нормы благоприятны или опасны для группы?
· Имеет ли значение сплоченность команды?
· Каким образом растет доверие, что ему угрожает и как оно устанавливается среди членов команды?
|
Этапы жизненного цикла команды
В 1970-х годах американский психолог Б. В, Такмен выделил четыре стадии развития команды, которые она обязательно должна пройти для достижения успеха.
- Формирование (Forming) Участники группы только учатся взаимодействовать друг с другом; на этой стадии ее производительность минимальна.
- Шторм (Storming). Время напряженной борьбы за социальные роли и правила взаимодействия, по которым команды будет действовать дальше.
- Нормирование (Norming). На этой части стадии распределяются обязанности, развивается чувство локтя, свободно передается информации.
- Работа (Performing). Достижение оптимального уровня функционирования.
В дополнение мы рассмотрим заключительную стадию – Расформирование команды.
1. Формирование.
Начало деятельности команды. Контакты осторожны. Поведение ориентировано на соблюдение принятых правил и норм в организации Инициатива осторожна, рациональна. Доверия внутри команды нет. Происходит постепенное понимание целей и задач команды. Ранжируется собственная компетентность в профессии и отношениях по отношению к другим членам команды. Данный этап может длиться довольно долго. Руководителю необходимо:
В области решения задач
| В области отношений
|
- Определить и донести предпосылки создания команды: цели, ближайшие задачи, ограничения.
- Установить первичные нормы и правила командной работы.
- Регулировать и первично распределять обязанности.
- Стимулировать распределение и поддержание ролей.
- Концентрировать внимание команды на совместном планировании и организации труда.
| - Знакомить членов команды друг с другом.
- Создавать обстановку взаимопонимания и доброжелательности.
- Наблюдать за каждым членом команды. Помогать им в поиске своего места в команде.
- Помогать демонстрировать профессиональный потенциал.
- Организовывать обучение с выработкой в его процессе командных норм и правил сосуществования и поведения.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: