Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы аудиторий библиотечных мероприятий по основным признакам, их особенности.




Разделение читателей по социально-демографическим признакам учитывает профессиональную принадлежность, род занятий, возраст, пол, образование и др. Такая простая дифференциация позволяет углубить изучение читателей указанных групп по содержанию труда, образованию, учебе, возрасту, отношению к литературе по разным отраслям знаний. Подробно разработаны возрастные характеристики читателей: дошкольники, младшие школьники, подростки, юношество. Социально-демографическая характеристика показывает закономерности читательского развития и во многом определяет содержание работы библиотеки с читателями.

Индивидуальное развитие человека трансформирует его социальные и культурные потребности, включая и те, которые связаны с проведением свободного времени. В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте.

Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а так же врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения.

Свою специфику имеет досуг пожилых людей. Организаторы досуга должны учитывать их предпочтения, особенности психологии и здоровье. В этом возрасте люди нередко связывают цели отдыха с рекреационными нуждами, высоко ценят устоявшиеся социальные связи. Но привычки и целевые ориентации не должны стать непреодолимым препятствием для организации новых видов досуга среди пожилых людей. В мировой практике немало досуговых инноваций появлялось в рамках этих возрастных групп.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, необходимо учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях. Особо следует сказать о семейном отдыхе.

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. В разных странах существуют также социальные группы, требующие от организаторов досуга особого внимания и фантазии: работник из отдаленных поселений, вахтовики, военнослужащие, контингент мест заключения и др.

В Федеральном Законе РФ «О библиотечном деле» (ст. 14) подчеркнуто, что государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения, к которым отнесены пользователи детского и юношеского возрастов. Этим же Законом (ст. 8) закреплено право данных групп населения «на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами».
В «Руководстве ИФЛА по развитию публичных библиотек» говорится: «Публичная библиотека должна стараться удовлетворять потребности всех групп общества, независимо от возраста, состояния здоровья, экономического или социального положения людей. Однако она несет особую ответственность за удовлетворение потребностей детей и молодежи».
Классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки, диско-шоу, вечера авторской песни, спортивные игры, дискуссии, тренинги, всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции – этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

 

Молодёжь, в силу своих социально-психологических, возрастных особенностей, выполняет социальные функции, порой противоречивые и не однозначные. Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства; с одной стороны, отличается определёнными собственными ценностными ориентациями и недостатком собственного жизненного опыта; с другой – является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания. Молодежь – главный участник социальной мобильности и экономической инициативы, вместе с тем, налицо ее неполная включенность в социально-политические отношения, индифферентность; как социальный слой молодежь является источником социально-экономического возрождения страны.

Принятое в 2012 году «Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи» служит хорошим ориентиром в деятельности библиотек, отдающих приоритет этому направлению. Особое внимание в документе обращено на необходимость изменения мнения молодежи о библиотеке. «Библиотека должна добиться того, чтобы ее образ ассоциировался в сознании молодежи с: - «домом» знаний и гарантом свободного доступа к информации; - помощью в социальной и профессиональной адаптации; - средой для реализации способностей, талантов, общественных амбиций; - местом проведения интеллектуального досуга и общения». Значительную роль в формировании позитивного образа библиотеки играют комплексные программы обслуживания молодежной аудитории, крупные акции и культурные проекты, которые реализуют публичные библиотеки. Однако, как показывает практика, доля участия самой молодежи в разработке и реализации библиотечных программ невелика.

«Чем меньше становится безопасных мест для подростков, куда бы они могли прийти одни или с друзьями, тем очевиднее становится новая роль библиотекарей, работающих с молодежью. Библиотеки становятся всем известным «третьим местом» в местном сообществе, а это влечет за собой и перемены в работе библиотекарей. Теперь библиотека позиционирует себя как культурный центр, который готов предложить гораздо больше, чем просто книги; а библиотекари, работающие с молодежью, разрабатывают программы мероприятий с целью привлечь молодых пользователей в библиотеку, показать, что она им может предложить, вовлечь их в этот процесс развития».

Библиотечные специалисты должны учитывать, что современные молодые люди не готовы к роли «объекта воспитательного воздействия», «ведомого», они достаточно независимы и самостоятельны в своем выборе и поведении. При проведение массовых мероприятий в библиотеках для молодежи, необходимо максимальное вовлечение в подготовку и проведение этих мероприятий самой молодежи, а для этого необходимо чтобы каждый молодой человек занимался своим любимым делом, выполнял бы те действия, которые больше всего отвечают его собственным интересам и возможностям.

Организовать коллективный отдых - это означает включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные интересы с общественными, добиться соответствия его индивидуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация отдыха, по своей сути, выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самой молодежи, её умения отдыхать.

Культурно-досуговая специфика работы в библиотеках, ориентированная на отдельные категории населения (например, лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров и т. д.), соединяет в себе важность групповой и индивидуальной практики. Людям таких категорий как никому важно чувствовать единение с себе подобными (воспринимаемыми иногда как «товарищи по несчастью»), но не в меньшей степени нуждаются они и в индивидуальной заботе специалиста, который, например, организовав стойкое объединение по интересам, не должен считать свою миссию выполненной.

В.Л. Бубнов и Н.В. Бубнова относительно библиотечных клубов для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста пишут следующее: «…Обслуживание этой немалой категории читателей по-прежнему занимает большое место в работе библиотек. Оно направлено на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата.

В общении с этой категорией пользователей библиотечные работники учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные мероприятия: встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний, поэтические вечера, конкурсные программы, организуют для них клубы по интересам.

Среди досуговых форм работы особую популярность приобрели клубы по интересам при библиотеках, каждый клуб интересен по-своему и своеобразен.

Посещение их позволяет пенсионерам пообщаться, показать свои таланты, узнать для себя много интересного и полезного.

Читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам. Первая группа подразделяется на:

• клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;

• клубы женского общения;

• молодежные клубы;

• семейные клубы;

• клубы для детей и подростков.

Вторая группа читательских объединений включает в себя:

• клубы литературные и нравственно-эстетической направленности;

• экологические клубы;

• клубы краеведческого направления.

 

5. Основные этапы организации мероприятия. План(проект) – основа организации мероприятия.

 

Этапы подготовки и проведения:

· Выбор вида мероприятия

· Выбор темы, определение целевого и читательского назначения

· Изучение материалов по теме

· Выбор книги (книг, автора)

· Определение круга заинтересованных лиц, организаций, переговоры с ними

· Реклама, рекламная компания

· Разработка структуры мероприятия, написание сценария

· Подготовка участников мероприятия

· Оформление аудитории

· Проведение мероприятия, его фиксирование

· Анализ эффективности мероприятия

· Пропаганда проведенного мероприятия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...