Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сценарий – подробная литературно-текстовая разработка библиотечного мероприятия.




Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Сценарий - это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят или как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие. Сценарий - это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания мероприятия. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода ко второму и т.д., сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий - произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Задача сценариста, а которым в процессе подготовки библиотечного мероприятия является библиотечный специалист, создать оригинальное художественно-просветительное произведение соединением различных образно-выразительных средств: стихов, музыки, песен, театрализованных фрагментов, кино-роликов в единую логическую композицию, подчинённую общему замыслу, теме, идее.

Любое библиотечное мероприятие начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные библиотекарем отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Это могут быть даты рождения, юбилеи писателей и поэтов; презентации литературных произведений; тематические и календарные праздники и многое другое.

Условно, процесс работы над замыслом библиотечного мероприятия можно разделить на несколько этапов: «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала; определение тематической основы, изучение предполагаемой аудитории; поиск дополнительных фактов, поиск реальных героев, работа над документами; отбор художественного материала (отрывки из произведений литературы, стихи, музыкальные произведения и т.п.); выбор формы, поиск сюжет, образной выразительности; работа над сценарием; сценарная запись. Замысел является движущим элементов при отборе фактов, событий, средств, он несет в себе логику будущего сценария библиотечного мероприятия. Замысел представляет собой задуманное автором построение мероприятия, включающее в себя разработку основной мысли и элементы творческого процесса ее воплощения.

Сценарий является литературным произведением, результатом литературного творчества. При разработке и составлении сценария обычно рекомендуется использовать следующую схему:

ü Название. Эпиграф.

ü Форма.

ü Тема, название, идея.

ü Контингент (кому адресовано).

ü Участники (кто проводит).

ü Цели.

ü Оформление и наглядность.

ü Оборудование и технические средства.

ü Дидактический, раздаточный материал.

ü Декорации. Реквизит. Атрибуты.

ü Ход (структура) мероприятия.

 

В основе сценарного замысла лежит правильное определение темы и идеи. Идея - это основной вывод. Мысль, оценка изображаемых событий. Тема обычно задается с самого начала, а к идее, сценаристу следует постепенно подвести участников и зрителей. В библиотечных мероприятиях идея, как правило, имеет культурно-воспитательную основу и для более глубокого ее понимания посетитель может непосредственно включаться в мероприятийный процесс. Комментарии к прочиненному произведению, ответы на вопросы викторины, подготовка презентации по творчеству отдельных писателей или поэтов и другое, обеспечивают понимание темы, а, следовательно, постижение идеи библиотечного мероприятия. Одновременно определяется читательский адрес, для которых готовится мероприятие.

Для мероприятия очень важно выбрать в рамках большой макротемы свою конкретную микротему (например, макротема «День победы» может быть представлена большим количеством микротем). Это позволит максимально полно раскрыть тему, глубже погрузиться в проблему, обсудить и проработать ее со всех сторон. После выбора микротемы определяются авторы и название произведений.

Отбирая литературу для мероприятия, необходимо учитывать её художественную и познавательную ценность. Возраст участников определит авторов, а у автора – круг произведений и поставленных в них проблем, которые доступны именно этой аудитории. Отобранная литература просматривается, изучается, систематизируется с учётом темы мероприятия, возраста детей, круга их знаний. Предпочтение следует отдавать изданиям известных, зарекомендовавших себя издательств.

 

Очень важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия. Выбор формы очень важен. Что вы хотите вложить в данное дело, как вы его назовёте? Иногда именно здесь случаются казусы (Литературный праздник «Детство, опалённое войной», поэтический аукцион «Читая пушкинские строки.).

 

Следующий этап - написание сценария мероприятия и подбор конкурсов и заданий для него.

При подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

Важным элементом сценария является конфликт (столкновение сторон, мнений, сил). Для сценария как литературного произведения важно наличие конфликта художественного, который определяется как «противоборство, противоречие между изображёнными в произведении действующими силами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения – один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и «энергией») развивающего действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них своё сюжетное разрешение».

Наиболее ярко проявляется конфликт между добром и злом. В нём зачастую заключается основная тема, идея сценария.

Важной частью подготовки сценария является подбор иллюстративного материала, отбор художественно-изобразительных средств. Это могут быть аудио- и видеозаписи, репродукции, другие выразительные средства, которые служат более полному раскрытию темы, усилению эмоционального эффекта. Использование мультимедийной технологии значительно обогатит сценарий. Большое внимание следует уделять музыкальному оформлению. Музыка помогает создать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время выполнения заданий. С музыкой легче перевоплощаться, двигаться. Хорошо включить музыку перед началом мероприятия и после него, пока дети встают с мест, уходят.

 

Библиотекарь, готовя массовое мероприятие, также должен подумать об объявлении к началу, рекламе (если неорганизованные дети), продумать, какие нужны плакаты, инвентарь, атрибуты, награды или другую систему оценивания, подготовить книжные выставки. Поскольку одна из главных задач библиотекаря – прививать детям интерес к книге, то на выставках необходимо представлять хорошо изданную литературу, лучшие иллюстрации и фотографии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...