Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровые методы. Методика подготовки и проведения.




В библиотеках появились совершенно новые формы массовой работы, активные и игровые. К активным мы относим те, в которых в отличие от позитивных деятельное участие принимают сами читатели. При посещении позитивных мероприятий — литературных вечеров, обзоров — читатели являются просто слушателями, реципиентами той информации, которую для них подготовили библиотекари. Игра служит средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развития его мотивационной сферы. В игре проявляются и закрепляются новые интересы и мотивы деятельности ребенка.

1. Она свободна. Каждый человек сам принимает решение о своем участии в игре.

2. Игра отличается от обыденной жизни. Она дает возможность выйти временно в иную сферу деятельности. Она украшает жизнь и вследствие этого является необходимой. Игра реализует идеалы коммуникации и общежития.

3. Игра ограничена местом и временем действия.

4. Для игры характерна повторяемость. В нее можно играть много раз.

5. Внутри игрового пространства царит определенный безусловный порядок. Отклонение от него может разрушить ход игры. Практически у каждой игры есть свои правила.

6. Игре свойственны эстетические характеристики. Она имеет склонность быть красивой, в ней наличествуют проявления прекрасного — напряжение, равновесие, сбалансированность, чередование, контраст, вариативность, завязка, развязка, разрешение.

Все эти характеристики свойственны библиотечным игровым мероприятиям и хорошо ложатся на их методику.

К библиотечным играм наиболее близка ролевая игра, которая определяется как «совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли».

Влияние роли на социализацию личности чрезвычайно важно при проведении ролевых игр в библиотеках. Каждый участник исполняет роль в соответствии с целями и задачами игры. Желательно, чтобы роль способствовала развитию личности, повышению самооценки и статуса играющего. Читатель в процессе подготовки и проведения мероприятия готовит роль и проигрывает ее на мероприятии, взаимодействуя с другими читателями, исполняющими иные роли. Роль готовится в течение определенного времени, и уровень ее исполнения зависит во многом от личностных качеств читателей и от той помощи, которую оказывают им библиотекари, консультанты, педагоги и др.

Игровые элементы рекомендуется использовать в различных мероприятиях, проводимых для детей, чтобы создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации, развить умение строить диалог, способствовать формированию образного представления о предмете.

Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон общественного и творческого самовыражения. Игра – это поиск себя в коллективе, обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру, повторение социальной практики, доступной пониманию.

Игра, по мнению психолога Немова Р. Считает, что игра может служить средством формирования и развития у детей многих полезных личностных качеств. В игре проявляются и закрепляются новые интересы и мотивы деятельности ребенка. По мнению Д. Эльконина можно выделить следующие игровые функции:

1. Социализация личности. В процессе игры ребенок приобщается к определенным видам социальных ролей.

2. Познавательная. В процессе игры познается окружающий мир. Примером могут служить игры-путешествия.

3. Компенсаторная. Через игру ребенок имеет возможность реализовывать то, чего они лишены в реальной жизни: свои потаенные желания, комплексы.

4. Развлекательная, рекреационная или функция отдыха.

Большое распространение игровые формы получили в детских библиотеках, где придуманы многие такие мероприятия – театрализация сказок, имитация различных телевизионных передач. Зачастую эти мероприятия носят конкурсный характер и построены на участии самих детей.

Игра-минутка – игровой элемент тематической беседы или урока для переключения внимания детей младшего возраста, отдыха, поддержания их интереса.

Интеллектуальные игры - «Что? Где? Когда?», КВН и другие. Преимущества их в том, что они предполагают соревновательность и проходят в неформальной обстановке. Они дают возможность детям проявить себя и свои знания. Такие игры способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить смекалку и начитанность.

Ситуационная игра – это моделирование практических ситуаций, сочетание элемента игры с определенными знаниями, носит импровизационный характер. Такие игры можно применять для закрепления правовых знаний среди подростков.

Творческие сюжетно-ролевые игры – это не просто развлекательный прием. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом и является способом организации познавательного материала. Такие игры можно применять для закрепления полученных знаний или как психологические тренинги для подростков.

Вид читательской конференции – литературный суд. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.

Вид читательской конференции – пресс-конференция – сюжетно-ролевая игра. Участники распределяют между собой роли представителей прессы и специалистов, которые отвечают на вопросы.

Игры-путешествия. Все они совершаются в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Участники игры пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения. Предварительно дети должны изучить по определенной теме книги, карты, справочники и т.д.

Использование кукол и кукольных инсценировок в продвижении книги и чтения.
Кукольный театр в детской библиотеке выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. Во время спектакля библиотекарь, заинтересовав малышей куклами, должен затем переключить их внимание на книгу и чтение. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги.
Сначала можно использовать в качестве игрового элемента только одну куклу, которая будет главным героем в мероприятиях на различные темы, и, возможно, станет визитной карточкой вашего библиотечного театра. Потом можно организовать театр книги и показывать инсценировки детских произведений и сказок.

Дидактические (дисконтактные) игры – это игры с готовыми правилами. Сюда можно отнести такие развивающие игры: кроссворды, заочные викторины, головоломки, библиографические пазлы, мозаики, лото, домино. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя, без видимого участия взрослого. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.

Игры, имеющие в основе народные, религиозные праздники и обряды. Эти мероприятия имеют яркий позновательный характер, способствуют реализации главной цели массовой работы. Мероприятия должны быть театрализованными, чтобы имитировать обряды., для этого необходимо провести этнографическое исследование с ривлечением специалистов и старожилов. Это способствует возраждению народных традиций и обычаев.

Другой вид иммитационной игры – бытовые, праздничные сцены прошлых времен, добиваясь в нарядах и оформлении соответствия эпохе (шьют костюмы, разучивают танцы, изучают специальную литературу, репетируют свои роли)

В библиотеках практикуется ряд форм и методов, которые можно отнести к ролевым играм. К ним относится читательская конференция в форме литературного суда. О ней мы уже говорили в разделе «Читательские конференции».

Следующий вид ролевой игры — читательская пресс-конференция. Оба мероприятия можно отнести к имитационным играм. Для них характерно то, что в процессе проведения имитируется какое-либо действо. Читательская пресс-конференция, имитирующая реальную, носит конкурсный характер. Участники разбиваются на две группы и по конкурсной, соревновательной технологии могут называться командами, которые состязаются между собой.

Атмосфера игры, усиленная соревнованием, делает эти мероприятия достаточно привлекательными для молодежи. Наиболее удачно они проводятся среди старшеклассников, учащихся средних специальных учебных заведений и студентов младших курсов вузов. Как правило, для этой игры выбирается определенная тема, которая затрагивает молодежь, является для нее важной, животрепещущей. Это могут быть проблемы занятости, наркомании и СПИДа, экологии, правопорядка, молодежного досуга и т.д.

Следующий вид игр, проводимых в библиотеке, — игры, имеющие я основе народные, религиозные праздники и обряды. Эти мероприятия имеют ярко выраженный познавательный характер, они способствуют реализации главной цели массовой работы. Библиотеки имитируют обряды — свадьбы, крестины, Рождество, Святки и т. д. Кроме того, мероприятия должны быть театрализованными. Имитация обряда предполагает серьезное отношение к оформлению — она обязана соответствовать эпохе и своему прототипу. Нередко библиотеке приходится проводить настоящее этнографическое исследование с привлечением специалистов, людей старшего возраста, старожилов, хранителей обычаев для сбора этнографического материала, литературы по теме. Библиотека способствует возрождению народных традиций и обычаев. Участники мероприятия, играющие определенные роли, также приобщаются к изучению этнографии, фольклора, литературы. Чаще всего такие мероприятия проходят в детских, юношеских, массовых муниципальных библиотеках.

Другой вид имитационной игры — бытовые, праздничные сцены прошлых времен. Здесь можно вспомнить, что молодых людей сейчас все больше привлекает история. В России уже немало клубов, участники которых все свое свободное время посвящают, например, рыцарским турнирам, изучая их историю, своими руками мастерят себе полное вооружение, добиваясь точного соответствия эпохе.

Большее распространение игровые формы получили в детских библиотеках, где придуманы многие такие мероприятия — театрализация сказок, имитация различных телевизионных передач. Зачастую эти мероприятия носят конкурсный характер и построены на участии самих детей.

Использование кукол и кукольных инсценировок в продвижении книги и чтения.
Кукольный театр в детской библиотеке выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. Во время спектакля библиотекарь, заинтересовав малышей куклами, должен затем переключить их внимание на книгу и чтение. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги.
Сначала можно использовать в качестве игрового элемента только одну куклу, которая будет главным героем в мероприятиях на различные темы, и, возможно, станет визитной карточкой вашего библиотечного театра. Потом можно организовать театр книги и показывать инсценировки детских произведений и сказок.

Методика подготовки и проведения: выбор темы, определение целей, задач, читательское назначение, написание сценария, выбор иллюстративного и игрового материала, подготовка участников, оформление аудитории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...