Выразительное чтение и рассказывание: методика подготовки и проведения.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Читать детям вслух – это, пожалуй, единственная вещь, которая безусловно помогает приобщить детей к книжной культуре. Ни при каких условиях невозможно гарантировать, что дети станут самостоятельными читателями. Но то, что мы им прочитали, останется с ними, превратится в их культурный багаж. Чтение вслух популярно в библиотеках. Это может быть индивидуальное чтение на детском абонементе, когда библиотекарь читает отрывки из произведений ребенку, чтобы заинтересовать его, чтение вслух в ходе тематического мероприятия, у выставки. Терминологический словарь «Библиотечное дело» даёт нам такую формулировку понятия «громкое чтение»: «Громкое чтение – форма устной пропаганды литературы – чтение вслух текста произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного». Цель громкого чтения – научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить; научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное. Для того, чтобы встреча ребёнка с книгой была плодотворна, библиотекарю необходимо серьёзно подготовиться. Подготовка к занятию включает в себя несколько этапов: - выбор книги для чтения; определение художественной значимости литературного произведения; - подготовка к выразительному чтению: изучение и предварительное чтение текста; - составление вопросов для обсуждения прочитанного, творческих заданий, объяснения малопонятных слов и выражений; - подбор аксессуаров, если это возможно и целесообразно. Что читать? Как отобрать книги для чтения? Выбранное произведение должно: -вызывать у детей эмоциональное переживание, стремление размышлять о прочитанном; - быть малой повествовательной формой – рассказ или маленькая повесть, делящаяся на небольшие главы, которые можно прочитать и обсудить за ограниченное время; - быть состоятельным с художественной точки зрения; - иметь актуальное для детей содержание; - соответствовать развитию детей определённого возраста и уровня подготовки. Наилучшие результаты могут быть достигнуты, если книги, выбранные для совместного чтения, вызывают интерес и понимание у самих детей и способны разбудить в них желание продолжить чтение.
Продолжительность чтения зависит от возраста детей. Дошкольники и первоклассники быстро устают, удерживать их внимание трудно, поэтому для них чтение с последующей беседой не должно занимать более 20–25 минут. Старшие школьники способны слушать более продолжительное время. Наши громкие чтения – это пример, эталон для детей. Младшие школьники, слушая выразительное чтение, сами начинают читать по-иному: более выразительно, пользуются паузами, передают в диалоге характер действующих лиц. Какова структура занятия в форме громкого чтения? Занятие состоит из трех частей: - вступительная беседа; - чтение; - беседа после чтения, творческие задания. Вступительная беседа – важный этап громкого чтения. Её цель – заинтересовать читателя, подготовить его к предстоящей работе с книгой. Можно рассказать, почему выбрали именно это произведение, сообщить сведения об авторе или истории произведения. Можно мотивировать детей, рассказав им о том, какие задания нужно будет выполнить после прослушивания произведения. Чтение. Как читать? Во-первых, читать не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, примерно 120 слов в минуту, чтобы не превратить текст в скороговорку – читать про себя мы привыкли гораздо быстрей, так как не ограничены темпом речи. Во-вторых, четко проговаривая слова, чтобы каждое слово было понятно. В-третьих, выразительно и с расстановкой – с ударениями и паузами. В-четвертых, по возможности артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их определенным характером. Также очень важно произносить текст не тоном чтения, а так, как будто вы излагаете собственные мысли, как будто вы рассказываете. Чтение должно быть простым и выразительным. Хорошее чтение – прежде всего правдивое и искреннее, верно истолковывающее текст и исключающее излишнюю театральность. Подготовившись к чтению заранее, лучше всего читать так, будто лишь пробегаешь глазами по страницам книги. Не нужно читать «как взрослый» – с высоты своего возраста. Не нужно «проводить мероприятие», читайте так, будто и сами читаете впервые. Дети чувствуют фальшь и не верят. И если в книге случилось что-то плохое или страшное, а вы улыбаетесь, то ребенок может отождествить вас с главным злодеем, с «чужим» взрослым. Читая детям литературное произведение, библиотекарь во время чтения делится с ними теми эмоциями, которые у него возникли в процессе подготовки к занятию – чтения и анализа текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять основную идею произведения.
Не следует прерывать чтение, чтобы давать детям рассматривать иллюстрации. Какие-то картинки к рассказу мы можем показать во время вступительной беседы, остальные – в ходе обсуждения, беседы по содержанию текста. «Беседа о прочитанном» – это ответы на вопросы, разбор непонятных слов, просмотр иллюстраций, видеоматериалов. Разговор с ребенком о книге не должен быть назидательным. Можно помочь малышу раскрыть всю глубину текста, но выводы лучше предоставить сделать ему самому. И отнестись к этим выводам с уважением. О чём это произведение? Почему оно так названо? Чем эта книга отличается от всех остальных? В чём её глубинный смысл и её оригинальность? Следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много, они должны помогать увидеть, рассмотреть скрытое художественное содержание. К любому художественному тексту можно придумать множество вопросов. А можно найти один, ключевой вопрос, вокруг которого, как по спирали, будет раскручиваться всё произведение. Творческие задания могут быть литературными, изобразительными, социальными; могут быть рассчитаны на индивидуальное выполнение или на работу в группе. Вот несколько примеров, которые дают представление о творческих заданиях: «Нарисуй героя по литературному портрету»; «Изобрази пейзаж по описанию»; «Выберите пять предметов, которые вы взяли бы с собой на сказочный остров». Для коллективных работ ребятам предлагается продумать и сделать костюм Феи, придумать героине имя, сочинить рассказ по опорным словам; прочесть фрагменты произведения по ролям, проявив свои артистические способности и фантазию. Дети получают опыт работы с текстом, формируют и высказывают свою точку зрения.
Многие библиотечные мероприятия включают чтение вслух как составную часть.
Практические задания: 1. Разработка плана подготовки библиотечного мероприятия Этапы подготовки и проведения: · Выбор вида мероприятия · Выбор темы, определение целевого и читательского назначения · Изучение материалов по теме · Выбор книги (книг, автора) · Определение круга заинтересованных лиц, организаций, переговоры с ними · Реклама, рекламная компания · Разработка структуры мероприятия, написание сценария · Подготовка участников мероприятия · Оформление аудитории · Проведение мероприятия, его фиксирование · Анализ эффективности мероприятия · Пропаганда проведенного мероприятия
2. Анализ сценария библиотечного мероприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|